ПятницаПт, 25 сентября 06:29 16+
Сейчас +9 °C Утром +9…+19
USD$ 77,18 ▲0,83 EUR 89,98 ▲0,73

Выставка «Перерыть все вопросы в этом романе…» пройдет в музее Горького

15 января 2020 года, 12:12

Возрастное ограничение: 12+

Выставка «Перерыть все вопросы в этом романе…» пройдет в музее Горького

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Новгорода

Открытие выставки «Перерыть все вопросы в этом романе…», посвящённой роману «Преступление и наказание» состоится 17 января в 16:00 в Государственном музее А. М. Горького (ул. Семашко, 19), сообщает пресс-служба администрации Нижнего Новгорода.

Это совместный проект Государственного музея А. М. Горького (Нижний Новгород) и Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург).

В 1865 году Достоевский начал работу над первым из романов «Великого Пятикнижия» — «Преступлением и наказанием». Сверхзадачу, которую он как художник и мыслитель ставил в работе над этим произведением, писатель обозначил в одном из черновых набросков: «Перерыть все вопросы в этом романе…».

На основе истории одного «идейного преступления» — убийства студентом Раскольниковым старухи-процентщицы — Достоевский разрабатывает важнейшие проблемы человеческого бытия: границы свободы, право на насилие во имя благих целей, цена жизни одного «ничтожного» человека… Этот роман называют самым петербургским произведением русской литературы. Северная столица оказывается не только фоном, на котором разворачивается действие. Петербург также и «участник событий»: город с его кричащими противоречиями ставит перед Раскольниковым неразрешимые вопросы и он же подсказывает роковые, чреватые трагическими последствиями решения.

Выставка построена как своеобразный комментарий к тексту произведения, которое посетитель может прочитать, следуя за изображениями и цитатами, отмечающими основные моменты в развитии романа. Сквозной лейтмотив выставки — Петербург Достоевского, столичный город, с его дворами, каналами, мостами, доходными домами, воплощенный по большей части в рисунках Б. Г. Костыгова, создавшего цикл оригинальных иллюстрированных комментариев к роману.

Некоторые персонажи имеют прототипы, реальные или литературные: Катерина Ивановна напоминает первую жену писателя Марию Дмитриевну; в Дунечке Раскольниковой узнаются черты возлюбленной писателя Аполлинарии Сусловой, но по гордому характеру и способности к самопожертвованию она сравнивается в романе с христианской мученицей святой Агатой. Эти связи обозначены на выставке цитатами и изображениями, которые обнажают второй, ассоциативный план романа.

Роман насыщен религиозно-философской проблематикой, связанной с глубинным замыслом Достоевского. Так, в первой встрече Раскольникова с Мармеладовым звучит тема Судного дня и мечта грешного, падшего человека об искуплении и прощении. Впервые в творчестве писателя здесь зримо возникает образ Христа. Этот глубинный план содержания романа представлен цитатой из монолога Мармеладова и фреской с изображением Страшного суда.

Образ Раскольникова сопровождается в романе евангельским мотивом воскресения Лазаря. Икона на этот сюжет и раскрытый на 11-й главе евангелиста Иоанна Новый Завет с пометами Достоевского призваны вызвать у посетителей выставки ассоциации, необходимые для постижения замысла романиста.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Нижегородцы рассказали, как стать «Учителями будущего»
Две команды из Нижегородской области победили в полуфинале конкурса «Учитель будущего» ПФО. Редакция РИА «Время Н» подготовила эксклюзивный репортаж с соревнований педагогов, которые проходили в Башкортостане.
Важно
Теперь продажа единственного жилья, находящегося в собственности три года, освобождается от уплаты налога
Нововведения касаются не только квартир, но и земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками.
Общество
Нижегородцы хотят видеть в «Швейцарии» обзорные площадки и спортобъекты
По инициативе Общественного совета по благоустройству парка проведен соцопрос.
Эксклюзив
Ольга Краснова — о работе нижегородских ЗАГСов в карантин
Руководитель ГУ ЗАГС Нижегородской области дала интервью телеканалу «Время Н».