ПятницаПт, 29 марта 12:14 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Опера Глюка «Орфей и Эвридика» впервые прозвучала в Нижнем Новгороде

23 июня 2022 года, 17:19

Ее сюжет основан на древнегреческом мифе.

Опера Глюка «Орфей и Эвридика» впервые прозвучала в Нижнем Новгороде

Пресс-показ нового спектакля «Орфей и Эвридика» Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялся на сцене концертного зала в одном из пакгаузов на Стрелке в Нижнем Новгороде вечером 22 июня, премьеру оперы К.В. Глюка посетила корреспондент ИА «Время Н».

Сюжет спектакля основан на древнегреческом мифе о певце и поэте Орфее, потерявшем жену Эвридику. Интересно то, что при разнообразии репертуара нижегородского театра опера Глюка ни разу не была поставлена на его сцене.

По словам художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета Алексея Трифонова, в ходе огромной исследовательской работы были изучены все доступные редакции оперы, которых до нашего времени сохранилось четыре: венская, парижская, пармская и неаполитанская (последние две в России никогда не исполнялись — прим. ред.).

«„Орфей и Эвридика“ Кристофа Виллибальда Глюка — одна из вершин мирового оперного искусства. В основе нижегородской постановки — пармская редакция, в которой весь музыкальный материал написан Глюком. В спектакль мы добавили несколько моментов из венской редакции, два номера — из парижской и один — из неаполитанской. Таким образом, получилась наша оригинальная версия, но при этом аутентичная и основанная на всех четырех прижизненных редакциях, который сделал Глюк. Исполняется опера на итальянском языке, как прозвучала ее премьера в венском Бургтеатре в 1762 году», — подчеркнул худрук театра Алексей Трифонов.

В спектакле принимает участие большая часть состава оркестра и используются исторические инструменты.

«Моя задача была задействовать большое количество инструментов, доступные нам, и в то же время сохранить шедевр Глюка, используя все возможные редакции. Получилась своего рода компиляция, удалось оставить и танец фурий, и элизиум, и самые интересные арии. Часть музыкальных произведений я переаранжировал, чтобы, например, использовать кларнет. Звучание соответствует духу времени и одновременно сформировавшемуся языку нашего оркестра, готового к различным коллаборациям», — рассказал дирижер-постановщик, главный дирижер Нижегородского тетра оперы и балета Дмитрий Синьковский.

Эффектные и современные задачи решены и в художественном плане. В частности, использовано оборудование теневого театра, а артисты на сцене воплощают образы в сложнейших костюмах, которые выполнили художники Ольга и Елена Бекрицкие.

«Я и Вячеслав Игнатов в первую очередь работаем с формой. Перед нами не стояла задача наполнить сцену бытовыми предметами и конструкциями, поэтому декораций как таковых нет. Некоторые персонажи появляются на теневом экране, балетные артисты овладели искусством теней буквально за месяц, что не может не восхищать. Артистам непросто двигаться в сложных объемных костюмах, но они прекрасно справляются с этим», — рассказала одна из режиссеров-постановщиков спектакля Мария Литвинова.

Особенностью постановки еще является и то, что она идеально вписалась в новое культурное пространство Нижнего Новгорода — пакгаузы. Технические возможности зала, исходя из его архитектурных особенностей, достаточно широкие. Были изготовлены проекционные сетки, установлены сложная система верхней театральной механики и акустический экран, который полностью закрывает стекло, через которое можно видеть Волгу и Кремль в обычном режиме функционирования зала.

По словам заместителя председателя правительства Нижегородской области Олега Берковича, площадка готова к тому, чтобы здесь звучала лучшая мировая музыка.

«Специалисты отмечают, что у нас получился один из лучших камерных залов в стране с отличным звуком. Здесь могут проходить не только оперы, но и балеты. Кроме того, площадка станет домом для фестиваля „Стрелка“ (12+), который пройдет тут в августе», — сказал он.

Нижегородцы смогут увидеть спектакль «Орфей и Эвридика» с 23 по 26 июня в концертном зале одного из пакгаузов на Стрелке.

Режиссеры-постановщики — Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, дирижер-постановщик —  Дмитрий Синьковский, художники-постановщики и художники по костюмам — Ольга и Елена Бекрицкие, хореограф-постановщик — Михаил Колегов, художник по свету — Алексей Хорошев, видео-художник — Андрей Беляцкий.

Действующие лица и исполнители: Дарья Телятникова, Яна Дьякова, Татьяна Иващенко, Анастасия Джилас, Лилия Гайсина, Светлана Ползикова, оркестр театра LA VOCE STRUMENTALE и другие.

Начало — в 19:00. Длительность: 1 час 40 минут. Возрастное ограничение: 18+.

«Орфей — это олицетворение абсолютного искусства. Наша постановка об этом, хотим чтобы зрители погрузились в сон. Если даже они не поймут, о чем эта сказка, то они обязательно получат эстетическое наслаждение», — заключила Мария Литвинова.

Ранее сообщалось, что Нижегородский театр оперы и балета получил премию «Золотая маска».

Справка

Первая постановка оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка датирована 5 октября 1762 года. В этой версии представлена декоративная роль Амура, а выполнение арий главного героя поручено мужскому альту. Счастливое окончание оперы воспевает торжество любви и верности в отличие от концовки мифа, где Эвридика умирает навеки.

Вторая редакция оперы была заново переписана. Музыкальное произведение было поставлено в Париже в 1774 году. Эта вариация характеризуется выразительностью роли Орфея, которую теперь выполняет тенор.

Опера изменилась еще раз в 1859 году благодаря французскому композитору и дирижеру Гектору Берлиозу. Тогда роль Орфея исполнила женщина Полина Виардо. С этого времени существует традиция выполнения роли главного персонажа певицей контральто.

Российский зритель впервые увидел оперу в 1782 году в итальянском стиле, а первая русская постановка была сыграна в Петербурге в 1867 году.

Автор: Ольга Ковалева



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем