ЧетвергЧт, 16 мая 21:12 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,26 ▼-0,10 EUR 98,83 ▲0,16

Нижний Новгород снова оказался без высокоскоростной магистрали

10 августа 2023 года, 16:15

Протяженность высокоскоростных магистралей в Китае более 30 тысяч км, а в России — 0 км.

Нижний Новгород снова оказался без высокоскоростной магистрали

5 сентября будет открыто движение по первому участку платной автомагистрали М-12, которая проходит по территории Нижегородской области в районе Арзамаса. Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань снова отложен на неопределенное время. Большой бизнес вновь одержал победу над государственными интересами.

Думаю, никто не будет спорить, что отсутствие в России высокоскоростных магистралей (ВСМ) становится тормозом экономического развития страны. Мировой опыт убедительно доказывает, что быстрый взлет осуществляют те экономики, где построены и развиты ВСМ. Но прежде всего надо уточнить само понятие ВСМ. Знаю людей, которые искренне считают, что «Сапсаны» и «Ласточки» являются высокоскоростными поездами. Однако это ошибочное мнение. Эти поезда двигаются со средней скоростью 160 км/час. Сапсаны на отдельных участках октябрьской железной дороги до 250 км/час.

С такой скоростью поезда перемещались уже в начале 60-х годов прошлого века. Безусловно, если сравнивать, что памятный многим нижегородцам скоростной поезд «Буревестник» преодолевал расстояние от Горького (как тогда назывался Нижний Новгород) за 6−7 часов, а сегодня «Ласточки» преодолевают это расстояние менее, чем за 4 часа, то для нас это уже достижение.

Однако ВСМ — это тот железнодорожный транспорт, который способен перемещаться со скоростью свыше двухсот пятидесяти километров в час. Нормальная скорость для такой магистрали — 250−350 километров в час. «Сапсаны», которые сегодня курсируют между Питером и Москвой, используют модернизированный путь. Самая большая скорость, которую они развивают, не превышает 250 километров, и то лишь на некоторых отрезках. Средняя же скорость движения поездов — не выше 200 километров в час.

Очевидно, что современные высокоскоростные поезда по старым модернизированным путям не могут двигаться с более высокой скоростью, ибо это будет небезопасно. Но и обычные, не высокоскоростные поезда на высокоскоростной магистрали не смогут развить высокую скорость. Таким образом, ВСМ — это и новые пути, которые по факту будут проходить параллельно существующим, это новый подвижной состав (поезда и вагоны). То есть, это строительство, создание и эксплуатация новой сети железнодорожного сообщения.

Проект очень дорогой. И вполне обоснованно звучат возражения финансистов, привыкших считать деньги и их возврат. Говорить о финансовой эффективности или быстрой окупаемости за счет пассажиропотоков не просто ошибочно, а вредно для дальнейшего развития страны. Напомню историю создания Транссибирской магистрали. На момент ее появления говорить о быстрой окупаемости проекта было невозможно. Речь заведомо шла об инвестициях на очень отдаленные периоды возврата. Но правительство того периода понимало, что речь идет не просто о перспективном проекте, а о проекте сохранения России как единого государства.

Думаю, с высоты сегодняшнего дня понятно, что Россию невозможно представить без этой магистрали. Она не просто является важнейшим коридором «Восток-Запад», это не только связь стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой, а это магистраль связывает в единое целое все территории России. Представьте себе, если бы это решение в конце XIX века не было бы принято. России в ее границах, скорее всего, уже бы не существовало. Транссиб позволил создать и укрепить экономические связи между регионами, собрать территорию государства экономически.

Считаю, что это же можно сегодня сказать и о проекте ВСМ. Это сопоставимые проекты по своему влиянию на жизнь страны.

Более того, по оценкам некоторых специалистов, синергетический эффект для экономики России от создания линий ВСМ превысит издержки по реализации этих проектов. Ведь это и новые рабочие места, производство нового подвижного состава и всей инфраструктуры, это новые технологии и материалы. Неслучайно все страны с высокоразвитой экономикой имеют собственные ВСМ. Никто не спорит, что в основе «японского экономического чуда» одной из важнейших составляющих были высокоскоростные магистрали. Япония первой в мире пустила в коммерческую эксплуатацию ВСМ еще в 1964 году. Сегодня в мире, по разным оценкам, построено и эксплуатируется более 42 тысяч км ВСМ. При этом отмечается, что за последние 5 лет протяженность высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры увеличилась более чем в 2 раза.

Самые протяженные и разветвленные высокоскоростные магистрали имеет Китай — более 30 тысяч км. Этот фактор, в том числе, определяет уверенное движение экономики Китая в мировые лидеры. Но меня особо впечатляют те факты, что, например, в Узбекистане в 2016 году реализован проект ВСМ Самарканд — Бухара — Карши, это 740 километров. В Марокко в 2017 году запущена высокоскоростная магистраль — 186 километров с эксплуатационной скоростью 320 километров в час. ВСМ присутствуют во многих странах мира, разного объема, разного качества, разной длины, но обязательно присутствуют — это условие для развития бизнеса и экономики.

В России же до сих пор спорят, надо строить ВСМ или не надо, дорого это или дешево, много ли это нам даст. Согласен с теми специалистами, которые считают, что расчет экономической эффективности высокоскоростных магистралей неверен по определению. Он фактически сразу приводит к появлению ошибочного технико-экономического обоснования, на основе которого принимаются решения об отказе от строительства ВСМ. Поэтому Россия очень далеко отстает в этом отношении от передовых стран.

Скорость принятия решений — это одно из основных конкурентных преимуществ. Справедливо и обратное утверждение: где нет высокоскоростных магистралей, там нет и активного развития экономики. Напомню, разговоры о строительстве российских ВСМ идут с нулевых годов. Первоначально о линии Питер — Москва, потом Москва — Нижний Новгород — Казань, сегодня уже есть предложения о магистрали до Минска. А воз, как говорится, и ныне там. Как не было ни одной, так и нет. А ведь первые проекты утверждали пуск первой ВСМ между Санкт-Петербургом и Москвой аж в 2012 году.

Высокоскоростная магистраль даст возможность нормально экономически развиваться. Для России для экономических связей между регионами высокоскоростные магистрали необходимы. Европа сегодня пронизана высокоскоростными магистралями не только национального порядка — они уже объединяются в единую европейскую сеть.

Для России это тем более важно. И эти магистрали мы должны были строить уже вчера. А мы БАМ строили сорок лет — тянули однопутевую ниточку.

Что касается Нижегородской области, то планируемая магистраль привяжет ее к наиболее экономически развитым регионам России. Таковыми сегодня можно считать Москву, Питер и Казань. Нижний Новгород все больше развивает экономические связи и международные контакты. Для дальнейшего развития городу крайне необходима быстрая связь с другими регионами. А дальше ВСМ должна идти в Сибирь, к следующим крупным центрам — Екатеринбург, Новосибирск, которые также играют значительную роль в развитии страны.

И если мы еще год или два будем решать, строить или не строить ВСМ, строить до Владимира или до Казани, здесь или здесь, — мы просто безвозвратно отстанем.

Чем еще выгодна высокоскоростная магистраль? Да, есть автобаны, есть скоростные автомобили… Но они сжигают топливо, загрязняют окружающую среду, выбрасывают СО в атмосферу. А железнодорожный транспорт работает на электричестве, которое вырабатывается на гидроэлектростанциях, использующих возобновляемый ресурс.

Мы должны связать высокоскоростными магистралями всю Россию, чтобы от Владивостока до Москвы добираться не за неделю на поезде или за бешеные деньги на самолете, а за два — три дня.

Чем еще выгодна высокоскоростная магистраль? Китай сегодня смотрит на нашу страну не только как на большую территорию, но и как на возможность связать Пекин с Берлином и Парижем единой железнодорожной веткой, высокоскоростной магистралью, чтобы проводить не двенадцать дней в пути, а два. Вот что подразумевает Китай, когда говорит о «Едином Шелковом пути». Наша нерасторопность в принятии решений может привести к тому, что в качестве партнера по реализации этого проекта окажется Казахстан, или другие страны азиатского бассейна, готовые обеспечить прохождение китайского пути в Европу через территорию своих стран.

Высокоскоростное движение в настоящее время является необходимостью для развития хозяйственной деятельности и промышленности нашей страны. Железнодорожный транспорт, движущийся со скоростью от 200 до 350 км/ч, экономически выгоден, конкурентоспособен и экологически чист. Это дорога в будущее. И чем быстрее ее построим, тем быстрее будущее придет к нам.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Наталья Савицкая рассказала, как не стать жертвой «молчаливого убийцы»
Из-за высокого артериального давления случается 19% смертей в мире.
Экономика
Программа долгосрочных сбережений даст нижегородцам новые возможности для инвестирования
Это новый сберегательный продукт.
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.