Эксперты оценили итоги формирования маршрутной сети Нижегородской агломерации
3 июня 2025 года, 15:17
В столице Приволжья завершено формирование основных маршрутов общественного транспорта.

Фото: Центр развития транспортных систем
Экспертная группа по работе общественного транспорта подвела итоги окончания основного этапа формирования новой маршрутной сети Нижнего Новгорода, а также рассмотрела ход реконструкции трамвайной инфраструктуры.
По словам заместителя министра транспорта и автомобильных дорог региона Дениса Рябинина, 26 мая в столице Приволжья завершено формирование основных маршрутов общественного транспорта. Уже в рамках программы дальнейшего развития, учитывая объединение Нижнего Новгорода и Кстова, будет скорректирована сеть межмуниципальных маршрутов, которые ранее связывали эти два города. В первую очередь, летом появятся городские маршруты из «Окского берега» и Зеленого города, следующие в Верхние Печеры.
Что касается произошедших изменений в маршрутной сети Нижнего Новгорода, заместитель министра напомнил членам экспертной группы о предложении проектного института АО «Стройпроект», изначально разрабатывающего маршрутную сеть, фактически полностью закрыть маршруты, обслуживаемые частными перевозчиками. Учитывая мнения жителей Нижнего Новгорода, отменено в итоге было только пять дублирующих маршрутов, пассажиропоток с которых наиболее безболезненно перераспределился на электробусы, метро и другие маршруты. Важным итогом формирования новой маршрутной сети было названо значительное усиление контроля за пассажирскими компаниями.
«Обновляется подвижной состав, уходят в прошлое гонки между автобусами, частные перевозчики стали более тщательно подходить к соблюдению расписания. С одной стороны, они получают доплату за транспортную работу в соответствии с государственными контрактами, с другой — за невыполнение рейсов перевозчики подвергаются штрафным санкциям. Контроль в данном направлении будет только усиливаться. Мы рассчитываем, что перевозчики приняли предложенные условия работы и будут их выполнять. Главной нашей общей задачей остается улучшение условий работы водителей, привлечение их в пассажирские компании», — заявил Денис Рябинин.
Член экспертной группы, уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Оксана Кислицына отметила, что в ее адрес стало поступать гораздо меньше обращений, связанных с работой общественного транспорта в часы пик. Подвижной состав, который выходит на маршруты, гораздо лучше того, что когда-то был, считает она.
«Как сормовичка особо отмечу работу маршрута №90 и трамвайных маршрутов, которые обеспечивают транспортную связь для самых удаленных точек Сормовского района. В то же время остается проблема с работой общественного транспорта в вечерние часы пик, необходимо улучшать информирование граждан, в том числе через „умные остановки“», — отметила Оксана Кислицына.
На работу транспорта в вечернее время обратил внимание и член Общественной палаты Нижегородской области Валерий Камальдинов.
По словам Дениса Рябинина, сбои в соблюдении вечернего расписания связаны, прежде всего, с нехваткой водителей и жесткими требованиями законодательства в отношении режимов их труда и отдыха.
«Между сменами работы водителей должно пройти не менее 12 часов, прежде чем они снова могут приступить к управлению автобусами. Поэтому сейчас объективно сложно найти необходимое число водителей на вторую смену, не оголив утренний час пик. Тем не менее, в летний период, когда дорожная ситуация становится более благоприятной, частично эта проблема будет решена за счет перераспределения транспорта с первой на вторую смену», — сообщил Денис Рябинин.
Он добавил, что в связи с произошедшими в последнее время изменениями названий маршрутов общественного транспорта на узловых остановках будет размещена информация о направлениях движения маршрутов и о возможности добраться до различных точек города. Кроме того, в администрацию Нижнего Новгорода будет направлено обращение об изменении бумажных маршрутных указателей на «умных остановках».
Что касается реконструкции трамвайных путей, стоит задача практически завершить в этом году модернизацию в нагорной части Нижнего Новгорода. По словам директора ООО «Экологические проекты» Евгения Грабовского, подрядчик в этой части города выполняет реконструкцию даже быстрее, чем это предусмотрено планом производства работ. Это стало возможным благодаря дополнительной мобилизации трудовых ресурсов. С учетом такой возможности подрядчик выходит на работу и в заречную часть, где уже начал реконструировать участок в Автозаводском районе — от Малышева до Гнилиц.
«Мы рассчитываем, что в результате этих усилий до конца года завершится работа на маршруте №8. Что касается маршрута трамвая №417, планируется, что движение на реконструируемом участке будет восстанавливаться в течение 4−5 месяцев», — отметил Евгений Грабовский.
По его словам, на участке маршрута №8 идет обкатка трамваев с целью восстановления движения до трамвайного кольца «Малышево» на текущей неделе. Заканчиваются работы на пересечении улиц Малой Ямской и Красносельской. К сентябрю планируется завершить перекладку участка на Зеленском съезде, а к ноябрю — на Чернопрудском кольце.