ЧетвергЧт, 25 апреля 14:05 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

«Надо быть всегда готовым к бесславью и просто хорошо работать»

24 апреля 2015 года, 13:59

- Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек хотел быть биологом и астрономом, сложился как профессиональный музыкант, но известности добился как писатель. Сегодня у нас в гостях «наследница Цветаевой», как ее называют критики, Елена Крюкова. Елена Николаевна, здравствуйте. А Вас не коробит, когда Ваше творчество пытаются сравнивать?

- Вы знаете, сравнивают всех со всеми. Очень точно звучали слова Евтушенко во врезе к стихам в «Строфах века»: «Крюкова - внучка Цветаевского темперамента, запертого в коммуналке». Точная формула!

- Вы родились 12 августа. В этот день также родились: датчанин, русский мореплаватель, открывший часть русской Америки - Алеутские острова, Витус Беринг; философ, путешественница, литератор, написавший свои основные произведения на английском языке, Елена Блаватская; австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, известный многим по парадоксу с котом, который и жив, и мёртв одновременно, Эрвин Шрёдингер. Кто из персон Вам ближе?

- Два человека меня очень привлекают. Это Витус Беринг - моряк, открыватель новых земель. Все прекрасно знают, что это хрестоматийный человек, и про Берингов пролив всем известно. Кстати, на Чукотке есть очень интересный праздник, который называется Берингия - с собачьими упряжками, борьбой. Меня завлекает пассионарность землепроходца, мореплавателя, исследователя - вообще этот вектор жизненный: вперед, и то, что было позади - остается твоим прошлым. Все время идешь вперед. А Блаватская шла не столько вперед, сколько вглубь познания, как ее ни ругали, но она совершила подвиг своей жизни, и она тоже меня привлекает. Что касается Шредингера, я прекрасно знаю этот парадокс с котом, но его открытия сравнимы с открытиями художника. Но я не ученая женщина, поэтому я тут умолкаю.

- Датчанин по происхождению, но прославившийся как русский мореплаватель и исследователь, Витус Беринг оставил после себя значительный труд. Его картами северо-востока Азии пользовались все западноевропейские картографы. Интересно, что пролив, отделяющий Америку от России, был назван Беринговым по предложению другого исследователя - Джеймса Кука, спустя 20 лет после смерти Витуса Беринга. Вас не смущает, что современникам часто не дано оценить по достоинству величие и вклад человека?

- Нисколько. Есть два таких замечательных христианских достоинства - терпение и смирение. Я вообще грешница и не отношу себя к воцерковленным людям, но с ходом жизни понимаю всю великую драгоценность двух этих слов. Ты несешь свой крест, ты должен его любить, ты хочешь отдать миру то, что ты можешь, и ты отдаешь - у тебя очень простая задача. Как это будет раскручено - тебе знать не дано.

- Занимаясь музыкой, Вы часто говорили, что «музыка - значит вкалывать как дровосек!». Скажите, а разве есть труд, где не надо вкалывать, чтобы добиться результата?

- Это называется синекура, на мой взгляд. Труд, где можно добиваться, может быть, поверхностного успеха, в то же самое время соблюдать какие-то денежные, заработные нормы и вообще прекрасно себя чувствовать. Я считаю, что счастлив тот, кто находит не столько свое высказывание, сколько свое место в жизни. Я сейчас скажу трюизм полный, но любая работа почетна. Труд дворника почетен так же, как труд философа. Но есть востребованность не только людьми, есть востребованность свыше. Если вы следуете этой дорогой - вы будете счастливы вне ваших общественных успехов или завоеваний.

- По данным последних исследований наиболее полезным хобби для развития мозга является именно игра на музыкальных инструментах. Но ведь ребенка «пользой для мозга» не убедишь. А чем замотивировать?

- Я знаю, что вы - многодетный счастливый отец, я вас с этим поздравляю. Я приветствую всех многодетных матерей и отцов и считаю, что это тоже творчество, счастье и радость великая. Для того, чтобы «приохотить» к чему-то ребенка, мне кажется, не обязательно с ним этим усиленно заниматься. Я понимаю, что над Бетховеном стоял злой пьяный отец с плеткой в руке, над Паганини стоял также отец - человек, который хотел сделать из своего ребенка «вундера» такого. Я думаю, что дети - маленькие обезьянки, они перенимают интуитивно все от родных, взрослых людей.

Например, у читающей матери ребенок либо от отвращения ничего не будет читать, либо у него даже за обедом будет стоять подставочка для книг, и он будет есть суп одной рукой, а второй листать. Многое зависит просто от общения в семье - если, например, мать прочитала какую-то книжку интересную и говорит об этом с папой, то ребенок «стрижет» ушами как хороший щенок овчарки. И он полезет в ваш книжный шкаф, особенно если ваши книжные шкафы насчитывают более пяти тысяч книг, и все равно что-то оттуда «выудит». Но и тут тоже парадоксы есть. Алексей Максимович Горький на сеновале с лучиной или со свечкой жадно читал книжку. В кого же это он такой? Опять же, есть архетипы, которые даны нам свыше. То, что врожденно, не обязательно находится внутри генома, это может быть провидение.

- Существует такое мнение, что писатели, поэты - люди одаренные, не от мира сего, и чувствующие гораздо острее, ярче, чем обычные люди.
Как пел Владимир Высоцкий:
«Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои больные души
»
А для Вас творчество тоже мазохизм?

- Нет. Есть произведения, которые даются тяжело. «Царские врата» я переписывала шесть раз, «Юродивую» - три раза. Я понимаю, что есть человек - скорочтец и есть человек - борзописец или медленнописец. Я люблю и уважаю тех, кто пишет в темпе largo - медленно. А вообще, вы процитировали Высоцкого, и я вспомнила тут же почему-то Есенина: «Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать».

Есть определенный момент у любого художника - не наслаждения страданием, а трансформации страдания. Кафка писал внутри страдания, Достоевскому нужно было страдание как вдохновение, но он всегда стремился к счастью - с Анной Григорьевной ему повезло очень сильно. Вообще, это расхожая фраза, что художник, писатель или композитор творит только внутри горя. Ничего подобного! Прекрасные произведения рождаются и в счастье, и на фоне спокойной жизни: Рэй Брэдбери или Станислав Лем писали свои произведения на фоне полнейшего благополучия - и материального и семейного.

- С июля 2014 года в России запрещено использовать мат в фильмах, песнях и литературе. Вы не почувствовали, что теперь для выражения эмоций на бумаге слов не хватает?

- Не почувствовала. У меня был «загул в мат» где-то в году 2006 - 2007-м. Был, потому что я очаровалась тогда писаниями одного своего современника замечательного. Я с ним дружу, ценю то, что он пишет и он нет-нет, да «ввернет» в текст емкое словечко. Спустя годы я раздумалась о том, как же русская литература спасалась и существовала без этих выражений и слов, которые и в те времена 19-вековые были все такими же. И рыбаки где-нибудь на Оке или грузчики на Волге, на Суре, на каких-то баржах разговаривали точно таким языком.

- Александр Сергеевич Пушкин оставил не только стихи, вошедшие в Избранное, сказки и повести, но и целые сборники матерных стихов. Так, ему принадлежат следующие строки:

От холода себя страхуя,
Купил сибирскую доху я.
Купив доху, дал маху я,
Доха не греет ни!
Стоит ли знать такого Александра Сергеевича?

- Стоит! Потому что вот как раз этот мат - это шутки, это игра, это «барковщина» такая. И она очень народная. На самом деле русские народные сказки далеко не всегда приличные, и все же это художественные вещи, потому что вокруг символики продолжения рода, назовем так эти табуированные явления, очень много замечательных текстов. Я помню, поэт Николай Старшинов покойный, увы, собрал в свое время более семисот частушек. Невозможно было издать эту книжку тогда, в советское время, он издал ее в Финляндии в Хельсинки и все писатели Москвы наслаждались, заучивая наизусть.

- Сейчас тоже нельзя издавать после июля прошлого года или можно все-таки обойти закон?

- Я думаю, что обойти закон сейчас можно массой маленьких издательств, где можно это издать вообще любым тиражом, все это в вашем праве, вы можете это в интернете разместить, все с удовольствием будут читать. Но я говорю про художника, который несет ответственность за свои слова. Я сейчас к этому отношусь спокойно и, скорее, отрицательно, когда вижу где-то мат. Но я не настолько ханжеская женщина и не настолько ханжеский художник, чтобы не понять, что где-то мат необходим. У Виктора Петровича Астафьева есть роман замечательный «Прокляты и убиты», когда солдаты произносят эти слова на фоне невероятной трагедии, это смотрится супер органично.

- В преддверии празднования 70-летия Победы мы готовим специальный проект. Мы просим Вас продолжить фразу «Для меня победа - это»

- Для меня победа - это любовь. Я не имею в виду сейчас сексуальную любовь и какой-то эрос между мужчиной и женщиной. Просто если бы человек не любил свою страну, свой народ, свое время, свой мир, землю, он бы никогда не вел не только захватнических войн, но и защитных, и освободительных. Поскольку все-таки это внутривоенное общение существует, то победа над злом - как угодно ни оправдывается зло, зло останется злом, - победа добра над злом - это и есть любовь.

- За последние 20 лет Россия перестала быть самой читающей страной в мире. Сегодня это место занимает Индия. Индийцы в среднем читают 11 часов в неделю, россияне же находятся на седьмом месте, тратя на чтение чуть больше среднемировых значений - 7 часов в неделю. Вы как писатель не боитесь остаться без работы?

- Я уже не боюсь ничего. Все эти цифры неизвестно как считаются, я думаю, что-то и преувеличивается. Какие - то «охи» и «ахи» просто напрасны, потому что когда появился телевизор все стали говорить: «Ой, театр отомрет! В театр никто не будет ходить!». Театр ломится от публики. Я не имею в виду заштатный, провинциальный театр, хотя и в его недрах может сидеть гений. Когда появилась электронная книга и всяческие букридеры, все стали говорить: «Ой, бумажная книга отомрет!». Ничего подобного. Мы видим, есть бумажная книга как артефакт, и она все больше становится произведением искусства. Что касается чтения - в Индии читают, в Китае очень интенсивно смотрят кино не только интеллигентные люди, но и простой народ ходит в кинотеатры, просто «валом валят», на фоне того, что у нас все лучше найдут фильм онлайн и будут жевать свой бутерброд и смотреть в монитор.

- От одной знакомой на неделе услышал: «Зашла недавно в книжный, посмотрела на цены и на некоторое время перестала быть культурным человеком». Вы, глядя на ценники в книжных магазинах, всегда способны подобрать литературные выражения?

- Я захожу в книжный магазин и смотрю на все - и на имена, и на дизайн обложек. Я же все-таки жена художника Фуфачева и дочь художника Крюкова, я соображаю в дизайне и немножечко в изобразительном искусстве. Я смотрю на цены и не удивляюсь ничему. Однажды в упрек на то, что новая книжка Виктора Пелевина продается аж за шестьсот пятьдесят рублей в Москве, одна из «редактрис» издательства «Эксмо» пожала плечами и сказала: «Вы же заходите в кафе, берете кофе с пирожным за ту же самую цену и скромно молчите и не возмущаетесь. Почему бы вам не купить за эту цену книжку, которая будет стоять у вас на полке вечно, если вы не подарите ее кому-то». Сейчас, конечно, цены повысились на живую книгу, на электронную - не знаю, по - моему, все то же самое осталось.

- Что для вас важнее кожи переплета?

- Если бы для меня был важен дизайн книги, я бы в книжном заходила только в отдел, где альбомы по изобразительному искусству и там бы просто «оттягивалась». У старой книги, потрепанной, зачитанной до невероятных дыр, может не быть обложек, может не быть вообще половины книги, но это не важно - если это вещь, я в нее погружусь, и там буду жить.

- Актер Сергей Гармаш считает, что «надо всеми возможными способами приучать читать. Я вот путем подкупа приучал. Сейчас дочери 26 лет, а будучи в 8-м классе она прислала SMS: «Успокойся, папа, я читаю Идиота и уже не за велосипед». А какие действенные способы заинтересовать ребенка чтением помимо велосипеда знаете Вы?

- Сейчас действительно смотрят больше и чаще, чем читают. Есть даже слоган такой, не знаю, умный или глупый: «Читаем книгу - смотрим фильм» или наоборот: «Смотрим фильм - читаем книгу». Невероятное множество людей, видимо, посмотрело сначала фильм «Война и мир», а потом решили: «Как хорошо Наташа Ростова, Пьер, как интересно! А в книге как?». Это нормально, потому что эти виды искусства сейчас - видеоряд и текст - идут рядом, в плотной сцепке.

- Федеральное агентство по печати и коммуникациям в 2014 году запустило социальную кампанию про чтение «Занимайся чтением», главными героями которой стали классики русской литературы - Пушкин, Чехов, Толстой. А Вы сами верите в действенность такой рекламы?

- Я верю в действенность такой рекламы для школьников 5-6 класса. Вообще молодые люди от 14-ти до 20-ти лет прекрасно знают, кто такой Достоевский, Пушкин, Гоголь. Они оценят это как замечательный «стеб».

Владислав Дагомиров, ул. Семашко
- В этом году в Нижегородской области вдруг озаботились возрождением Домов культуры. На один уже потратили 11 млн рублей, а сколько еще надо денег будет! И это сейчас, когда продукты дорожают, жизнь становится всё сложнее. Нашли куда деньги тратить!

- Если мы все будем в стране сводить к продуктам, если мы все будем сводить к экономике - никогда не вернем себе даже атмосферу культуры 19 века, на которую так любят молиться все любящие традицию. Я приветствую возрождение ДК, потому что часто эти функции, когда нет дома культуры, берет на себя, как ни странно, библиотека. Я часто бываю в разных библиотеках города и области, я очень их люблю и это - мой личный пиар. У меня нет раскрутки, я не знаменитый писатель, я писатель, живущий в затворе и очень любящий горстку своих читателей. Библиотека сегодня - это синтез авторских вечеров, кино, рукодельных кружков, выставок изобразительного искусства, всевозможных диалогов о прочитанном, там и бабушки «тусуются», там и юноши и девушки в компьютерах сидят. А если будет классический ДК, там будет и театр, там будут концерты, могут приехать знаменитые артисты. Все зависит от работы.

Дмитрий, студент
- Сегодня полно предложений освоить скорочтение за 5 дней, заплатив порядка шести тысяч рублей. Мне как студенту очень бы пригодился такой навык. Однако, не разучусь ли я воспринимать всю красоту и многогранность литературного текста?

- Я научилась читать в 4 года и роман толстый, большой я могу прочитать - просмотреть часа за два спокойно, если меня никто не будет тревожить. Дело не в самопохвальбе, я хочу сказать о том, как человеку полезно это или не полезно. Если он овладеет навыком быстрого чтения, он может любые материалы и тексты не только художественные быстро читать и хорошо запоминать. Это второе очень важное в списке - хорошо запомнить какие-то ключевые пункты. А если он как быстрочтец будет читать «Будденброков» Томаса Манна или его же «Доктора Фаустуса», у него ничего не получится, клянусь. Я читала эти книжки медленно. «Я медленный сибирский мужик», - говорил один сибирский писатель. Я такой же медленный заволжский медведь. Скорочтение - не для всех книг, это совершенно избирательный факт.

Елена Смирнова, Нижний Новгород
- Скажите, что необходимо писателю, чтоб его творчество достойно оплачивалось? Что делать - писать в стол и подрабатывать на других работах, ожидая, что твой талант оценят или плюнуть на все и по примеру Донцовой / Марининой начать стряпать детективы, которые хорошо продаются?

- Это вопрос не ко мне, а к коммерциальному автору, но я постараюсь на него ответить. Если человек называет литературой книжную продукцию, а весь жанр - детективы, триллеры, боевики, любовные романы - это не книги. Есть книги и книжная продукция, которая тоже нужна людям. Вам же нужна зубная паста или мыло или корвалольчик, волокординчик, капельки, и для многих дам женский роман - это вот такой корвалольчик.
А вообще, человек задал вопрос, и в нем уже есть ответ. Ответ такой: «Я хочу быть как Маринина и Донцова! Я хочу столько же миллионов зарабатывать!». Это уже настрой не на искусство, не на художество, а настрой на заработок денег. Если у тебя есть талант, дар жить внутри коммерциальной литературы - иди туда, но для этого тебя нужно тоже «раскрутить». Ведь невероятная бездна авторов и, особенно, авториц пишет эти детективные и любовно-романные тексты простынями, вагонами и это все не знаменито. Там такие же градации славы и бесславья. Надо быть всегда готовым к бесславью и просто хорошо работать.

- Удивительно, но самым богатым писателем мира является не Джоан Роулинг, а Элизабет Бадинтер, чье имя, прямо скажем, массовой публике неизвестно. Бадинтер, которой в марте исполнится 70 лет, носит титул самого влиятельного интеллектуала Франции. Она историк, философ, писатель, общественный деятель, мыслитель и одна из икон современного феминизма. Скажите, а Вы можете бедного человека назвать успешным? Если да, в каком случае?

- Да, я могу назвать его успешным в пространстве духа. А как иначе? Бетховен всю вторую половину жизни своей, когда он глох, жил очень бедно, покупал самое дешевое вино в харчевне, пользовался разговорными тетрадями, у него было неряшливо дома - рукописи, сваленные в кучу, обувь и одежда вперемешку. Он не мог нанять хорошую горничную и сменил 25 квартир в Вене, чтобы снимать все дешевле. Как вам это понравится? Я приведу вам сотни, тысячи примеров из истории культуры, когда вы - бедный, но вы очень богатый в своей судьбе и в своем будущем. И как тут можно разграничить? Вы знаете, что «Кармен» Жоржа Бизе на премьере забросали тухлыми яйцами и помидорами? И Жорж Бизе прожил после этого неуспеха очень мало лет. Это его «подкосило». Кстати, также как и Бориса Леонидовича Пастернака, наверняка, «подкосил» этот дикий скандал с Нобелевской премией. Это как раз тот случай, когда успех и премия настолько не пошли на пользу жизни, жития-бытия человеческого иdixi - я все сказала.

- Какая Ваша формула успеха?

- Столько людей на Земле говорило это, подразумевая не столько формулу успеха, сколько формулу бытия, самой жизни, живого. Так вот для меня формула живого, в особенности, писателя, который трудится и делает - сэр Ланселот: «Делай, что должно, и будь что будет».

- Творческие люди черпают вдохновение порой из самых неожиданных источников. Мастер детектива Агата Кристи придумывала захватывающие сюжеты своих книг, поедая яблоки и перемывая посуду. По ее словам, мытье посуды «рождает» очередное убийство, а яблоки стимулируют развитие сюжета. А Ваша муза без чего работать не может?

- Я в стимулах не нуждаюсь, раз. Во-вторых, когда вы говорили про Агату Кристи и яблоки, я вспомнила Фридриха Шиллера, который для вдохновения клал в ящик стола горстку гнилых яблок и всяких огрызков. Он это нюхал и погружался в определенное состояние. У меня нет таких «примочек». Я думаю, что Петр Ильич Чайковский был прав, он сказал: «Вдохновение? Зачем вы меня спрашиваете о вдохновении? Я просто сажусь и работаю». Но это не значит, что я все делаю с холодным сердцем, с ледяными мозгами. Нет. Я нормально живу, я проживаю свои жизни, сужденные мне, внутри моих текстов.

В конце программы - конкурс, если правильно ответите - получите приз.
- Какой предмет одежды, изобретенный французским инженером Луи Реаром, получил название из-за испытаний ядерного оружия?

  • Купальник
  • Мини-юбка
  • Бюстгальтер
  • Кокошник

- Женщина в купальнике может быть связана с ядерным оружием, или бюстгальтер. Но только не кокошник. Это же старинная русская деталь одежды. Я не знаю. Может быть, мини юбка все-таки? Купальники были так давно, в полоску, с кружевами. Они не изобретены после испытаний ядерной бомбы.

- 1 июля 1946 года американцы провели первое испытание атомной бомбы на атолле Бикини в Тихом океане. А спустя четыре дня французский инженер Луи Реар представил публике своё изобретение - раздельный женский купальник, который назвал по имени атолла. Реар пояснил выбор названия тем, что бикини должно вызвать взрывную культурную реакцию. Термин оказался удачным ещё и потому, что его первый слог «би» подразумевал два предмета купального набора. Неправильный ответ, но в качестве поощрения дарю Вам набор открыток о Нижнем Новгороде.

- Спасибо за участие в программе, было очень интересно. Передаю вопросы нижегородцев, чтобы вы ответили на них лично. Я надеюсь, Вы и дальше будете получать вдохновение, чтобы радовать не только нижегородцев своими уникальными произведениями.

Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:50, субботам в 22:30 и по воскресеньям в 05:00.

Автор: Корр.Мария Сорокина



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Внимание!
ИА «Время Н» объявляет о старте нового конкурса «Наш „Пари НН“»
Его цель — расширять знания о нижегородском футболе, углублять интерес к достижениям главного футбольного клуба города.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Валерия Горбунова — о творческом пути
Она дала интервью «Волге 24».