ПонедельникПн, 13 мая 00:39 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,82 EUR 98,95

«Позволяйте детям больше, и получите из них талантливых людей»

23 марта 2015 года, 14:21

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Карандаш в руке этого человека появился раньше, чем ложка. Сегодня у нас в гостях художник, чьи картины выставляются по всему миру, и есть даже в коллекции Маргарет Тэтчер, председатель правления Нижегородского фонда «Русское искусство» Наталия Панкова.

- Наталия Юрьевна, здравствуйте. Не сожалеете, что когда-то карандаш победил ложку?

- Я бы сейчас вообще мечтала про ложку забыть, но, к сожалению, не получается. Люблю карандаши до сих пор, сейчас такое количество разных материалов, что я радуюсь, что есть возможности. Но художника иногда важно ограничить, тогда, может быть, больше идет от себя энергии, эмоций, а когда много возможностей - глаза разбегаются.

- Вы родились 28 июня. В этот день также родились: знаменитый фламандский художник, получивший юридическое образование, Питер Рубенс; актер и кинорежиссер, мечтавший в детстве о клоунаде, Александр Панкратов-Черный; историк, писавший в юности стихи, Сергей Платонов. Кто из персон Вам ближе?

- Я думаю, что все знают ответ. Конечно же, Рубенс. Тем более что Рубенс мне еще нравится как человек, который воспринимал действительность очень восторженно. Картины у него такие эмоциональные, радостные. Там просто праздник жизни. Это мне близко.

- Король художников и художник королей Питер Пауль Рубенс также выполнял различные дипломатические поручения: участвовал в переговорах об установлении мира с Голландией и Англией. Рубенс отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами. Кроме того, он встречался и переписывался с известными учёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкую образованность. Как Вы считаете, истинное искусство может помочь разным странам лучше понять друг друга?

- Мне кажется, у искусства есть преимущество - оно может быть вообще вне национальности и вне времени. Это большое счастье, потому что любой человек, который даже не занимается искусством, может спрятаться в искусство от этих проблем.

- Вы выставляетесь по всему миру, чувствуете какие-то изменения по отношению к вам? Или искусство остается искусством, и неважно, чье оно?

- Думаю, что для тех, кто действительно интересуется искусством, не важно, какой я национальности, и из какой страны приехала. А люди, у которых восприятие построено на политике, мне не интересны.

- Многие родители сталкивались с такой проблемой как художественное оформление детьми стен, мебели, документов. В детстве Вы больше всего любили рисовать на стенах. Наверняка, от родителей не раз попадало за очередной шедевр?

- Все дело в масштабе. Скучно работать с маленьким документом, а когда большая стена - сразу все увидят, и гости в том числе.

- Сразу ли родители оценили талант художника?

- У меня удивительные родители, они к этому позитивно отнеслись. Это, наверное, тот редкий случай, когда они были не против. Я недавно разговаривала со своей мамой, ей на днях будет 90 лет, и она говорит: «Как жаль, что не сохранилась та стена, на которой ты рисовала свою первую картину». Видимо, стена уже была готова к ремонту, я их просто подтолкнула. Раньше думали - надо или нет, а после меня уже, наверное, сделали.

- Это были краски или контуры?

- Тогда еще были контуры, потому что это были самые первые шаги. Сама я это плохо помню, но помню ощущение безумного счастья и свободы. Счастье, которое мне дали родители - не мешали творить. Было ощущение безумного счастья от того, что я могу делать то, что хочу. Позволяйте детям больше, и получите из них талантливых людей. Не важно - художников или нет, главное чтобы была свобода для самореализации.

- Ваш папа - кандидат физико-математических наук планировал, что Вы пойдете по его стопам, однако Вы тайком ото всех поступили в худучилище. Променять крепкую как камень физику на ветреную живопись решили из протеста?

- Нет. Во мне боролось много чувств и дело не только в крепости, физика - тоже очень интересный предмет, там тоже есть возможность творчества. И все-таки победило искусство, потому что захотелось быть счастливой. А вот это ощущение - воспоминание того, что я знаю, как это, что я буду чувствовать, если буду художником - помогло реализовать мои мечты. Когда я творю, я очень счастлива.

- Все-таки вы тайком поступили в художественное училище. Какой была первая реакция родителей?

- Были недовольны, но были уверены, что это временно. Что я - девочка, в армию идти не надо, отдохну и потом поступлю в университет. Как мой папа сказал: «Немножко отдохнешь, а потом», и я отдыхаю всю жизнь. Но думаю, люди творческих профессий меня поймут. Наша работа - отчасти отдых.

- Я знаю, что Ваш сын выбрал дипломатическую карьеру, это от того, что вживую увидел жизнь свободного художника с банками и красками по всему дому и решил не повторить опыт мамы?

- Его пеленки все были в масляных красках. Мой ребенок «настрадался», поэтому я не скажу, что это его внутренний протест, но он никогда не любил рисовать и это удивительно!

- Наверняка пытались его приучить

- Поскольку мне в свое время родители дали свободу, я дала своему сыну тоже свободу. Конечно, я его по музеям водила и считаю, что это очень важно независимо от того, любит рисовать человек или нет. «Мучать» сына музеями я начала с самого раннего возраста. Картины - это цвет, яркие пятна, которые даже самый маленький ребенок, который еще ничего не понимает, уже воспринимает, поэтому это неплохо.

- В 1994 году Вы получили в подарок от Бориса Немцова автомобиль «Волга». Только не говорите, что до сих пор ездите на этом автомобиле?

- Не езжу, но это было безумно приятно и очень неожиданно. Среди этого списка были еще 9 нижегородцев, которых наградили такой замечательной машиной. Машина «Волга» - это было очень круто по тем временам. Честно говоря, я ее продала практически сразу и у меня стояла очередь покупателей. Тогда ценились наши «Волги». Потом мы с семьей купили квартиру, и кусочком этой квартиры была как раз эта «Волга». Мы всегда помнили об этом.

- Продолжите фразу «Для меня Победа - это»

- Если очень коротко, то, наверное, жизнь, потому что нам подарили жизнь. Неизвестно, как бы было и были ли бы мы на этом свете, если бы не было этой Победы. Спасибо, что она была.

- Цвет вокруг нас оказывает большое влияние на наше самочувствие, заявляют психологи. Некоторые города Марокко известны тем, что с давних времён имеют преобладающий цвет зданий, и даже новые постройки по традиции красят именно в этот цвет. Например, почти все здания третьего по величине города страны Марракеша - рыжевато-красные. А небольшой городок Шефшауэн пользуется особенной популярностью туристов за то, что все дома полностью или частично окрашены в синий. Не стоит ли нам перекрасить российские города?

- Было бы неплохо. Я не думаю, что город должен быть одного цвета. У нас большие города и мы можем себе позволить разнообразие.

- Каких красок вы бы добавили в Нижний Новгород?

- Я бы порекомендовала использовать теплые цвета. Желто-красная цветовая гамма хороша, потому что зимой дает иллюзию солнца, а летом в сочетании с зеленью - ощущение праздника. Поэтому мне кажется, что теплых красок нам не хватает в городе.

- Вы известны как автор росписи клубного дома - новостройки премиум-класса, поселиться в которой можно только по рекомендации одного из жильцов. Вы действительно считаете, что посмотрев на эти перья Жар-птицы, у нижегородцев поднимается настроение? Не кажется, ли Вам, что дом как будто в огне?

- Нет, нисколько не похоже. Я видела очень много фотографий и сама видела этот дом с разных точек. Когда смотришь фотографии, включая зимние, приходит ощущение праздничного фейерверка. Мои друзья сказали, что называют мой дом «домом с веточкой», потому что у них из окон виден кусок этой стены и им кажется, что это какая-то веточка осенняя или цветущая веточка. У каждого есть какая-то своя интерпретация этой темы и мне, кстати, нравится такая игра со зрителями. Многое зависит от того, с какой точки смотришь, какое освещение, как падает свет.

- Кстати, сейчас во многих городах расписывают не только новые, но и старые дома и отнюдь не вандалы, а профессиональные граффитисты. Вам не кажется, что всё же в общем сером ландшафте такие яркие пятна выглядят как-то неестественно и вызывающе?

- Для многих это выглядит неестественно и вызывающе потому, что люди консерваторы по своей природе и им кажется, что должно быть так, как было 20, 40 или 50 лет назад. Это вообще естественный процесс, потому что города сейчас меняются и росписи на стенах появляются во всех городах мира. Другой вопрос - когда-то это лучше происходит, когда-то хуже. Это зависит и от художника, и от среды, которая готова принять ту или иную картину. Наша среда пока не очень готова. Но, тем не менее, ребята пытаются что-то изменить - это очень здорово, есть шанс, что город будет со своим лицом и не будет похож на другие города, хотя он у нас замечательный и красивый. Мне в свое время дали родители стену квартиры, а современные дети могут позволить себе стену дома. Это потрясающе!

- Вы путешествуете по всему миру, могли остаться жить в любой другой части света и мира, но возвращаетесь в Нижний Новгород. Чем он вас привлекает?

- Во-первых, я его очень люблю, а во-вторых, всегда трепетно возвращаюсь. Буквально недавно мы были в Париже с подругой. И когда на днях возвращались, сели в очень грязную машину такси и вокруг грязный снег, и я сижу в машине и думаю: «Боже, как хорошо, я дома!», потому что, наверное, есть ощущение, когда родные стены помогают. Именно творить, работать мне здесь намного легче, чем где-либо. Ну, а потом, у нас очень красивый город - природа очень красивая, красивая архитектура, два берега и энергия двух рек мощных ощущается, питает. Она влияет на всех, но не все это замечают. Река - это очень здорово, источник жизни, энергии - всего.

- Что вас подпитывает, дает эмоции, чтобы отразить их на холсте?

- Мне нравится путешествовать, потому что когда возвращаешься с другими ощущениями, видишь то, что не видел в нашем городе другими глазами и кроме этого - люди. Я люблю людей. Это, вообще, кстати, редко, потому что художник предполагает некое замкнутое пространство, сам в себе. Мне в этом плане повезло, я иногда от общения с людьми получаю такую позитивную энергию, что мне после этого хочется работать. После этого я запираюсь и некоторое время не общаюсь ни с кем, но мне нравятся интересные и яркие люди, которых у нас много.

- А запираетесь как?

- У меня есть тенденция в работе - я «запойно» работаю. Когда я начинаю работу, мне иногда муж звонит и говорит: «Наташ, ты знаешь, сколько времени вообще? Ты когда-нибудь домой придешь?». А у меня ощущения времени нет. В любом случае, все равно устаешь, но зато получаешь некое удовлетворение от того, что вовремя сделал работу. Иногда бывает желание, которое перегорело. Если оно возникает и тебе хочется что-то сделать, лучше не жить этим состоянием, потому что когда ты дойдешь до холста, уже ничего сделать не сможешь.

- Вы - успешный художник, но наверняка бывает такое, что не всем картины нравятся. Как вы реагируете на это?

- Я бы испугалась, если бы я всем понравилась. Я бы подумала, что случилось в моей биографии, что я нравлюсь всем? Вы понимаете, что это нормальная реакция?! Тем более, что есть люди с разным образованием. Кто-то вообще не готов к восприятию живописи, кроме того, есть понятие «вкус». Даже человек, разбирающийся в искусстве, может сказать, что это не мое направление. Если человек откровенно высказывает свою точку зрения, это его право, почему бы и нет.

- Были моменты, когда вас обижали такие ситуации с профессиональной точки зрения?

- Возможно, но каких-то серьезных обид нет. У меня есть некий круг людей, чье мнение имеет для меня большое значение. Конечно, и им, может быть, нравится не все, что я делаю, но если ты сделал все замечательно и все тебя похвалили - это тупик, куда дальше расти? Недовольство собой должно присутствовать в определенном количестве, чтобы поднимать планку все выше и выше.

Вопросы от нижегородцев:

Лариса Трофимова, Московский район
- Недавно читала в журнале, что спальню надо делать в темных тонах, чтобы спалось лучше - но это же темно, как в гробу. Лучше уж в ярко-желтой солнечной или зеленой, как на лужайке. Или выбор цвета - это полная ерунда и никак не влияет на качество сна?

- Очень влияет, это не ерунда. Я могу сказать, что один и тот же человек в разные периоды жизни нуждается в разных цветах. Темная цветовая гамма к молодежи ближе, потому что восприятие мира другое. С возрастом появляется потребность в более позитивных цветовых гаммах. Но если говорить именно про спальную комнату, я бы сделала что-то более спокойное, нейтральное и пастельное. Я бы не стала делать каких-то очень ярких цветов, включая желтый, потому что вам сразу захочется действовать, если он яркий.

Андрей Жеглов, Нижний Новгород
- Регулярно можно услышать, как картины великих художников уходят за десятки миллионов долларов, при этом и картины наших современных российских художников котируются пусть не миллионами, но десятками тысяч долларов. На фоне нестабильных курсов евро и доллара не логичнее ли вкладывать средства в картины?

- У искусства есть одно преимущество - от него можно получать удовольствие. Не только думать о том, что ты вложил деньги, и они лежат где-то в банке, а еще получать удовольствие от общения с живописью. Что касается цен на живопись, есть ощущение, что на фоне такого кризисного состояния многие художники делают спецпредложения для покупателей и опускают свои цены в рублевом варианте, чтобы российский покупатель не чувствовал себя совсем ущербным, что не может ничего приобрести. Поэтому, наверное, самый выгодный момент - именно на этой волне покупать искусство, пока оно не так дорого стоит. Но говорить о том, что через год или через два искусство в несколько раз вырастет в цене, я бы не рискнула. Я думаю, что это долгосрочная программа. Искусство можно оставить своим праправнукам, потому что живопись будет жить сто лет, двести, триста и даже если вы выберете не самого лучшего художника, мне кажется, потом с мировым именем эта вещь будет иметь антикварную ценность. Поэтому такое вложение денег - беспроигрышный вариант с расчетом на много лет.

- Кстати, многие великие художники, например, Анри Матисс в начале своей карьеры расплачивались картинами в кафе, а Вам не приходилось оставлять что-то из творений в качестве платы за обед?

- У меня была похожая история в самом начале 1990-х годов, когда вообще ничего не было, в нашем городе в том числе, а у меня был маленький ребенок. Были различные варианты бартеров, когда люди покупали продукты, не имея денег. И был момент, когда мой холодильник был забит йогуртами, как в магазине, потому что за картину рассчитались йогуртами. Каждый день мне привозили по коробке, тогда мы и все наши родственники ими объелись.

- Мастер пейзажей Архип Куинджи всегда верил в свой талант и счастливую звезду, никогда не сомневаясь в своем успехе. А ведь когда-то маринист Айвазовский доверял ему только покраску заборов и смешивание красок. А Вы сразу поняли, что покраска заборов - не для вас?

- У меня тоже была «покраска заборов», у меня было слово «Квас» на бочке с квасом. В моей жизни была такая подработка. Первая моя работа была в музее Добролюбова, где я была реставратором, потом я ушла в Советский Пищеторг, потому что там была возможность днем заниматься живописью. В свободное от живописи время я должна была сделать работу, которую должна, и мне поручали на бочке кваса писать эти слова. Вы представляете, в каком шоке был мой папа, когда его дочь вместо того, чтобы работать в НИИ бегала с трафаретом по бочкам. Если у художника в его жизни не было «забора», то это несчастный художник, потому что в жизни надо все испытать.

- Какова ваша формула успеха? Можете нарисовать успех?

- Если выражать словами, то - видеть, чувствовать и делать. Придется, наверное, выразить это и художественными приемами, но более абстрактно. Мой любимый ритм - это некий восторг, движение вверх. Это видящее дерево с глазами, которое движется вверх и дает сплошной позитив. Сейчас приближается весна, и это светлое чувство я изображу в молодых листочках на нашем дереве. Ну, а чтобы изобразить «делать» надо лопату нарисовать, но я нарисую кисточку, ведь это тоже действие. Их будет много разных, чтобы был выбор, но это не просто кисточки, а кисточки - цветы, потому что весна. Они прорастают из травы, которая скоро появится в нашем городе. У нас будет красивый, веселый город и будет расти много маленьких кисточек. Закончим рисунок солнышком, чтобы в нашем городе было солнечно, тепло и радостно.

- Что, согласно толковому словарю Брокгауза и Ефрона, использовал Петр I для взятия шведских крепостей?

  • Танк
  • Самолет
  • Летательный аппарат
  • Подводную лодку

- Путь будет третий вариант

- Словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: « флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи.

- Спасибо за участие в нашей программе. Желаю вам вдохновения, успехов, чтобы ваше творчество дарило эмоции людям, которые приходят, видят ваши работы и им хочется жить.

Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:50, субботам в 22:30 и по воскресеньям в 05:00.

Автор: Корр.Мария Сорокина



Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Нижегородцам рассказали, как сберечь здоровье органов дыхания
Существует около 30 основных факторов, способствующих возникновению хронических заболеваний респираторной системы.
Спорт
Победители конкурса «Наш „Пари НН“» получили заслуженные призы
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.