ПятницаПт, 29 марта 11:14 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Усадьба Сергея Рукавишникова — наш маленький Эрмитаж»

16 июля 2010 года, 12:12 Тема: Усадьба Рукавишникова  

  • Вениамин Сергеевич, реставрация усадьбы идет с 2007-ого года. На какой стадии сейчас находятся работы по восстановлению дома купца Рукавишникова?
  • В конце октября закончатся общие строительные работы по восстановлению главного дома усадьбы Руковишниковых. Потом мы перейдем к детальной реставрации. Третья очередь — это восстановление флигеля, который тоже входит в комплекс усадьбы. Она, как вы знаете, единственная комплексного типа. Первое здание комплекса — это бывшие конюшни, в которых сейчас находится фондохранилище с соблюдением температурно-влажностного режима, охранно-пожарной сигнализации. Там находится старая экспозиция музея.
  • Сейчас работа продолжает идти по графику. На данный момент она закончена на 80%. Второй и третий этаж практически готовы, осталось разобраться с первым и подвальным этажами. Постоянно происходит множество проверок. Например, кровлю мы испытывали 2 года: невозможно сделать ее так, чтобы она была идеальна, обязательно где-то подтекала вода. Последний весенний дождь показал, что потеков больше нет. Главное — не чистить крышу ломом, как это делали в советское время. Кстати, мы сделали на крыше антиобледенение — это современный метод, система подогрева, лед не залежится на крыше. В двух словах: очень важно правильно ухаживать за домом, когда основные работы будут закончены. У Рукавишникова был дворник, который каждый день все прибирал.
  • У вас, как я понимаю, тоже будет работать соответствующий персонал?
  • Мы уже составили частное расписание и отправили его на утверждение: будут у нас и уборщицы, и садовники (запланировано разместить в усадьбе особые растения, которые встречались в 19 веке). В конце июля мы получим ответ о том, во всех ли пунктах нас поддержат. Мы будем исходить из того, что будет в наличии.
  • Что можно будет увидеть в музее после того, как закончится основной восстановительный этап?
  • Как таковой исторической экспозиции не будет. Перед нами стояла задача восстановить все в том виде, как это было при Рукавишникове, каким дом был построен Бойцовым и Микешиным. Когда мы произвели расчистки — было обнаружено много уникальных моментов. Например, расколеровка стен: каждая комната была выкрашена в своем стиле. Кроме того, это элементы декора, в частности, настенной живописи, мозаики, система воздухоотводов — все это говорит о том, что сам по себе дом является музейным объектом, поэтому и стоит все показать в первозданном виде. Мы сделаем зоны приема: большой зал, вестибюль, гардероб — все они будут оборудованы соответствующим образом. Интерьеры заполнит мебель из нашего и других нижегородских музеев.
  • Какова дальнейшая судьба старой музейной экспозиции?
  • До закрытия в музее была представлена историческая экспозиция, которая рассказывала историю области от древнейших времен до современности. Возвращение прежней выставки пока запланировано на 2012−2013 год, она будет приурочена к годовщине ополчения Минина и Пожарского, а также войны 1812 года. Основу этой экспозиции составит история дома и его обитателей. Через историю рода Рукавишниковых будет показана история всей области. Судьбы людей, связанных с этим домом, будут соотнесены с историческими событиями.
  • Постепенно мы воссоздадим все интерьеры, например, кабинет Рукавишникова. В частности, через купеческую жизнь, взаимоотношения Рукавишникова и представителей купеческой элиты, можно показать историю Нижегородской ярмарки. Мы покажем и духовные аспекты жизни рода, события революции и Великой Отечественной войны. Частично советскую историю музея, судьбу музейной коллекции.
  • Видно, что Вы полностью погружены в работу по воссозданию музея…
  • Целое поколение успело вырасти, пока мы не занимались усадьбой. Это наше большое упущение. Слава Богу, власть обратила внимание на наш музей — и дом спасли. Еще 5 лет — и мы не смогли бы этого сделать. В свое время в доме было обнаружено около 24 видов грибков, все они развивались. Без реконструкции некоторые этажи могли бы обвалиться к этому времени. В каком-то смысле, в судьбу дома вмешалось провидение, еще немного и здесь бы случилась авария. Сейчас многие негодные конструкции поменяли, многое вскрыли: перегнившие балки, пол, кровля. Была проведена значительная работа, привлечены огромные средства. Как вы понимаете сейчас дешевле построить новый дом, чем по-хорошему восстановить старый. Конечно, были использованы сложные технологии. Мы старались детально воссоздавать все конструкции. Если окна из дуба — значит из дуба. Так, например, удалось полностью восстановить паркет. Таким образом, около 70% всего дома было воссоздано в изначальном виде. Понятно, что системы отопления, воздухоотводов пришлось проводить заново, иначе нельзя. Но нам удалось восстановить дом как музейный экспонат не в ущерб потребностям его составляющих.
  • В ходе реконструкции были использованы и текстовые источники, и чертежи?
  • К сожалению, сохранилось очень мало документов, которые могли бы что-то рассказать о доме. Хотя существуют наработки Виноградовой, которая доказала, что усадьба состоит из двух домов: один стоит на другом. Кроме того, использовались другие статьи наших известных краеведов и роман Ивана Рукавишникова, сына владельца усадьбы. Во многих местах этой книги описывается внешний вид дома.
  • Кто занимался реставрацией, наши специалисты или приглашенные?
  • На 80% - нижегородцы. Кроме того, у нас работали реставраторы из Владимира, кровлю делали питерцы, живопись и плафоны — люди из Московской академии художеств. Работу распределяли по специальности. Например, паркет делали и наши, и владимирцы в зависимости от степени сложности.
  • Постсоветская история усадьбы была непростой. Реконструкция затянулась на годы…
  • В 90-е усадьбу закрыли для посетителей. Этот объект очень дорогой для восстановления. Главное, что он представляет собой комплекс взаимосвязанных построек. К тому же, чтобы вести реставрационные работы, нужно было куда-то деть музейные экспонаты, поэтому первым шагом было создание фондохранилища за счет разных бюджетов. Заявки мы писали, куда только можно, но основное финансирование взяла на себя область. В результате фондохранилище было построено. Сейчас ему уже 4 года. После того, как все экспонаты переместили, появилась возможность начать реконструкцию. Сначала мы оформили на себя службу заказчика, потом были сделаны все необходимые расчеты и анализы. В 2005-ом году мы сделали проектную смету. В 2007-ом стартовала реставрация, это произошло как раз тогда, когда губернатором стал Валерий Шанцев. Он подписал все документы, даже не заходя в здание. Он сразу решил, что музею — быть. У Шанцева к таким вещам отношение человека понимающего, это сразу видно. Позже, по ходу реконструкции, губернатор приходил к нам не раз, это приятно. У меня тут были все: и Немцов, и Скляров, и Ходырев, — всякий раз дело заканчивалось обещаниями. Сейчас наш вопрос разбирается на правительственном уровне, проект финансируется, в том числе из федерального бюджета. Теперь реконструкция усадьбы — это отдельное приоритетное направление.
  • То есть, сейчас с финансированием у вас проблем нет?
  • Финансовый вопрос решен. Главное — выполнить работу в срок. Деньги нам нужно освоить к ноябрю. Возможно, какие-то мероприятия мы организуем уже в августе-сентябре. По окончании основных восстановительных работ мы будем добивать каждую мелочь. Остались недочеты, которые не так трудно исправить. Вот лепнина, фасад, расколеровка, паркет — это была целая эпопея. Все эти вопросы требовали тщательной научной проработки: на каждый «кусок» дома — по альбому фотофиксаций, аналогов, растворов и так далее. Теперь все гораздо проще, мы знаем, что делать.
  • Сильно ли дом пострадал за время существования СССР? Хорошо ли сохранилась старая экспозиция?
  • В советское время стены внутри закрасили белой краской. Когда мы отмыли ее — не обнаружили родных цветов даже на штукатурке. Но из целого видно, что каждая комната была выполнена в своем стиле: барокко, рококо. Смешение стилей было тогда модным. После этого началась тотальная работа с эскизами, поиском тональностей и так далее. Ведь составляющие комнат должны сочетаться друг с другом: настенная живопись — с плафоном, паркетный рисунок — с рисунком на двери, лепниной, причем каждый этап восстановления отдельно обсуждался, иногда даже возникали споры.
  • Процент серьезных утрат экспозиции — небольшой, но экспонаты сильно пострадали от влажности. Больше остального пострадала мебель. Полностью мы не утратили ни одного объекта, все подлежит восстановлению. Капитальная реставрация будет проводиться при подготовке к возвращению бывшей экспозиции музея-усадьбы. В этом году, кстати, был полностью отреставрирован кабинет Рукавишникова: стулья, шкаф и так далее.
  • Можно ли с чем-то сравнить это здание? Или оно, действительно, настолько уникально?
  • Содержательно — да, у каждой области есть подобный исторический музей. И у Бойцова есть много работ, но именно такого больше нет нигде. Рукавишников хотел, чтобы дом был уникальным. Так и вышло. В нашей области это здание, конечно, самый яркий пример дома дворцового типа. Эта усадьба своего рода наш маленький Эрмитаж.
  • Когда к нам приезжали питерцы и москвичи, они ахали, когда заходили в здание. При этом они же много видели усадеб и дворцов в Москве и Питере…
  • После восстановления усадьба будет использоваться только как музей?
  • Скорее всего, да. Придать дому другое назначение правительство области не планирует. Однако, я не думаю, что большой зал усадьбы стоит заставлять витринами с экспонатами, потому что его можно использовать для организации торжественных приемов, например, вручать здесь какие-то награды. Правительство поддерживает нас с этой инициативой. Уже сейчас известно, что в зале будет играть симфонический оркестр. Это будет очень интересно.
  • То есть здание оживет?
  • Да, да.
  • Как вы думаете, насколько этот музей будет востребован у нижегородцев и гостей города?
  • До закрытия музей принимал до 800 тысяч человек в год. Конечно, показатели Эрмитажа другие: около 2 млн в год. Но для таких музеев, как наш, средний показатель — около 500 тысяч в год. Я думаю, что интерес нижегородцев к музею будет очень велик, особенно в первое время после открытия. Каждый второй захочет побывать здесь. К тому же, тот, кто побывал здесь, посоветует сходить в музей своему знакомому. Рекламы нам не надо, сарафанное радио будет делать свое дело. Именно для нижегородцев мы откроем усадьбу «в чистом виде», не обремененную лишними экспозициями. В течение 2 лет мы дадим им уникальную возможность полюбоваться домом как таковым. Потом музей начнет обрастать экспозициями, как постоянными, так и сменными.
  • Какое место в городском пространстве, на ваш взгляд, занимает усадьба Рукавишниковых?
  • Во-первых, этот дом — один из наших музеев. Его специализация — краеведческая, историко-архитектурная. Музей Горького, Музей Добролюбова, Художественный музей, Русский музей фотографии и так далее — все это находится в нашем маленьком «золотом кольце». Нижегородский Кремль — сердце города. Конечно, можно говорить о сохранении старого Нижнего, о сохранении улиц и их модификации.
  • Кстати говоря, на мой взгляд, для сохранения старых улиц лучше всего создавать музеи, например, по декабристам, по театрам. Идей хороших много, все их нужно аккумулировать. Нужно финансирование, но всегда нужно учитывать, каким образом расставляются приоритеты власти. Понятно, что в первую очередь нужно сохранить то, что есть. Тот факт, что приоритет сейчас отдают нашему музею, положительно повлияет на нашу музейную систему. Поддержка музея-заповедника и всех его филиалов подпитает эту систему изнутри.
  • Уже потом мы найдем какие-то средства для музификации дома Анненкова, например. Щелоковский хутор тоже нужно восстанавливать, он тоже является нашим филиалом, но его восстановление затянулось. До сих пор не продвигается реконструкция «Зачатьевской башни». Проектно-сметная документация по ней уже есть. Документы, правда, предстоит утвердить. Обычно нам дают около 10 млн для восстановления аварийных объектов. Это, конечно мало. Башня требует около 100 млн рублей — возможно дело дойдет и до нее, когда мы закончим реставрацию усадьбы. Я думаю, если появятся средства, то при таком расположении властей все будет в порядке. Представители власти стали больше думать о культуре. Кремль, Щелоковский хутор, усадьба Рукавишниковых — все это очень важно для города. Больше ничего и не надо. Все это в купе с острогом, «Художественными промыслами» и другими историко-культурными объектами образует фундамент нашего городского наследия, делает Нижний Новгород привлекательным для туристов. Со временем у нас появится соответствующая инфраструктура, автобусные экскурсии в Арзамас, Городец, которые я считаю практически памятниками ЮНЕСКО. Городец, например, уникальный город. Таких в России очень мало осталось. Еще есть Дивеево, которое хранит духовные ценности.
  • Вы думаете, что процесс сохранения и возрождения культурных ценностей сейчас развивается?
  • Наша область постепенно приобретет свое лицо. Мы должны сделать то, что уже давно сделали в Питере. Сейчас мы встаем на ноги. Я оптимистично смотрю на этот процесс. Мы очень долго стояли на месте. Можно, конечно, сказать, что реконструкция усадьбы — капля в море, но очевидно, что движение началось. Дом Рукавишниковых, несомненно, является чем-то фундаментальным, градообразующим для Нижнего Новгорода.

Автор: Корр. Алексей Романов



Картина дня
Рекомендуем