ПятницаПт, 29 марта 09:39 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Общий философский принцип — отдавай и не жди ничего взамен»

17 августа 2016 года, 16:27

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью главы исполкома Нижегородского регионального отделения Общероссийского народного фронта Леонида Сухотерина для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этого человека называли и «одиозной фигурой», и «серым кардиналом», и «нижегородским медиамагнатом». А сам он успел поработать и во властных структурах, и в ЖКХ, а сегодня занимается народным контролем. У нас в гостях глава исполкома Нижегородского регионального отделения Общероссийского народного фронта Леонид Сухотерин. Леонид Янкович, здравствуйте!

— Добрый день, Роман! Добрый день, дорогие телезрители!

— Не чувствуете себя неловко? По сути, вам сегодня приходится контролировать ваших бывших коллег и в органах власти, и в бизнесе?

— Смотрите, когда вы идете в институт, вы учитесь, потом приходите и работаете, и не испытываете чувство неловкости за то, что вы были студентом и учились всему этому.

— Зато гораздо лучше понимаете нашего студента.

— Абсолютно точно.

— Два условия для каждого участника нашей программы: мы общаемся без галстука, вы с этим условием, Леонид, справились достойно, мне почему-то кажется, что вам это было совсем не сложно. Не любите галстуки?

— Знаете, я, наверное, уже больше года галстук не ношу.

— Второе условие — ответить на все, без исключения, вопросы нижегородцев, которые мы получили к программе. Принимается?

— Да, конечно!

— Тогда продолжаем. Вы родились 16 декабря. В этот день также родились: один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен, который славился тяжелым характером, однако всегда помогал своим друзьям; русский живописец, один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский, был юристом и только в 30 лет занялся живописью; американский писатель Артур Кларк, который первым придумал Интернет и спутники связи. Кто из этих людей вам ближе и почему?

— Во-первых, давайте поговорим о Кандинском, который родился ровно за сто лет до меня. Вы сказали практически всё правильно. Он профессионально занялся живописью в 30 лет, а в детстве занимался рисованием и пением — такое образование ему давали родители. Он происходит из рода Гантимуровых: есть такой княжеский род, на Востоке нашей страны предельно известный. Когда я работал в Волгограде, мне довелось работать с наследником этого рода, точнее, тренироваться у него: он был тренером в фитнес-клубе, а сейчас переехал в Санкт-Петербург и тренирует петербуржцев. Он очень гордился тем, что представляет род, который не только Гантимуров, но и произвел на свет в одном из браков Кандинского.

— Итак, Кандинский?

— Безусловно!

— По настоянию родителей он блестяще окончил юридический факультет, в возрасте 30 лет посетив выставку импрессионистов и увидев знаменитую картину Клода Моне «Стог сена», Кандинский отказывается от должности профессора юриспруденции и решает стать художником, для чего уезжает в Германию. Первую картину, прославившую его, он напишет спустя семь лет. А вам свойственны вот такие спонтанные поступки?

— Я не думаю, что поступок Кандинского был спонтанный.

— Он к этому шел?

— Он к этому шел, потому что, как я уже сказал, его с детства обучали культуре. Его родители вместе с ним всё время путешествовали по стране и миру. То есть, поездка в Мюнхен была нормой в тот момент для него. Там было огромное сообщество русских художников, это был центр европейской культуры, и перемещение людей в Европу не было связано с принципом «все бросим и уедем». Это были нормальные поездки, потому что Интернета, который Кларк придумал, не было, и центры образования, центры общения существовали в конкретных городах.

— Куда ни посмотришь: в ЖКХ, здравоохранении, бизнесе, создается ощущение, что на одного работающего целая рота контролирующих. А может кто-то уже работать начнет, а не других проверять?

— Здесь я с вами согласен на 100%: это важная управленческая проблема, только она касается не нашей организации. ОНФ представляет собой общественный контроль, то есть тот, на который денег не тратится. Но если мы говорим вообще о контроле, на 100% с вами согласен — это сильно затратная функция: чем больше контролирующих органов у государства, тем меньше людей остается для работы.

— Вас можно назвать перелетной птицей: Волгоград, Димитровград, Москва, Киров, Нижний Новгород. Что мешает укорениться в одном месте?

— Такова судьба нашего рода. Моя прабабушка родилась в селе Переволоки тогдашней Самарской губернии, и после определенной реформы, которая проходила в прошлом веке и лишила возможности части крестьян зарабатывать себе на жизнь крестьянским трудом, они переехали в Самару. После этого она работала и в Рязани, и в Москве, была в Краснокаменске в эвакуации во время войны. Отец мой приехал из Алма-Аты, бабушка из Москвы переехала в Нижний…

— То есть вы решили повторить путь?

— Ну, так просто в нашей семье принято, у нас все ездят. Условно говоря, наша семья мобильна с девятнадцатого века.

— Смотрю на вашу биографию, в нулевые годы вы как-то очень активно занялись дополнительным образованием. У вас есть около пяти различных сертификатов. Различные программы закончили в пяти разных вузах. Для человека с такой богатой практикой вам не жалко было тратить время на получение этих сертификатов?

— Я не получал сертификаты. К двухтысячному году набор знаний, которые я имел к этому моменту, который дал мне мой дорогой Горьковский политехнический институт, стали не актуальными. Я получил юридическое образование, ряд управленческих и дополнительные сертификаты по связям с общественностью. Я серьезно относился к учебе, и, безусловно, моя квалификация после этого возросла. Я после получения образования перешел из статуса заместителя — первого заместителя директора — в статус директора, и десять лет руководил антикризисным направлением различных предприятий.

— Вы известны как большой любитель искусств, даже помогает молодым художникам и скульпторам выпускать книги и каталоги. А еще я знаю, что вы регулярно принимаете участие в поэтических чтениях. Уверены ли вы, что томик поэзии — лучшее лекарство от всех стрессов?

— Я уверен, что томик поэзии — это лучшее лекарство от стрессов. Вот посмотрите, это томик поэзии, который вышел 16 декабря прошлого года к моему дню рождения и автора книги. У меня есть одноклассница, которая родилась 16 декабря 1966 года, не самый известный, но известный нижегородский поэт Эльвира Куклина. Безусловно, когда мне становится грустно, я открываю и читаю эти стихи.

— Сразу успокаиваетесь?

— Ну, не факт, что успокаиваюсь, во всяком случае, стресс заканчивается.

— В 2016 году школьница из Хабаровского края прочитала на уроке текст песни российского рэпера Oxxxymiron, выдав его за стихотворение Осипа Мандельштама. Учительница поверила и поставила пятерку. Мы решили для вас приготовить небольшое испытание. Я даю вам четыре стихотворения, ваша задача не только продекламировать, но еще и, Леонид Янкович, догадаться, где чьи строчки? Слабо ли вам?

Молнию метнула глазами:
«Я видела —
С тобой другая.
Ты самый низкий,
Ты подлый самый…» —
И пошла,
И пошла,
И пошла, ругая.


— Это Владимир Маяковский.

—  Маяковский, правильно.

— Это Иосиф Бродский.

Я думал, время вышло, вымя выдоено,
На дороге рытвины и выбоины,
Валуны и глыбы на моей тропе меж мира войны.
А вот рэперов я точно не различу, потому что я, собственно говоря, не поклонник рэперской поэзии. Я допускаю, что здесь зашифрована определенная загадка, и вполне допускаю, что я перепутал…

— То, что вы сейчас прочитали, сказав Бродский, это рэпер Oxxxymiron.

— Вполне может быть…

— А вот Бродского давайте найдем? У нас осталось с вами «просыпаюсь по телефону, бреюсь» или «им удобней переделать тебя»? Что из этого Бродский?

— Я бы вот поставил на то, что Бродский:

Просыпаюсь по телефону, бреюсь,
Чищу зубы, харкаю, умываюсь,
Вытираюсь насухо, ем яйцо.
Утром есть что делать, раз есть лицо.

— Правильно, это Бродский, 1968 год.

— Что ж, я прочитаю последнего рэпера, раз уж на то пошло.
Им удобней переделать тебя,
Чем принять таким как есть.
Моральный рост, духовный вес,
Стандарт — так легче тебя съесть.

— Мне кажется, поэзия вас прямо окрыляет.

— Абсолютно. Нижний — город художников и поэтов.

— Сами когда начнете писать?

— Я сам писать не начну, потому что я писал стихи один раз, исключительно, когда расстался с первой своей любовью. Прошла любовь, и больше не пишу стихи, но я должен вам рассказать очень важную вещь. Кандинский был не просто художником, он был художником и поэтом именно в том смысле, в котором я и люблю видеть книги. Когда в одной книге были объединены его картины, литографии черно-белые, цветные. Почему черно-белая? Потому что, собственно говоря, его творчество — буйство красок, и один из его немецких учителей, к которому он долго добирался, запретил писать ему цветные картины, и он целый год писал только черно-белые. Так вот, у Кандинского есть книга, в которой соединены картины и стихи. Это, скажем, было очень популярно на заре двадцатого века: много издавалось книг, в которых, в том числе футуристы не только соединяли картины и стихи, но и буквами рисовали изображения. То есть, это такие литературно-графические аллюзии. Это, безусловно, очень интересная тема, но мне самому не хватает таланта это создавать, поэтому я предпочитаю помогать изучать и рассказывать по мере возможности.

— По данным опроса фонда общественного мнения в январе 2015 года, две трети россиян оценивали уровень коррупции в стране как высокий, при этом почти каждый четвертый сам давал взятку. Не кажется ли вам, если мы серьезно хотим бороться с коррупцией, то нам, россиянам, прежде всего, нужно дать по своим собственным нечистым рукам?

— Здесь вопрос о мере вреда. Если мы с вами поговорим о том, как устроено общество и государство, то абсолютно тоталитарных государств не существует. Невозможно создать систему, как мы говорили уже, при которой единый правитель контролирует все, и происходит всё по его желанию. Также невозможно создать и анархическое государство, при котором все между собой договариваются, но ни выборных, ни назначенных начальников нет. Вы очень точно определили проблему — о коррупции говорили в начале XIX века, о мздоимстве — в начале XX века, в Советском Союзе боролись с нетрудовыми доходами. Я, как человек, ставший пионером, комсомольцем, пошел на работу в 13 лет. Это была не коррупционная, но сделка такого характера: в 13 лет ребенка на работу не брали, но моя мать договорилась с директором почты, и я вместо неё ходил на работу, вместо неё зарабатывал деньги. Поэтому я тогда на почте узнал, как это устроено, но тогда это называлась не коррупция, а нетрудовые доходы.
Мы со своей стороны через общественный контроль прилагаем усилия, чтобы минимизировать коррупцию, с другой стороны, общественное мнение также должно нетерпимо относиться к этому. И шуточки типа: «Все вокруг народное, всё вокруг моё», «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь», должны уйти из нашего культурного пространства.

— Для вашей организации — Общероссийского народного фронта — одно из главных направлений как раз борьба с коррупцией. Однако всё это похоже на существовавший в советские времена «Народный контроль». Ни об одной громкой отставке, которая стала бы следствием действий ОНФ, в СМИ информации найти не удается. Плохо работаете? Или СМИ не обо всём сообщают?

— Здесь очень важно понимать одну вещь, про которую мне регулярно приходится объяснять в своей работе: общественным контролем занимаются активисты, у которых есть своя работа, а организуют проверку, доводят до результата…

— Следственные и правоохранительные органы.

— Абсолютно точно! И это очень важно. То есть, еще один позитив Общероссийского народного фронта в том, что он не пытается подменять собой власть. То есть, мы не пишем какие-то собственные свои расследования, не ходим, ими не размахиваем и не говорим: «Мы вот тут нарасследовали, все кругом плохие люди, не говоря еще хуже». Если мы что-то выявили, направляем письмо в прокуратуру. Если брать одно из прошлогодних мероприятий, перед нами выступал первый заместитель генерального прокурора, проговаривал формы содействия, то есть мы знаем, как содействовать с прокуратурой, как её информировать, как прокуратура будет направлять письма в соответствующие следственные органы. Важно понимать, что общероссийский форум, Общероссийский народный фронт — это сообщество активистов, а не правоприменительный или правоохранительный орган. Поэтому мы готовы принять всех активистов. Мы готовы вместе с ними работать, но хотим, чтобы у них не было иллюзий, что они, став активистами нашего движения, получат какие-то корочки, которыми смогут пугать людей. Общественный контроль — это не есть следственная проверка.

— Вопрос от читателя газеты «Аргументы и факты» Николая Звонарева с улицы Ильинской: «Слышал, что ОНФ вышел с инициативой превращения центра Нижнего в историческое поселение. Странно это, что я должен буду снять остекление с балкона и кондиционер уже не смогу поставить? Всё только по согласованию с Москвой и в соответствии с историческим видом? Но ведь в центре города, во многих этих ветхих гнилых деревяшках живут люди, например, на Большой Печерской, что же им удобства во дворе устраивать, как было аутентично в 19 веке?»

— Я понимаю, что это шутливый вопрос. Мы должны вместе очень хорошо понимать, что есть простые, вменяемые примеры, как это организовано. Реставрирована деревянная архитектура в Томске. Томск в своё время был столицей Сибири, и там много красивых деревянных домов, эти вопросы решены. Я не зря оговорился о том, что жил в Ульяновске: там ряд кварталов оставлен в том виде, в котором там жил Ленин. Это нормальная существующая практика. К сожалению, она на нашем городе запущена. Если взять, например, улицу, на которой я родился и вырос, улице Генкиной, на которой с одной стороны настроили высоток на Тимирязева, в районе Генкиной, 25 построили еще одну высотку на семнадцать или девятнадцать этажей — это все парализует движение. Там же двухполосная дорога: Белинка перекрыта Сенной, площадью Лядова, там торговый центр «Небо» появился. Основа позиции Общероссийского народного фронта — что сделать для блага людей: решать проблемы с туалетами во дворе, с остеклением можно в точечном порядке, но с пробками в центре города не решить. Это одна проблема. Вторая проблема — у нас очень многие занимаются ресторанным бизнесом, туристическим бизнесом, важен поток туристов, но чтобы он был — туристам нужно что-то показывать. Они приезжают в Ульяновск, идут на деревянную улицу, смотрят, как это выглядит. Они приезжают в Томск, идут в деревянный квартал, смотрят, как это выглядит…

— У нас, вроде, на Рождественскую ходят и восхищаются все туристы, и на Покровку, и в Кремль, и на канатке катаются…

— Для большого потока этого не достаточно. Если вы зайдете в Кремль изнутри, вот насквозь и глянете на Дмитриевскую башню, которая, кстати, является новоделом итальянского архитектора, вошедшим в нашу историю, у вас полное ощущение, что это Европа. Старый кирпич, зелень, брусчатка — туристы хотят этого. У нас достаточно много пространства в городе: он расширяется в сторону Кстова, и на Автозаводе идет расширение. На рабочей группе, где это обсуждалось, прозвучало предложение воспользоваться наработками международных авторитетных ученых развивать различные центры в городе. Вот тут туристический центр, тут административный, тут производственный, то есть не стягивать всё к центру города.

— Чтоб не было коллапса?

— Абсолютно точно! Потому что мы сегодня построим, заработаем, а завтра нам во всем этом жить. Это будет некомфортно, и мы будем выезжать. Последствия скученности людей проходили в разных странах, и опыт достаточно негативный.

— Миллиардер Аристотель Онассис, который владел одним из самых больших флотов в мире, говорил, что у него «нет ни друзей, ни врагов, только конкуренты». Неужели в жизни всё так грустно?

— В жизни, наверное, всё так грустно, по большому счету.

— Ну, Леонид Янкович, неправильный ответ! Давайте заново!

— Я думаю, в жизни действительно всё грустно. Первой ценностью, безусловно, является семья, потому что семья с тобой и в горе, и в радости, а в условиях демократии и капитализма, и когда ты то вверх, то вниз, разные бывают отношения…

— Конкуренты все-таки?

— Да дело-то не в этом! Дело в том, что если ты инвестируешь в свою любовь, в свою семью, то эффект от этого ты получаешь гораздо больший. Классический пример, если вы с друзьями ходите в баню по выходным, оставляя семью без присмотра, теоритически это хорошо: жена сама по себе, дети сами по себе, а вы сами по себе. Но со временем это может вылиться в то, что тех, с кем в бане…

— Жена тоже начнет ходить в баню?

— Абсолютно точно! Смотрите последний фильм «Экипаж» Николая Лебедева — там все эти сцены предельно хорошо расписаны. На таком нерве показаны семейные и производственные отношения, при том, что там фактически говорится о настоящей мужской дружбе. Есть она, безусловно, есть, но нельзя делать ставку на то, что кто-то тебе должен просто по дружбе. Это общий философский принцип — отдавай и не жди ничего взамен.

— Ваша формула успеха?

— Работать, работать и еще раз работать! Это если формула успеха.

— Сколько людей вкалывает, и не у всех есть результат.

— Ну, может быть, у них с производительностью труда что-то, может, с образованием. Я бы разделил правила, которыми успех достигается, и жизненный девиз. Жизненный девиз, скорее, формулируется китайским «ибо ибуди хайдао муди» — «шаг за шагом достигнем поставленной цели».


— Если посмотреть на вашу фейсбук-страничку, вы увлекаетесь фотографией, делаете пейзажи периодически, но я увидел у вас и натюрморт в виде яичницы. Не смущает ли вас выставлять на всеобщее обозрение такое обыденное произведение искусства?

— Я сейчас по городу перемещаюсь на такси в силу того, что у нас нет служебных машин в ОНФ, и с любопытством прислушиваюсь к тому, какое радио слушают таксисты. Там основных вариантов два: радио «Камеди Клаб» и «Юмор ФМ», то есть, умейте посмеяться над собой. Тема с выставлением еды является бесконечным предметом шуток. Игра с краской — с белой, с желтой, черной — это такие шутки в стиле Кандинского, смешение цветов. Кто понял, тот посмеялся. Кто не понял, тот решил, что, условно говоря, мне нечего показать, кроме собственной яичницы.

— Леонид Янкович, мы подготовили для вас испытание. Если вы выдержите его с честью, если правильно ответите на наши вопросы, получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях». Если ответите неправильно, мне придется подарить вам «Скупые годы» про подростков в годы Великой Отечественной войны. Сегодня фотография доступна многим, а вот первым фотографам приходилось использовать дорогостоящее оборудование и экзотические материалы: соли серебра, различные кислоты и так далее. Так вот вопрос у нас такой: из чего в девятнадцатом веке была сделана первая «фотобумага»? И четыре варианта ответа: из асфальта, из губной помады, из японского шелка или из золотой пластины.

— Я думаю, если вопрос идет про первую фотобумагу и корректно поставлен, то это японский шелк.

— Японский шелк, вам кажется? В девятнадцатом веке?

— Японский шелк к тому времени существовал. Золотая пластина не может быть первой фотобумагой.

— А почему не губная помада? Недооцениваете, между прочим, женские аксессуары.

— Она должна быть на что-то нанесена, площадь фотографии…

— А почему асфальт не подходит?

— Асфальт тоже технологически надо было на что-то наносить. Он сам по себе не является никоей субстанцией, которая может поддерживать форму без дополнительных усилий. Поэтому единственный предмет, если корректно задан вопрос, это японский шелк.

— Японский шелк.

— Вполне возможно, что я не прав, допускаю, что я не прав.

— Сейчас мы узнаем, нижегородцы переживают, правильный ли это вариант ответа? Потому что они, также как и вы, до конца не знают ответа и переживают. Сейчас мы им подскажем. Первая фотобумага была из… асфальта. Точнее. На медную или стеклянную пластину наносился асфальтовый лак. Когда полученное на покрытие изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, лак смывали. Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров. Вот так вот! Асфальт!

— Я с вами, как говорится, не согласен, потому что это была не первая фотобумага, это был первый способ печати, это ближе к типографскому. Напомню, что Кандинский работал художником в типографии. Собственно говоря, как и я в молодости в типографии работал.

— Первые фотографии создавались как гравюры, только не мастером, а светом. Принято считать, что это и была первая «фотобумага». Что касается фотопечати, то она была изобретена несколько позднее, и для этого использовалась писчая бумага, пропитанная йодистым серебром. По правилам программы я вручаю вам «Скупые годы». Спасибо за участие!

Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:55, субботам в 22:40 и по воскресеньям в 05:00.



Картина дня
Рекомендуем