СубботаСб, 20 апреля 03:32 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,44 ▼-0,65 EUR 99,58 ▼-0,95

Стенограмма пресс-конференции Президента РФ В. Путина (часть II)

15 февраля 2008 года, 19:12

И я уже говорил на расширенном заседании Госсовета: мы реально (хочу это подчеркнуть, и объективные аналитики все-таки должны со мной согласиться) провели реальную децентрализацию власти вплоть до местного самоуправления. Может быть, пока еще не все работает, но это точно, обязательно сработает, даже в среднесрочной перспективе. Мы же передали туда, вниз, и полномочия, и финансовые возможности. Мы сейчас должны просто посмотреть, как это функционирует в реальной жизни. Если уровень полномочий не обеспечен ресурсами, то мы подумаем над тем, как добавить туда собственных источников, на уровень муниципалитета, с тем чтобы повышать ответственность муниципального и регионального уровня управления за результаты своего труда. И это очень важный фактор.

И, наконец, следующий, не менее важный фактор, — это укрепление многопартийной системы. Пока не прозвучало вопроса, но если он будет, я постараюсь раскрыть его, но, скажем, спорный на первый взгляд 7-процентный барьер прохождения в Государственную Думу, укрупнение партий как таковое, на мой взгляд, благотворно в конечном итоге влияет на развитие нашей политической системы. Посмотрите у наших соседей, на Украине: там барьер прохода в Раду три процента. Ну и что? Нравится вам то, что там происходит? И где эта необходимая политическая стабильность для развития экономики и социальной сферы? Демократия — это же не базар. Это возможность населению через политические структуры влиять на развитие страны. Крупные партии, связанные с народом, с регионами, способны это делать в таком режиме, который обеспечил бы формулирование условий развития страны и достижение заданных целей. В этом смысле, я считаю, мы сделали серьезный шаг к укреплению фундаментальных основ российской государственности.

А. ГРОМОВ: Есть коллеги из Украины? Пожалуйста.

О. БОГДАНОВА, «Студия 1+1»: Традиционно украинско-российские отношения определяли лидеры государств. Позавчера Вы встречались с Президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко и разговаривали более трех часов. Стала ли для Вас Украина после этой встречи более понятной и предсказуемой? И как Вы оцениваете итог российско-украинских отношений за эти восемь лет? Потому что они были непростыми.

В. ПУТИН: Стала. Стала, потому что у нас с Виктором Андреевичем был очень обстоятельный разговор, говорю это без всякой иронии, очень подробный, практически по всем направлениям нашего взаимодействия и очень откровенный. Мне показалось, что и Виктор Андреевич тоже понял мотивы нашего поведения по решению тех или других вопросов. И мне показалось, что наши украинские коллеги, включая Президента, настроены на конструктивный диалог с Россией, на решение любых проблем, которые бы ни возникали. А то, что проблемы могут возникать — знаете, я бы ничего не драматизировал. Мы же самые близкие соседи, у нас огромный объем взаимодействия. Ну как не возникать проблемам? Они всегда были, всегда есть и всегда будут. Вопрос ведь не в том, есть они или нет. Вопрос совершенно в другой плоскости. Мы хотим их решать или мы хотим их обострять? У меня создалось четкое представление вчера о том, что и украинское руководство настроено на то, чтобы решать эти проблемы.

А что касается в целом развития за последние восемь лет, я думаю, что, конечно, мы могли бы добиться большего. Очень много наносного, такой, знаете, пены какой-то политической. Мы много лет спорили о газотранспортной системе. И настолько заполитизировали на Украине эту газотранспортную систему, диву даешься просто. Чего там эти железки политизировать-то, — трубы, которые в земле лежат и гниют?

Мы ведь что предложили? Да, не хотят на Украине, чтобы «москали» завладели этой транспортной системой. Да «москали» уже давно оставили эту мысль. Мы хотим, чтобы она функционировала нормально. И, в конечном итоге — мы на что ведь вышли еще с Леонидом Даниловичем Кучмой? — создадим консорциум, международный консорциум, с участием европейских партнеров, и этот консорциум будет искать собственные ресурсы (а речь идет о миллиардах долларов) не только для технического поддержания этой системы, но и для ее развития, а сама система останется в собственности украинского государства. Чего же здесь плохого, что здесь нужно было нагнетать-то вокруг этого? Просто удивительно. Сесть надо, просто посмотреть и разобраться. Так же, как и по ценам на газ. Но это же само собой разумеется: если мы разные государства, мы хотим продавать по рыночным ценам, причем мы это делаем мягко, спокойно, мы даже для себя внутри страны приняли решение переходить на рыночное исчисление цены на энергоносители. Да, внутри России это все равно будет дешевле, потому что минус экспортные пошлины и минус транспорт и так далее, но принцип один и тот же будет: мы делаем это для себя мягко, спокойно, мы и нашим партнерам предлагаем это делать мягко и спокойно. И мне, кстати говоря, очень приятно, что украинское руководство и, прежде всего, Президент Ющенко это прекрасно понимают. И именно с ним, именно с Президентом Ющенко нам удалось об этом договориться несколько лет назад, и вчера он еще раз подтвердил свою позицию. Думаю, что если такой конструктив будет при решении других проблем, то развитие между Украиной и Российской Федерацией будет идти только по восходящей.

А. ГРОМОВ: «Интерфакс», пожалуйста.

ВОПРОС: Владимир Владимирович, в своей речи 8 февраля Вы сказали о том, что нужно крупный бизнес развивать и мелкий бизнес развивать, и что необходимо улучшение техники. Так вот, дело все в том, что развитие крупного бизнеса и развитие серьезного современного машиностроения обязательно приведут к оттоку рабочей силы оттуда. Уйти она может только в мелкий и средний бизнес. Развивать сейчас мелкий и средний бизнес почти невозможно, поверьте мне. Мне кажется, нужен совет при главе Правительства, даже не при Президенте, где бы аккумулировались все эти проблемы, иначе мы не получим ни одного, ни другого, и к 2020 году Россия не будет такой привлекательной, как Вы говорили.

В. ПУТИН: Собственно, это не вопрос, а наказ избирателя. Но это к Дмитрию Анатольевичу, он в Красноярске будет выступать, надеюсь, что он Вас услышит. Мне нечего даже добавить к тому, что Вы сказали. Вы абсолютно правы. Именно поэтому нам нужно решить несколько задач.

Одна из них, как я уже говорил, нужно принципиально менять качество управления, и здесь такие же требования к повышению производительности труда. По сути, в этой сфере тоже должен качественно измениться уровень производительности труда, причем на всех уровнях. Это первое. Второе. Нам нужно обеспечить еще несколько важных составляющих для того, чтобы решать эту задачу развития.

Первое. Надо построить такую образовательную систему, которая позволяла бы людям переквалифицироваться, делать это быстро и на хорошем уровне.

Второе. Нужно дебюрократизировать все, что связано с развитием малого и среднего бизнеса, — это подключение к электроэнергии, к теплу, это получение имущества, помещения, аренда. Нужно решить, наконец, проблемы с бесконечными проверками и мздоимством в этой сфере. Там много чего нужно сделать. Дополнительные поручения я сформулировал уже МЭРТу, и Набиуллина обещала, что в течение двух-трех недель она представит соответствующие предложения. И сейчас МЭРТ находится в контакте с различными организациями малого и среднего бизнеса, они вместе, по сути дела, сейчас пытаются сформулировать, что нам можно системно изменить в этой сфере.

И, наконец, нужно обеспечить мобильность населения, это очень важно. А для этого нужно решать не только проблемы тарифов на Дальнем Востоке. Нужно решать и жилищную проблему. Нужно, чтобы человек мог, проживая в Москве, спокойно уехать в другой регион, там, где появляются новые интересные рабочие места, купить там квартиру либо снять ее. Для этого нужно развивать все, что связано с жилищным строительством. И мы не можем взять одно звено из этой цепи и решать только его. Нужно заниматься всей цепочкой. Так мы и собираемся поступать.

А. ЖЕСТКОВ, «РенТВ»: Владимир Владимирович, в последнее время идут очень активные разговоры о возможной деноминации, и даже говорят о том, что уже отпечатаны якобы новые рубли.

В. ПУТИН: Да врут они все! Не верьте им!

А. ЖЕСТКОВ: А все-таки в среднесрочной перспективе …

В. ПУТИН: Ни в среднесрочной, ни в долгосрочной нет и не будет.

А. ЖЕСТКОВ: Вы даете гарантию?

В. ПУТИН: Слушайте, Вы что, хотите, чтобы я землю ел из горшка с цветами? И клялся на крови? Это глупо просто. Нет никакой необходимости экономической. Это ничего, кроме вреда для экономики страны, не принесет. Зачем? Даже в голове нет ни у кого — ни у Правительства, ни у Центрального банка, ни у Президента. Нам нет необходимости. Фундаментальные основы российской экономики сегодня таковы, что для этого нет никаких предпосылок, и это только вред нанесет. Повторяю, у нас почти 500 миллиардов золотовалютных резервов, три с лишним триллиона рублей Стабилизационный фонд. У нас профицит и бюджета, и торгового баланса, огромный приток чистого капитала в страну. Да мы не об этих проблемах сейчас думаем. Нужно думать, как я уже говорил, об инновационном развитии экономики, об образовании, здравоохранении. У нас (коллега задавал вопрос, связанный с нацпроектами) уровень заработной платы школьного учителя 80 процентов от среднего заработка по экономике, а должен быть выше, чем средний по экономике. Вот над чем мы сейчас думаем, а не о какой-то деноминации.

А. ГРОМОВ: Пожалуйста, ИТАР-ТАСС.

К. КАМИНСКАЯ: Владимир Владимирович, за 8 лет у Вас было 170 зарубежных поездок. Как за это время изменилось отношение к России за рубежом и почему, на Ваш взгляд, на Западе так плохо относятся к России? Журнал «Тайм» выбрал Вас «человеком года"…

В. ПУТИН: …и Вы считаете, что это признак того, что плохо относятся?

К. КАМИНСКАЯ: Мне интересно, Вас это порадовало или же насторожило, потому что существуют два различных образа у Путина: в западных СМИ и в российских. Как Вы вообще относитесь к тому, как Вас преподносят в западной прессе, что о Вас пишут? И еще одно дополнение. Собираетесь ли Вы собирать журналистов на такие встречи, как сегодня, на новом месте работы?

В. ПУТИН: Вы знаете, я еще должен получить это новое место работы. Да, я готов работать в качестве Председателя Правительства Российской Федерации. Для этого еще должны выборы Президента пройти. Дмитрий Анатольевич Медведев должен быть избран Президентом, если граждане России окажут ему такое доверие, потом он должен представить мою кандидатуру в парламент, парламент должен проголосовать.

Прекрасно понимаю, что шансов для такого развития событий, конечно, очень много, но все-таки у нас на Руси есть поговорочка, я бы ее не забывал: не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Нужно спокойно, ритмично идти к этим пока административным целям. Если так будет, то Председатель Правительства имеет такое право в рамках своей компетенции, а компетенция очень большая (прежде всего, это, конечно, связано с социально-экономическим развитием страны), то, конечно, мы будем встречаться и с журналистами. Да и сейчас действующий премьер это делает, по-моему, регулярно, и предыдущий делал.

Кстати говоря, я очень доволен, что мы сформулировали вот такой расклад сил, при котором Дмитрий Анатольевич, будучи первым замом, хоть и работает, но одновременно какую-то еще предвыборную кампанию ведет, а Председатель Правительства не отвлекается ни на что, работает, и всё Правительство работает. И я очень доволен тем, что я сделал именно так. Потому что иначе можно ввергнуть страну в бесконечные политические дрязги и может произойти сбой в работе административного аппарата и Правительства. Этого не происходит.

Поэтому … Напомните мне, с чего Вы начали?

К. КАМИНСКАЯ: Отношение к России…

В. ПУТИН: Да, отношение к России. И по поводу того, что обо мне пишут… Вы знаете, если бы я все время реагировал на то, что обо мне пишут, и корректировал свое поведение в связи с этим, то, думаю, вряд ли мы добились бы таких результатов, как сегодня.

Помню, когда произошло нападение международных террористов на Дагестан. Вы знаете, я видел эти свои фотографии там с клыками, с которых кровь капает, и так далее, я это помню. Но я был внутренне абсолютно убежден в том, что мы делаем все правильно, и другого выбора у нас нет.

Так же и по другим вопросам. Если я чувствую внутреннюю уверенность в том, что действую правильно, то я не отвлекаюсь на то, что где-то говорят и пишут. Я могу корректировать принимаемые решения в диалоге со своими коллегами, мнение которых уважаю. Но реагировать на попытки влияния на нас со стороны — это абсолютно, как юристы говорят, покушение с негодными средствами.

Что касается отношения к России: хорошо или плохо относятся. Хорошо относятся к России! И если кто-то что-то пишет, если организует какие-то кампании, то это не говорит об отношении к России населения тех стран, в которых появляются те или иные статейки. Посмотрите опрос общественного мнения по европейским странам. Я только что смотрел последний по Германии. Положительный, в целом положительный. Конечно, пресса влияет, но мы знаем с вами, что, безусловно, существует монополия на мировые средства в некоторых государствах. Мы же это знаем, и вы это прекрасно понимаете. Конечно, через эти каналы политические центры этих стран пытаются влиять и на наше население, и на население европейских стран, на Североамериканский континент. Достигают они успеха в этом или нет? Думаю, скорее, нет. Об этом, кстати, говорит и избрание Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. Это очень хорошая «лакмусовая бумажка». Члены МОК, авторитетные независимые люди проголосовали за Россию. Это говорит об уважении России, о признании России и ее роли в мире сегодня.

Конечно, на мировой арене, особенно в экономике, мы ясно видим обострение конкурентной борьбы. Конечно, используются разные средства для того, чтобы достичь своих собственных политических либо экономических целей. Конечно, в этой связи используются различные инструменты, в том числе средства массовой информации.

Дискуссия о демократии в России. Я уже говорил: что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки? Что прислушиваться к мнению России по Косово, если сама Россия якобы недемократическая страна?! Мы же с вами должны понимать, для чего все это делается. Или по ПРО. Чего там слушать этих русских по ПРО, если они не вызывают доверия, потому что у них там проблемы с демократией?! Поэтому, конечно, нужно трезво смотреть на то, что происходит в медийном пространстве, анализировать, но нервно реагировать — это недостойно России и мы так делать не будем.

А. ГРОМОВ: Очередь, наверное, за уважаемым представителем Федеративной Республики Германии.

ВОПРОС: Как мы знаем, скоро, возможно, Косово объявит о своей независимости. Какова будет реакция России, как Вы будете вести себя в Совете Безопасности, Вы проголосуете против? И еще вопрос. Мы наблюдаем очень странные выборы в России, они проходят очень спокойно. В предвыборной кампании нет никаких сюрпризов. Каждый, кажется, знает, как все закончится, нет соревнования идей, нет соревнования кандидатов. Важнейший кандидат не принимает участия в телевизионных дебатах, не устраивает большие пресс-конференции, он не ставит себя перед критическими вопросами. Как Вы относитесь к такой избирательной кампании? Считаете ли Вы, что это демократическая кампания?

В. ПУТИН: Первая часть Вашего вопроса касается Косово: как будет Россия реагировать? Я уже имел возможность высказаться по этому поводу, по этой проблеме. Еще раз хочу подчеркнуть, мы считаем, что поддержка одностороннего объявления независимости Косово является неморальной и неправовой. Территориальная целостность государств закреплена в основополагающих принципах международного права. Есть резолюция 1244 Совета Безопасности, которая говорит о территориальной целостности Сербии, и все члены ООН должны следовать этим решениям.

Не хочется об этом говорить, чтобы никого не обижать. 40 лет существует фактически независимая Республика Северного Кипра. Что же вы ее не признаете? Вам не стыдно вообще, европейцам, с такими двойными стандартами подходить к решению одних и тех же вопросов в разных регионах мира? У нас вот Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье существуют как независимые государства. Нам все время говорят: в Косово особый случай. Вранье это все, никакого там «особого случая» нет, и все это прекрасно понимают. Все то же самое: этнический конфликт, преступления с обеих сторон, де-факто независимость полная. Так надо выработать единые принципы решения этих вопросов. Мы же не загоняем ситуацию в тупик, мы предлагаем нашим партнерам выработать единые правила поведения. Зачем же поощрять сепаратизм? В Испании не хотят люди жить в рамках единого государства. Ну, поддержите тогда там! Четыреста лет Великобритания борется за свою территориальную целостность применительно к Северной Ирландии. И что? Что же вы не поддерживаете?

Единые принципы должны быть. Если мы будем поступать по так называемой политической целесообразности, обслуживая политические интересы отдельных стран, мы разрушим международное право и общий порядок. Ведь даже гонка вооружений подталкивается только потому, что малые государства не чувствуют себя в безопасности сегодня. Международное право не защищает интересы малых стран. И, конечно, они вынуждены искать или обеспечивать свою безопасность на путях достижения какого-то нового уровня с точки зрения оснащения себя новейшими вооружениями. Если бы был твердый порядок, то не было бы такого страха и такой необходимости. И, конечно, мы поставим этот вопрос в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Конечно, мы его поставим.

Теперь — что касается избирательной кампании. Считаю, что она идет нормально. И то, что она проходит спокойно, без вот этих дебатов, без раскачки внутри страны, говорит не о том, что у нас существует дефицит демократических процедур — это говорит о том, что подавляющее большинство граждан России поддерживают и проводимый в последние годы курс. Вот в чем основа относительного спокойствия избирательной кампании.

В Германии, насколько я себе представляю, в последнее время наблюдается рост влияния левых партий. И последние выборы в Гессене, в Нижней Саксонии, это показывают. Более того, есть прогнозы, что и на выборах в 2009 году (в 2009 году, по-моему, выборы в Бундестаг, да?) там может быть увеличено представительство левых партий, причем бывших коммунистов. О чем это говорит? Это говорит о реакции населения на какие-то экономические и внутриполитические события. И там у вас такая реакция. Я в целом одобрительно отношусь к тому, что происходит в сфере экономики в Германии, что принимаются взвешенные, ответственные решения. Политическое руководство Германии думает о будущем свой страны и сознательно идет, мне кажется, на, может быть, даже не очень популярные решения, которые откликаются таким образом в политических настроениях населения. А у нас откликаются вот таким образом. У нас рост заработной платы — 16 с лишним процентов в этом году. Вот вам и ответ на Ваш вопрос. И люди хотят, чтобы такая тенденция сохранилась, и видят, что одним из гарантов продолжения такой политики может быть Медведев Дмитрий Анатольевич. Зачем ему вступать в дебаты и дискутировать по проблемам, которые будут сформулированы, со всей очевидностью, явно в популистском ключе? Ради чего? Мы что, не имели возможности сказать гражданам страны о том, что мы делали и о том, что мы будем делать? По сути, все сказано. А те люди, которые с ним соревнуются, — им предоставлены все возможности заявить о себе и рассказать о своей программе так ярко, как они смогут это сделать. Все возможности для этого есть. Полностью соблюден российский закон и Конституция и предвыборное законодательство. Карты в руки, пожалуйста. ЗАКАНЧ.

А. ГРОМОВ: С олимпийскими кольцами девушка. Привстаньте, пожалуйста, Вас просто не видно, чтобы Вам микрофон дали. Пожалуйста.

Н. КОНДРАТЕНКО, «Реальный бизнес»: Спасибо большое. По поводу колец — мне совершенно случайно попались в переходе оранжевый и черный маркеры, но сочетание получается неслучайное, как в Георгиевском кресте.

Скажите пожалуйста, вот эта победа… Русский народ привык за победу платить. Кто будет платить за Олимпиаду: скажем так, государство и налогоплательщики, инвесторы, предполагается привлечение каких-то других средств? И будет ли это инвестиционным проектом глобального масштаба, который когда-нибудь принесет какие-то дивиденды, инвестиции России? Или это будет «черная дыра» в бюджете, которая в 2014 году закончится?

В. ПУТИН: Вы куда ездите отдыхать?

Н. КОНДРАТЕНКО: Вы знаете, я должна сказать, что никуда. Я «отдыхаю» на работе уже четыре года.

В. ПУТИН: Понятно. Я восемь лет «отдыхаю». Но Вы куда хотели бы поехать отдохнуть? На лыжах покататься, на море съездить? Куда есть желание поехать? Только по-честному. В глаза мне смотреть.

Н. КОНДРАТЕНКО: Выспаться на диванчике.

В. ПУТИН: На диванчике — ясно. А если поехать, то куда?

Н. КОНДРАТЕНКО: Если поехать, то в горы.

В. ПУТИН: В какие? В Австрию, в Италию, во Францию? Куда Вам больше хочется. Или насколько денег хватит?

Н. КОНДРАТЕНКО: Да, «насколько хватит» — совершенно верно.

В. ПУТИН: Не сказала: «В Сочи, на Северный Кавказ». Не сказала. Потому что там условия пока не соответствуют мировым стандартам. Абсолютно точно, правильно, ведь так и есть. А мы хотим сделать, чтобы наши курорты были не только на уровне, а были лучше мировых стандартов. У нас есть такие возможности. Потому что это так же, как и в других сферах: если закупать оборудование, то закупать нужно самое современное, а другого нет смысла закупать.

Что касается развития Юга России, это очень важный вопрос. Ваш коллега из Чечни говорил о развитии Республики. А у нас существует федеральная целевая программа по развитию Юга России в целом. Почему? Потому что с точки зрения обеспечения рабочими местами, уровня производства и так далее многие части Юга России являются депрессивными регионами, а это очень привлекательная часть страны. Мы — северная страна, и таких климатически привлекательных регионов у нас достаточно мало. Юг России в этом смысле занимает место номер один.

Поэтому наша борьба за то, чтобы Сочи приобрел право быть столицей зимних Олимпийских игр, связана была не только с желанием провести Олимпиаду и как-то позиционировать Россию в качестве страны, которая может это сделать. Самая главная и самая первая задача заключается в развитии инфраструктуры юга страны, с тем чтобы миллионы граждан Российской Федерации могли проводить там значительную часть времени, ездить отдыхать туда и летом и зимой с удовольствием и тратить заработанные деньги внутри своей собственной страны.

Как будут распределяться эти ресурсы? Я уже говорил, мы планируем — планировали, точнее — 12 миллиардов в долларовом исчислении. Наверное, это будет больше. Две трети из них — хочу подчеркнуть, две трети из этих денег — должны быть направлены на развитие инфраструктуры. Там же дорог нет нормальных до сих пор. Вы попробуйте проехать от Туапсе до Сочи. Вот такой серпантин, беда одна. А дорога «Дон» (Москва — Новороссийск)? Там сотни людей гибнут каждое лето, перегрузка полная.

Дороги, тоннели, мосты, экология. Там же канализации нет, в Сочи, нормальной до сих пор, стыдно сказать. О каком же полноценном хорошем отдыхе может идти речь? На берегу моря полумиллионный город стоит, канализации нет нормальной.

Водоснабжение. Каждый год в Сочи рвутся провода. Я сам туда летал, еще работая в Администрации Президента. Налипание происходит в горах, все рвется, проблема с электроснабжением. Электроснабжение нужно нормальное обеспечить. Вот это все — две трети от государственных затрат. Все остальное должно быть сделано на основе либо частного инвестирования, либо частно-государственного партнерства. И эта рыночная часть, конечно, будет в значительной степени за счет частных инвестиций и российских, и иностранных. И я очень рассчитываю на то, что мы превратим эту часть страны в такой показательный регион, куда с удовольствием поедут наши граждане на отдых и зимой и летом.

ВОПРОС, РИА «Новости»: Добрый день! Я про восьмилетнюю работу хотел спросить.

В. ПУТИН: Опять?

ВОПРОС: Ну да, интересно. За восемь лет Вас какая российская проблема больше всего «утомила»: не решается, и все, хоть ты тресни?

В. ПУТИН: Коррупция.

ВОПРОС: А пункт в рабочем графике какой?

В. ПУТИН: Пункт?

ВОПРОС: Да. Просыпаетесь — и опять это?

В. ПУТИН: Опять на работу надо идти.

ВОПРОС: Ну да! Вообще, весь рабочий график?

В. ПУТИН: Не могу сказать, что меня утомил какой-то отдельный пункт в рабочем графике. Он у меня очень напряженный. У меня, по сути, спорт, работа и какие-то развлечения: музыку люблю популярную, популярную классическую музыку. Вот, собственно говоря, вся моя жизнь за эти восемь лет. Это как длительная командировка, которая, по сути, вывела меня из графика нормальной человеческой жизни. Но сказать, что меня особенно как-то что-то раздражало в рабочем графике, я не могу. Я старался концентрировать свои ресурсы по времени на решение основных задач, тех, которые выходят на уровень главы государства. И если я считал и видел, что это важная задача, важная цель, важная тема, то это у меня никогда не вызывает раздражения. Наоборот, это вызывает концентрацию внимания и внутренней мобилизации.

ВОПРОС: А вопрос журналистов какой?

В. ПУТИН: Пустые. Если вопросы возникали, на которые как бы и говорить неинтересно, время просто жалко.

А. ГРОМОВ: Коллега, с наушником, пожалуйста.

ВОПРОС, канал «ТF1», Франция: Два вопроса. Мы уже говорили о большой активности России. Мы даже слышали, что были вопросы и предположения возобновить парады на Красной площади. Скажите, пожалуйста, вернулся ли дух «холодной войны» в то, что касается отношений с Вашингтоном? И Ваши отношения с Николя Саркози: Вы понимаете, что это за человек, Вы понимаете его политику, как Вы к нему относитесь?

В. ПУТИН: Думаю, что Президент Франции является человеком очень ответственным, целеустремленным в достижении тех целей, которые он ставит перед собой в развитии Франции. Он очень искренний человек. У нас с ним пока не было такого глубокого, многочасового общения. Мы всего несколько раз встречались, но он производит впечатление человека очень собранного, целостного и решительного. Мне с ним приятно работать вместе, у нас сложились хорошие отношения, деловые и личные. Он человек открытый, насколько можно быть открытым на таком уровне. Если он полагает, что есть какие-то вопросы, требующие дополнительного обсуждения, есть какие-то критические замечания, он говорит это прямо, открыто, не конфронтационно. Я стараюсь отвечать ему тем же, у нас открытый товарищеский такой диалог и хороший уровень взаимодействия.

Что касается парадов. Есть определенные традиции в разных странах, в России есть своя традиция военных парадов еще со времен Российской империи. Мы просто поддерживаем эту традицию, это никак не связано с проявлениями какой-то возможной внешней агрессивности. Более того, предположить, что мы стремимся к возвращению времен «холодной войны» — это совсем уже смелое предположение. Мы в этом не заинтересованы. Наши основные задачи — внутреннее развитие, решение социальных и экономических проблем страны. И мы хотим создать вокруг себя благоприятную внешнюю среду, мы хотим развивать отношения партнерские, союзнические, стратегические со всеми нашими партнерами, в том числе и с Соединенными Штатами. У нас нет никакого желания вести диалог в какой бы то ни было конфронтации. Но возрастающие возможности России — и экономические, и в военной сфере — позволяют нам более настойчиво отстаивать свои национальные интересы и в политической сфере, и в сфере экономики. Повторяю еще раз, мы никогда не скатимся на конфронтацию, но мы считаем себя вправе бороться за свои интересы так же, как это делают наши партнеры, у них еще есть чему поучиться. Только посмотрите, что они делают — мы еще «отдыхаем» здесь.

А. ГРОМОВ: «Аргументы и факты».

А. КОЛЕСНИЧЕНКО: Спасибо.

В. ПУТИН: А потом, вы знаете, о какой агрессивности может идти речь? Мы ликвидировали все свои базы за границей. Мы что, на кого-то нападаем что ли? Мы развязали какие-то вооруженные конфликты? Мы что, вышли из каких-то основополагающих договоров в сфере разоружения? Мы всё исполняем.

Вот эта дискуссия, которую наши партнеры затеяли… Давайте все-таки по-честному посмотрим. Вы можете написать в своих журналах, что вы хотите, но вот лично Вы посмотрите сами как гражданин Европы. Мы подписали договор об ограничении вооружений и контроле над вооружениями в Европе. Но мы же его исполнили, мы его ратифицировали, мы сократили все свои воинские подразделения, у нас не осталось ни одного на армейском уровне подразделения в европейской части, с северо-запада все вывели. Мы взяли ограничения колониальные по своему характеру, ограничивающие передвижение собственных войск, на своей собственной территории. Франция взяла такие обязательства? У Франции есть ограничения по передвижению своих собственных войск на своей, на французской территории? Или Америка? Смешно сказать, чтобы Президент Соединенных Штатов ограничил себя передвижением войск из Калифорнии в Техас. Бред! А мы это сделали. И что? Наши партнеры даже не ратифицировали это. Мы им из года в год говорим: «Ребята, хватит, мы в одностороннем порядке больше не будем, давайте делайте, ратифицируйте». А новую версию прибалтийские страны вообще не подписали. То есть завтра там может появиться какой-нибудь пятый или четвертый позиционный район, и все это будет в рамках действующего законодательства.

Сколько можно? Мы из года в год говорим, давайте уже по-честному работать. Нет, все придумывают новое. А пока придумывают, пока не ратифицируют, одна база появляется, другая, один район, другой, все к нашим границам ближе и ближе. Сколько можно терпеть? Вот и реакция.

А не нравится, когда мы начинаем защищать свои интересы. Говорят: «Россия ведется себя агрессивно». Да разве мы себя ведем агрессивно. Мы, что ли базы новые создали, мы, что ли, третий позиционный район сделали? А Францию спросили, когда заявили о создании нового позиционного района в рамках НАТО? Кто спросил Францию? Шиш, никто не спросил. Только потом начали согласовывать в Брюсселе. Это что, европейское решение, натовское решение? Но мы-то должны как-то на это реагировать. Мы реагируем — взяли и приостановили свое действие в ДОВСЕ. И говорим: «Давайте, пошевелитесь там, хватит дурака валять, мы больше никаких колониальных условий исполнять не будем, давайте по-честному вести диалог, партнерский, с учетом интересов друг друга».

Не надо нагнетать никаких страхов по поводу агрессивности России. Нет такой агрессивности и не будет.

А. КОЛЕСНИЧЕНКО, «Аргументы и факты»: Вы в прошлом году как-то упомянули о том, что трехуровневая структура Правительства себя не оправдала. Сегодня говорили о том, что неэффективность государственной системы просто ужасна. Это же Ваши слова на Госсовете. Вы упомянули и о коррупции, которая также является, как Вы сказали, одной из самых главных проблем страны. В связи с этим как действующий Президент и как, насколько я понял, наиболее вероятный будущий премьер-министр, не могли бы Вы поделиться, может быть, какими-то более конкретными планами в борьбе с той же коррупцией? Например, будет ли внесен в ближайшее время закон о борьбе с коррупцией в Думу? Кроме того, как наиболее вероятный будущий премьер-министр: есть ли какие-то конкретные планы изменения структуры Правительства? Наконец, может быть, Вы уже могли бы назвать людей, которых Вы готовы привести с собой в это Правительство?

В. ПУТИН: Вы знаете, коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Это, к сожалению, общая беда. Особенно было тяжелым время в начале — середине 90-х, когда структуры разрушились, когда часть нашего экономического бомонда смогла за счет государственных ресурсов, даже в обход тогда действовавшего законодательства приобрести огромные состояния. И, конечно, люди все это видели, да и знают до сих пор: это и недоверие к бизнесу вызвало, и сращивание госструктур с административным, правительственным аппаратом, политическим аппаратом. Больше того, крупные корпорации просто целенаправленно продвигали туда своих людей. Зарплату там мало кто получал, и она была неинтересна.

Нужно время, конечно. Нет такой таблетки от коррупции: раз, проглотил — и всё, и государство выздоровело. Система мер должна быть большая. И правовая система мер, и усиление репрессивных мер должно иметь место, укрепление правовой системы. Вот мы присоединились к ряду антикоррупционных европейских и ооновских документов. И в ООН, знаете, мы присоединились к соответствующему документу, и в рамках нашего сотрудничества с европейскими структурами. Мы должны все инкорпорировать в наше внутреннее законодательство. И сейчас группа экспертов работает как раз над этим, и мы обязательно примем антикоррупционный закон.

Нужно повышать денежное содержание чиновников, как бы ни смотрелось на первый взгляд «криво» то, что они много получают. Общество должно понять, что лучше чиновникам платить приличные деньги, но требовать от них честного исполнения своих обязанностей, чем держать их на нищенском пайке и как бы подталкивать к коррупционной деятельности. Самое главное, нам нужно развивать, конечно, институты гражданского общества и контроль со стороны гражданского общества и средств массовой информации за состоянием госаппарата и госуправления. Это очень важно, я не забываю об этом никогда, мы будем действовать и в этом направлении.

Что же касается эффективности работы Правительства, то да, я действительно думаю, что не сработала так, как планировали некоторые наши коллеги, та структура, которая была создана в предыдущие четыре года (планировали, что министерства занимаются только нормотворческой деятельностью, а агентства и прочие исполняют свои функции). Все равно министр сразу начинает натягивать на себя административное одеяло. И в нашей системе все-таки институт вице-премьерства достаточно эффективно функционировал, показал себя и, я думаю, что мы подумаем о том, как улучшить ситуацию и улучшить эффективность деятельности самого Правительства.

Что касается того, кого можно и нужно было бы взять в Правительство, то да, конечно, если все будет так, как мы говорим — еще раз повторю, если избиратель окажет доверие Дмитрию Анатольевичу Медведеву и если он предложит меня в качестве премьера, — то изменения будут и в Администрации Президента, и в Правительстве Российской Федерации.

О. СОЛОМОНОВА, газета «Гудок»: Добрый день! Как известно, цены на социально значимые продукты заморожены и, в общем-то, людей это, естественно, волновало, но еще больше сейчас волнует, что произойдет, когда весной эти цены «оттают»? Как, по-вашему, Владимир Владимирович, среагирует рынок на это, в общем-то, антирыночное решение? И что должно будет предпринять Правительство в этом направлении после 1 мая?

В. ПУТИН: Внешне это выглядит как антирыночное решение. Не уверен, что на самом деле оно так и есть. Ведь речь идет не только об административном зажиме роста цен на продовольствие. Рост цен на продовольствие не связан только с ростом этих цен на мировых рынках. Хотя, конечно, говорят, что китайцы стали больше потреблять продуктов питания, в Индии увеличилось потребление, цены на нефть выросли и, соответственно, все остальное подросло. Это да, это объективные факторы, а мы — часть мировой экономики, но есть и другие факторы: факторы таможенного регулирования, есть факторы монопольного сговора, есть взаимоотношения между различными секторами экономики, между ТЭКом и сельским хозяйством. Есть факторы взаимоотношений, как я уже говорил, отвечая на вопрос Вашей польской коллеги, с нашими партнерами в Европе, за счет которых мы покрываем значительную часть объемов импорта. В крупных городах России, как вы знаете, до 70−80 процентов продовольственных товаров (а то и 85) по импорту получаем. Огромная цифра! Поэтому от этого регулирования тоже очень много зависит. И совсем не обязательно, что после того, как этот период договоренностей с основными производителями и дистрибьюторами пройдет, обязательно цены должны взлететь. Ну да, конечно, теоретически это может произойти. Но я повторяю, не считаю, что это исключительно антирыночная мера. Антимонопольная мера — разве это антирыночная? Нет. А договоренности, в том числе, с продавцами и производителями сельхозпродукции, с оптовым звеном. Они имели в том числе и эту составляющую. Да, конечно, на мировых рынках продовольствие растет. Наверное, будет расти как-то и у нас в стране. Но не обязательно это будет скачкообразный процесс.

Алексей Алексеевич [Громов] подсказывает, что время, отведенное «Первым каналом» и каналом «Россия» на трансляцию, завершается. Хочу поблагодарить наших коллег с первого и второго каналов за внимание к нашей сегодняшней работе. Если есть еще вопросы, можем какое-то время продолжить нашу совместную работу. Пожалуйста.

А. ГРОМОВ: У нас продолжается трансляция на Российском информационном канале «Вести-24», и, наверное, Маша, давайте Вы как представитель этого канала.

М. ГЕРАСИМОВА: Спасибо. Владимир Владимирович, отвечая на вопрос о том, что Вас больше всего расстраивает, раньше Вы неоднократно говорили, что Вас расстраивает бедность в стране и демографический кризис. Как Вы считаете, все-таки не слишком ли медленно решаются эти проблемы и если да, то почему? Спасибо.

В. ПУТИН: Думаю, то, что касается демографии, я уже говорил — у нас просто похоже на бум рождаемости. И меня это очень радует. Если до сих пор, до прошлого, позапрошлого года ничего не предпринималось, это было связано с тем, что у нас просто не было необходимых ресурсов на это решение. Вот даже сейчас, должен вам сказать, мне приятно это сказать — то, что мы приняли решение об индексации пособий в этой сфере (по уходу за ребенком, по беременности и родам, индексация материнского капитала), скажу вам честно, это мое личное тоже было решение, в Правительстве тоже были сомнения: «Стоит ли? И так много». Я сказал: «Нет, я публично сказал, что мы будем индексировать, и мы должны это сделать. И вы напрягайтесь, как хотите, сокращайте за счет других расходов неэффективных, их там достаточно, стройки дурацкие, где там деньги „смыливают“ закройте, а это мы должны сделать. Мы обещали гражданам страны, они нам поверили и мы должны исполнить это безусловно».

И я же вот сказал, почти на 10 процентов увеличилось рождение вторых и третьих детей. Это как раз показатель доверия. Считаю, что вообще это самое главное, одно из самых главных достижений последних восьми лет. В целом, конечно, не все еще это почувствовали. Повторяю, рост экономики не проецировался еще на жизнь каждого человека, на его доходы, но в целом все-таки улучшение люди чувствуют и мы исполняем то, что мы обещаем, и в этой части тоже. Поэтому я не думаю, что вопрос демографический, допустим, решается медленно.

Вторая часть — это борьба с бедностью. Здесь главная наша задача в ближайшее время — это проведение пенсионной реформы. Нам придется принять серьезные решения, связанные с некорректным, на мой взгляд, решением проблем, я уже об этом говорил сегодня, обеспечения наших пенсионеров, которые заработали свой основной стаж еще в советское время, до 1991 года. Нам придется пересмотреть принципы страховой части пенсий, унифицировать пенсионное законодательство и существенным образом повысить доходы пенсионеров.

В этом году, боюсь ошибиться, но все-таки мне бы хотелось, чтобы рост пенсий был свыше 17 процентов. В целом мы должны выйти на другой коэффициент замещения, он сегодня очень низкий — соотношение между средней заработной платой и пенсией. Мы должны стремиться к тому, чтобы этот параметр был выше.

И здесь несколько направлений деятельности для нас, несколько целей. Мы должны обеспечить, повторяю, и принять решение по пересмотру первоначальных решений в отношении тех, кто заработал основной стаж до 91-го года, и обеспечить принятые решения по накопительной части. Государство должно гарантировать, что на каждый рубль, который человек добровольно будет откладывать в накопительную часть своей пенсии, государство положит свой, государственный, рубль. И с тем, чтобы более молодые поколения граждан России, которые работают сегодня и будут выходить на пенсию через десятилетие, — чтобы вот эта часть была существенной и чтобы не было такого разрыва между доходами работающих и доходами пенсионеров. Это одна из основных целей на ближайшее десятилетие. И я думаю, что она вполне реализуема, если подходить к этому ответственно и каждый год двигаться потихоньку к этой цели.

Мы очень много дискутируем на этот счет. Вы знаете, это один из главных вопросов, который отнимает сегодня у Правительства значительное время при наших с ним встречах: это пенсионная реформа, образование, здравоохранение. И на этом пути, конечно, мы найдем и решение проблемы бедности.

А. ГРОМОВ: Существенный приток журналистов из Финляндии. Пожалуйста.

ВОПРОС: Мы тоже внимательно слушали Вашу речь на Госсовете. Скажите, пожалуйста, какие именно конфликты и дипломатические демарши «пахнут» нефтью и газом? Что Вы конкретно имели в виду? И второй вопрос: какие советы Вы, может быть, уже дали Медведеву о том, как ему выстраивать отношения между Россией и Финляндией?
Спасибо.

В. ПУТИН: Я с Дмитрием Анатольевичем работаю больше 15 лет, и я бы ни в коем случае не стал поддерживать кандидата в Президенты, если бы он нуждался в опеке и в каких-то советах текущего характера. Дмитрий Анатольевич зрелый политик. Знаю, как выстраивается работа главы государства и уверяю вас, что наши отношения с ним, если он будет избран Президентом, будут очень гармоничными. Никогда не буду подменять главу государства, считаю это вредным и контрпродуктивным. Конечно, у меня есть право высказывать свою точку зрения. Мы поддерживали все эти, до кончины Бориса Николаевича Ельцина, отношения с первым Президентом России, он не был ни Председателем Правительства, не входил в Госсовет. Но должен вам сказать, что наши с ним немногочисленные встречи все-таки были для меня полезными. И некоторые вещи, некоторые советы, которые он давал — даже не советы, он просто высказывал свое мнение по некоторым проблемам, в том числе и международного характера, — были для меня важными. Потому что он был грамотным человеком, человеком опытным, я не считал для себя зазорным послушать его мнение. Но в конечном итоге последнее слово, а значит и ответственность за принятые решения, лежит на первом лице, на главе государства. Просто не сомневаюсь, что Дмитрий Анатольевич Медведев — человек, который способен принимать решения, уверен, что так оно и будет. Ну а я, конечно, вправе высказывать свое мнение по тем или другим проблемам.



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».