Культура  

«Можно собрать великолепнейшую выставку, но если на нее никто не придет — это не считается выставкой»

четверг, 17 ноября 2016 года, 14:24

Сергей КазукСергей
Казук
Директор выставки «Арт-Россия 2016»

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с директором выставки «Арт-Россия 2016» Сергеем Казуком для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек выучился на инженера и никогда не был связан с искусством, а сейчас он, не имея на то специального образования, по сути, диктует всей стране, какую живопись нужно покупать. У нас в гостях директор выставки «Арт-Россия 2016» Сергей Казук. Сергей Александрович, здравствуйте.

— Приветствую вас и всех нижегородцев.

— Вас не обижает то, что ваши выставки иногда называют гипермаркетами?

— Я иногда сам тоже их так называю. Во всяком случае, один из разделов этой выставки как раз и есть гипермаркет товаров, которые имеют околохудожественное и полуискусственное отношение. Этот павильон не менее интересен, чем все остальные. В принципе, я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что все художники что-то продают. Надо же людям на что-то жить, на что-то существовать, содержать свои семьи и развиваться! Живописец — это работа. Если раньше каких-то художников содержали за бюджетные средства, они были заслуженными, народными и имели льготы, им выдавали квартиры, путевки на отдых. Сейчас этого практически уже нет, и каждый художник должен сам зарабатывать деньги.

— Вы родились 18 мая. В этот день с 1978 года и до сих пор отмечается Международный день музеев. Вы работаете с живописью, которая тесно связана и с музеями, и с выставками. Профессию специально под дату рождения выбирали?

— Вы же сказали, что я по образованию инженер-строитель. Не получившийся. Если вспоминать, сколько известных людей, которые говорят, начиная от Чехова: «Медик не получился из меня, но медицина ничего не потеряла». В данном случае я считаю, что строительство не очень обеднело, если я не пошел по этой линии. Хотя в какой-то степени мне помогает моя профессия, потому что организация выставок включает в себя много разных аспектов, в том числе монтаж и строительство разных стендов, чертежи и планы.

— Вы 25 лет проработали в одной должности, так?

— Можно сказать, что да. Я первые полгода проработал руководителем отдела рекламы, а все остальное — организация выставок.

— Вы нарушаете все законы менеджмента, где рекомендуют менять работу каждые 5 лет. Глаз не замылился?

— Профессия интересная. Организация выставок — это абсолютно проектная работа. Я организовывал очень много выставок. Сейчас я специализируюсь на художественных салонах, а раньше у меня по каким только тематикам ни проходили выставки: и строительная, и продуктовая, и дизайнерские, и мода, и косметика. Поэтому, когда меняется и проект, и задачи, и концепция, особенно люди, с которыми ты общаешься — это совершенно новая жизнь. Потом один проект заканчивается, намечается следующий, но это должно быть что-то новое, потому что одним и тем же удивлять посетителей и участников невозможно.

— В американском Бостоне уже 23 года работает Музей плохого искусства. Первая работа из коллекции — «Люси в небесах с цветами» — была подобрана в мусорном баке. Есть в экспозиции и особая версия «Моны Лизы», и фантастический семейный портрет. Всего в коллекции музея 600 работ. К вам на выставку «Арт Россия-2016» приехали художники из 16 стран мира — от Китая до Дании. А если бы кто-то привез подобное творение, как бы вы поступили? Одни называют это издевательством над искусством, другие — особым стилем живописи. Какую сторону поддержите вы?

— Это любительская живопись с претензией на какую-то задачу, философию. На нашей выставке участь его была бы вполне положительная. У нас нет никаких комитетов или выставкомов — запрещающих организаций. Конечно, градация определенная есть. Есть огромное ядро художников, которые ездят за нами по всем городам, и мы их уровень знаем. Это художники великолепного, музейного уровня. Они лауреаты различных премий в разных городах. Есть среди них и народные, и заслуженные художники и так далее, но наша задача — представить на выставке абсолютно художественный срез того, что происходит в данном городе, и гостям, и самим горожанам. Поэтому у нас участвуют и студии, где профессионалы обучают людей, которые увлекаются живописью, и любители, потому что у них больше не будет никакой возможности показать свою живопись, кроме как у себя дома, для своих друзей и коллег. Если что-то такое произойдет — заломят огромную цену, и у человека просто руки опустятся, но, может быть, с этого любительского участия начнется большая жизнь у человека, или он наоборот поймет, что этим не надо заниматься. Поэтому здесь не столкновение любителей и профессионалов, а знакомство между ними.

— Вы являетесь не только знатоком живописи, но и любителем литературы. Давайте проверим, сможете ли вы угадать, какие стихотворения иллюстрируют дети. Например, здесь школьник нарисовал «Бородино» Лермонтова — юный художник изобразил коня и солдата в форме начала 19 века.

                        Картина

А здесь — иллюстрация к началу поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина, где можно узнать знаменитого кота, который «ходит по цепи» и русалку на ветвях.

Картина2

А какое стихотворение зашифровано на этом рисунке?

Картина2 

— Вы назвали меня знатоком литературы, но это не вполне так. Мне очень интересна именно советская поэзия. Может быть, Хармс. У меня какие-то ассоциации с его стихотворением. Это ведь детское стихотворение? Лезут какие-то штампы по типу Маршака.

— Или, например, Сергея Есенина, потому что это иллюстрация к его стихотворению «Я обманывать себя не стану», к строкам, которые Есенин написал в 1922 году во время поездки по Европе:

Я московский, озорной гуляка.
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Автор — Маша Овчинникова, 11 лет, Москва.

— Когда уже раскрыли автора стихов, я понял, что это такое.

— Наверное, вы так много работаете с профессиональной живописью, что детские рисунки мимо проходят?

— Это даже не пробел. Я проводил выставку, которая называлась «Март». Это был малый арт — выставка детских работ, художественных училищ, начинающей молодежи, и это было интересное событие, но оно требует бюджетных средств. Без бюджетных средств такое мероприятие не сделаешь, а у детей денег нет. Но мысли постоянно есть — и в рамках «Арт-России» отвести какую-то площадь, где бы талантливые дети, победители конкурсов выставлялись. Было у меня много разговоров с руководителями педагогических и художественных училищ для того, чтобы выставлять именно тех детей, юношей и девушек, которые проявляют какие-то способности, но нет площади на «Арт-России». Даже здесь, в Нижнем Новгороде, где она занимает одиннадцать тысяч квадратных метров, шесть павильонов. Посмотрите: три павильона полностью «набиты», нет ни одного квадратного метра. Вообще-то у нас все красиво выглядит — очень широкие аллеи, между ними стоят какие-то тумбы со скульптурами. Это все музейного вида, а не художественного салона. У нас все красиво.

Один павильон у нас музейно-проектный, то есть в нем участвуют все ведущие музеи Нижнего Новгорода и приглашенные проекты. Такие, как, например, отделение посольства республики Беларусь в Нижнем Новгороде, которое специально для нас пригласило заслуженного художника Белоруссии из Минска.

Есть другие великолепные проекты: традиционная живопись гохуа из Китая, кремлевский художественный музей будет представлять будущую выставку, связанную с Японией, есть выставка восточной графики пермского художника Вячеслава Герко, к сожалению, умершего. Мы выставили его дневниковые рисунки из Вьетнама и Китая.

А есть у нас кукольный павильон. Он небольшой по размерам, но посвящен только авторским куклам и коллекционным медведям, в том числе, игрушкам, сделанным только своими руками. Там можно будет познакомиться и приобрести куклу, связанную из шерсти, а можно приобрести игрушку, которая станет талисманом, может передаваться из поколения в поколение, потому что это действительно та игрушка, которой больше нет ни у кого.

— Самой посещаемой выставкой 2015 года в стране стала презентация работ Валентина Серова в «Третьяковке»: за 100 дней работы туда пришло почти полмиллиона человек. Среди региональных проектов лидирует межрегиональная выставка акварели в Новосибирском художественном музее, которую посетили 36 тысяч человек. В эти дни на Нижегородской ярмарке работает «Арт Россия-2016», которая обещает стать самой масштабной выставкой современного искусства в стране — она уже собрала порядка 500 участников. Серова явно не переплюнуть, а Новосибирск попробуете обогнать?

— Выставка состоит всегда из двух частей. Первая часть — это сами участники, павильоны, география, о которой можно рассказывать — Китае, Дании, Эквадоре и Боливии, которые тоже к нам приезжают. Можно собрать великолепнейшую выставку, собрание лучших музеев мира или страны. А вторая-то часть где? Если никто на нее не придет — это не считается выставкой. Это считается — потешились люди ради себя, и замечательно. Поэтому если не придет Нижний Новгород, если он не поймет, кто к нам сюда приехал, это будет большая трагедия. Я зову абсолютно всех нижегородцев, гарантируя, что найдут здесь какое-то открытие, чудо, и что-то купят здесь не только те люди, которые называют себя эстетами и которые разбираются в искусстве и ходят всегда на выставки. Здесь найдет для себя что-то интересное любой человек. Если у кого-то будут претензии на предмет того, что «я ничего интересного тут не заметил», то я прошу, вот галстук, можете душить.

— Я знаю, что до этого года выставка проходила в Перми. Чем вам Нижний Новгород приглянулся?

— Так случилось волею судеб, что тот замечательный выставочный центр, та инфраструктура, что работала в центре города и делала выставки в выставочном центре «Пермская ярмарка», где я работал, лишилась этих трех павильонов. Я разослал свое резюме по многим организациям, и московский «Ярмарочный клуб» в лице генерального директора Юрия Колесова пригласил меня работать к себе, а Нижний Новгород он хорошо знает, делал свои мероприятия здесь. И он сказал: «А почему бы не попробовать в этом городе?». Я приехал сюда, мы посмотрели на эти шесть павильонов, и они нас удовлетворили. Поговорили с руководителями этой организации, сошлись, убедили друг друга, что все это возможно, тем более, они тоже собирались проводить что-то подобное. Сейчас мы собираемся делать это мероприятие ежегодно. Еще раз говорю о том, что надо увидеть вторую половину выставки в лице нижегородцев.

— Вы до этого в Нижнем Новгороде бывали?

— Нет, я приехал в Нижний Новгород в марте и здесь живу все это время. До этого не довелось мне быть.

— Как думаете, нижегородцы будут посещать выставку от первого до последнего дня?

— Я думаю, да. Не могут люди не обратить внимания на то, что здесь есть. Живопись — это великолепный, удивительный, феноменальный мир! С ним только нужно познакомиться. Я знаю, что если остановить любого человека, не только нижегородца, и сказать: «Назовите любимых или известных художников, которые живы и которых вызнаете, следите за их биографией». Пять или десять таких людей найдется, поэтому нужно знакомиться. Уверяю вас, современная живопись нисколько не хуже, чем классическая. Она тоже развивается, у нее тоже огромное количество разных направлений, много мыслей, философии. Это не камень, не застывшая конгломерация. Надо только прийти, выбрать и понять, что это такое же великолепное искусство. Может быть, чуть-чуть подзабытое, но не менее интересное, чем театр, кино, хореография, музыка и так далее.

— Рубрика «На острие» — самые острые вопросы от нижегородцев. Елизавета Барабанова из Нижнего Новгорода спрашивает: «Я молодой художник, с детства занимаюсь живописью. Очень хочется участвовать в больших выставках, но туда берут либо известных, либо богатых авторов, которые могут оплатить участие. Как молодому художнику пробиться на такую выставку как „Арт-Россия“? Или мне остается только стоять с картинами на Покровке?».

— Об этом мы говорили. Мы берем художников-любителей в том числе. На следующий год надо прийти и написать заявку. Когда мы уже точно начнем заниматься разбором этих заявок и выставкой следующего года, чтобы мы имели ее ввиду, знали о ее желании, у нас был ее телефон. Я понимаю и не обещаю, что она будет находиться в центре самого престижного павильона, хотя нет престижных павильонов, они все замечательные, но в участии ей никто не откажет, и она будет участвовать на тех же условиях, как и другие художники.

— Известный писатель Оскар Уайльд говорил, что «умеренность — роковое свойство. Только крайность ведет к успеху». А на какие крайности вы готовы ради успеха?

— Крайности? Я не понимаю, что он имел ввиду. Рекорды? Да, пожалуйста. Мы все их практически побили. Еще один рекорд хочу побить, чтобы стояли очереди в кассах в эти ненастные дни, и чтобы потом можно было с гордостью сказать: «Господа нижегородцы! Мы побили рекорд посещаемости Новосибирска». Или пермской, потому что она тоже была феноменально посещаемая, или той же выставки Серова. Хочу, чтобы такая крайность прозвучала.

— Какая у вас формула успеха?

— А критерии какие успеха и какая может быть формула? Давайте судить о нематериальном, давайте судить о такой нематериальной ценности как «Арт-Россия» после того, как она закончится, и мы будем подводить итоги. Формула: «Арт-Россия. Нижний Новгород» и пять восклицательных знаков.

— Мы привыкли к тому, что известные западные продукты являются товаром массового потребления, и не догадываемся, что к некоторым из них приложили руку великие мастера. В 1969 году к легендарному Сальвадору Дали обратился его друг Энрике Бернат с просьбой создать логотип для одного необычного продукта, который в магазинах продается до сих пор. Что это был за продукт?

• Кока-кола
• Чипсы
• Чупа-чупс
• Чизбургер из Макдоналдса

— Я ждал свой ответ и, к сожалению, его не дождался. Я видел какой-то флакон духов. «Чупа-чупс» скажу. Кока-кола чересчур стандартна, я не понимаю, где там творчество. В «чупа-чупсе» хоть форма какая-то. Чипсы? При Дали, может быть, и чипсов не было. Чизбургер? Возможно, были у него какие-то мысли.

— Знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали в свободное от живописи и писательства время зарабатывал на жизнь в рекламе. Как-то раз его друг Энрике Бернат попросил художника подумать над дизайном логотипа леденцов на палочке — «чупа-чупса». Дали придумал его за час. Ходят легенды, что художник взял с друга не только гонорар, но и коробку леденцов впридачу. Кстати, логотип не изменился до сих пор. Правильный вариант! Интуиция вас не подвела. Поэтому «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях» — это книга, которую вы честно выигрываете. Я передаю вопросы нижегородцев, на которые вы не успели ответить, чтобы вы ответили на них лично. Желаю успехов вам и вашей команде для того, чтобы для нижегородцев и гостей эта выставка осталась в сердце, и чтобы это мероприятие международного характера осталось в Нижнем Новгороде надолго.

— Давайте ориентироваться, чтобы мы всегда думали о встрече с живописью и художественным мышлением, ждали ее в течение года, и с каждым приходом это была новая радость, новые эмоции и новые открытия.

Корр. Мария Сорокина

Ctrl раньшеИнтервьюпозже Ctrl

21 сентября 2016
Евгений ЛебедевЕвгений
Лебедев

«Результат партии „Единая Россия“ на выборах — хороший и ожидаемый»

26 сентября 2016
Дарья ДонцоваДарья
Донцова

«Если ты выздоровел, протяни руку и вытащи того, кому плохо»

30 сентября 2016
Константин КостинКонстантин
Костин

«Депутаты-одномандатники, невзирая на их партийную принадлежность, будут формировать основные дискуссии и изменят имидж парламента»

4 октября 2016
Наталья НазароваНаталья
Назарова

«Каждая неудача — это опыт, и если им правильно распорядиться, следующих ошибок уже не сделаешь»

14 октября 2016
Сергей КучинСергей
Кучин

«Мы посчитали, что участвовать в разработке госмессенджера — достойная и интересная задача»

17 октября 2016
Дмитрий  СтожаровДмитрий
Стожаров

«Для меня профессия учителя — это возможность раскрыть свои творческие способности»

20 октября 2016
Анастасия МаксимоваАнастасия
Максимова

«Всегда должен быть кто-то, за кем ты должен стремиться»

26 октября 2016
Максимилиан ПивоваровМаксимилиан
Пивоваров

«Нужно верить в то, что ты делаешь, и делать только то, во что ты веришь»

10 ноября 2016
Рустам ХузинРустам
Хузин

«Рад, что „Арт-Россия“ в этом году будет проходить в Нижнем Новгороде, который сохранил свою историческую самобытность»

14 ноября 2016
Сергей БражникСергей
Бражник

«»

17 ноября 2016
Сергей КазукСергей
Казук

«Можно собрать великолепнейшую выставку, но если на нее никто не придет — это не считается выставкой»

23 ноября 2016
Андрей ТолмачевАндрей
Толмачев

«»

29 ноября 2016
Александр ПетриковАлександр
Петриков

«Для науки итоги сельхозпереписи — это бесценный массив данных»

30 ноября 2016
Александр МорозовАлександр
Морозов

«В песне главное — это мелодия»

6 декабря 2016
Олег ЛавричевОлег
Лавричев

«Необходимо вносить коррективы в методику ценообразования продукции по ГОЗу»

14 декабря 2016
Сергей КучинСергей
Кучин

«Невозможно достичь ни в чем успеха, если конечная цель или сам процесс не приносит удовольствия»

22 декабря 2016
Валерий ВостряковВалерий
Востряков

«Если ты не избавишься от вредной привычки, она избавится от тебя»

27 декабря 2016
Роман ЖукаринРоман
Жукарин

«Выставка японской графики 18-19 века — это для нас событие, которое будет проходить на абсолютно другом уровне»

30 декабря 2016
Юлия СтупишинаЮлия
Ступишина

«Что бы ни случилось в жизни, делайте то, что вы должны делать: вы либо выигрываете, либо приобретаете опыт»

31 декабря 2016
Артем КавиновАртем
Кавинов

«В списке первоочередных задач — межконфессиональные гуманитарные проекты, вопросы благоустройства, доступность и качество оказания медуслуг»