Людмила Штепанова — о наборе качеств, которыми должен обладать актер
12 сентября 2025 года, 10:21
Актриса Нижегородского театра драмы им. Горького дала интервью.
Актриса Нижегородского театра драмы им. Горького Людмила Штепанова в интервью на телеканале «Волга 24» рассказала о наборе качеств, которыми должен обладать актер.
- Расскажите, какой человек становится актером? Наверняка есть какой-то определенный набор качеств, которыми он должен обладать.
- Хороший вопрос. И трудный вопрос. Когда вы его задали, я даже села, на листочке начала расписывать, не просто ведь всё. Есть внутренние качества, а есть внешние качества. Я думаю, что всё равно природа играет определяющую роль. Внешнее, то, что видят все. Обаяние, умение быть заразительным, когда человек любит, чтобы на него смотрели, и на него сразу смотрят. Что ещё? Пластичность, умение быстро среагировать на какую-то ситуацию, на любое изменение во внешнем каком-то мире или в собеседнике. А есть внутреннее, которое не видно, которое человек не транслирует во внешний мир, но в котором присутствует качество. Это умение удивляться, это для себя открывать что-то необычное во всяких обычных вещах, умение заинтересоваться, причём заинтересоваться так, чтобы на какую-то простую вещь, которая кажется совершенно обычной, человек может всё своё внимание сконцентрировать и фантазию подключить, и сделать её такой для себя необычной, что все вокруг, 300 человек, 400 человек будут смотреть тоже, как ты занимаешься какой-нибудь простой штукой и думать «О, как здорово!» Какая-то увлечённость, дисциплина. И, мне кажется, ещё постоянный поиск внутреннего развития, внутреннего смысла и разговор вообще с миром, с предметами, с людьми, какой-то более глубинный.
- Ещё, мне кажется, знаете, нежелание осуждать кого-то, потому что, когда мы осуждаем, мы закрываемся от человека, а когда у нас есть вот этот живой интерес, тогда мы можем понимать его мотивы поступки. Наверное, это очень важно для актёра.
- Ну, открытость. Я бы сказала, что это открытость. Открытость всему, открытость людям, открытость новым эмоциям и умение выразить. Актёр — это вот от слова «акт», «действовать». То есть он должен уметь выразить. Навыки, то, что потом приобретается, когда человек идёт в театральное училище или сначала в детские студии. Он учится своё внутреннее, вот то, что он чувствует, вот этот богатый внутренний мир, как-то выявлять, проявлять и уметь выразить то, что ты сейчас хочешь: мысль, эмоцию, чувство, облечь это в какую-то форму.
- А почему вы пошли на сцену?
- Ну, наверное, в детстве я любила привлекать к себе внимание. Ну, как все дети мечтают стать артистами.
- Расскажите про свой путь. С чего это началось? Вот это началось, получается, с желания привлечь внимание?
- Началось, да, как обычно, с переодевания в какие-то дома костюмы.
- Мамины каблуки.
- Да, да, всё такое. Детские фотки в цыганских нарядах. Потом мне повезло, в 13 лет я поступила в студию «Притюзи». Тогда Олег Белов, режиссер, только что приехал из Новосибирска, и он решил создать хорошую детскую студию в Нижнем Новгороде. И, наверное, это была такая самая первая большая театральная студия, где с детьми реально занимались самые крутые педагоги на тот момент вообще, которые были в городе. Я очень благодарна этой возможности встретиться с этими людьми. Потом театральное училище, потом РАТИ-ГИТИС, актёрский факультет, и режиссёрский факультет уже в Щукинском институте.
- А потом Нижегородский театр драмы?
- Нет, сначала был Кировский театр, театр на Спасской. И у меня там брат-актёр, и я поехала к нему на премьеру спектакля, и мне что-то так понравилось. Я пошла прямо к директору и сказала: «Я хочу в ваш театр». Он: «Окей, я вас видела в ваших выпускных спектаклях». Приехала в Нижний, сказала, я уезжаю в Киров, и поехала в Киров работать.
- Людмила, расскажите, как актёр выбирает между комедией и драмой? Ведь кто-то идёт в театр комедии, а кто-то идёт в драматический. Может быть, это связано как-то с типом личности?
- Может быть, связано с типом личности. Или это какие-то природные данные. Кто-то юмор понимает, кто-то не понимает. У каждого свой юмор. Кто-то чувствует, может найти смешное в каких-то тоже простых вещах, А кто-то не может. У кого-то сильная внутренняя структура, героическая, там, страдануть или как-то там, наоборот, справиться с ситуацией. А кто-то может также страдануть, но он сделает это с какой-то внутренней иронией, с внутренним каким-то юмором, с другим взглядом, и тогда это и смешно, и грустно, и здорово. Вот те, которые умеют быть смешными на сцене, мне кажется, они фору дадут тем, кто не умеет.
- Расскажите о вашем театре «Кварта». Как возник этот проект?
- Проект возник два года назад. Мы тогда еще не назывались «Квартой». С прекрасными артистами театра преображения Аленой Курагиной и Сергеем Топковым мы сделали спектакль по повести Пушкина «Пиковая дама». Назвали его «Анекдот о трёх картах» и обозначили жанр как творческое хулиганство. Так как эти специалисты они не просто актёры, они умеют работать с пластикой тела, причём не просто владеть телом, как все артисты должны уметь: кувыркаются, фехтовать, что-то ещё. Они могут передать через движение какие-то смыслы, образы, смыслы, информацию, то есть это про магию человеческих возможностей. И получился смешной, ироничный, хороший спектакль, который мы не знали, примут или нет, и его как-то раз и приняли зрители. Сначала нам самим просто было смешно, хорошо, забавно, интересно, а потом выяснилось, что это не только нам интересно, забавно и смешно. И дальше мы стали работать с привлечением уже других людей. У нас сейчас три спектакля в репертуаре. Это «Анекдот о трёх картах», «Смотри, Джек бежит» по Роману Кизза «Цветы для Элджернона». Там у нас ещё Рустам Абдурихимов с нами, артист театра драмы. И у нас есть ещё «Шекспир страсти», такой спектакль. Это мы объединили две пьесы Шекспира, сделали из каждой пьесы один акт небольшой. Там тоже много образов, много пластики, много необычных каких-то решений. Это Антоний, Клеопатра и Отелло. И там уже тоже новые артисты. У нас тоже Алина Хакимова, Серёжа Ткачёв.
- Как вы подбираете актёров в свой театр, в вашу труппу?
- Театр — это команда. И мы всё время говорим друг другу, что главное в этой жизни — найти своих. Свои — это те, которые понимают язык… Ну вот я предлагаю, как режиссёр, какой-то определённый ракурс взгляда на материал, какой-то определённый язык. Кому-то это способ существования актёрский. Ну, не так, как непривычный, как мы обычно в своём театре каждый практикуют, а что-то другое интересное. И кому это заходит, кому-то это прям кажется настолько интересным, что он готов тратить на это своё время, тратить силы и дополнительно ещё в это вкладываться и играть это с удовольствием потом. Вот, и у нас вот так, наверное, подбираются свои.
- Тогда вы понимаете, что это ваш человек, если вы с ним совпадаете.
- Да.
- Давайте помечтаем и поставим цель. Как будет выглядеть ваш театр через несколько лет?
- Я бы очень хотела, чтобы, во-первых, наш театр был через несколько лет, чтобы наш репертуар пополнился интересными, хорошими, литературными текстами. Я очень люблю тексты. Я люблю хорошие, глубокие, умные тексты. И делать из них что-то такое интересное в театральной форме. Очень хочется, чтобы он стал таким репертуарным, чтобы мы привлекли каких-то, может быть, новых артистов, поработали с интересными людьми, может быть, потом приглашать режиссёров каких-то интересных. Я бы хотела, чтобы наш театр в нашем городе был.
- Коротко расскажите, вот чем ваш театр важен для нашего города? Что в нём уникального?
- Театр называется «Кварта» — театр разнообразных историй. Небольшим количеством людей мы пытаемся создать наибольшее количество образов, и мы пытаемся эти образы выразить через слово, через пластику, через сценографическое решение, чтобы все было неоднозначно, нескучно, как-то по-новому, интересно, и главное, чтобы это все было со смыслом, чтобы это было глубоко и не поверхностно.