СредаСр, 24 апреля 15:56 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,29 ▲0,04 EUR 99,56 ▲0,20

«Можно собрать великолепнейшую выставку, но если на нее никто не придет — это не считается выставкой»

17 ноября 2016 года, 14:24

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с директором выставки «Арт-Россия 2016» Сергеем Казуком для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек выучился на инженера и никогда не был связан с искусством, а сейчас он, не имея на то специального образования, по сути, диктует всей стране, какую живопись нужно покупать. У нас в гостях директор выставки «Арт-Россия 2016» Сергей Казук. Сергей Александрович, здравствуйте.

— Приветствую вас и всех нижегородцев.

— Вас не обижает то, что ваши выставки иногда называют гипермаркетами?

— Я иногда сам тоже их так называю. Во всяком случае, один из разделов этой выставки как раз и есть гипермаркет товаров, которые имеют околохудожественное и полуискусственное отношение. Этот павильон не менее интересен, чем все остальные. В принципе, я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что все художники что-то продают. Надо же людям на что-то жить, на что-то существовать, содержать свои семьи и развиваться! Живописец — это работа. Если раньше каких-то художников содержали за бюджетные средства, они были заслуженными, народными и имели льготы, им выдавали квартиры, путевки на отдых. Сейчас этого практически уже нет, и каждый художник должен сам зарабатывать деньги.

— Вы родились 18 мая. В этот день с 1978 года и до сих пор отмечается Международный день музеев. Вы работаете с живописью, которая тесно связана и с музеями, и с выставками. Профессию специально под дату рождения выбирали?

— Вы же сказали, что я по образованию инженер-строитель. Не получившийся. Если вспоминать, сколько известных людей, которые говорят, начиная от Чехова: «Медик не получился из меня, но медицина ничего не потеряла». В данном случае я считаю, что строительство не очень обеднело, если я не пошел по этой линии. Хотя в какой-то степени мне помогает моя профессия, потому что организация выставок включает в себя много разных аспектов, в том числе монтаж и строительство разных стендов, чертежи и планы.

— Вы 25 лет проработали в одной должности, так?

— Можно сказать, что да. Я первые полгода проработал руководителем отдела рекламы, а все остальное — организация выставок.

— Вы нарушаете все законы менеджмента, где рекомендуют менять работу каждые 5 лет. Глаз не замылился?

— Профессия интересная. Организация выставок — это абсолютно проектная работа. Я организовывал очень много выставок. Сейчас я специализируюсь на художественных салонах, а раньше у меня по каким только тематикам ни проходили выставки: и строительная, и продуктовая, и дизайнерские, и мода, и косметика. Поэтому, когда меняется и проект, и задачи, и концепция, особенно люди, с которыми ты общаешься — это совершенно новая жизнь. Потом один проект заканчивается, намечается следующий, но это должно быть что-то новое, потому что одним и тем же удивлять посетителей и участников невозможно.

— В американском Бостоне уже 23 года работает Музей плохого искусства. Первая работа из коллекции — «Люси в небесах с цветами» — была подобрана в мусорном баке. Есть в экспозиции и особая версия «Моны Лизы», и фантастический семейный портрет. Всего в коллекции музея 600 работ. К вам на выставку «Арт Россия-2016» приехали художники из 16 стран мира — от Китая до Дании. А если бы кто-то привез подобное творение, как бы вы поступили? Одни называют это издевательством над искусством, другие — особым стилем живописи. Какую сторону поддержите вы?

— Это любительская живопись с претензией на какую-то задачу, философию. На нашей выставке участь его была бы вполне положительная. У нас нет никаких комитетов или выставкомов — запрещающих организаций. Конечно, градация определенная есть. Есть огромное ядро художников, которые ездят за нами по всем городам, и мы их уровень знаем. Это художники великолепного, музейного уровня. Они лауреаты различных премий в разных городах. Есть среди них и народные, и заслуженные художники и так далее, но наша задача — представить на выставке абсолютно художественный срез того, что происходит в данном городе, и гостям, и самим горожанам. Поэтому у нас участвуют и студии, где профессионалы обучают людей, которые увлекаются живописью, и любители, потому что у них больше не будет никакой возможности показать свою живопись, кроме как у себя дома, для своих друзей и коллег. Если что-то такое произойдет — заломят огромную цену, и у человека просто руки опустятся, но, может быть, с этого любительского участия начнется большая жизнь у человека, или он наоборот поймет, что этим не надо заниматься. Поэтому здесь не столкновение любителей и профессионалов, а знакомство между ними.

— Вы являетесь не только знатоком живописи, но и любителем литературы. Давайте проверим, сможете ли вы угадать, какие стихотворения иллюстрируют дети. Например, здесь школьник нарисовал «Бородино» Лермонтова — юный художник изобразил коня и солдата в форме начала 19 века.

Картина

А здесь — иллюстрация к началу поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина, где можно узнать знаменитого кота, который «ходит по цепи» и русалку на ветвях.

Картина2

А какое стихотворение зашифровано на этом рисунке?

Картина2

— Вы назвали меня знатоком литературы, но это не вполне так. Мне очень интересна именно советская поэзия. Может быть, Хармс. У меня какие-то ассоциации с его стихотворением. Это ведь детское стихотворение? Лезут какие-то штампы по типу Маршака.

— Или, например, Сергея Есенина, потому что это иллюстрация к его стихотворению «Я обманывать себя не стану», к строкам, которые Есенин написал в 1922 году во время поездки по Европе:

Я московский, озорной гуляка.
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Автор — Маша Овчинникова, 11 лет, Москва.


— Когда уже раскрыли автора стихов, я понял, что это такое.

— Наверное, вы так много работаете с профессиональной живописью, что детские рисунки мимо проходят?

— Это даже не пробел. Я проводил выставку, которая называлась «Март». Это был малый арт — выставка детских работ, художественных училищ, начинающей молодежи, и это было интересное событие, но оно требует бюджетных средств. Без бюджетных средств такое мероприятие не сделаешь, а у детей денег нет. Но мысли постоянно есть — и в рамках «Арт-России» отвести какую-то площадь, где бы талантливые дети, победители конкурсов выставлялись. Было у меня много разговоров с руководителями педагогических и художественных училищ для того, чтобы выставлять именно тех детей, юношей и девушек, которые проявляют какие-то способности, но нет площади на «Арт-России». Даже здесь, в Нижнем Новгороде, где она занимает одиннадцать тысяч квадратных метров, шесть павильонов. Посмотрите: три павильона полностью «набиты», нет ни одного квадратного метра. Вообще-то у нас все красиво выглядит — очень широкие аллеи, между ними стоят какие-то тумбы со скульптурами. Это все музейного вида, а не художественного салона. У нас все красиво.

Один павильон у нас музейно-проектный, то есть в нем участвуют все ведущие музеи Нижнего Новгорода и приглашенные проекты. Такие, как, например, отделение посольства республики Беларусь в Нижнем Новгороде, которое специально для нас пригласило заслуженного художника Белоруссии из Минска.

Есть другие великолепные проекты: традиционная живопись гохуа из Китая, кремлевский художественный музей будет представлять будущую выставку, связанную с Японией, есть выставка восточной графики пермского художника Вячеслава Герко, к сожалению, умершего. Мы выставили его дневниковые рисунки из Вьетнама и Китая.

А есть у нас кукольный павильон. Он небольшой по размерам, но посвящен только авторским куклам и коллекционным медведям, в том числе, игрушкам, сделанным только своими руками. Там можно будет познакомиться и приобрести куклу, связанную из шерсти, а можно приобрести игрушку, которая станет талисманом, может передаваться из поколения в поколение, потому что это действительно та игрушка, которой больше нет ни у кого.

— Самой посещаемой выставкой 2015 года в стране стала презентация работ Валентина Серова в «Третьяковке»: за 100 дней работы туда пришло почти полмиллиона человек. Среди региональных проектов лидирует межрегиональная выставка акварели в Новосибирском художественном музее, которую посетили 36 тысяч человек. В эти дни на Нижегородской ярмарке работает «Арт Россия-2016», которая обещает стать самой масштабной выставкой современного искусства в стране — она уже собрала порядка 500 участников. Серова явно не переплюнуть, а Новосибирск попробуете обогнать?

— Выставка состоит всегда из двух частей. Первая часть — это сами участники, павильоны, география, о которой можно рассказывать — Китае, Дании, Эквадоре и Боливии, которые тоже к нам приезжают. Можно собрать великолепнейшую выставку, собрание лучших музеев мира или страны. А вторая-то часть где? Если никто на нее не придет — это не считается выставкой. Это считается — потешились люди ради себя, и замечательно. Поэтому если не придет Нижний Новгород, если он не поймет, кто к нам сюда приехал, это будет большая трагедия. Я зову абсолютно всех нижегородцев, гарантируя, что найдут здесь какое-то открытие, чудо, и что-то купят здесь не только те люди, которые называют себя эстетами и которые разбираются в искусстве и ходят всегда на выставки. Здесь найдет для себя что-то интересное любой человек. Если у кого-то будут претензии на предмет того, что «я ничего интересного тут не заметил», то я прошу, вот галстук, можете душить.

— Я знаю, что до этого года выставка проходила в Перми. Чем вам Нижний Новгород приглянулся?

— Так случилось волею судеб, что тот замечательный выставочный центр, та инфраструктура, что работала в центре города и делала выставки в выставочном центре «Пермская ярмарка», где я работал, лишилась этих трех павильонов. Я разослал свое резюме по многим организациям, и московский «Ярмарочный клуб» в лице генерального директора Юрия Колесова пригласил меня работать к себе, а Нижний Новгород он хорошо знает, делал свои мероприятия здесь. И он сказал: «А почему бы не попробовать в этом городе?». Я приехал сюда, мы посмотрели на эти шесть павильонов, и они нас удовлетворили. Поговорили с руководителями этой организации, сошлись, убедили друг друга, что все это возможно, тем более, они тоже собирались проводить что-то подобное. Сейчас мы собираемся делать это мероприятие ежегодно. Еще раз говорю о том, что надо увидеть вторую половину выставки в лице нижегородцев.

— Вы до этого в Нижнем Новгороде бывали?

— Нет, я приехал в Нижний Новгород в марте и здесь живу все это время. До этого не довелось мне быть.

— Как думаете, нижегородцы будут посещать выставку от первого до последнего дня?

— Я думаю, да. Не могут люди не обратить внимания на то, что здесь есть. Живопись — это великолепный, удивительный, феноменальный мир! С ним только нужно познакомиться. Я знаю, что если остановить любого человека, не только нижегородца, и сказать: «Назовите любимых или известных художников, которые живы и которых вызнаете, следите за их биографией». Пять или десять таких людей найдется, поэтому нужно знакомиться. Уверяю вас, современная живопись нисколько не хуже, чем классическая. Она тоже развивается, у нее тоже огромное количество разных направлений, много мыслей, философии. Это не камень, не застывшая конгломерация. Надо только прийти, выбрать и понять, что это такое же великолепное искусство. Может быть, чуть-чуть подзабытое, но не менее интересное, чем театр, кино, хореография, музыка и так далее.

— Рубрика «На острие» — самые острые вопросы от нижегородцев. Елизавета Барабанова из Нижнего Новгорода спрашивает: «Я молодой художник, с детства занимаюсь живописью. Очень хочется участвовать в больших выставках, но туда берут либо известных, либо богатых авторов, которые могут оплатить участие. Как молодому художнику пробиться на такую выставку как „Арт-Россия“? Или мне остается только стоять с картинами на Покровке?».

— Об этом мы говорили. Мы берем художников-любителей в том числе. На следующий год надо прийти и написать заявку. Когда мы уже точно начнем заниматься разбором этих заявок и выставкой следующего года, чтобы мы имели ее ввиду, знали о ее желании, у нас был ее телефон. Я понимаю и не обещаю, что она будет находиться в центре самого престижного павильона, хотя нет престижных павильонов, они все замечательные, но в участии ей никто не откажет, и она будет участвовать на тех же условиях, как и другие художники.

— Известный писатель Оскар Уайльд говорил, что «умеренность — роковое свойство. Только крайность ведет к успеху». А на какие крайности вы готовы ради успеха?

— Крайности? Я не понимаю, что он имел ввиду. Рекорды? Да, пожалуйста. Мы все их практически побили. Еще один рекорд хочу побить, чтобы стояли очереди в кассах в эти ненастные дни, и чтобы потом можно было с гордостью сказать: «Господа нижегородцы! Мы побили рекорд посещаемости Новосибирска». Или пермской, потому что она тоже была феноменально посещаемая, или той же выставки Серова. Хочу, чтобы такая крайность прозвучала.

— Какая у вас формула успеха?

— А критерии какие успеха и какая может быть формула? Давайте судить о нематериальном, давайте судить о такой нематериальной ценности как «Арт-Россия» после того, как она закончится, и мы будем подводить итоги. Формула: «Арт-Россия. Нижний Новгород» и пять восклицательных знаков.

— Мы привыкли к тому, что известные западные продукты являются товаром массового потребления, и не догадываемся, что к некоторым из них приложили руку великие мастера. В 1969 году к легендарному Сальвадору Дали обратился его друг Энрике Бернат с просьбой создать логотип для одного необычного продукта, который в магазинах продается до сих пор. Что это был за продукт?

• Кока-кола
• Чипсы
• Чупа-чупс
• Чизбургер из Макдоналдса

— Я ждал свой ответ и, к сожалению, его не дождался. Я видел какой-то флакон духов. «Чупа-чупс» скажу. Кока-кола чересчур стандартна, я не понимаю, где там творчество. В «чупа-чупсе» хоть форма какая-то. Чипсы? При Дали, может быть, и чипсов не было. Чизбургер? Возможно, были у него какие-то мысли.

— Знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали в свободное от живописи и писательства время зарабатывал на жизнь в рекламе. Как-то раз его друг Энрике Бернат попросил художника подумать над дизайном логотипа леденцов на палочке — «чупа-чупса». Дали придумал его за час. Ходят легенды, что художник взял с друга не только гонорар, но и коробку леденцов впридачу. Кстати, логотип не изменился до сих пор. Правильный вариант! Интуиция вас не подвела. Поэтому «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях» — это книга, которую вы честно выигрываете. Я передаю вопросы нижегородцев, на которые вы не успели ответить, чтобы вы ответили на них лично. Желаю успехов вам и вашей команде для того, чтобы для нижегородцев и гостей эта выставка осталась в сердце, и чтобы это мероприятие международного характера осталось в Нижнем Новгороде надолго.

— Давайте ориентироваться, чтобы мы всегда думали о встрече с живописью и художественным мышлением, ждали ее в течение года, и с каждым приходом это была новая радость, новые эмоции и новые открытия.

Автор: Корр. Мария Сорокина



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Культура
Наталья Старикова — о выставке, посвященной истории железной дороги
Она дала интервью «Волге 24».