ПятницаПт, 29 марта 01:19 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Реорганизация должна делаться ради пациентов, ради людей, для которых мы работаем»

14 февраля 2014 года, 16:30

— Как оцениваете реорганизацию лечебных учреждений?

— Оцениваю положительно. Все процессы реорганизации должны исходить из той пользы, которую они приносят нашим пациентам, и быть направлены в первую очередь, на благо пациентов. Первое, что важно для пациентов — это повышение доступности медицинской помощи, особенно в небольших городах и поселках. Причем, помощь должна быть квалифицированной и высокотехнологичной в плане обеспечения диагностическими и лечебными процедурами.

Объясню подробнее. Известно, что программа модернизации обеспечила сейчас большинство лечебных учреждений хорошей качественной медицинской аппаратурой. Естественно, не во всех лечебных учреждениях высокотехнологичная аппаратура была установлена. А ведь очень важно, чтобы все пациенты Нижегородской области могли бы получить высококвалифицированную помощь на хорошей диагностической аппаратуре.

В ходе реорганизации преследуется одна цель — это повышение доступности хорошей аппаратурой и докторами, которые на ней работают. Например, если в одном из районов города или области есть компьютерный томограф, а в другом — нет, то жители соседнего района могут пройти компьютерную томографию в прикрепленном ЛПУ и получат доступную помощь в плане диагностики. Или еще пример. В одном районе есть высококвалифицированные узкие специалисты, а в другом — нет. Естественно, жители района должны свободно перемещаться в район, где оказывается квалифицированная помощь. Но чтобы так происходило, нужно объединять ресурсы, в том числе и кадровые.

Поэтому сейчас идет процесс, когда создается мощное отделение — гинекологическое, акушерское или любое другое, где собраны все ресурсы как человеческие, так и диагностические. Тогда жители обоих районов смогут получать качественную медицинскую помощь.

Второй аспект реорганизации. Освобождаются финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на благо пациентов и докторов. Анализ ситуации показывает, что освобождающиеся ресурсы позволили увеличить зарплату докторам, направить средства на первоочередные нужды лечебных учреждений.

Таково мое видение процессов, которые происходят в Нижегородской области.

— Насколько регион идет в общероссийском тренде?

— Да, такие же процессы происходят по всей стране. Мы об этом слышим и видим. Я думаю, что в областях, где они идут правильно и своевременно, качество медицинской помощи повышается.

— Сейчас сокращаются круглосуточные койки. Нужно ли это делать?

— Такое происходит, когда мелкие учреждения объединяются с крупными. Происходит это потому, что в мелких учреждениях не хватает диагностических мощностей и лечебных ресурсов, чтобы оказывать такую же помощь, как в крупном. Присоединение позволяет использовать диагностическую службу крупного учреждения для всех пациентов.
— 
Сейчас все больше появляется технологий, которые позволяют не держать человека долго на койке. Например, есть лапароскопические операции, при которых человек может лечиться в стационаре не 12 дней, а 5. При этом, результат будет точно такой же, как и при 12-ти дневном пребывании. Только человек значительно раньше выйдя из больницы, сможет жить активной жизнью, под наблюдением докторов поликлиники. В этом случае, необходимость в большом количестве круглосуточных коек будет уменьшаться. Это подвигнет лечащих врачей, развивать новые технологии, и с их помощью выполнять малоинвазивные (щ55адящие) оперативные вмешательства.

Таким образом, новые технологии будут внедряться в практику, обеспечиваться оборудованием и ресурсами. Такие меры подвигнут нашу медицинскую общественность на то, чтобы развивать поликлиническую службу и стационарозамещающие технологии.

Есть вопрос другой плоскости. Это когда количество круглосуточных и дневных коек приводят к федеральным нормам. Теперь в лечебном учреждении должно быть определенное количество коек круглосуточного и дневного пребывания. Это вопрос финансового обеспечения.

Сокращение коек — это абсолютно обоснованные мера, которая проводится сейчас аккуратно, при постоянной коррекции ситуаций. И я вижу постоянную обеспокоенность министра, чтобы не было перекосов, и главное, чтобы не было хуже пациентам. А если реформа проходит для пациента, то она обречена на удачу.

— Можно ли говорить, что востребованность коек стала меньше?

— Нет. Речь идет о том, чтобы лечение было интенсивным, квалифицированным, не было простоя коек. Ведь идут жалобы от пациентов: мы поступили в больницу, 3 дня лежим, а нам не делают никаких процедур. Сейчас нас заставляют, и это правильно, относиться очень бережно к коечному фонду. Если пациент госпитализирован в стационар, то уважаемые доктора, ни минуты простоя! Тогда мы сможем количество круглосуточных коек сократить. Ни в коем случае нельзя говорить, что востребованность коек стала меньше.

— Часто ли пациенты с круглосуточных коек отпрашиваются домой или это не будет предусмотрено новой системой?

— Больница не тюрьма. Заставлять больных лежать там мы не имеем права по законодательству. Речь идет о том, чтобы пациент понял, что его можно лечить, не заставляя лежать в стационаре круглые сутки. Очень многие люди сами просят. У одинокой женщины дома кошку некому кормить. Или у молодого мужчины есть мать, которой нужно помогать. Они приходят и просят: нельзя ли нас положить таким образом, чтобы мы могли уходить домой, при этом, чтобы нам качественно оказывали стационарную помощь? Конечно, можно и нужно.

Но есть такие пациенты, которых нельзя отпускать домой, да они и сами не смогут уйти. Это пациенты в тяжелом состоянии, которым нужно мониторировать их жизненные функции. Для этого нужен круглосуточный стационар. Если помощь будет адекватно оплачиваться государством, а это находиться на контроле у министра, то вопросов не будет.

— Расскажите поподробнее. Какие возможности, все-таки, дает реорганизация?

— Например, кто-то из ваших родных должен рожать. Женщина проживает в одном из районов области. Там есть отделение, где нет врача-акушера и достаточного оборудования, чтобы оказать реанимационную помощь. В соседнем районе все это есть. Куда повезете рожать родственницу? Правильно, туда, где смогут оказать квалифицированную помощь. На это реорганизация и направлена. Она приближает хорошую, квалифицированную медицину к пациенту. В уже описанном случае ресурсы лучше объединить. И кадры в том числе, если это возможно.

Также по другим лечебным учреждениям. К примеру, в одной поликлинике есть возможность сделать все биохимические анализы, а в другой — нет. Или в поликлинике делают только общие анализы, а в больнице есть возможность сделать все необходимые анализы. Какой выход? Присоединить поликлинику к этой мощной больнице, делать заборы крови в поликлинике и возить в лабораторию при больнице. Доступность помощи будет обеспечена. Вот простой ответ на вопрос.

— Какие трудности нужно преодолеть в процессе реорганизации?

— Если со стороны пациентов, то людям нужно рассказывать, правильно до них доносить, что происходит. Очень часто на настроениях людей играют не совсем честные люди. Причин может быть множество. Когда люди понимают, что реорганизация делается для них, то они сами будут помогать в этом. Информационная составляющая очень важна.

Вторая составляющая, которая мешает — это, естественно, чьи-то интересы. Они могут быть корпоративные, со стороны врачей, которые, естественно, хотели бы оставить за собой то поле деятельности, которое у них есть, или со стороны руководителей. Это тоже нужно понимать. Но это неизбежный процесс в любой реорганизации.

Главное — реорганизация должна делаться ради пациентов, ради людей, для которых мы работаем. Если пациентам это правильно объяснить, подтвердить результатами, что стало лучше, то все будут только «за». Если этого не будет, то реорганизация сама отомрет. Нужно, чтобы средства массовой информации объясняли, для чего это делается.

— Во время реформы всегда происходят недовольства. Как удается избежать конфликтов?

— В первую очередь, это разъяснительные мероприятия, которые проводятся. Сейчас проходят постоянные встречи сотрудников министерства, главных врачей, в первую очередь, с пациентами. Проводятся встречи и с докторами, которые присоединяются к каким-то больницам, когда, например, идет объединение поликлиники с крупной больницей, или филиалов с крупной больницей. Докторам также нужно объяснять, потому что они не должны терять в зарплате.

Разъяснительная работа идет постоянно. Я знаю, что министр только что вернулся из командировки по северным районам области. Он беседовал в каждом районе, в первую очередь, с пациентами и врачами. И любой главный врач, который в реорганизации задействован, должен это понимать и в разъяснительной работе участвовать.

— Какие изменения произошли в вашем лечебном учреждении?

— У нас изменен профиль коечного фонда. Часть коек круглосуточного стационара перевели в койки дневного пребывания. Была настороженность, что мы потеряем по финансовой составляющей. Сейчас мы постоянно анализируем ситуацию и принимаем меры, чтобы не потерять в деньгах. И самое главное, что за этим следит министерство и фонд обязательного медицинского страхования. Ведь заработанные средства претворяются в заработную плату сотрудникам, содержание учреждения, приобретение оборудования и так далее.

Мы стали более активно развивать технологии, которые нам позволяют сделать более интенсивным оборот койки. Это означает, что если на ней раньше в течение 20 дней лежал один пациент, то сейчас — без ущерба для здоровья, с теми же результатами — могут пролежать 2−3-4 пациента.

— Жалоб не прибавилось?

— Пациенты ко мне с жалобами не обращались. Это говорит о том, что все происходит мягко, все происходит ради пациентов. Мы стараемся своевременно отвечать на вопросы, тем более что у нас одна из самых крупных больниц в Нижнем Новгороде. Она многопрофильная: существует уникальное токсикологическое отделение, которое работает на всю область, уникальный нефрологический центр, который обслуживает практически весь Нижний Новгород. У нас самая мощная реанимация в Нижегородской области, куда поступают пациентки, роженицы, у которых есть серьезные осложнения.

Больница уникальная, но на данный момент мы не почувствовали отрицательных вещей в той реорганизации, которая есть. А если вопросы есть, то вместе с Министерством и Фондом мы стараемся их решить.

Автор: Корр. Светлана Муратова



Картина дня
Рекомендуем