СубботаСб, 20 апреля 10:17 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,44 ▼-0,65 EUR 99,58 ▼-0,95

«Туризм — это сложный бизнес»

15 июня 2012 года, 15:31

— Татьяна Вадимовна, какие основные задачи решает сейчас Комитет по туризму при ТПП региона?

-Комитет по туризму при Торгово-промышленной палате — это общественное объединение, стать членом которой могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Сделать это можно бесплатно, но при одном условии: необходимо пройти аудит договорной документации на соответствие законодательству и нормативно-правовой базе РФ. Однако, далеко не все турфирмы готовы аудировать свою документацию, поэтому на данный момент у нас в комитете всего 25 членов. Всем им выдается свидетельство, и я считаю, что это является для турфирм определенным конкурентным преимуществом, так как свидетельствует о профессионализме директоров и менеджеров. Кроме того, руководители фирм, которые с нами работают, обучаются на краткосрочных семинарах в ТПП НО или получают необходимые консультации и разъяснения, поэтому они всегда в курсе всех нововведений в туристской сфере.

Мы не развиваем туризм как таковой. Но мы помогаем комментариями, консультациями, семинарами, организуем участие в выставках и бизнес-миссиях, способствуем установлению прямых деловых связей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом наши основные направления в туризме — это деловой и индивидуальный туризм, законодательно-правовая грамотность в отрасли для предприятий малого и среднего бизнеса.

— Недавно были приняты изменения в закон об основах туристской деятельности. Когда начнет действовать новый закон и что должны будут делать турфирмы в соответствии с новыми правилами?

— 3 мая 2012 года президент России подписал закон о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», и уже 3 ноября 2012 г. все новшества вступят в силу. Это долгожданные изменения. Дело в том, что туристское законодательство РФ далеко не совершенно, мы стараемся «догонять» международное право в этом плане. Выездной туризм — а это очень популярный вид отдыха у россиян, а это требует понимания потребителями — туристами, выезжающими за рубеж, всех правил безопасности поведения в каждой из иностранных территорий. Профессионалами турбизнеса, нашими бизнесменами — туроператорами и турагентами, которые отправляют туристов за границу, — того, как им грамотно и качественно реализовывать туристские услуги и продукты, в частности, составлять договора в соответствии с действующим законодательством РФ. Туризм — это сложный бизнес.

Чем были вызваны изменения в закон о туризме? В прошлом году произошел крах многих крупных туроператоров, которые повлекли за собой разорение компаний в регионах, и соответственно, потерю денег нашими туристами. Нужно научиться избегать подобных ситуаций. Еще одна проблема — помощь нашим туристам, попавшим в сложные ситуации, например, в автокатастрофы, природные катаклизмы и т. п. К сожалению, подобных прецедентов немало, поэтому вносятся изменения и в вопросы страхования туристов. В новом законе более четко определенны взаимоотношения между турагентами и туроператорами. И во всем этом надо разбираться.

Что у нас меняется? Во-первых, теперь каждый туроператор должен будет вносить определенную сумму в общий страховой фонд. С 2007 года у нас введена финансовая ответственность для туроператоров. Теперь они еще каждый год должны делать отчисления в общий компенсационный фонд в денежном выражении. Те, кто этого не сделает, исключаются из государственного реестра. Таким образом, туроператоры будут нести коллективную ответственность, и если у одного из них возникнут какие-то проблемы, то другие будут помогать нашим гражданам за пределами России, перечисляя им деньги из этого фонда. Конкретный механизм еще не опубликован, но основной тезис уже обозначен. Это говорит о том, что очень многие операторы, которые не смогут исполнить эти условия, вынуждены будут объединяться либо уйдут с рынка.

Новшества коснутся и взаимоотношений туроператор- турагент. В новом законе более четко определенны эти взаимоотношения. И во всем этом надо разбираться. Теперь на сайте туроператора должны будут быть опубликованы все турагенты, с которыми работает туроператор. И клиент сможет зайти на сайт туроператора и посмотреть, стоит ли идти в ту или иную турфирму-агента и является ли она партнером данного туроператора.

Затем будет введена законом типовая форма договора о реализации туристского продукта между турагентом и туристом. Мы уже лет пять боремся за то, чтобы у наших турфирм были правильно оформленные договоры. К сожалению, у очень многих фирм эта работа оставляет желать лучшего. Т. е. туристы не защищены. Поскольку туристы, как правило, далеки от этого, то отдают турфирмам свои деньги, не задумываясь. Но если возникают проблемы, сложно работать с такими документами и порой, вернуть денежные средства или получить компенсацию бывает сложно.

Еще один важный момент — страховая грамотность. Нужно разъяснять туристам, что на медицинском страховании экономить нельзя, нет ничего дороже собственной жизни.

Пока все эти правила окончательно не прописаны, но к ним следует готовиться, потому что они вступят в силу с 3 ноября 2012 года, и следующий зимний сезон мы все будем работать уже по новым изменениям. Новый закон должен «почистить» ряды непрофессионалов, подтянуть и укрупнить бизнес и сработать на безопасность наших туристов.

— Как вы будете информировать представителей нижегородского турбизнеса о предстоящих нововведениях?

— С 14 июня с.г. Комитет по туризму при ТПП НО открывает серию круглых столов, заседаний, куда будем приглашать сотрудников Консультационного Центра Нижегородского отделения Роспотребнадзора и других специалистов, чтобы давать комментарии, разъяснять и готовить туристские фирмы к работе по новому закону. Надо учиться, надо разбираться. Я понимаю, что в турфирмах сейчас сезон — идут самые большие продажи. А сидеть на семинарах скучно, но будущее зарождается в настоящем, поэтому нужно к этому готовиться. Сейчас еще есть время во всем этом разобраться, и мы, конечно, будем оказывать консультационную и образовательную поддержку. Намечаем круглые столы по мере выхода дополнительных, разъясняющих нормативных актов в рамках принятых изменений закона, мы будем давать комментарии и также разъяснять и помогать их внедрять.

— Как, на ваш взгляд, скажется на туристской деятельности присоединение России к ВТО?

— ВТО — это прежде всего международные правила, регламенты и стандарты. И если мы хотим обеспечить поток иностранных туристов в наш регион, то должны им соответствовать. Вхождение в международное поле предоставления услуг — в том числе и туристических — требует большой работы. В РФ с 2009 года разработаны 11 новых ГОСТов на туристские услуги, экскурсионные услуги и на услуги гостиниц. Пока в Нижегородском регионе эти стандарты внедряются слабо, предприниматели упираются. Очень жаль. Потому что в итоге сюда могут приехать иностранные специалисты, которые сами будут оказывать услуги своим туристам. И тогда местные турфирмы могут остаться не у дел. Важно понимать, что к нам не приедут потоки туристов, если мы не имеем известных им брендов гостиниц, если здесь плохие дороги, если здесь обслуживающий персонал не умеет разговаривать на английском языке и улыбаться.

— Перспективы у нас есть, главное — не сидеть, сложа руки?

— Да. И нужно торопиться. Сейчас тем фирмам, которые входят в комитет по туризму, мы разъясняем правила по работе внутри России, даем новые технологии по индивидуальному и деловому туризму. Мы готовим директоров фирм к работе на въездной туризм. Это очень сложная отрасль, которая будет базироваться на сервисе здесь, в России. Это объекты размещения — гостиницы, транспорт, это информационные центры с каталогами на всех языках, это профессионалы-специалисты, которые не жадничают улыбаться. К сожалению, пока таких специалистов у нас мало. И получается, что сюда приедут работать другие. А это — точно не в наших интересах. Поэтому я считаю, что чем более прагматично мы посмотрим на эту ситуацию, тем быстрее найдем выход и начнем уже что-то делать.

Автор: Корр. Елена Жаркова



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».