Охота на щура: в Нижнем Новгороде ловят лесных птиц, не думая об ущербе природе
15 января 2026 года, 10:46
Поймать и продать несколько пернатых — не мелочь, а удар по биосфере.
Фото: Александра Коломиец
Зима — не только холодное и снежное время года, которое радует нижегородцев своей красотой. В этот период в нашем регионе могут появляться птицы, которые в Нижегородской области встречаются очень редко. Большинство горожан видят на улицах привычных синиц или снегирей — их все хорошо знают. Определить вид других пернатых могут люди, которые увлечены птицами и хорошо в них разбираются — бердвотчеры. Это орнитологи-любители, которые не просто любуются птицами, но могут определить вид конкретной особи, знают о местах их обитания, зачастую умеют фотографировать птиц или рисовать их со всеми подробностями.
Среди них — Александра Коломиец, нижегородский художник и графический дизайнер, бердвотчер, участник проекта АртЛуга, популяризатор природной фотографии. На своей странице в соцсети она поделилась большой удачей — ей удалось сфотографировать щуров. Эта птица крайне редко появляется в Нижегородской области, поскольку обитает в северных регионах страны.

Щур. Фото: Александра Коломиец
Однако выяснилось, что некие люди ловят щуров прямо в городе, никого при этом не стесняясь…
Бизнес и ничего личного
К Александре Коломиец обратилась нижегородка Анна, которая зафиксировала факт такой ловли 10 января. Двое мужчин использовали для поимки щуров звуковую приманку и «удочку» (длинный шест с петлей на конце). В городском парке они хотели поймать трех самок и одного самца, для чего приготовили большую дорожную сумку (даже не клетку). Оказалось, что у них есть разрешение на вылов 10-ти щуров.
Чтобы выяснить масштабы бизнеса на диких певчих птицах, корреспондент «Время Н» провела мониторинг объявлений в сети. Только на одном сайте бесплатных объявлений есть минимум 5 продавцов в городе и области, у которых можно купить щегла, жаворонка, снегиря, чечетку, соловья, чижа и т. д. В том числе, предлагаются щуры, которые в Нижегородской области бывают только «налетом» (так орнитологи называют появление птиц в нашем регионе).

Что говорит закон
Ловля диких певчих птиц относится к деятельности, для которой нужно специальное разрешение. Документ выдается министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, где пояснили: птица щур не включена в Красную книгу региона, однако и для ее добычи требуется официальное разрешение.
«В 2025 году министерство выдало всего 6 таких разрешений. Важно учитывать, что закон разрешает добычу щура исключительно в определённый период — с 15 августа по 15 апреля. После завершения деятельности каждый заявитель обязан предоставить отчёт, указав количество добытых особей, при сдаче разрешения», — так прокомментировали запрос корреспондента «Время Н» в ведомстве.
Мнение ученых
Надежда Юрьевна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, член Бюро Союза охраны птиц России, руководитель проекта «Сокровища биоразнообразия Нижегородской области: ищем, изучаем, сохраняем» (реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов) объяснила, почему щуры могут пользоваться популярностью у ловцов птиц.
«Щур — птица крупная и яркая. Самки отличаются серо-желтым оперением, с переходом в оранжевые оттенки. А у взрослых самцов, после второго года жизни, голова, спина и грудь окрашены в малиновый цвет. Чем старше самец — тем ярче птица: взрослые щуры, как ягоды, наливаются ярким цветом с возрастом. Птицы очень заметны на снегу, они не только красивые, но еще и очень доверчивые. Поймать их проще, чем других пернатых», — сказала Киселева.
Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник заповедника «Нургуш», председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Витальевич Бакка обращает внимание на определенные тонкости российского природоохранного законодательства.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «О животном мире», пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов. Это значит, что разрешение на ловлю птиц должно выдаваться с учетом данных о популяции этого вида в регионе. И на основании имеющихся цифр определяются лимиты — сколько за сезон можно поймать снегирей, синиц, щеглов и т. д.
Но проблема в том, что такими подсчетами в Нижегородской области никто не занимается, данных о количестве того или иного вида птиц нет. Соответственно, непонятны и лимиты на отлов. Получается, что при выдаче разрешений никто не может оценить размер ущерба природе.
Вторая сложность: нельзя точно проверить, сколько птиц поймал обладатель разрешения. Документ выдается на несколько месяцев, отчитывается о количестве пойманных птиц человек сам, когда приходит в Минлесхоз и сдает разрешение. Предприниматель, который строит свой бизнес на продаже пернатых, за этот срок может поймать сколько угодно и каких угодно птиц. А браконьеры и вовсе обходятся без разрешений, уповая на то, что их никто за руку не поймает, особенно в сельской местности.
Природоохранное законодательство в России совершенствуется каждый год, но получается, что на практике некоторые аспекты выполнить невозможно. Не поставишь же к каждому ловцу птиц отдельного сотрудника, который будет следить, чтобы тот не превысил лимит по количеству пойманных особей. Чем и пользуются предприниматели, которые ничего не создают, а только отнимают у природы.
Эффект бабочки
Щуры — часть огромного паззла под названием «природа». Они и так крайне редко бывают в Нижегородской области, чтобы их еще и вылавливать. Эти птицы могут стать жертвой нечистых на руку дельцов, как это уже произошло с белой лазоревкой из отряда синиц. Маленькая птица в бело-голубом окрасе — коренной житель Нижнего Новгорода, она занесена в Красную книгу России. На протяжении многих лет в нашем регионе белую лазоревку ловили так активно, что сейчас ее популяция в пригородах составляет всего порядка десяти семей (областная оценивается в 50−100 пар). Достаточно поймать еще две-три семьи, и эти нарядные птицы в Нижнем Новгороде и близ него исчезнут.

Белая лазоревка. Фото: Павел Шуков
«Щуры не прилетали в наш регион очень давно и то, что они появились этой зимой — большая удача. Но ловля этих доверчивых птиц может стать одной из причин, почему снова щуры у нас не появятся. Они просто выберут другой регион, где будет безопасно и есть еда», — говорит Сергей Витальевич Бакка.
Кто-то скажет: «Ну подумаешь, несколько птиц! И вообще, певчих пернатых раньше ловили и держали в клетках, ничего страшного». Но в природе все взаимосвязано: сокращение популяции одного вида ведет к росту других видов животных, нарушается общий баланс биосферы. А человек — ее часть, мы просто не осознаем, насколько сильно зависит наша жизнь от тех же птиц.
Эту зависимость можно объяснить предельно просто. Чем меньше лесов — тем меньше птиц. Чем меньше птиц — тем больше насекомых, в том числе вредителей. Чем больше вредителей, тем ниже урожаи. Чем ниже урожаи — тем меньше еды.
А ведь леса в мире сокращаются катастрофическими темпами, расчет количество земель, которые не пригодны для сельского хозяйства. Площадь лесов сокращается ежегодно на 8 млн гектаров, на душу населения сейчас лесных массивов приходится меньше в два раза, чем 40 лет назад. Ученые все чаще говорят, что прямо сейчас на Земле началось шестое массовое вымирание. Список безвозвратно исчезнувших животных пополняется ежегодно.
И щуры, и белые лазоревки, и снегири — часть мира, от полноты которого зависит жизнь каждого homo sapiens. Исчерпав природные ресурсы, человек превратит Землю в безжизненную каменную глыбу. А запасной планеты у нас нет.
P. S. 15 января нижегородка Анна вновь заметила ловцов птиц на том же месте — они вышли на охоту за пернатыми…
Автор: Ольга Иваненко