СубботаСб, 20 апреля 04:30 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,44 ▼-0,65 EUR 99,58 ▼-0,95

Городская агломерация как общемировой тренд развития

29 ноября 2021 года, 08:36

Нижегородская агломерация в перспективе сможет расшириться за счет региональных агломераций.

Городская агломерация как общемировой тренд развития

Что такое агломерация

Сам термин пришел к нам из латыни, где «agglomero» значит «присоединяю». Таким образом, городская агломерация — это тесно связанные между собой группы поселений. Чаще всего это крупный город и окружающие его в радиусе 100 км населенные пункты.

Создание и развитие городских агломераций — мировой тренд. За последние пятьдесят лет уровень урбанизации повысился в несколько раз. Города растут, постоянно раздвигая свои границы, и поглощая близлежащие поселения. Шаг за шагом на месте прежних крупных городов-мегаполисов возникают агломерации. Самые большие агломерации мира разрослись настолько, что численность их населения превосходит численность населения многих стран. Агломерации бывают моноцентрические и полицентрические. Моноцентрические формируются вокруг одного центра. В полицентрических агломерациях может быть два и более центров, но с преобладанием все-таки одного самого крупного.

По оценкам специалистов, сегодня на планете всего 37 агломераций с населением, превышающим 10 млн человек.

Взаимосвязь входящих в агломерацию населенных пунктов характеризуется тремя факторами:

— транспортная доступность. Жители спокойно перемещаются внутри агломерации общественным и личным транспортом;

— большое количество людей ежедневно ездит в город на работу, учебу или за покупками;

— большой процент населения занят в промышленности, а не в сельском хозяйстве.

Границы агломерации определяются достаточно условно. Считается, что они совпадают с границами сплошной застройки. Сегодня их определяют по световому снимку. Для этого делают ночной снимок города сверху и определяют, где заканчивается сплошной свет. Именно таким методом определили самые крупные городские образования в мире.

Самые большие агломерации

Первое место занимает столица Японии Токио. Население составляет более 37 млн человек. Второе место прочно удерживает Джакарта. В ней проживает порядка 32 млн жителей. На третьем месте Дели, в котором проживают 27 млн человек. В десятке представлены также Манила, Сеул, Шанхай, Мумбаи, Нью-Йорк, Пекин и Сан-Паулу. В каждой из этих агломераций числится более 20 млн человек. Москва занимает 15-е место. В ней проживает около 17 млн жителей.

Агломерация: плюсы и минусы

Агломерации выгодны с точки зрения формирования емкого рынка с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки). Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным.

Этим объясняется наличие негативного отношения к проблеме становления и развития агломераций. Особенно остро это проявляется в России. Наличие огромных неосвоенных и практически незаселенных огромных площадей рассматривается как потенциальная реальная угроза утраты ряда территорий. Мне представляется, что такой подход к проблеме агломераций, формулирует ложную угрозу. Попробую объяснить. Главным показателем эффективности агломераций, как уже было отмечено, является транспортная доступность всех населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Но, одновременно, эффективность самой агломерации в целом определяется наличием транспортных (а значит и экономических) связей с другими агломерациями. То есть Россию должны связать транспортные сети, а вместе с ними и неизбежные в таком случае экономические взаимосвязи. Сегодня наши регионы разъединяет не малочисленность населения, а недоступность многих транспортных услуг. Далеко не каждый россиянин хотя бы раз побывал на Камчатке или Сахалине, проживая в европейской части России. Отсутствие качественных транспортных магистралей, дороговизна авиа и железнодорожных билетов фактически разрывают российскую территорию по принципу недоступности. Сегодня легче и дешевле побывать в Турции, Египте, Европе, чем в некоторых регионах России. Именно развитие агломераций, на мой взгляд, будут способствовать появлению прочных экономических связей и обеспечивает транспортную доступность.

Нижегородская агломерация: сегодня и завтра

В России, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем наиболее перспективными и растущими будут шесть агломераций: Московская, Петербургская, Новосибирская, Нижегородская, Екатеринбургская и Самара-Тольятти. При нынешнем подходе к урбанистике к 2025 году на крупнейшие агломерации будет приходиться 70−80 млн человек.

Одновременно следует учитывать, что в России сегодня 90% городов являются малыми — с населением до 100 тысяч человек. Известно, что Россия испытывает острый недостаток населения. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций. А вот агломерации с населением до 500 тысяч человек будут способствовать комплексному развитию территорий. Значит, нужны региональные центры развития, вокруг которых будут группироваться небольшие города, поселки, деревни.

На прошедшем в ноябре заседании наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России Глеб Никитин представил основные направления развития Нижегородской агломерации. По его словам, модель пространственного и инфраструктурного развития с опорой на Нижегородскую агломерацию была выбрана еще при разработке стратегии социально-экономического развития Нижегородской области в 2018 году. Для решения отдельных стратегических задач, в частности, развития системы общественного транспорта, в состав агломерации включена территория, на которой проживает 65% населения региона и где обеспечивается 75% ВРП.

Согласно решению областного Законодательного собрания, агломерацию вместе с Нижним Новгородом составляют города Кстово, Балахна, Дзержинск и Богородск. Это связанное географическое пространство с единой транспортной сетью, позволяющей жителям этих населенных пунктов свободно перемещаться по всей территории, на которой они располагаются. Жители агломерации получают возможность добираться на работу в любой ее точке. На сегодняшний день новая пассажирская транспортная схема агломерации готова и в ближайшее время будет предложена к общественному обсуждению.

Безусловно, определяющими здесь являются интересы развития экономики региона, поскольку создание такой агломерации позволяет районным центрам не просто присоединиться к ядру агломерации, в данном случае Нижнему Новгороду, но и получить выгоды от такого присоединения — экономические, социальные, транспортные, культурные.

Исторически сложившееся стихийное развитие агломерации привело к тому, что транспортные магистрали работают в режиме перегрузки, нанося экологический урон, обширные территории в историческом центре выключены из деловой и культурной жизни, а в отсутствие магистральной инфраструктуры сдерживается жилищное строительство. Эффективное решение проблемы возможно исключительно на принципах комплексного развития территорий агломерации.

Опыт реализации инфраструктурных проектов в рамках программы подготовки к юбилею Нижнего Новгорода, доказал высокую эффективность реализации крупных проектов именно в рамках агломерации. Это позволяет в полном объеме обеспечивать комплексное развитие территории. В качестве примера можно посмотреть на развитие новых территорий в Ольгине и Новинках.

С учетом предполагаемых объемов строительства была определена потребность в объектах магистральной инфраструктуры электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Результаты анализа, в частности, позволили включить магистральные сети газоснабжения этой территории в инвестпрограмму «Газпрома». Обеспечение устойчивой транспортной связи потребует строительства нового моста через Оку.

В качестве примера и образца при разработке проектов развития Нижегородской агломерации был использован московский опыт. Четкая продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру на годы вперед обеспечивают стабильное развитие Москвы. Именно на базе применения такого подхода нами была сформирована программа развития нижегородской агломерации.

Первая очередь программы включает в себя четыре проекта. Речь идет о редевелопменте территории исторического центра Нижнего Новгорода, что позволит в шаговой доступности от Нижегородского кремля, вместо депрессивных территорий сформировать территорию с активной деловой жизнью. Еще один проект — развитие южных территорий города (Ольгино и Новинки) для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной.

Третий и четвертый проекты — полное реформирование транспортной инфраструктуры, а также проект по развитию особой экономической зоны «Кулибин» в Дзержинске.

По этим четырем проектам совокупная стоимость комплексной программы на ближайшие 10 лет превышает 460 млрд рублей, при этом 57% - это частные инвесторы и ресурсоснабжающие организации.

Одновременно в целях обеспечения транспортной доступности запланировано строительство дублера проспекта Гагарина, трансформация транспортной системы с реконструкцией и строительством новых станций метро, трамвайных путей, а также обновлением почти 1 000 единиц подвижного состава.

Хочу обратить внимание на тот факт, что Нижегородская агломерация фактически предполагает формирование второго центра в Дзержинске. Помимо этого, за пределами агломерации, но в границах Нижегородской области возможно появление еще двух агломераций регионального значения.

В первую очередь это кластер «Саров — Дивеево — Арзамас». После запуска трассы М-12 он станет еще и важным транспортным узлом, а Арзамас превратится в крупную точку притяжения туристов. Реализация проекта позволит восстановить великие православные святыни, а также усовершенствовать и развить городскую и туристическую инфраструктуру.

Не плохие перспективы, по мнению ряда экспертов, еще у одного перспективного регионального центра вокруг Выксы, в которой развивается мощная производственная база, строятся новые заводы с тысячами новых рабочих мест. А вот со строительством жилья и социальной инфраструктуры есть проблемы. Выкса для обеспечения своих производств кадрами, привлекает жителей близлежащих Кулебак и Навашина, а также Мурома. Это создает потенциал появления еще одной агломерации регионального уровня. Отсутствие социальной инфраструктуры в Выксе вынуждает прибегать к вахтовому методу привлечения специалистов из Нижнего Новгорода. В соседних Кулебаках развивается металлургическое производство на заводе «Русполимет». В Навашино на «Окской судоверфи» те же проблемы. Это тем более актуально в плане строительства проходящей в непосредственной близости уже упомянутой трассы М-12.

Таким образом, Нижегородская агломерация в перспективе имеет возможность расшириться за счет региональных агломераций.

Примечательно, что опыт развития Нижегородской агломерации вызывает повышенный интерес в других регионах России.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».