Владимир Толстиков — о выставке «Пантикапей. Из прошлого в будущее»
2 декабря 2025 года, 10:06
Куратор выставки «Пантикапей. Из прошлого в будущее» дал интервью «Волге 24»
Куратор выставки «Пантикапей. Из прошлого в будущее» Владимир Толстиков в интервью на телеканале «Волга 24» рассказал о выставке.
- 15 ноября в «Арсенале» открылась выставка «Пантикапей из прошлого в будущее» (0+). Расскажите, как возникла идея.
- Эта идея летала в воздухе, что называется, потому что приближался юбилей нашей экспедиции. Она была основана в 1945 году по инициативе профессора Владимира Дмитриевича Блаватского, профессора Московского университета. Им была разработана первая программа раскопок Пантикапея — крупнейшего античного археологического памятника на территории современной России. Площадь этого городища Пантикапей, федерального значения памятника, составляет более 126 гектаров. Доступно для исследования примерно 60 гектаров, потому что большая часть древнего города застроена современным городом-героем Керчи. И вот в 1945 году на руины города, буквально, поскольку он был весь разрушен абсолютно нацистскими захватчиками, прибыла наша экспедиция, разместилась в полуразрушенном здании Керченского музея древностей. Это, кстати говоря, практически самый старый музей на территории России, за исключением государственного эрмитажа, но Эрмитаж — это дворцовый музей для элиты, а это первый общественный музей. Именно в 1826 году был основан Керченский музей древности. На будущий год он отмечает свой 200-летний юбилей. И вот в разрушенном, полуразрушенном здании этого музея, коллекции которого были частично эвакуированы, а частично разграблены нацистами, наша экспедиция сделала свои первые шаги. Удивительно, что именно в первый год раскопок, в 1945 году, в августе месяце, были открыты базы колонн храма, который потом был атрибутирован профессором Блаватскиным, как храм Аполлона, врача-основателя Пантикапея, главного бога-покровителя. Были найдены другие замечательные находки, и вот этот первый импульс, который был дан тогда, он продолжается по сей день. Мне довелось 4 года, 3,5 года быть слушателем в семинаре профессора Блаватского. Я его считаю одним из своих учителей. Эти занятия дали очень много, и через экспедицию прошли выдающиеся советские и российские ученые. Целая плеяда специалистов, которая затем составила цвет нашей античной и другой археологии, других направлений археологии. Так что Пантикапей стал такой кузницей, школой для будущих археологов. Именно профессором Блаватским были разработаны полевые документы, то есть документы, в которых фиксируются находки, и мы до сих пор пользуемся этими документами. Естественно, они развиваются, модифицируются нами, но основа заложена была профессором Блаватским. Вот таковы истоки в самых кратких словах, как говорится.
- Невероятно. То есть, можно сказать, что выставка, которая сейчас открылась в Арсенале, она готовилась практически 80 лет.
- Во всяком случае, мы подводим итог восьмидесятилетней работы, действительно, от первых шагов. На выставке представлены не только материалы, которые поступили после 1945 года, но мы старались показать предысторию раскопок Пантикапея, дореволюционную историю раскопок Пантикапея. Здесь, благодаря участию государства Эрмитажа, который предоставил замечательные, очень редкие экспонаты и документы, мы показываем, что было до нас, какую эстафету, что мы приняли и как понесли ее дальше.
- Расскажите о самых важных открытиях, которые были сделаны во время экспедиции.
- Мы постарались сделать так, чтобы в экспозиции этой выставки образовалось примерно 5 ключевых разделов. Кроме преамбулы, кроме вступления, что было до нас, мы решили показать, а что мы сделали в течение последних 15 лет. Эти годы оказались очень важными и успешными, потому что раскопки велись на самом-самом верху, на верхнем плато горы Митридат, то есть там, где, как сегодня стало ясно, был основан Пантикапей, первое поселение, Апойкия. Выходцы из Милета, эллины, прибыли на кораблях на это место, оценили его стратегическую и прочую важность, наличие прекрасной бухты, наличие защищенной вершины и основали это поселение. Это предполагалось всегда, но доказательств не было. Наши раскопки, которые длятся именно этого участка 15 лет, показали, что здесь появилось первое поселение, что здесь мы нашли самые древние фрагменты керамики, которые известны в Пантикапее, и они датируются последнюю четвертью седьмого столетия до Рождества Христова. Это тоже предполагалось до нас, но доказательств не было. А теперь появляются постройки наземные, остатки обранительных стен, зданий и, самое главное, большой объем различных типов древнейшей керамики. Изучение этой керамики заняло длительный период. Мы очень старались, мы не хотели говорить пустых слов. Изучение заняло десяток лет, мы изучали литературу, мы консультировались со специалистами и зарубежными, и с отечественными, как говорится, перелопатили огромное количество источников, и мы убеждены, что-то, что мы нашли, это последняя четверть седьмого века до нашей эры.
- Это невероятно. Владимир Петрович, вы уже начали рассказывать о разделах выставки, давайте поговорим о том, как она устроена концептуально.
- Каждый раздел обозначен, подобрана очень интересная и грамотно подобрана цветовая гамма выставки, потому что, как мы знаем, арсенал — это кирпичные стены, кирпичная кладка историческая. На фоне ее стоят цветы голубого цвета, один из основных цветов античных, черные панели, белые и терракотовые. И все это в совокупности создает атмосферу античности.
- Расскажите о главных экспонатах.
- Вот самый главный экспонат — это как раз та керамика древнейшая, которую мы нашли. Несколько находок для того, чтобы показать, сравнить, мы получили из других музеев. Они выставлены тоже рядом с нашими находками. Это так называемые чаши с птицами. Птицы изображены графически, очень примитивно, на первый взгляд. И корпуса этих птиц, скажем так, показаны сеткой, сетчатым орнаментом. Такой декоративный прием. Такие же птицы найдены и нами, а это абсолютно точное доказательство, что это именно седьмой век до нашей эры. В экспозиции представлена совершенно уникальная вещь, предоставленная государственным армитажем. Это знаменитая айнахоя, сосуд, кувшин из погребения на Темир-горе. Ничего древнее этого сосуда в науке античной в нашей стране не существует. Еще до основания Пантикапея и до основания Таганровского поселения, откуда происходят вот эти тоже птички, специально показанные в экспозиции, эта доэволюционная находка, она была сделана в Кургане, расположенном примерно в 15 километрах от центра города Керчи, на Темир-горе, так называемый. Это древний скифский курган, сохранение скифское, и в нем найдена была милецкая расписная айнахоя, покрытая соответствующим орнаментом из животных. Удивительно тонкая работа, фантастически тонкая работа. Она хранится еще с доэволюционных лет в Эрмитаже, и сегодня этот абсолютно уникальный редчайший сосуд украшает нашу выставку. Он как бы рубеж, с которого начинается античность на Босфоре.
- Владимир Петрович, нужно ли зрителям как-то подготовиться к этой выставке?
- Я думаю, что, по моему мнению, нужно прийти просто, окунуться, посмотреть, а потом еще раз прийти, уже прошедшим определенный путь, и еще раз посмотреть внимательно. Там очень много мелких экспонатов, которые невнимательный посетитель просто пробежит, пройдет, но внимательный он на них обратит внимание, и они раскроются перед ним, потому что ничего другого нигде не найдешь. И два слова, продолжим потом разговор, но отдельно целая группа наших специалистов, совместно с специалистами из Арсенала, подготовили целый отдельный детский слой. То есть, выставка рассчитана не только на взрослых посетителей, но огромное количество, как бы сказать, мероприятий заложены в фундамент этой выставки именно для детей. И будет очень интересно, когда они будут участвовать в этом историческом детективе.