ПятницаПт, 3 декабря 10:56 16+
Сейчас -1 °C Днем 0…+1
USD$ 74,06 ▲0,09 EUR 83,81 ▼-0,03

Законодательное собрание 7-го созыва: новые тренды работы нижегородского парламента

18 октября 2021 года, 12:32

В современных реалиях растет ответственность депутатов за результаты их деятельности.

Законодательное собрание 7-го созыва: новые тренды работы нижегородского парламента

Депутаты законодательного собрания Нижегородской области седьмого созыва приступили к исполнению своих обязанностей. Теперь в нем, как известно, будут работать представители пяти политических партий. На своем первом заседании они избрали председателя, его заместителей, утвердили комитеты, выбрали их председателей и заместителей. Прошла так называемая «раздача портфелей». Процедура формальная и потому внешне спокойная до скучности. Россия прошла уже тридцатилетнюю школу парламентаризма. И мы уже знаем, что после завершения выборов и утверждения избранных депутатов начинается «переговорный торг» между партиями, прошедшими в парламент (в том числе и региональный) за распределение должностей и комитетских портфелей между фракциями. Итоги переговоров предопределены численностью фракций и наличием у фракций соответствующих специалистов. Никаких сюрпризов. Все тихо и спокойно. Новый состав депутатов приступил к совместной работе с правительством по решению региональных проблем.

Хотел бы обратить внимание на один момент. Нам исподволь внушается, что парламент — это место борьбы с исполнительной властью, место беспощадной критики власти, место, где звучит голос представителей народа в его защиту. Ностальгически вспоминаются парламенты начала 1990-х, когда население ночами смотрело политические спектакли. Ни один сериал не собирал таких аудиторий. Вспоминают события пятилетней давности, когда первое заседание Заксобрания шестого созыва было сорвано группой «городских» депутатов. Вот уж действительно ожидание скандала, уверенность, что парламент — это политический театр. Запасайтесь попкорном, господа! А спектакль-то не состоялся. И сразу выводы, что парламент «ненастоящий», что оппозиция «ненастоящая». И не важно, что в ходе политических спектаклей остаются и накапливаются нерешенные проблемы. Спектакли 90-х годов закончились распадом СССР, расстрелом парламента и экономическим крахом. Спектакли регионального уровня привели к откату нижегородского региона с позиций третьей столицы.

Постепенно приходит понимание, что задача парламента и депутатов — не просто дискутировать по актуальным вопросам, а задача парламентариев — выработать наиболее грамотный и эффективный вариант решения конкретной проблемы с учетом максимально возможного спектра мнений. Другими словами, задача решать проблемы в интересах всех нижегородцев. То есть, смысл работы депутатов не в борьбе с властью, частью которой они сами являются, а смысл в совместной деятельности с исполнительной властью по эффективному решению проблем. Я уже писал, что в связи с изменением партийной парадигмы «Единой России» на социальную проблематику коммунистам и социалистам ничего не остается, как только стать партнерами «ЕР», привнося в ее предложения свое видение, видение своего электората. Населению нужна не война партий, ему нужна комфортная среда для жизни, рабочие места, достойная жизнь.

Также постепенно приходит понимание, что депутатская деятельность — это деятельность профессиональных политиков, а не представителей общественности. Уровень законотворческой деятельности напрямую зависит от профессионализма депутатского корпуса. Неслучайно сегодня обсуждается вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство о депутатах. Предложено, чтобы избранные депутаты работали на профессиональной постоянной основе. Это потребует увольнения с основного места работы. В большинстве стран мира именно такой порядок и существует. Невозможно быть эффективным депутатом по совместительству. Думаю, тогда и состав депутатского корпуса изменится кардинально. Представители бизнеса, чиновники, руководители предприятий будут вынуждены сделать сложный выбор: надо ли становится профессиональными политиками.

В связи с этим, хотел бы подчеркнуть два момента.

Первый. Происходит существенное переосмысление понятия оппозиционности. Оппозиционность — не что иное, как иной взгляд, иное видение пути решения проблемы. Чаще всего это связано с отражением интересов определенной социальной группы населения, поскольку интересы разных групп могут существенно различаться. Поэтому на первый план выходит поиск пути решения в контексте сопряжения интересов (что и обеспечивается наличием депутатов от разных партий). Но это же предопределяет невозможность требования принятия мнения только и исключительно одной политической группы, особенно, если эта группа представляет мнение меньшинства населения. Школа парламентаризма предполагает не только профессионализм депутатов. Она предполагает умение вести дискуссии парламентскими методами, то есть путем обсуждения в парламенте, в комиссиях, с привлечением представителей правительства и независимых экспертов. Но главным остается необходимость найти наиболее приемлемое и эффективное решение в интересах большинства населения региона. Отсюда следует еще одно необходимое для депутатов качество — умение идти на компромисс. Все решения, принимаемые в парламенте, всегда являются компромиссными.

Отсюда следует еще один вывод: пребывание в оппозиции не освобождает от ответственности за принятые решения. К сожалению, наши оппозиционные партии, находясь в парламентах по тридцать лет, убеждены, что не несут ответственности за результаты работы и сегодняшнюю ситуацию в стране и регионе. Если это так, то у избирателя возникает естественный вопрос, чем же представители этих партий занимаются в парламенте? И нужны ли они там?

Второе. Сегодня пришло понимание того обстоятельства, что необходимо существенно поднять ответственность регионов за ситуацию на своей территории. Как известно, резко выросли объемы федеральной поддержки региональных бюджетов. Достаточно посмотреть на финансирование нашего региона в последние полтора года. Сколько крупных инфраструктурных проектов уже реализовано и сколько прорабатываются для реализации уже с конца текущего года. А это ведет к повышению роли местных депутатов, их умения разрабатывать законодательные акты, стимулирующие бизнес-активность, приток инвестиций и рост собираемых налогов. Одновременно повышается и ответственность наших депутатов за результаты своей деятельности. Перекладывать ответственность на губернатора или на федеральный центр уже не получится. Не получится и работать по принципу борьбы с исполнительной властью.

Именно этому и придется учиться депутатам регионального законодательного собрания нового созыва. Почему-то мне кажется, что у них все получится в интересах нижегородцев. Основы заложены предыдущим составом. Продолжить существующие тренды в развитии региона — вот цель их работы. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, выступая перед новым составом региональных парламентариев, справедливо заметил, что конструктивное взаимодействие продолжится вне зависимости от партийной принадлежности. Он подчеркнул, что готов сотрудничать со всеми партиями, представленными в Законодательном собрании, вне зависимости от численности их фракций. Каждая фракция будет услышана и сможет внести свое видение в предлагаемые решения.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Экономика
Нижегородская область может стать лидером в реализации нацпроектов
Оценку работе по реализации нацпроектов предстоит дать в конце этого года.
Общество
«Пятерочка» поможет исполнить миллион желаний нижегородцев
Новогодняя акция стартовала в магазинах торговой сети.
Экономика
Максим Девяткин: «Развитие гражданской продукции в РФЯЦ-ВНИИЭФ должно идти опережающими темпами»
О планах института рассказывает финансовый директор саровского ядерного центра.
Культура
Реквием по мечте с «Кометой Г» исполнили в нижегородском театре «Комедiя»
Мировая премьера спектакля состоялась в театре 27 ноября.