«В Барселоне создана готовая инфраструктура, и из-за этого представители мирового бизнеса стали активно приходить в город»
5 августа 2019 года, 14:32 Тема: Стратегия развития Нижегородской области
Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области пообщался с архитектором Кириллом Пернаткиным, победителем Global City Hackathon, представителем команды ParkingSim.
Фото: strategy.government-nnov.ru
Кирилл Пернаткин занимается проектированием жилой застройки и, в том числе, микрорайонами. Поэтому довольно часто сталкивается с проблемой нормативного обеспечения проектов парковочными местами.
В рамках Global City Hackathon он с командой написал скрипт, который наглядно демонстрирует, как люди будут парковаться на проектируемой территории, и сколько они будут идти от этого места до дома. Кирилл считает, что используя эти знания, можно создавать более качественную жилую среду в проектах планировок.
Кирилл, как победитель, побывал в Барселоне и поделился своими ощущениями от поездки, а также о том, чем его инициатива может быть полезна региону.
Об инновационном районе в Барселоне
В этом городе есть очень интересный градостроительный эксперимент — район 22@. Особенность этой территории в том, что власти не боятся отходить в ней от градостроительных регламентов, в поисках эволюционно новых и более устойчивых решений. Все инициативы, которые были внедрены или будут внедряться, обсуждаются с местными жителями.
Мэрия проводила длинную кампанию и обсуждала стратегию развития города с жителями. Вместе они составили документ, где отразили то, к чему они идут и чего хотят, и публично его представили.
В Барселоне существует специальная практика по застройке территорий: приходит застройщик и выкупает один из кварталов. У него есть возможность увеличить коэффициент плотности, но тогда 30
% площади он отдает городу. Часть администрация использует под строительство социального комфортабельного жилья, за которое люди платят только аренду. Все остальные расходы берет на себя государство.
Также город использует другую часть полученной площади под благоустройство территорий и их озеленение. Здесь стоит отметить, что город дает субсидии проектам с «зелеными технологиями» — так власти повышают устойчивость места, улучшают микроклимат и увеличивают полезную площадь проектов.
Где-то применяются технологии в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии. А оставшуюся часть, город отдает на общественные, административные нужды: например, Институты и центры поддержки предпринимательства.
Кроме того, в районе 22@ расположены так называемые инкубаторы, где люди обмениваются опытом, идеями.
На территорию района власти привлекли компании из различных передовых направлений: медиатехнологии, энергетический сектор, IT-сфера, биомедицина, дизайн. Так как в городе создана готовая инфраструктура, то представители мирового бизнеса стали активно приходить в город. А правительство, в свою очередь, предоставляет финансирование через Центр индустриального и технологического развития, а также бизнес-инкубаторы с государственной поддержкой.
В результате Барселона получила целый инновационный район, в котором уже к 2010 году работали 90 тысяч человек в семи тысячах компаний. Население локации выросло почти на четверть за этот срок.
Про нашу программку знают три федеральных министра, два губернатора, мэр Нижнего Новгорода и председатель правительства РФ
Наша программа моделирует, анализирует процесс парковки на генеральных планах и проектах застройки территории и позволяет оценить, на сколько действующие нормативы соответствуют реальной жизни или прогнозам на будущее. Потому как практика показывает, что даже при соблюдении всех правил проектирования, часто во дворах жилых комплексов образуется парковочный коллапс. По большому счету, это инструмент для архитекторов и проектировщиков.
Внедрение проекта идет со времен хакатона. Та идея, которую мы с командой придумали, имеет действительно рабочую историю — мы уже используем ее на практике в тестовом режиме.
После поездки в Барселону появилась следующая идея: использовать программу для соучастного проектирования и общения с жителями, чтобы нагляднее демонстрировать, что проектные нововведения, такие как, например, двор без машин, не создают парковочного ада вне этого двора.
Хорошей практикой сейчас является выдавливание машиномест и проездов из внутренних дворов существующей советской застройки, но к сожалению, как только об этом заходит речь, люди начинают возмущаться и задают резонный вопрос: «Где тогда мне парковать машину?». А если применять нашу программу, то возможно, получится донести простую мысль: «Ребят, вы не намного больше будете ходить от машины до двери, зато появится двор без машин, где будут гулять мамы с колясками и играть дети».
Также 16 июля в городе Тула я в составе экспертного сообщества «Формируя пространство развития», как выпускник федеральной программы «Архитекторы.рф», встретился с председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. На этой встрече мне удалось рассказать о нашем проекте Дмитрию Анатольевичу.
Как я уже написал у себя в социальных сетях: «…про нашу программку теперь знают уже три федеральных министра, два губернатора, мэр Нижнего Новгорода и председатель правительства РФ». Никуда не деться, надо дописывать и внедрять нашу инициативу в полном объеме.
Материал также опубликован на портале Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.