СредаСр, 24 апреля 03:11 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,29 ▲0,04 EUR 99,56 ▲0,20

«Во главе модернизации вуза мы ставим качество образования»

5 марта 2013 года, 13:26

— Александр Александрович, педагогический университет вошел в состав рабочей группы по реформированию педагогического образования. Что представляют собой эти реформы?

— Система учительской подготовки, сложившаяся еще в начале 20 века, выполнила свою миссию, которая заключалась в ликвидации безграмотности и в системной подготовке учительских кадров. На этой основе к 70-м годам 20 века возникла сеть педагогических ВУЗов, представляющих собой пединституты. В 90-е годы некоторые из них стали переименовываться в университеты, ставшими отраслевыми образовательными учреждениями. Сейчас педагогический вуз — это многопрофильное учебное заведение, которое занимается педагогикой, гуманитаристикой, инженерными специальностями и так далее.

Сущность педагогического образования должен определять выпускник, которого мы хотим получить в конечном итоге. Наша задача состоит в том, чтобы создать такие программы подготовки, которые позволят нашим выпускникам помимо широкого образования обладать еще и хорошими знаниями по предметам. В вопросах педобразования мировая практика очень многообразна: допускаются варианты подготовки педагогов в педвузах и в классических университетах. Все эти модели применяются в разных странах и везде имеют разный успех. Например, в Америке выпускник классического университета должен потратить 2 года на приобретение педагогических компетенций и только после этого он может работать в школе. Кроме того, в США и в Европе существует педагогическая интернатура, которая рассматривается как клиническая база. После получения предметных компетенций выпускник ВУЗа прикрепляется к какой-либо школе в качестве стажера.

— Насколько реально введение педагогической интернатуры в России?

— Ответ на этот вопрос заключается в расстановке приоритетов. Существуют три профессии, без которых не сможет обойтись государство — это военные, врачи и учителя. Эти люди должны заниматься только своими прямыми обязанностями — защита отечества, здоровье нации и формирование будущего. Педагог — это профессия будущего, потому что именно он закладывает все качества подрастающего человека. Соответственно мы должны достигнуть такого уровня компетенции учителя, когда он поймет, что современная модель общества отличается от того, в котором формировалась наша система педагогического образования. В частности, банк знаний педагога устаревает через 5 лет и его нужно постоянно обновлять. Мы живем в обществе, когда дети знают больше чем учителя и могут сами учить преподавателя — этим не нужно пренебрегать.

Кроме того, возникает вопрос по содержанию педагогического образования. В ФГОС третьего поколения программируется модель международного бакалавриата, в которой есть 6 базовых блоков, начиная от словесности (отечественной и иностранной), науки, искусства, культурно — воспитательных программ и компьютерных технологий. В центре этого находится теория познания, заключающаяся в общефилософской подготовке.

Модель дополняется проектом по направлению деятельности, представляющим собой расширенное эссе. Проект можно выбрать из трех направлений: математика, экономика и словесность. Он представляет собой рабочую модель, которую можно применить на практике.

Все эти компоненты вместе составляют идеальный ФГОС третьего поколения. Но, к сожалению, сегодняшние учителя не готовы к воплощению нового образовательного стандарта, поэтому необходимо создавать глобальную систему повышения квалификации.

Американская модель подразумевает собой воспитание гражданина, широкообразованного человека, который готов к постоянному самообразованию и саморазвитию. Конечный результат в этой системе не определен до конца и поэтому не известны идеологические и ценностные показатели того, что нужно получить в конце. В Европе более консервативное отношение — это стабильность и фундаментальность позиции, это не просто гражданственность, а еще и общечеловеческая компетенция, которая представляет еврогражданина — как наилучшую модель человека.

— А какая модель образования наиболее приемлема для России?

— Разговоры по русскую идею идут давно. Сейчас на уровне государства продолжаются попытки разработать стратегию развития страны на определенный период. Нужно поставить точку: либо мы строим модель государства, в котором духовные скрепы должно обеспечивать православие, либо ориентируемся на международные нормы закона. Неопределенность — худший враг системы образования, так как именно она формирует будущее страны — людей, которые через 20—30 лет придут к власти и займут руководящие должности. Эти ребята подрастают в такой ситуации, когда мы не можем дать внятный ответ на вопрос: куда движется Россия?

Особый путь развития нашей страны имеет прямое отношение к образовательной системе. При нашем вузе действует учебно-методическое объединение по педагогическому и профессионально-педагогическому образованию в Нижегородской области. Каждый месяц мы проводим различные мероприятия, собираем директоров учебных учреждений и взаимодействуем практически со всеми школами города и области. Часто учителя и педагоги задают вопрос: зачем мы это делаем? Для того, чтобы подготовить высокообразованного человека, который уедет жить и работать за границу?

Существует целый ряд вопросов, которые необходимо решить в ближайшие два года. Первое — это санация существующих педвузов. Я хорошо отношусь к организации, в которой являюсь руководителем, и к коллективу, но я отлично понимаю, что нам нужно меняться. Изменения уже начались, но их темпы нужно ускорить, также должна быть четкая поддержка федеральной власти. Необходимо иметь ясную согласованную позицию в том, куда мы движемся и какого педагога хотим получить.

Кроме того, нужно довести до конца и воплотить в жизнь новые формы педагогического образования. ФГОС третьего поколения необходимо развивать дальше. Надо переходить к следующему стандарту, потому что этот уже устарел. Модель международного бакалавриата на западе была введена 40 лет назад. Сейчас мы живем в абсолютно другом времени, где существует другая культура смысловой реальности, поэтому нам нужно искать пути к совершенствованию. Сегодняшние первоклашки придут учиться в ВУЗ через 10 лет, поэтому необходимо думать на 10—15 лет вперед, чтобы эти люди получили ту страну, которой они будут действительно гордиться.

Кроме того, необходимо проводить модернизацию педагогических практик, сетевого сотрудничества и взаимодействия с партнерами. Нам необходимо взять на вооружение апробированную модель педагогической интернатуры, для того чтобы между педагогическим вузом, колледжем, системой СПО не было непреодолимых границ. Люди, учащиеся в колледжах, должны быть постоянно готовы к тому, что их совершенствование будет беспрерывно. Этот круг надо замкнуть и система подготовки должна быть единым монументальным и очень квалифицированных комплексом.

Также большой проблемой является схема финансирования. В США очередная реформа системы образования началась в сентябре 2011 года. По данным на июнь 2012 года в школах Соединенных Штатов Америки не хватало 1 млн 600 тысяч учителей. Нехватка означает, что выпускники ВУЗов пришли работать в школу, получили опыт и через 2 года решили сменить вид деятельности. В Америке педагоги закрепляются очень тяжело: в школах остаются работать только 62%.

— Как обстоит ситуация с педагогическими кадрами в России и в Нижегородской области?

— В нашей стране картина выглядит еще более печально. Те регионы, которые нашли возможность платить учителям достойную зарплату, могут рассчитывать на текучесть кадров в размере 10−15%. В остальных субъектах этот показатель составляет 40−45%.

В Нижегородской области в образовательной среде с введением программы для молодых специалистов произошли заметные улучшения. Я считаю, что губернаторская программа — это реальный шаг для закрепления кадров в сфере образования. До 85% выпускников, уехавших в область, остаются жить и работать в деревне. Кроме того, с введением этой программы повысилась престижность профессии педагога. Когда региональная власть думает о тебе и обеспечивает квартиру, дом и гарантированную зарплату — это огромный плюс в работе.

Но я считаю, что программа должна развиваться дальше. С тех пор, как она была запущена, интересы наших выпускников изменились. Губернатор много раз говорил про это и я считаю, что он абсолютно прав. Мы можем решить проблемы с инфраструктурой и жильем, но захотят ли люди остаться жить в деревне, где нет соответствующей культурной среды? Потребности у современной молодежи меняются очень быстро, поэтому в дальнейшем необходимо совершенствовать программу.

Что касается вакансий педагогических кадров, то на 1 октября 2012 года по Нижнему Новгороду не хватало около 360 учительских ставок, по области — около 300. На данный момент потребность в педагогах в системе образования в масштабах региона вместе с областным центром составляет около 700 человек. Конечно, эта потребность ликвидируется за счет внутренних ресурсов и перераспределения ставок. Есть учителя, которые работают сразу на 1,5 и более ставки, где-то кадровый вопрос решается перераспределением ставок, когда учитель физкультуры является одновременно учителем труда и так далее.

— Насколько компетентны сегодняшние учителя, подготавливающие школьников к ЕГЭ?

— Я считаю, что введение Единого государственного экзамена было правильной идеей. ЕГЭ — это элемент международного опыта и во всех странах есть подобный квалификационный экзамен, который дает универсальную оценку знаниям. Но мы находимся только в самом начале процесса и нам нужно исходить из того, система ЕГЭ в западных странах совершенствовалась в течение полвека.

Выпускной экзамен в конце обучения не должен предполагать подготовку, которая занимает весь оставшийся год. Кроме того, экзамен должен быть разделен на несколько частей, которые можно сдать в 9,10 и 11 классах. Также нужно распределить объем ЕГЭ на 4—5 лет и сделать так, чтобы для школьника экзамен не становился шоком, а наоборот — оставался привычным делом. ЕГЭ должно перестать быть ангажированной темой, а должно стать обычным рабочим процессом.

Что касается преподавателей, то подготовку к ЕГЭ нужно оценивать с нескольких сторон. Организационная схема должна сориентироваться на базовые квалификационные показатели, то есть на идеальную модель ученика, который должен получиться в результате работы преподавателя. Вторая сторона — это ориентирование на ближайшие цели и показатели: не нужно стремиться к долгосрочному планированию, необходимо поставить реальные сроки. Например, шестиклассники через 5 лет станут выпускниками школ и придут в ВУЗы, поэтому нам нужно сосредоточиться на работе, которая позволит этим ребятам получать новые знания. В среднесрочном периоде мы начинаем экспериментировать с целым рядом новых направлений подготовки: прикладной бакалавриат, клинические базы, педагогическая интернатура и так далее.

Все эти модели дадут эффект не раньше чем через 1,5 десятилетия, поэтому сейчас нужно поставить задачу системной переподготовки учительских кадров. За время реализации среднесрочных проектов обновление педкадров в масштабах РФ не будет принципиальным и ротация составит не больше 25%. Особенно это касается ситуации с повышением заработной платы, в этом случае большая часть учителей останется работать в школах. Для переподготовки уже имеющихся специалистов разрабатывается концепция эффективного контракта. Такие контракты должны быть заключены как с учителями, так и с преподавателями ВУзов. В документ должны быть заложены жесткие принципиальные условия для самосовершенствования каждого педагога: постоянное повышение квалификации, знания языков, владение компьютерной техникой.

Кроме того, для высшей педагогической подготовки должна быть разработана ясная модель финансирования. Педагогический вуз нужно оснастить лучше, чем школы, а сейчас все наоборот: за последние десятилетия в школы вложено гораздо больше средств, чем в высшие педагогические учреждения. У нас должны быть образцовые классы по всем дисциплинам, комфортная образовательная среда, хорошая проектная аудитория с видеокамерами, возможность доступа в Интернет к базам данных в любой точке мира, возможность создания проектных программ и культура проектной деятельности, которая очень важна для педагогического образования. Все эти нововведения вместе требуют существенного изменения системы финансирования.

— Какие изменения планируются в ближайшее время в Мининском университете?

— Изменения в нашем университете уже начались. Наша задача в течение 2−3 лет создать мобильную структуру, обеспечивающую подготовку квалифицированных педагогических кадров. Структура должна состоять из двух частей, первая из которых — соответствующая предметная подготовка. Для выполнения задачи мы будем работать с нашими партнерами и аккумулировать средства на эти цели. Вторая часть — это обеспечение достойного уровня педагогической и психолого-педагогической подготовки.

Школьная среда — это специфическая вещь. Квалифицированный предметник не всегда может работать в школе, поэтому речь и идет о клинических практиках и опережающем трудоустройстве. Будущий педагог со второго курса бакалавриата должен погружаться в работу и знать сущность проблем школьной среды.

Я противник того, чтобы любой выпускник классического университета работал в школе. Если мы действительно заботимся о судьбах наших детей, тогда ни в коем случае нельзя допускать таких выпускников до работы с детьми без переподготовки.

Также необходимо кардинально пересмотреть систему занятости преподавателей. Нашей задачей является максимальное внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс. Программа обучения преподавателей данным технологиями уже запущена, создание дистанционного портала практически завершено. На данный момент мы набираем информацию, необходимую для наполнения системы, и в 2014 году он будет запущен в работу.

Нам нужно избавиться от традиционной трансляционной модели образовательного процесса. Нет нужды в том, чтобы преподаватель в течение длительного количества времени рассказывал ребятам содержание учебников и книг. Лекции должны проходить в течение 10−14 часов в неделю, а все остальное время нужно общаться с помощью коммуникативных средств. Основная часть должна быть возложена на самостоятельную работу студента, а преподаватель может проверить, исправить ошибки и направить на нужный путь. Далее на четвертом курсе вуза нужно читать не учебники, написанные несколько лет назад, а ведущие отечественные и западные журналы, в которых содержаться статьи, отражающие насущные проблемы.

Я надеюсь, что новый закон об образовании позволит развивать нам реальное сетевое сотрудничество с системой общего образования Нижегородской области. Это подразумевает собой полную диверсификацию существующих практик: на данный момент длительность педагогической практики составляет 2 недели, необходимо увеличить этот срок до полугода.

Еще одной из радикальных задач является глобальная модернизация лабораторной базы, аудиторий и корпусов вуза. Мы можем много рассуждать, что учить можно где угодно, но обучение должно происходить в хорошо оснащенных аудиториях и в дружелюбной среде, где все способствует получению знания.

Также мы ставим перед собой кардинальную задачу системной регуляции качества образовательного процесса. Мы участвуем во всех конкурсах, гарантирующих проверку систем качества образования, которые проводят крупные общепризнанные организации.

Наш вуз стал финалистом общероссийского конкурса Рособрнадзора. К визиту комиссии мы провели колоссальную работу, но, тем не менее, было выявлено большое количество недостатков. Я считаю, что это только на пользу университету, потому что свидетельствует о реальной внешней экспертной оценке.

В течение полгода мы устраняли все выявленные недочеты, а с 26 марта начинается общественно — профессиональная аккредитация международного уровня. К нам приедет комиссия из 6 человек, которая будет оценивать университет на соответствие европейским стандартам образования. Скорее всего, аккредитация будет проходить тяжело, но она выявит проблемы и пути их решения, а также поставит четкие задачи на ближайший год.

На данный момент мы пытаемся поставить во главу всей системы модернизации вуза именно качество образования. Мы подготавливаем педагога — инноватика, который способен к самообучению, к тому, чтобы научить учиться других и привить любовь к знаниям и своей стране, а также направить своих подопечных на создание нового.

Автор: Корр. Милена Черевко



Картина дня
Рекомендуем