ВторникВт, 19 марта 12:27 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,98 ▲0,11 EUR 100,24 ▲0,27

«Задача школы и учителей не только в том, чтобы дать знания, но и воспитать порядочного, наполненного духовными ценностями человека»

6 октября 2017 года, 13:10

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с директором школы Нижнего Новгорода № 52 Еленой Поташник для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек, зачитываясь Кавериным и Островским, закончил типично женский филологический факультет ННГУ, а потом неожиданно рискнул вторгнуться в мужское царство — философию, став кандидатом философских наук. У нас в гостях единственный нижегородский директор, который вошёл в тридцатку лучших директоров России за все годы существования Всероссийского конкурса «Директор школы», руководитель самой многонациональной школы Нижнего Новгорода № 52 Елена Поташник. Елена, здравствуйте.

— Здравствуйте.

— Ну, как же так? Кто же заставил вас, по сути, предать Пушкина и Тургенева в угоду Гегелю и Канту?

— Я считаю, что филология и философия взаимосвязаны между собой, очень близки. В частности, меня и там, и там интересовал аксиологический аспект, то есть система целей и ценностей. И я как учитель и руководитель школы, конечно же, очень интересуюсь аксиологией. Потому что наша задача — задать ценностные ориентиры, сформировать определённые духовно-нравственные принципы для наших детей, чтобы было чёткое понимание, чего они хотят в этой жизни, и дать им путёвку в жизнь на основании этих ценностей.

— Но ведь говорят, что школа только учит каким-то предметам, но не воспитывает. Или должна воспитывать?

— Воспитательная работа играет важнейшую роль. Потому что мы видим свою задачу не только в том, чтобы человек был образован с точки зрения знаний, но и чтобы это был порядочный человек, наполненный исконными духовными российскими ценностями — такими как доброта, красота, сострадание, милосердие. Сегодня мы ещё говорим о позитивной коммуникации, социальной ответственности — то есть, добавляем важные современные ценности. Всё это даёт и филология через великие произведения, и, конечно, философия через раздел «аксиология». Например, у нас школа многонациональная. Так как у нас учатся дети 20-ти национальностей, приехавшие из тех стран, которые когда-то были республиками Советского Союза, и даже из стран дальнего зарубежья (например, Вьетнам, Корея), то, конечно, воспитательная работа занимает очень важное место в нашей деятельности. И школа, по сути, играет роль социального центра, объединяющего и детей разных национальностей, и их родителей, и всё то население, которое живёт на микроучастке школы, для проведения многочисленных мероприятий. Мы открыли специально музей дружбы народов, мы очень тесно работаем с руководителями национально-культурных объединений, с университетом иностранных языков, и считаем, что вся эта работа идёт во благо, потому что здесь дети не только изучают русский язык, но и впитывают в себя исконно русские ценности и сохраняют свою национальную идентичность, обогащаются культурами, традициями, обычаями друг друга. И здесь же происходит интеграция предметов: например, история, география, литература, культура и так далее — через проекты, которые мы осуществляем на базе музея. Например, мы провели проект «Национальная кукла». Дети не только изготавливали этих кукол и шили костюмы, но и изучали, прежде всего, историю: откуда берётся та или иная деталь в этой кукле. Изучали историю костюма, которая уходит корнями в историю, географию, в традиции и обычаи каждого народа. И потом была защита этих проектов. Точно так же, как был конкурс национальной кухни: задача была не просто приготовить что-то вкусное, чтобы было лучше, чем у других, а именно доказать и осуществить проектное исследование, почему выбрано именно данное блюдо, и каким образом возникли традиции, которые привели к его созданию. То есть это всё сводится именно к проектной исследовательской работе. Я уже не говорю о днях культур, которые мы стали проводить, и которые очень нравятся детям, и в которых с удовольствием участвуют национально-культурные объединения. Например, мы проводили день армянской культуры, где выступали и дети нашей школы, и приглашённые представители армянской общины — показывали и танцы, и песни, и игру на музыкальных инструментах. Но это был не просто концерт — всё сопровождалось объяснениями. Поэтому здесь именно происходит углубление в предметы и интеграция этих предметов. Всё это, конечно, служит сплочению детей, их объединению. У нас существуют разновозрастные отряды, в которых объединяются по интересам дети разных национальностей. Мы создали проект, который называется «Марафон добрых дел»: ребёнок, совершая добрые дела, не задумывается о том, что рядом с ним — ребёнок другой национальности. Мы ведём шефскую работу (то, что раньше называлось «тимуровское движение») над ветеранами, проживающими на нашем микроучастке. Или существует такой детский дом № 8 для детей с ограниченными возможностями здоровья, куда наш многонациональный отряд постоянно ездит с концертами, с конкурсами; дети сами изготавливают игрушки с национальным колоритом. И я считаю, что через добрые дела, через творчество, через эту огромную внеурочную деятельность происходит выполнение очень важных задач: с одной стороны, формирование ценностей, а с другой — объединение детей. И мы всегда говорим им: ребята, давайте посмотрим на произведения искусства — например, на замечательный художественный фильм «В бой идут одни старики», который показывает, как всем миром, не считаясь и не делясь на то, кто какой национальности, они не только исполняли прекрасную песню «Смуглянка», но и победили мировое зло.

— Вы родились 26 июля. В этот день также родились ирландский драматург Бернард Шоу, единственный в мире писатель, у кого была и Нобелевская премия, и премия «Оскар» за одно и то же произведение — пьесу «Пигмалион»; вокалист легендарной группы Rolling Stones Мик Джаггер, который однажды так увлёкся пением, что откусил себе язык, а также американский режиссёр Стенли Кубрик, которого обвиняют в так называемом лунном заговоре — будто он снял в студии высадку космонавтов на Луну. Кто из этих людей для вас наиболее близок.

— Ну, конечно, Бернард Шоу. Классическая пьеса «Пигмалион», где показан педагогический процесс, где есть некий образ, и педагог создаёт то творение, которое он хотел бы видеть — а мы этим занимаемся каждый день.

— Когда Бернарда Шоу спросили, какую книгу он взял бы с собой на необитаемый остров, он ответил, что взял бы пять книг с чистыми страницами. Если бы перед вами стоял такой выбор, какую книгу вы взяли бы с собой? Тоже с чистыми страницами?

— Ну, конечно, нет. Я бы взяла книгу Экзюпери «Маленький принц», наверное, Бернарда Шоу тоже взяла бы, «Пигмалиона». Я бы взяла Януша Корчака — о том, как нужно любить детей. Я бы взяла, конечно же, Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическую поэму».
Нашу работу, наверное, даже сложно назвать работой. Это просто способ существования, способ жизни. Потому что мы отдаёмся ей 24 часа в сутки, и даже когда мы спим, нам снятся сны про школу, и говорить о школе мы можем беспрерывно и бесконечно. Мы всё время в каком-то творческом процессе, потому что педагогический процесс — это творческий процесс.

— У вас в школе свои «Вовочки» из анекдотов есть?

— Знаете, нам, наверное, повезло в этом плане, потому что все дети, конечно, хулиганят, могут подраться, и какой-то конфликт может произойти. Но, как правило, у нас они очень дружные и спокойные. Слава богу, не было конфликтов на межнациональной почве, это очень важно. Если какие-то конфликты происходят, то спрашиваешь мальчишек: «Ну, чего же вы подрались?» Они говорят: «Ну, мы просто играем, у нас игры такие». Ну, что с ними сделаешь? Это мальчишки, они будут драться друг с другом.

— В детстве вы часто отдыхали в пионерских лагерях, занимались в цирковой и театральной студиях, детском вокально-инструментальном ансамбле. Откуда у вас было такое рвение к активной общественной работе? Не за поблажками ли вы охотились? Может, вас из-за этого к доске реже вызывали?

— Нет, ничего подобного. Во-первых, я хорошо училась — я закончила школу с одной четвёркой, по астрономии. На самом деле, наверное, просто потому, что было много энергии, много желания, была какая-то активность, которую нельзя было ничем остановить. Ещё этому способствовало то, что я каждое лето ездила в пионерские лагеря (у родителей не было другой возможности меня куда-то отправить) — ну, а в пионерском лагере, конечно же, надо было стать и председателем совета отряда, и председателем совета дружины, и ежедневные интересные мероприятия — может быть, это сказалось. Может быть, сказалось то, что практически с трёх месяцев я находилась в яслях, в детском саду, со мной никто не возился, я всё время была самостоятельной. И сколько я себя помню, я практически никогда дома не была: если я не занималась общественной работой в школе, то я была в кружках, домой прибегала только вечером, очень быстро делала уроки — и снова начинался мой день. Поэтому я чувствовала себя как рыба в воде, в тех же замечательных лагерях — это и «Артек», и «Орлёнок». Я там так много узнала нового — например, в «Орлёнке» это система создания разновозрастных отрядов по интересам, такой был принцип распределения детей. Для меня это было так неожиданно, так интересно, что я потом это использовала в своей практике. И до сих пор в школе есть такие отряды, где разные возрасты, разные национальности, но общий интерес, общее творческое дело — и всё это кипит, бурлит и захватывает. Поэтому, наверное, такая бурлящая юность предопределила мою дальнейшую дорогу в школу: через старшую вожатую, затем зам по воспитательной работе, по учебной работе — и к директору. Я себе вообще не представляю жизнь скучную, не наполненную активной деятельностью. Мне кажется, что я этим даже немножко замучила свой коллектив. Потому что вот буквально прошло 1-е сентября, прошёл Конгресс народов России, где я тоже участвовала (представляла нашу школу), и вот уже 25 сентября у нас большое мероприятие — день, посвящённый белым журавлям (инициатором выступает Конгресс народов России Нижегородской области и национально-культурная организация Дагестана). Это многонациональный и очень интересный праздник.

— Удаётся ли современному директору школы держать руку на пульсе современной молодёжи? Советская молодёжь «дринкала до крейзы» (то есть напивалась до безумия), носила «хаер» и тратила «мани» (деньги). Сейчас молодёжь флексит, форсит и чилит. Проверим нашего героя, всё ли здесь понятно. Итак, что же такое «Пойдём почилим»? Варианты: покурим, отдохнём (потусим) или позанимаемся спортом?

— Мне кажется, что, может быть, это всё-таки спорт?

— Неправильно, это означает «отдохнём и потусим». Следующий вариант: «Не надоело тебе хайпить?». Что это означает? Заниматься спортом, пиарить кого-то (или привлекать внимание) или зубрить уроки?

— Может быть, это «привлекать внимание к себе»?

— Правильно! Хайп — это состояние эмоционального подъёма. Ну, и третья фраза — «Флексить в нашем кругу не принято». Что это означает? Варианты: не принято хвастаться и выпендриваться, не принято ругаться, не принято выпивать или не принято драться.

— Мне кажется, «не хвастаться и не выпендриваться».

— Правильно! Флекс — гнуть, выгибать, дословно: нет смысла выгибаться. Ну, смотрите, два из трёх ответов — правильные. Всё-таки вы «шарите», как сейчас молодёжь говорит.

— Сложность во благо? Многие родители недовольны школьным образованием — в первую очередь, потому, что задают намного больше, материал сложный, а знания в итоге поверхностные. Например, помню, что историю России в средние века мы проходили в 6-м классе, а сейчас уже в 4-м. Ребёнок вникает в тонкости политической борьбы между русскими князьями, он должен знать, что такое народное вече и многое другое. Или в одной из программ для начальной школы дети по математике уже в 3-м классе знакомятся с понятием «множество», хотя «множество» — это тема, которую многие изучают только в вузе. Разве может такая учёба идти ребенку на пользу, когда до часу ночи вся семья в трёх поколениях вместе изучают предметы? Не теряется ли в этом процессе самое главное — самообучение?

— Конечно, это неправильно, когда до 3-х часов ночи вся семья сидит и изучает предмет. Для того и существует у нас после уроков огромный пласт внеурочной деятельности и таких форм, как, например, «Малая школьная академия», индивидуальные и групповые занятия, факультативы, предметные кружки, предметные недели — для того, чтобы ребёнок смог не через привычную форму урока, где ставят оценки, где, может быть, страшно ошибиться, а через внеурочные формы постигать азы наук. И это как раз мотивирует и вызывает интерес к науке, к исследовательской деятельности. Да, программа сложная, но если создать хорошую, объёмную внеурочную деятельность, когда учитель продолжает работать, но уже в другом качестве — когда он является помощником, наставником, и ведёт за руку ученика к какому-то интересному исследованию; когда ребёнок смотрит на науку немного с другой стороны, не со стороны учебника (мы говорим о «живых» уроках); когда информация проходит не только через голову, но и через сердце, через эмоции ребёнка, и он может в чем-то покопаться, порыться, ошибиться, и всё это можно — вот тогда, я думаю, нет такой нагрузки и перегрузки.

— Ну, материал, безусловно, сложный, уроков всё равно много, во многих школах уроки с 08:00 до 14:00, объёмные домашние задания. И часто у детей проявляется стресс: кто-то не может уснуть, кто-то теряет аппетит. Дети капризничают, болеют. Ваш совет — как родителям поддержать своего ребёнка?

— Ну, во-первых, существует определенный объем домашнего задания, за рамки которого нельзя выходить, всё это прописано в нормативных документах. Поэтому, если домашнее задание слишком большое, то здесь есть некая педагогическая ошибка, это неправильно. Во-вторых, конечно, ребёнок должен отдыхать и переключаться. Он должен заниматься в кружках, спортивных секциях — это очень хорошо переключает его внимание, психологическое состояние. Я всегда советую родителям, особенно мальчишек, чтобы дети обязательно занимались спортом. Необязательно это должен быть профессиональный спорт, это может быть посещение бассейна, футбольной или баскетбольной секции. И только после этого, отдохнув (не у телевизора и не у компьютера, а через кружки, через творческую деятельность), приступать к домашним заданиям. И ещё раз говорю, что существует определенное ограничение: дети не должны сидеть до часу ночи, потому что ничего хорошего из этого не получится. Будет просто перегруз, стресс, и в результате мы получим полное нежелание учиться — а наша задача, наоборот, вызвать огромный интерес к учёбе и огромное желание.

— В интернете есть некоторые советы, которые якобы помогают найти общий язык со своими детьми. Оцените каждый совет по 5-балльной системе и прокомментируйте. Первый — родителям рекомендуют чаще обнимать детей и целовать их, чтобы они знали, что родители всегда готовы прийти им на помощь. Насколько это действенно для снятия стресса?

— Я считаю, что это правильная позиция, моя оценка — 5 баллов.

— Мне кажется, вы завышенные оценки ставите. Любили завышать?

— Я не любила завышать, но я считаю, что отношения родителей с детьми должны быть тёплыми, душевными — кто ещё поддержит своего ребёнка? И сразу чувствуется, по детям сразу видно, когда дома есть поддержка — на моральном, на духовном уровне: дети приходят с горящими, счастливыми глазами. Они знают, что дома их ждут, и они окрылённые, наполненные счастьем и радостью. Они хорошо справляются даже с самыми трудными задачами.

— Второй совет — давать детям витамины.

— Витамины нужно обязательно давать детям, просто надо есть и овощи, и фрукты. Питание должно быть здоровым и хорошим, моя оценка — 5 баллов.

— Ну, и последний, третий совет — развивать у детей чувство юмора. Как вы относитесь к этому совету?

— Тоже положительно отношусь, потому что чувство юмора спасает от стресса безусловно. Но здесь должно быть ещё чувство вкуса, потому что юмор может быть разный, и здесь нужно вырабатывать чувство вкуса, читать много литературы, чтобы отличить юмор от того, что мы сейчас называем «за гранью юмора». Моя оценка тоже 5 баллов.

— Рубрика «На острие» — самые острые вопросы. Екатерина Вячеславовна, Нижний Новгород: «Мой ребёнок отказывается учиться, под любым предлогом прогуливает уроки, хулиганит на переменах. Я его ругаю каждый день. После школы мы начинаем обсуждать день с того, что он натворил. Потом мне становится его жалко, мы идём в магазин, я ему покупаю новую игрушку или что-то вкусное. Он обещает мне вести себя хорошо. Но на следующий день всё снова повторяется: двойки, замечания, прогулы. Что я делаю не так?

— Данной маме я бы порекомендовала обратиться в социально-психологическую службу школы. В каждой школе есть психолог, социальный педагог, классный руководитель, наконец. Обязательно побеседовать с этими участниками образовательного процесса, которые дали бы ей советы. И вообще, надо быть больше в диалоге со школой, не замыкаться на этой проблеме. Ну, и, конечно, не покупать игрушки, не идти на поводу у ребёнка только потому, что он настоятельно требует этого. Надо сосредоточиться и попытаться понять, в чём причина его неуспеха и, наоборот, помочь ребенку быть успешным. Потому что я убеждена, что нет неталантливых детей — все талантливы, все успешны, надо только создать почву, создать среду, помочь раскрыть этот талант, заложенный в каждом ребенке, и направить его правильным путём к саморазвитию. И не начинать разговор с вопроса «что ты сегодня натворил?» — наоборот, спрашивать, что хорошего случилось, что он сделал доброго и хорошего в этот день.

— Известный французский писатель Альбер Камю, прославившийся своими произведениями — например, «Чума» и «Посторонний» — как-то сказал, что школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. Решитесь ли поспорить?

— Конечно. Школа сегодня практико-ориентированная — впрочем, как и раньше, как и всегда. мы готовим детей к реальности, проводим очень большую обработку по профориентации — встречи с интересными людьми, встречи с представителями вузов, предприятий. и сегодня уже, например, от шестиклассников, семиклассников мы слышим, как они говорят о своей будущей карьере, о своей будущей работе, о том, что сегодня нельзя быть узким специалистом, потому что сегодня надо знать несколько языков, уметь водить автомобиль, хорошо знать компьютер, только так можно быть успешным.

— А разве не все хотят быть банкирами? Говорят, что почти все нынешние школьники хотят стать, например, банкирами или госслужащими.

— Ничего подобного. Я недавно ехала на дачу и встретила выпускника, который работает машинистом поезда. И мне было очень приятно услышать от него слова благодарности в адрес школы — что он пошел учиться в железнодорожный техникум, что никто его не заставлял идти дальше и быть преуспевающим бизнесменом и т. д. Он нашёл себя в этом, он счастлив в этом, он развивается в этом направлении, это его профессия, и он успешен и полностью сам реализовался.

— Ваше жизненное правило, девиз, формула успеха?

— Трудиться и любить.

— Мы подготовили для вас небольшое испытание. Вопрос касается обучения и образования. В середине XVIII века английский торговец географическими картами Джон Спилсберри, стремясь обучить детей географии, изобрёл ноу-хау, позднее ставшее очень популярным. Вопрос: что придумал англичанин, чтобы помочь детям освоить географию? Четыре вариант ответа: спинер, раундерс (аналог нашей лапты), карту-раскраску или пазлы?

— Может быть, карта-раскраска?

— Джон Спилсберри придумал новое учебное пособие: разрезанную географическую карту он стал наклеивать на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сендвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации и, собирая элемент за элементом, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену, новинка имела огромный успех. Именно так появились первые пазлы.
Ну, что ж, благодарю вас за участие в программе. Вашему коллективу — успехов, чтобы не нужно было вашим ученикам всей семьёй в трёх поколениях до часу ночи сидеть и изучать предметы. И пусть таки школ и таких учителей будет больше. Спасибо.



Картина дня
Рекомендуем
Общество
Елена Тихомолова: «От гепатита С избавиться легче, чем от вредных привычек»
Сегодня инфекция излечима на 100%.
Экономика
Глеб Никитин обозначил перспективы развития Нижегородского региона
В центре внимание — вопросы семьи.
Общество
Султан Хацуков: «Главный ресурс МЧС России — это человеческая жизнь»
О медицинском и психологическом обеспечении личного состава МЧС России рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС, полковник Султан Мухадинович Хацуков.
Культура
Сергей Блохин — о своем творческом пути и любимых ролях
Он дал интервью «Волге 24».