СубботаСб, 15 ноября 12:45 16+
Сейчас  °C
USD$ 81,13 ▲0,53 EUR 95,10 ▲1,40

Нижегородские дороги

19 октября 2022 года, 17:36

В 2021 году Нижегородская область заняла первое место в России по объемам дорожного ремонта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Нижегородские дороги

Раньше у многих разговоры про российские дороги вызывали улыбку и говорили, что «в России две проблемы». Действительно, определенное время автомагистралям не уделялось должного внимания. В объяснение такого положения, можно вспомнить, что в России железная дорога появилась раньше автомобиля и, соответственно, дорог. При наших расстояниях мало верилось в возможность создания автотрасс, сопоставимых по длине с железнодорожными полотнами. Об этом свидетельствует простой факт, из общей протяженности российских автомобильных дорог в 824,7 тысячи километров, протяженность автотрасс федерального значения равна 50,4 тысячи километрам. Это чуть более 6% от протяженности всех российских автодорог.

Отсюда не вызывает удивления и структура перевозок. Согласно статистике, железнодорожный транспорт выполняет 44,4% от общего грузооборота страны, а автомобильный транспорт всего — 4,6%.

В любой стране дороги являются одним из показателей развития экономики. Дороги, транспортная сеть — это кровеносная система экономики. От ее состояния зависят возможности экономического роста. Успехи экономического развития мы видим на примере Японии, которая вся испещрена трассами. А в Китае сейчас дороги строятся такими темпами, какие не снились ни одной из стран мира. Это же доказывает опыт Европы, где после войны первым делом строили именно дороги, а не предприятия. Все германские автобаны созданы благодаря общественным работам — всех безработных направляли на строительство дорог.

Практика показывает, что в условиях быстрой автомобилизации, автомобильный транспорт стал самым удобным и экономичным видом местных перевозок. Однако экономический эффект этих перевозок напрямую зависит от состояния дорог. Последние должны обеспечивать высокую скорость движения и пропускную способность. Сегодня в России 614 тысяч км региональных и местных дорог. Но важно отметить два момента. Во-первых, качество этих дорог зачастую не обеспечивает должную пропускную способность.

Автомобильные пробки, особенно, на въездах в города, давно стали головной болью всех перевозчиков. Во-вторых, по оценкам специалистов, сегодня необходимо иметь автодороги общей протяженностью порядка двух миллионов км. В связи с этим и главные задачи ясны. В первую очередь необходимо привести в нормативное состояние имеющиеся магистрали, а также продолжить строительство новых. Они необходимы для развития регионов и российской транспортной сети в целом.

Сегодня ситуация в области строительства и ремонта дорог кардинально поменялась. В России понимают, что дороги — это кровеносные сосуды экономики, без них она развиваться не сможет, какие бы деньги мы ни вкладывали в производство. В результате был разработан национальный проект «Безопасные качественные дороги». В соответствии с этим проектом, строительство и ремонт дорог сейчас одно из важнейших направлений экономического развития. Не случайно, этот проект лидирует по объемам финансирования среди иных нацпроектов. Результат не замедлил сказаться.

Так, за время реализации нацпроекта БКД в нижегородском регионе была значительно модернизирована дорожная сеть. С 2017 года по настоящее время отремонтировано более 5 000 км автодорог. Причем важно отметить динамику строительства и ремонта. Если в 2017-м было отремонтировано 544 км автодорог и объём финансирования составил 5,8 млрд рублей, то в нынешнем году отремонтировано более 1 100 км с объемом финансирования 16,254 млрд рублей. В Главном управлении автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области отметили, что непосредственно асфальтовые работы по нацпроекту практически завершены. Комиссия приняла уже около 75% дорог.

Пресс-служба регионального правительства в декабре 2021 года сообщила, что Нижегородская область заняла первое место в России по объемам дорожного ремонта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Как отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, большие объемы ремонта удалось выполнить благодаря проведенным заранее конкурсам, что дало возможность подрядчикам рассчитать силы, подготовить технику и необходимые материалы и выйти на объекты сразу, как только позволила погода. Будем надеяться, что и по итогам 2022 года наш регион вновь займет достойное место среди лидеров по результатам работы.

При этом изменилось качество работ. Если еще совсем недавно, подрядчик делал дорогу так, чтобы в последующие годы иметь возможность получать заказы по ее ямочному ремонту. Это провоцировалось, с одной стороны, тем, что на до было обеспечить работой свою организацию на следующий год. А с другой стороны, в бюджете закладывались средства на так называемый «ямочный» ремонт. В бюджете не должно быть статьи «ямочный ремонт», потому что это деньги, выбрасываемые на ветер. Мы сами проектируем эти ямки, ожидая, что дорога через полгода должна стаять вместе со снегом.

Чтобы люди вместо качественной работы не обеспечивали себе занятость в виде будущих подрядов на ямочный ремонт, нужно иметь перспективный план развития дорог в области, и любой подрядчик должен знать, что если он в этом году хорошо сделал дорогу, в следующем есть перспектива сделать дорогу в соседнем районе.

В этом смысле сегодня вводится очень правильная практика — если дорога разрушилась раньше обозначенного в договоре времени, подрядчик ремонтирует ее за свой счет, а не за счет бюджета. Тем более, что в соответствии с нормативными документами межремонтными сроками, для обеспечения сохранности автомобильных дорог 3-й и 4-й технических категорий — а именно они составляют основную часть сети дорог регионального значения — ремонт необходим через каждые 6 лет, а капитальный ремонт — через каждые 12 лет.

Думаю, что нижегородцы обратили внимание, что в Нижегородской области дороги приобретают качественный вид. Мне не так давно пришлось проехать по пяти соседним областям, и могу сказать, что нижегородские дороги отличаются в лучшую сторону от дорог, например, ярославских и ивановских. Опыт показывает также, что решение проблемы дорог решает и проблему дураков. Пока нет дорог — дураки имеют преимущество, с появлением дорог они его теряют.

Хочется обратить внимание, что раздаются предложения увеличить объемы строительства новых автомагистралей за счет частных инвестиций. Такое решение приведет к развитию в России сети частных платных дорог. В частности сейчас идет строительство, в том числе и по территории нашей области, скоростной автомагистрали М12. Строительство этой автомагистрали Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург даст возможность нашему региону включиться в общероссийскую транспортную систему. Таким образом, у нашего региона появляется возможность заявить о себе на федеральном уровне в качестве одного из ведущих российских центров инвестиционного проектирования.

Однако, я уверен, что в условиях России, ее грандиозных расстояний, такой подход не решит проблему, поскольку платные дороги на больших расстояниях будут неоправданно дОроги, а на небольших участках — нерентабельны. Намного эффективнее модернизировать существующие дороги путем добавления дополнительных полос и внедрения систем обеспечения безопасности на дорогах.

В нашей области также остается еще немало задач в рамках проекта «Безопасные качественные дороги». Никитин напомнил, что к 2024 году, согласно целевым показателям нацпроекта, доля дорог Нижегородской области, соответствующих нормативному состоянию, должна составлять не менее 40,52%, а в границах нижегородской агломерации — не менее 85%.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Рекомендуем
Общество
Интернет в Нижегородской области теряет свою мобильность
Ограничения его работы будут продолжаться, пока существует угроза безопасности.
Спорт
Джеффри Монсон провёл мастер-класс для спортсменов в Нижнем Новгороде
Его участником стал министр спорта региона Дмитрий Кабайло.
Общество
Эндокринолог Наталья Подпругина: диабет стремительно «молодеет»
Врач рассказала, что можно и чего нельзя при сахарном диабете.
Общество
Мистический Нижний Новгород: Топ-5 загадочных уголков города
Какие тайны и легенды хранят исторические объекты в столице Приволжья.