ПятницаПт, 19 апреля 01:23 16+
Сейчас  °C
USD$ 94,09 ▼-0,23 EUR 100,53 ▲0,25

«Наша задача — развеять не только страхи, но и иллюзии, связанные с приемным ребенком»

27 августа 2013 года, 16:45

— Как давно существует отделение сопровождения приемных семей?

— Само отделение было создано в 2011 году. Однако деятельность по подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению принимающих семей началась осуществляться в учреждении с 2006 года. Тогда «Журавушка» оказалась первой в Нижегородской области площадкой, где осуществлялась психологическая поддержка тех, кто решил принять на воспитание в семью детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первоначально занятия в Школе принимающих родителей проводились только для желающих. С 2007 по 2011 год обучение в Школе прошли 155 человек. Из них 60 получили свидетельства о ее окончании. Остальные проходили курсы, получали полезную для себя информацию, но не стали брать свидетельства, потому что на тот момент этот документ не был обязательным для принятия ребенка в семью. С сентября 2012 года вышел Федеральный закон, согласно которому прохождение Школы принимающих родителей стало обязательным для всех, кто хочет усыновить или взять ребенка под опеку или в приемную семью. Законодательство делает исключение только для родных бабушек и дедушек, когда они берут опеку над внуками, и мачех и отчимов, которые хотят усыновить ребенка своего супруга. Все остальные категории родственников — дяди, тети и т. п. — под это ограничение не попадают.

В нашей школе занятия проводятся в течение трех месяцев еженедельно вечером по 3 часа. Для родственников, о которых я уже упомянула, мы подготовили экспресс-курс — чтобы ребенок не жил в учреждении все это время.

У нас две основные функции — обучение кандидатов в принимающие родители и сопровождение семей, которые уже взяли детей. Это могут быть разные формы — опека, приемная семья и усыновление. Всем этим категориям мы оказываем психологическую и педагогическую помощь.

— Кто приходит в Школу приемных родителей?

— Первая категория — бабушки, дедушки, тети и дяди, которые хотят установить опеку над ребенком, приходящимся им родственником. Вторая категория — те, кто хочет взять ребенка в семью из детского дома. Существуют совершенно разные причины, по которым люди хотят взять ребенка в семью. Есть мотивы деструктивные и конструктивные. Деструктивные — это все те, которые направлены на удовлетворение, в первую очередь, собственных потребностей, а не потребностей ребенка. Например, желание сохранить распадающийся брак, жалость, забота в старости, желание «приобрести» своему ребенку брата или сестру, скука, желание «спасти мир», приобрести помощника по хозяйству. Все эти мотивы не пойдут на пользу ни самому ребенку, ни тем взрослым, которые берут его в семью.

Один из самых деструктивных мотивов — это смерть собственного ребенка и желание взять кого-нибудь «взамен». Делать этого, не прожив утраты, ни в коем случае нельзя. После такой страшной трагедии должно пройти определенное время, эта беда должна «отболеть». Заменить сразу своего погибшего ребенка другим невозможно: он все равно иной. К тому же в этом случае у приемного ребенка не будет шанса на свою жизнь, ему придется жить за того, умершего… Задача приемного родителя — принять ребенка таким, какой он есть, с его прошлым, его проблемами и его горьким опытом. И научиться любить его таким, какой он есть.

Конструктивные мотивы направлены на ребенка. Люди, которые действительно готовы стать приемными родителями, говорят: «Я счастлив и хочу сделать счастливым кого-то еще». Они понимают, что ребенок, тем более уже испытавший самое сильное предательство в своей жизни, сам по себе никого сделать счастливым не сможет. Это не его задача. Конструктивные мотивы появляются тогда, когда семья действительно состоялась и у нее есть желание подарить нормальную полноценную жизнь кому-то еще, есть любовь и есть силы. Например, если это одинокая женщина, которая состоялась в жизни, но по каким-то причинам не имеет собственных детей, но у нее есть огромное желание материнства. Это может быть и желание увеличить семью, в которой уже есть дети, но хочется еще, и люди готовы принять в нее ребятишек «со стороны». Главное, чтобы были готовность и желание воспитывать ребенка, идти ему навстречу и принимать таким, какой он есть.

— Говорят, что хорошие приемные родители получаются из тех, кто переживает так называемый «синдром опустевшего гнезда» — то есть уже вырастил своих детей и не знает, кому еще передать оставшуюся любовь и нежность…

— Не совсем так. Этот мотив, в основном, тоже деструктивный, ведь получается, что ребенок должен создавать какое-то пространство между родителями, которое они сами не научились создавать. У каждого возраста есть своя задача: у трехлетки — нащупать границы своего «я», у семилетки — пойти в школу, у подростка — отделиться от родителей. У тех, кому за 40, задача — выпустить своих детей во взрослую жизнь и жить вдвоем. И тогда возникает вопрос: что же произошло, что пара не создала этого пространства для себя? Люди научились воспитывать детей, но не научились быть друг с другом наедине… Они не успели за эти годы разглядеть друг друга, понять, услышать. Дети были целью их жизни. Но теперь у них должна быть новая цель. В этом случае я бы порекомендовала сделать перерыв: взять время на обдумывание этого серьезного шага и просто побыть вместе — хотя бы несколько лет.

Тут также важен принцип выбора ребенка. Если потенциальные приемные родители говорят, что они хотят ребенка поменьше, потому что «еще не наигрались», то тогда пусть лучше дожидаются внуков и «играют» с ними. Если же цель приемного родительства сделать кого-то счастливым, то, я считаю, нужно брать в семью детей после 7 лет, то есть тех, кому можно действительно дать шанс, которого у него практически нет. Потому что после 7 лет детей усыновляют редко. И чем взрослее ребенок, тем меньше у него возможностей попасть в семью, а значит, нет шанса выйти в этот мир подготовленным человеком, который знает что-то об этой жизни. Детский дом — это закрытое учреждение, где ребята научились есть, что дают, и ходить строем, но не имеют ни малейшего понятия о том, как жить самостоятельно. Вот почему я считаю, что если люди, вырастившие собственных детей, хотят сделать кого-то счастливым, им нужно брать ребенка постарше.

Принятие ребенка — сироты — это очень большая ответственность, потому что все детдомовцы — это раненые дети. Их надо очень долго отогревать, прежде чем они действительно станут детьми. Это маленькие искалеченные взрослые, которых сначала надо вернуть в детство, а уже потом начинать заново проходить все этапы роста. В приемных семьях нередко происходит так, что 12-тилетних берут и качают на руках, дают им пустышку, потому что любому ребенку все равно надо пройти младенчество — вернуться в него и пройти все заново с приемными родителями. Вопрос, есть ли у пары на это силы.

Нужно подумать и о том, как собственные дети и внуки отнесутся к такому изменению жизни, не начнется ли разлад в семье, готовы ли они будут пожертвовать вами в ущерб себе? Это очень сложный вопрос, на обдумывание которого нужно время.

— Получается, что Школа приемных родителей создана и для того, чтобы понять, что собой представляют те, кто хочет взять детей в семью?

— Да, и это тоже. Если смотреть опыт западных стран, то видно, что там подготовка к приемному родительству ведется очень серьезно: в некоторых странах занятия ведутся около двух лет и требуется опыт волонтерства. У нас занятия проходят три месяца. В первую очередь, задача Школы приемных родителей — дать базовые знания о детях вообще и о детях из учреждений в частности, объяснить, какие задачи будут стоять перед родителями, какие их ждут сложности и рассказать, как с ними справляться. Наша Школа — это 56 часов семинаров, тренингов и лекций. Кроме того, есть и индивидуальное консультирование — для тех, кому это нужно. Мы проводим и психодиагностику, изучая кандидатов в приемные родители, чтобы в дальнейшем можно было написать психологическую характеристику, которую могут запросить органы опеки, принимающие окончательное решение о том, можно ли людям давать ребенка и какого.

— Как проходят занятия в Школе приемных родителей и чему здесь учат взрослых?

— Занятия в Школе приемных родителей проводят педагоги-психологи, которые имеют большой опыт, накопленный в работе с принимающими семьями. Многие проблемы, с которыми сталкиваются папы и мамы, взявшие ребенка в семью, типичны и у специалистов уже есть варианты помощи для их разрешения. О них мы и рассказываем нашим учащимся. Мы также приглашаем на наши занятия тех родителей, которые уже воспитывают ребятишек из детских домов, и они делятся своим опытом. У нас есть специальные обучающие фильмы, отзывы приемных семей. Мы стараемся обеспечить всестороннюю подготовку.

Обучение в Школе приемных родителей полностью бесплатное. Мы понимаем, что читать лекции взрослым людям бесполезно, поэтому занятия проходят в виде семинаров и тренингов. Таким образом, все получаемые знания постигаются через проживание конкретных ситуаций: в одной из них человек может почувствовать себя сиротой, в другой — принимающим родителем, в третьей — родителем принимающего родителя. Им приходится почувствовать, каково это — остаться одному, чтобы в итоге понять, откуда идут корни той или иной проблемы. Так мы помогаем будущим приемным родителям понять, что это не дети испорченные, а жизнь поставила их в такие условия, что им приходилось меняться и выживать…

— Бывает ли так, что позанимавшись в Школе, потенциальные приемные родители понимают, что это не для них?

— Бывает и такое. Судите сами: в 2009—2011 годах обучение прошли 117 человек, которые взяли в семью 41 ребенка. В 2012 году свидетельства об окончании Школы получили 52 человека, 9 семей приняли на воспитание 12 детей. Да, детей взяли меньше, но это не значит, что люди отказались от мысли об усыновлении или опекунстве. Может быть, они возьмут детей в семью в этом году, ведь у свидетельства характер бессрочный… Может быть, им просто нужно время, чтобы еще раз все обдумать. Зато решение, которое они примут, будет взвешенным. Я обратила внимание на то, что за последнее время наши ученики берут детей в семью более осознанно. И это — наша победа. Потому что самое страшное — это возврат взятых в семью детей обратно в учреждение. И основная задача нашей Школы — обучить потенциальных родителей так, чтобы они понимали ответственность, которую берут на себя, принимая ребенка в свою семью, и ни в коем случае не возвращали детей. Это самое главное. Да, сейчас, может быть, чуть меньше берут детей и дольше думают. Но зато за все время работы нашей Школы не было ни одного случая возврата детей из тех семей, которые мы обучили. Это наше самое большое достижение.

— Вы когда-нибудь отказывали родителям в том, чтобы они стали приемными?

— Решать, имеет ли возможности семья воспитывать приемного ребенка, — функции органов опеки и попечительства. Наша задача помочь людям сделать свой выбор и предупредить об ответственности. У нас, конечно, есть условия, которые потенциальный приемный родитель должен выполнить — отходить определенное количество часов и сдать итоговое собеседование. Оно проходит в письменной форме: это ответы на вопросы — теория и рассмотрение конкретной ситуации. После этого человек имеет право получить свидетельство об окончании Школы.

Однако иногда мы видим, что человек не имеет достаточно ресурсов, чтобы быть приемным родителем. Это может зависеть от семейной ситуации, сложившейся на данный момент, — например, в случае, когда в семье имеются собственные дети возрастом меньше трех лет или, скажем, подростки, переживающие не самый легкий период в своей жизни. В этом случае мы честно предупреждаем кандидатов о возможных трудностях.

— После того, как получено свидетельство об окончании Школы приемных родителей, начинается поиск ребенка? Как это обычно происходит?

— Семья обращается в органы опеки и попечительства, собирает необходимые справки, а органы опеки начинают подбирать ребенка. У нас есть нижегородский банк детей, есть и общероссийский банк. Задача принимающих родителей — максимально полно описать, какого ребенка они хотят: возраст и пол, цвет волос и глаз… Мы, конечно, говорим, что это не рынок, где можно выбрать ребенка «покрасивше». На Западе, например, все построено наоборот: там не семье подбирают ребенка, а ребенку ищут семью. И если у него есть какие-то физические или психические особенности, то ему будут подбирать тех родителей, которые смогут обеспечить ему все, что нужно при его индивидуальности. У нас же наоборот — мы подбираем родителям ребенка. И основной критерий — это здоровье. Дети-инвалиды, к сожалению, практически не имеют шанса на семью…

— Главная «страшилка» приемных родителей — это что им дадут ребенка «с плохими генами»…

— Действительно, этот вопрос возникает почти сразу. Мы объясняем, что на самом деле генетика несет не так уж и много. Более того, то, чего истинно боятся родители, — это алкоголизм, наркомания, проституция — несет не генетика. Гены отвечают за особенности внешности, темперамент. А асоциальный образ жизни — за это отвечает, в первую очередь, воспитание.

Наша задача — развеять не только страхи, но и иллюзии у приемных родителей. Сам факт того, что от ребенка отказались, и тем самым была разорвана самая важная в его жизни связь, все равно так или иначе будет сказываться на нем всю жизнь. Важно понимать, что это дети с тяжелым прошлым, и мы обязательно говорим об этом, готовим к принятию этого факта. Важно, чтобы приемные родители понимали: если они ждут, что взятый в семью ребенок будет всю жизнь благодарен им за то, что его вытащили из детдома, это не так. Более того, ребенок постарше может сказать «а я не просил тебя, мне и там было неплохо». Нужно быть готовым к этому. Да, поначалу почти во всех семьях, которые взяли ребенка, наступает так называемый «медовый месяц»: ребенок максимально счастлив, ему все позволяют, все покупают. А дальше начинается регресс: семья возвращается к своим реалиям и будням, и ребенок может не до конца вписываться в тот график, по которому семья жила до его появления. У ребенка своя жизнь — он привык делать так, как это было в детском доме. К тому же он начинает проверять принимающих родителей на то, что же ему позволено и на сколько его взяли в принимающую семью. Это делается бессознательно, но абсолютно всеми детьми. Они пытаются понять, могут ли его вернуть обратно: «А если я вот так сделаю, меня отдадут или оставят?». У маленьких это выражается в отсутствии аппетита, беспокойном сне, энурезе. У старших — в истериках и игнорировании требований родителей. И все это — нормально. Так проходит адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку. Это действительно очень сложный период, который может длиться и полгода, и несколько лет. И к этому надо быть готовым. Неизвестно, какой ребенок попадется именно вам и насколько он травмирован, и об этом вы не узнаете до того, как возьмете его в семью. Это просто надо пережить. И обладая знаниями, которые можно получить, в частности, в нашей Школе приемных родителей, сделать это проще. Зато потом начинается спокойный период, когда все — и дети, и взрослые — адаптировались, и тогда уже начинает создаваться семья, в которой ребенок доверяет вам, а вы — ему. Он сживается с вашими новыми правилами, вы корректируете какие-то правила и ценности под него. Происходит взаимное переплетение, и тогда семья существует дальше.

— Чем же может помочь приемным семьям служба сопровождения?

— У нас два вида помощи: групповые занятия и индивидуальные консультации. Часто люди просто не готовы к тем проблемам, которые встают перед ними с принятием ребенка в семью. На самом деле, с приемными семьями все так же, что и с родными, просто в родной семье никогда не стоит вопрос «я тебя отдам». Специалисты службы сопровождения могут помочь разобраться с тем, что происходит в семье, и подсказать, дать рекомендации как себя вести, объяснить, чего может не хватать ребенку. Со стороны лучше видно, что происходит в семье, и что делают или не делают родители. У нас также проводятся групповые занятия по запросу родителей. Мы проводим тренинги, разбираем конфликтные ситуации, даем рекомендации. Сопровождение семьи ведется столько, сколько оно ей требуется. И, разумеется, делается это совершенно бесплатно. В любой момент семья может обратиться к нам по телефону 417−54- 69, записаться на консультацию. Мы сопровождаем семью с первого дня. Кандидаты в приемные родители тоже обращаются к нам по необходимости, даже пока они еще не взяли ребенка в семью. Более того — мы регулярно выезжаем в районы области и там тоже проводим тренинги и консультации. Приемные родители и их новые дети без помощи не останутся.

Автор: Корр. Елена Жаркова



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».