Мария Лапшинова: «Мы хотим дать сегодняшним школьникам уверенность, что по выбранным профессиональным направлениям они точно смогут трудоустроиться в нашем регионе»
15 ноября 2021 года, 16:35
Проект «Билет в будущее» проходит в Нижегородской области.
В Нижегородской области уже в четвертый раз реализуется проект по ранней профориентации учащихся 6−11-х классов «Билет в будущее». Главная его задача — научить школьников осознанно принимать решения и помочь им в выборе профобразования и будущей профессии. О результатах и перспективах проекта ИА «Время Н» рассказала руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Нижегородской области Мария Лапшинова.
— Мария Алексеевна, насколько остро стоит проблема профориентации современных школьников? Как изменилась в этом плане ситуация за последние 20 лет?
— Профориентация школьников всегда занимала важное место в системе образования Нижегородской области, ведь все, что связано с будущим подрастающего поколения, напрямую связано с будущим региона. Сейчас эта тема очень актуальна ввиду динамично меняющегося рынка профессий. За последние 20 лет часть профессиональных направлений стала менее востребованной, какие-то специальности и вовсе изжили себя, появились новые профессии, знакомство с которыми не всегда возможно в рамках школьной программы. Выросла заинтересованность работодателей в подготовке кадров под свои потребности.
Я с уверенностью могу сказать, что профориентация школьников — одно из приоритетных направлений для нашего региона.
— Что предполагает участие в проекте? Какой результат планируется на выходе?
— Участие в проекте «Билет в будущее» предполагает погружение школьников в мир разнообразных профессий. Ребята проходят тесты и профессиональные пробы, в игровой форме «примеряют» различные специальности. Это помогает им узнать свои склонности к тому или иному направлению.
По окончании проекта у школьников в идеале появляется осознанный план действий и понимание своей учебной и профессиональной траектории. В этом им помогут рекомендации, которые появляются в их личных кабинетах по результатам диагностик и участия в мероприятиях профессионального выбора, рекомендации от педагогов-навигаторов, профориентационные уроки.
— Кто может стать участником проекта? Как проходил отбор в Нижегородской области? Сколько человек планируется вовлечь в проект в нашем регионе?
— Проект рассчитан на учеников 6−11 классов общеобразовательных школ. Портал «Билета в будущее» состоит из открытого и закрытого разделов (контуров). Открытый раздел портала доступен всем желающем. Там содержатся материалы для родителей и школьников, блок «Примерочная профессий», «Каталог профессий будущего» и разнообразные тесты. Доступ к закрытому разделу получают только ученики зарегистрированных на портале школ. Участие в закрытом контуре также предполагает очные мероприятия профессионального выбора — ребята посещают интерактивную выставку профессий и проходят профессиональные пробы.
Участниками закрытого контура проекта в 2021 году стали более 6 000 учеников из 103 школ Нижегородской области, их наставниками — более 100 наших педагогов.
— Сколько конкретно площадок предусмотрено для реализации проекта в Нижегородской области?
— Основной площадкой для проведения интерактивной выставки профессий и профессиональных проб, которые будут проходить в Нижегородской области с октября по декабрь, стал исторический парк «Россия — Моя история». На базе этого парка работают площадки-партнеры: «Центр новых форм развития образования», детский технопарк «Кванториум БОР», центр «Дом научной коллаборации им. П. К. Анохина», региональная Экостанция, Мининский университет и другие. Часть профессиональных проб будет проводиться на базе семи областных площадок — это государственные организации среднего профессионального образования: Дзержинский педагогический колледж, Кулебакский металлургический колледж, Уренский индустриально-энергетический техникум, Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий, Перевозский строительный колледж, Шахунский колледж аграрной индустрии, Арзамасский техникум строительства и предпринимательства.
— Чем отличается программа обучения школьников в нашем регионе? Каким профессиям уделяется особое внимание?
— Каждый регион самостоятельно формирует программы профессиональных проб. В Нижегородской области, как в регионе с развитой промышленностью, традиционно востребованы техническое и естественнонаучное направление. Поэтому основной акцент сделан именно на таких специальностях. Ребятам предлагается пройти от одной до трех профессиональных проб более чем по 80 направлениям на выбор: инженер альтернативной энергетики, оператор беспилотных летательных аппаратов, программист, разработчик мобильных приложений, фронтенд-разработчик, специалист по ремонту и обслуживанию электронной техники, эколог, инженер-приборостроитель, специалист по инженерному дизайну, специалист по мехатронике и мобильной робототехнике, тканевый инженер, урбанист, биоинформатик, стоматолог, фармацевт, хирург, эпидемиолог, руководитель образовательной сферы, тьютор и другие.
Для нас очень важно сократить отток молодого поколения в другие города, поэтому мы стараемся предложить ребятам именно такие профессии, которые будут актуальны для экономики региона в ближайшие десятилетия. Мы хотим дать сегодняшним школьникам уверенность, что по выбранным профессиональным направлениям они точно смогут трудоустроиться в нашем регионе.
— Каковы планы по реализации проекта?
— Проект «Билет в будущее» реализуется в Нижегородской области уже четвертый год. В 2021 году с новым оператором — Фондом Гуманитарных Проектов — увеличилось количество профориентационных инструментов и мероприятий, разработаны интерактивные профориентационные уроки для разных возрастных групп. Применяются новые методики онлайн-диагностики с видеоконсультациями экспертов, в проекте принимают участие новые партнеры — кванториумы, Экостанция. Мы чувствуем заинтересованность и вовлеченность школьников, их готовность участвовать во всех активностях по проекту, и это — лучшее подтверждение успеха для нас.
Мы не намерены останавливаться на достигнутом и надеемся, что в дальнейшем в проекте появятся новые партнеры, площадки, активности и мероприятия. В следующем году мы планируем привлечь к участию в проекте еще больше школьников, образовательных учреждений и педагогов.