ПятницаПт, 29 марта 13:16 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Дегустация «дорожного пирога»: как в Нижнем Новгороде проверяют качество асфальта

22 августа 2019 года, 14:50

Не секрет, что Россия не самая благоприятная с точки зрения погоды страна. У нас бывают и иссушающая жара, и лютые морозы. Естественно, все это сказывается на наших многострадальных дорогах. Чтобы обеспечить качество асфальтобетона при таком широком температурном диапазоне Главное управление автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области регулярно проводит проверку асфальтобетонных смесей, которые собираются уложить на автомобильные дороги Нижегородской области

Дегустация асфальтового пирога: как в Нижнем Новгороде проверяют качество дорог

Фото автора

С чего начинается дорога?

Многие считают, что строительство дороги начинается со снятия старого асфальта, однако это далеко не так. Начальной точкой можно считать лабораторию отдела контроля качества ГУАД, где асфальтобетонные смеси, которые выпускают АБЗ, проверяют на пригодность.

Сотрудники лаборатории проводят много разных исследований, которые занимают большое количество времени.

Жара, вода и стальной пресс

Образцы, отформованные на прессе подвергают воздействию воды, чтобы узнать насколько хорошо будущее асфальтовое покрытие будет сопротивляться проникновению влаги. Зачастую из-за повышенной пористости в асфальте жидкость попадает в дорожное полотно и разрушает его. Чтобы такого не происходило, плотность смеси строго контролируется в лаборатории.

Также переформовки проверяют на устойчивость к высокой температуре, которая вкупе с высокой нагрузкой на дорогу может привести к сдвигу дорожного покрытия. При этом работникам лаборатории нужно учитывать тот факт, что обычно асфальт нагревается существенно выше температуры воздуха. Например, если на улице +30 градусов, то дорожное покрытие может разогреться до всех +50 градусов. Естественно, при этом оно теряет прочность и начинает деформироваться под колесами автомобилей. Из-за этого и появляются так называемые колеи на дорогах. Однако современные щебеночно-мастичные смеси из-за своего плотного состава и вяжущих элементов хорошо сопротивляются сдвигу.

Вместе с тем асфальтовые смеси проверяются на прочность при отрицательных темпеоатурах. Не все смеси выдерживают этот тест, но те, которые имеют гостированные показатели, можно смело запускать в производство и использовать при строительстве дорог.

Рецепт «дорожного пирога»

С недавних пор у отдела контроля качества появился новый помощник, на бюджетные средства был закуплен современный асфальтоанализатор, который позволяет в кратчайшие сроки разложить асфальтобетонную смесь на составляющие, чтобы работники лаборатории смогли исследовать ее зерновой состав.

Как сообщила начальник отдела контроля качества ГУАД Ольга Полунина, необходимо исследовать весь состав до последней песчинки, так как от этого зависит, насколько долго прослужит дорога. А таких «песчинок» в современном асфальте очень много: щебень, битумные вяжущие, минеральные порошки, песок и другие добавки.

Каждое вещество в отдельности должно соответствовать утвержденной рецептуре, а также должно быть соблюдено и их соотношение. Здесь все как в кулинарии — собрав вкусные ингредиенты, но не рассчитав пропорции, можно полностью испортить блюдо. То же самое и с «дорожным пирогом»: добавь чуть меньше вяжущих веществ и полотно рассыпется, добавь меньше щебня и оно будет недостаточно плотным.

Благодаря современному асфальтоанализатору уже через час сотрудники лаборатории могут приступить к исследованию, в то время как раньше приходилось помещать образцы асфальта в печь и в течение шести часов ждать, пока под воздействием температуры вяжущие не выгорят, оставив только твердые вещества.

«В связи с реализацией в регионе нацпроекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“, объемы ремонта и укладки новых дорог существенно выросли. В связи с этим возникла необходимость в кратчайшие сроки проводить исследование асфальтобетонных смесей, чтобы подрядчики смогли как можно скорее приступить к работам. Благодаря нашему новому оборудованию для нас это теперь не проблема», — подчеркнула Ольга Полунина.

Она также добавила, что дорожные работы нельзя начинать без прохождения испытаний. Сначала подрядчик проектирует состав асфальтобетонной смеси и варят пробную версию и испытывает в собственной лаборатории. После всю документацию по будущему дорожному покрытию привозят в ГУАД, где его проверяют на соответствие ГОСТу и другим требованиям.

Когда вся информация в документах сходится и на бумаге все соответствует нормативным показателям, асфальтовый завод по заказу подрядчика выпускает пробную партию и ее привозят в отдел контроля качества ГУАД, где проверяют при помощи асфальтоанализатора.

Но на этом работа лаборатории не заканчивается, уже после того как подрядчик завершил укладку новой дороги, сотрудники отбирают из нее керн и анализируют на соответствие составу и испытывают физико-механические свойства Только после этого дорога может быть принята.

Автор: Александр Асриян



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем