ЧетвергЧт, 9 мая 02:31 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,82 ▲0,70 EUR 98,95 ▲0,64

«Надо развивать традиционные формы работы с молодежью»

13 мая 2009 года, 11:43 Тема: Год молодежи  

2009 год объявлен Годом молодежи. О том, какие проблемы интересуют молодежь Нижегородской области, и о том, как их решать, журналистам рассказал глава региона Валерий Шанцев. Он также поделился воспоминаниями о своей молодости и тем, что тогда волновало молодое поколение. Представляем вам первую часть интервью губернатора.

- Что нужно сейчас, на Ваш взгляд, сделать для молодежи? (газета «Нижегородские новости»)

В.Шанцев: Самое главное - создать условия для каждого, чтобы он мог себя полностью реализовать, чтобы он мог вырасти здоровым, сильным, получить хорошее базовое образование, чтобы он мог получить все то, чем богато наше общество, чтобы он мог познать духовную культуру, традиции, обычаи, все то, что отличает Россию от других стран, чтобы он понял, в чем заключается наша самобытная культура, чем она богаче, чем все остальные. Я не думаю, что формальное наличие каких-то молодежных организаций решит все проблемы, они и раньше не решались таким образом. Во многих городах, регионах сохранены пионерские организации, только они по-другому называются, сохранены также и молодежные организации. Сегодня много молодежных организаций по интересам, особенно в студенческой среде. Все это в комплексе тоже дает свой определенный плюс. Молодежь неформально объединяется по территориям, по городам. Все это продолжается, только сегодня это, может быть, не так заметно. У нас какое-то время было немодно говорить, что молодежь у нас кем-то организуется или самоорганизуется. Человек не может жить один, он все время пытается с кем-то объединиться, пытается быть в обществе, в компании, одиночка - это не тот стиль жизнь, который может получить широкое развитие в России.

- 2009 год объявлен Годом молодежи, в рамках которого идут различные мероприятия. Например, есть сайт, где молодые люди вывешивают свои проекты и потом организуют встречи, семинары. Я знаю, что в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле эти семинары часто организуются. В Нижнем Новгороде этого почему-то нет. Как Вы думаете почему? Какие мероприятия проходят в Нижегородской области в рамках Года молодежи? (газета «Нижегородские новости»)

В.Шанцев: Я думаю, что в Нижнем Новгороде СМИ мало интересуются жизнью молодежи, мало рассказывают об этом, а в перечисленных городах этим, наверное, больше занимаются. Есть такая программа РОСТ - Россия. Ответственность. Стратегия. Технология. Эта программа родилась именно в Нижнем Новгороде. Именно здесь молодые люди объединяются в так называемые информационные бригады, разрабатывают новые проекты, которых не было нигде, а потом существующее в нашей области жюри рассматривает эти проекты и помогает им реализоваться. Самые лучшие из них оплачиваются. У нас осенью 2009 года будет проходить финал всероссийского конкурса инновационных проектов. Это признак того, что нас уважают в этом плане. Вообще изобретательство, творчество - это, наверное, исторические корни нижегородской земли. У нас очень много примеров, когда наша область веками была первой. 7 мая мы отметили День радио. Именно у нас А. Попов впервые продемонстрировал свою беспроводную передающую систему. Только за год, в том числе с участием молодых ученых, у нас оформляется более тысячи новых субъектов интеллектуальной собственности. Студенческие творческие бригады признаются во всей России. Надо об этом больше писать. Например, наши молодые программисты на международном конкурсе заняли 1 и 2 места. Можно приводить таких примеров очень много. Поэтому проект развития инновационных разработок - один из самых главных в 2009 году.

Кроме того, летом у нас начинается проект «Дворовая практика», который реализуется также не первый год, но в 2009 году он станет более масштабным. В рамках этого проекта старшеклассники, студенты приходят в наши дворы и организуют досуг ребят от 5 до 20 лет. Там и спортивные, и культурно-массовые мероприятия. Мы в свою очередь финансируем эту программу.

Второй важный проект - «Золотые руки« - конкурс среди молодых людей различных рабочих профессий.

- Какие направления молодежной политики правительство области считает основными и будет поддерживать в приоритетном порядке в Год молодежи? (газета «Известия НН»)

В.Шанцев: Это здоровый образ жизни, его пропаганда, создание материально-технической базы, системы занятий физкультурой и спортом. Также совершенствование системы образования, создание системы методики, материализации её в каждой нашей школе, оптимизация школьной системы. Третье направление - научно-техническое творчество. Четвертое - занятость молодежи. Пятое - создание нормальных жилищно-бытовых условий.

- Вы уже упомянули о «Дворовой практике», а какие ещё мероприятия, на Ваш взгляд, надо проводить для молодежи именно в летний период? (РИА «Время Н»)

В.Шанцев: Я думаю, что надо развивать, прежде всего, традиционные, оправдавшие себя формы и методы работы. Например, это студенческие отряды. У нас сегодня более 40 студенческих отрядов, в которых около 1,5 тысячи студентов. Есть и строительные студенческие отряды, и отряды проводников и педагогические. Ребята будут работать на строительных объектах инфраструктуры, на поездах ГЖД, педагогические отряды будут работать в нашей области, в Московской, Ленинградской, во Владимирской областях и даже в Краснодаре.

Третье направление - это активное участие в общественных работах, которые сегодня оплачиваются из федерального и областного бюджетов. Надо приводить наши города, рабочие поселки, районные центры в порядок. У нас сейчас проходит конкурс на самый благоустроенный поселок. Конечно, мы всю местную администрацию настраиваем на то, чтобы как можно больше этих мест было занято молодежью. Когда молодежь сама приводит в нормальное состояние свое жилище, то потом будет меньше желания портить и грязнить все это.

Другое направление - это создание всевозможных лагерей, особенно для трудных подростков. Военно-патриотическая работа, поисковая работа. У нас многие ездят на поля сражений в годы Великой Отечественной войны, посещают и Брест, и Курск, и Вязьму Ведут раскопки захоронений, отыскиваются новые фамилии той войны.

- Одна из главных проблем для молодежи - получение качественного образования и дальнейшее трудоустройство. Сейчас в системе образования есть такая проблема: часто специалисты после ВУЗов оказываются невостребованными на рынке труда. Отсюда разговоры во властных структурах о том, что надо внедрять систему заказа на образование как государственного, так и бизнес-заказа. При этом государство может выступать посредником между бизнесом и образовательными учреждениями. Как Вы относитесь к этому и что можно сделать на региональном уровне? («Российская газета»)

В.Шанцев: Идея эта не нова. Мы все время ругали госпланирование, думали, что рынок все расставит по местам, обязательно там, где есть потребление, возникнет удовлетворение этого спроса, особенно в сфере образования, потому все больше и больше семей и молодых людей хотят получить высшее образование. Сейчас больше возможностей сделать это, чем в советское время, потому что больше стало ВУЗов, в которых можно получить образование, не сдавая какие-то трудные экзамены, а имея определенные средства. Если раньше получение диплома открывало тебе дорогу в жизнь, то сейчас сама корочка ничего не открывает. Только знания могут тебе помочь. Сегодняшнее понимание возможностей образования несколько другое. Если говорить о самой системе, то, наверное, было бы неплохо иметь такую систему, но на практике её сделать очень непросто. Потому что даже собрать такую статистику, где и кому нужны какие специалисты, и запланировать это на 5 лет вперед - это непростая системная задача. Поэтому в жизни она решается непросто. Ни один коммерческий ВУЗ не будет заниматься этим бизнесом, если результатом не будет удовлетворен тот, кто пользуется этими образовательными услугами. Можно 5 лет просуществовать, потом закрыться. Сейчас многие ВУЗы имеют очень серьезную двустороннюю связь: с одной стороны, они имеют связь с системой среднего образования, с тем, чтобы отобрать оттуда лучших учащихся, чтобы у них был хороший контингент студентов, а с другой стороны, они имеют связь с крупными научно-исследовательскими институтами, заводами, бизнес-структурами, которые имеют потребность в этих кадрах. И та и другая связь - это и есть своеобразное планирование - отбирают лучших, готовят их в течение 5 лет, потом они проходят практику в учреждениях. У нас есть кафедры в ВУЗах, которые имеют связь с научно-исследовательскими институтами, фирмами. Например, ИНТЕЛ открыла лабораторию в нашем университете Лобачевского для того, чтобы там могли учиться на самых современных методиках программисты. Сейчас у них работает 600 наших программистов, а они заказали 3000. Это прототип своеобразного планирования. Форма регионального, отраслевого планирования, форма постоянных договорных связей - самая главная, потому что она конкретная. Потому что планирование общими цифрами по стране - это ничего не даст, это прогнозы, которые потом могут не осуществиться. Можно взять тех людей, которые способны освоить все те сложности профессии, создать материально-техническую базу. В каждом университете создать базу для получения практических знаний нереально, материальная база постоянно меняется. Нужны колоссальные средства, чтобы иметь лабораторную базу в каждом ВУЗе.

- В достаточной ли, на Ваш взгляд, степени ведется работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в частности, не пора ли на законных основаниях вернуть в школу начальную военную подготовку? (газета «Земля нижегородская»)

В.Шанцев: Во-первых, нужно воспитывать тягу к патриотизму. Надо делать так, чтобы молодые люди знали, кто их предки, где они похоронены. Мы сейчас очень серьезно занимаемся созданием музеев боевой славы. Хорошо говорить об общей истории, но людям ближе их малая родина: когда видишь фотографии, где человек молодой, а на другой - его внуки то это ближе воспринимается. Поэтому я думаю, что военно-патриотическая работа должна быть системой, созданной для того, чтобы человек при желании мог туда придти и все получить, чтобы это желание формировалось в нашей общей среде, чтобы над человеком, который вчера посетил музей боевой славы, а сегодня рассказывает в компании, не смеялись за это. В этом плане сознание очень сильно меняется по сравнению, например, с 5-6 годами назад, когда это было немодно.

Что касается начальной военной подготовки, то я не вижу необходимости возвращать её в школу, потому что не все планируют у нас стать профессиональными военными, армия сокращается, переводится на контрактную основу. Зачем каждая девчонка и каждый мальчишка должен осваивать эти элементы? Должна работать система кадетских корпусов, система учебных заведений с каким-то определенным профилем. А всеобщая военная подготовка - это, наверное, уже вчерашний день.

- Недавно Вы побывали в кадетском корпусе в Балахне. Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях (газета «Нижегородская правда»)

В.Шанцев: Впечатления очень хорошие. Я думаю, что сама система кадетских корпусов и кадетского образования очень перспективна, потому что она зарекомендовала себя не только сегодня, она очень активно работала в дореволюционное время. Не все кадеты стали военными, многие из них стали государственными деятелями, поэтами, писателями. На мой взгляд, важна сама атмосфера кадетского корпуса, и это отмечают все преподаватели, а я беседовал со многими: когда дисциплинирована вся жизнь, весь учебный процесс, то это позволяет добиться больших результатов. Преподаватели рассказывают, и сами ребята это подтверждают, что они не всегда приходят подготовленными в кадетский корпус, приходится им подтягиваться. Как мне сказал один учитель истории, там интереснее работать, и сам развиваешься, и ребята, и взаимоотношения совершенно другие. Самое главное, что это не только муштра. Они учатся бальным танцам, имеют развитую систему дополнительного образования, где у них культурная программа, посещение памятников истории, театров. В школах мало кто смотрел фильм «Тарас Бульба» в кинотеатрах, а эти уже посмотрели. Развит у них и спорт. Кроме того, практически все ребята владеют навыками самозащиты, многие занимаются прикладными видами спорта, которые в дальнейшем помогут им стать нормальным людьми, способными защитить себя, своих родных, родину. Я считаю, что это движениу надо развивать, но надо следить за тем, чтобы не получилось так, что он закончит кадетский корпус, желание имеет дальше идти, а возможностей нет.

- Ваш отец - участник Великой Отечественной войны. Какие у Вас личные воспоминания связаны с этим, насколько достоверно сейчас образ войны через кино, телевидение доходит до молодежи? Какой Ваш любимый фильм о войне? (газета «Нижегородские новости»)

В.Шанцев: Мой отец прошел всю войну, начинал её уже взрослым человеком, отслужившим в армии, он родился в 1914 году. Прошел войну от рядового до капитана, командовал в последние годы ротой противотанковых ружей. Он рассказывал много о войне. В детстве я общался в кругу его друзей, которые любили ходить в гимнастерках, с орденами и медалями, потому что они в гражданской жизни чувствовали себя менее комфортно, нежели в военной обстановке. Они оживали, расцветали, когда вспоминали о войне. Сначала, когда они собирались, это были очень массовые встречи. Со всей страны приезжали люди, которые воевали вместе с моим отцом, в парк Сокольники в Москве. Я видел, что сначала приезжали полковники, потом они перестали приезжать, потому что они были постарше солдат, и их просто не стало уже, жизнь вносила свои коррективы. Это были очень интересные встречи, очень интересные люди. Они вспоминали всех тех, кто не дожил до светлого Дня Победы. Вспоминали и балагуров, весельчаков, и вспоминали всех тех, кто был все время грустный. Вспоминали профессионалов, тех, кто на их глазах совершали подвиги, при чем такие, которые трудно даже было осмыслить.

Большинство фильмов военного времени правдивы. Я считаю, что они правдиво рассказывают о том, что происходило на войне. Большинство фильмов, которые появились в так называемые смутные времена, созданы людьми, которые хотели, чтобы точка зрения отдельных людей, с которыми не все согласны, была бы представлена на суд. Можно представить её на суд, но только не обобщая, что так было на самом деле. Можно опросить 100 человек, 99 из которых выскажут одну точку зрения, а можно показать того одного, который выскажет совершенно обратную точку зрения, и сказать, вот видите, какая точка зрения. Я в свое время испытал это чувство, когда долгие годы мы наших людей приучали к тому, что написано в газете и показано по телевизору, - это правда. Человек очень терялся, когда ему глаза в глаза высказывали совершенно другое.

Мой отец отрицал утверждение, что солдатская жизнь в годы войны была сущий пустяк. Командир после каждого боя, прежде всего, отчитывался за потери, которые были совершены. Любой командир знал, что прежде чем организовывать атаку, надо было провести артподготоку, разведку и так далее. Если он по каким-то причинам не сумел обеспечить полный набор военных технологий, то приходилось отвечать погонами и иногда даже перед военным судом. Особенно когда наши уже входили в освобожденные поселки, то немцы минировали игрушки, погреба. Если не смогли в открытом бою, то тогда пытались в таком нечестном бою нанести нам потери.

Отец рассказывал, что когда его посылали за пополнением в тыл, то ему новобранцы говорили: «Что вы прогибаетесь? Что вы перед немцами пасуете? Надо их давить». Отец говорил, как только просвистели у них пули над головой, то они с поля боя - ползком до самой передовой, а когда не слышали этого свиста, то кажется все так просто, так легко.

Повседневная солдатская жизнь складывалась не из чего-то такого необычного, а из обычных взаимоотношений, борьбы характеров. Это были не только приказы, но и убеждения.

Мой любимый фильм о войне - «В бой идут одни старики». Знаю его практически наизусть, смотрел его не меньше 100 раз, никогда я его не останавливал на середине, все время досматривал до конца.



Картина дня
Рекомендуем
Общество
Захар Прилепин: «У меня есть время на всё. Мне даже лишнюю жизнь предоставили»
По мнению писателя, России нужно 10 лет для перезагрузки элит и запуска новых кадровых школ.
Общество
Нижегородцам рассказали, как сберечь здоровье органов дыхания
Существует около 30 основных факторов, способствующих возникновению хронических заболеваний респираторной системы.
Спорт
Определены победители конкурса «Наш „Пари НН“»
ИА «Время Н» поздравляет победителей!
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.