ПятницаПт, 29 марта 14:50 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Моя задача — способствовать сохранению исторического наследия и созданию условий для нового строительства»

6 июня 2011 года, 17:10

- Сергей Геннадьевич, как вы попали в архитектуру? Это случайность? Призвание? Династия?

- Династии у меня не было, хотя мой папа работал инженером-строителем. Я никогда не собирался стать архитектором. В детстве я видел себя на военной службе, хотел стать военным моряком и даже готовился к этому. Но когда я учился в 9 классе, моего отца назначили начальником отдела в проектном институте. Я пришел к нему на работу, и мне очень понравилась атмосфера в этом коллективе. Тогда-то у меня впервые появился интерес к профессии архитектора и я стал серьезно готовится к поступлению на архитектурный факультет.

Я считаю, что архитектором становятся не только потому, что дан какой-то дар свыше. Архитектор - это такая специфическая профессия, в которую входит очень много навыков, умений, знаний. Не секрет, что многие архитекторы играют на различных инструментах, пишут картины, сочиняют стихи. Когда я работал в «Горьковгражданпроекте», там фактически все занимались художественной самодеятельностью, ставили спектакли. Это исходит из того, что будущим архитекторам дается комплексное образование - история искусств, архитектура, композиция, дизайн Очень важно и то, в какую среду они попадают, кто становится их учителями, кто с ними работает, потому что становление профессии происходит именно в процессе работы. Мне повезло - у меня были хорошие коллеги и хорошие начальники - в том числе Александр Харитонов. У нас в городе была достаточно уникальная ситуация: был очень сильный институт - «Горьковгражданпроект», в котором собрался очень хороший коллектив. Все приблизительно одного возраста, выпускники одного вуза. Таким образом, сформировалась некая общность идей, которая была продиктована определенной ситуацией - и градостроительной, и политической. В начале 90-х эти люди разошлись из «Гражданпроекта», а этот дух, эта корпоративность осталась. И до сих пор эта корпоративность среди нижегородских архитекторов присутствует.

- Было время, когда Нижний Новгород называли «архитектурной столицей России». Почему?

- Действительно, нас так называли. Это было вызвано тем, что, во-первых, в Нижнем Новгороде была довольно бурная инвестиционная деятельность - по сравнению с другими нестоличными городами. А во-вторых, это объяснялось тем, что у нас была своя, особая архитектурная школа. Горький, как вы помните, был закрытым городом. И мы в те годы могли строить только типовые здания. Индивидуальное проектирование могло быть возможным лишь по уникальным, общественно значимым объектам уровня театров или вокзалов. И на это требовалось разрешение Госстроя. Поэтому средств для самовыражения у горьковских архитекторов в советские годы было очень мало. А, как известно, голь на выдумки хитра. И это отсутствие возможности делать, что хочешь, заставляла искать оригинальные решения для переработки типовых фасадов с использованием любых подручных средств — например, канализационных коллекторов в качестве импровизированных колонн. Все это стимулировало развитие фантазии через имитацию сложных объемных композиций в плоскостных композициях фасадов и т. п. А когда начался рынок, появились новые возможности. И весь сдерживаемый в советские годы потенциал выплеснулся и воплотился в десятки оригинальных зданий.

Главный архитектор Александр Харитонов поставил жесткий заслон любому типовому строительству, все проекты стали индивидуальными. Именно тогда стало можно определенно говорить о возникновении нижегородской архитектурной школы, как данности, что, кстати, было отмечено в Лауреатских Дипломах Государственной Премии, полученной рядом нижегородских архитекторов в 1997 году. Творческий обмен мнениями среди архитекторов, совместная работа в «Гражданпроекте», как я уже говорил выше, сформировали общность взглядов на основополагающие принципы формирования архитектурного объекта, его композиционных и эстетических качеств, которые всегда выдерживаются. И это было оценено российской архитектурной общественностью. В Москве, например, тоже много всего строилось, но там «ваяли» нечто непонятное, где все решал заказчик, зачастую не отличавшийся наличием вкуса. А архитектор лишь выполнял его заказ. У нас же доминировали именно архитекторы, и их мнение было решающим.

- И когда же закончилась эта «художественная демократия»?

- С приходом к власти Юрия Лебедева, когда была изменена структура управления в градостроительстве в Нижнем Новгороде. Когда ее сделали такой, какой она существует сегодня. Александр Харитонов был хорошим архитектором и лидером - и формальным, и неформальным - в нашей среде. Когда в свое время Дмитрий Бедняков предложил Харитонову заняться стройкой, по всей видимости, руководители города и области были заняты формированием власти. Поэтому главный архитектор города получил карт-бланш на все вопросы, связанные с градостроительством и архитектурой. Харитонов действительно мог решать в сфере строительства все сам. Это была уникальная ситуация и вряд ли она повторится Когда же все институты власти были сформированы, система была отработана, главного архитектора города лишили тех полномочий, которые у него были, оставив его просто советником при главе администрации. А советник, как известно, по сути, ничего не решает.

- А что сегодня все решает - деньги?

- У нас в городе не все решают деньги. Сравните с другими городами - Самарой, например. Там уже нет исторического города, а у нас он еще есть. Когда в начале 90-х начался бум первичного накопления капитала, конечно, можно было объявить мораторий на застройку исторического центра. Тогда в результате получилось бы, как во Владимире, где за исключением последних трех лет ничего не строили вообще. А что значит — не строить ничего вообще? Резать курицу, несущую хоть какие-то яйца. При том, что вся промышленность встала, лишиться еще и строительства - за счет чего тогда выживать?

У нас, в отличие от Владимира, еще в советские годы город претерпел серьезные изменения, выразившиеся в том, что не стало цельной исторической градостроительной картины - среди купеческих домов еще в те годы безжалостно понавтыкали типовых «сундуков». Эти дома резко диссонируют с окружением. Поэтому, наверное, правильно был выбран путь - идти по синтезу сохранения старого и вкраплению нового. Я бы это назвал стремлением к компромиссу, на пути к которому нужно преодолеть массу сложностей, чтобы не потерять город и, в то же время, не лишить его инвестиций. В процессе этой реконструкции нам иногда удается снизить диссонирующее влияние зданий советского периода на старинные особняки. Можно ведь делать застройку так, чтобы с учетом переменной этажности нового строительства постепенно перейти от двух-трехэтажных исторических зданий к построенным в советские годы домам, чтобы они не выглядели так вызывающе. Это и называется - снижение диссонирующего влияния. Надо стоить новое, но, в то же время, нельзя позволять возводить что попало - как это произошло в той же Самаре где, фактически, весь город превратился в сплошную «точечную застройку» без оглядки на здравый смысл и вкус. Мы должны строить не дома, а город.

Я хочу подчеркнуть, что в Нижнем Новгороде «точечной застройки», в юридическом понимании этого термина, нет с 2005 года. Существует порядок, согласно которому любое строительство должно осуществляться на базе утвержденной градостроительной документации. Так и происходит. Есть прописанная в законах процедура, нарушение которой делает любое строительство незаконным. В том числе, по проектам проводятся общественные слушания, и застройщикам приходится соблюдать закон. Поэтому с вольным употреблением термина «точечная застройка» надо быть очень аккуратным, чтобы не выглядеть профаном. Поэтому некоторые люди, активно занимающиеся по разным причинам вопросами, так или иначе связанными с застройкой города, уже начинают вместо термина «точеная застройка» использовать другой термин - «уплотнение». Мне это слово не нравится, так как оно несет негативный оттенок. Я бы разделил понятия «уплотнение» и «реконструкция». Город - это живой организм, и здания в нем стареют, морально и физически. Есть места в городе, где линия застройки либо утрачена, либо осталась нереализованной по какой-то причине. Не должно быть развалившихся улиц в центре города. Нельзя так оставлять! Нужно что-то делать, нужно искать компромисс. Безусловно, при любой реконструкции любого квартала нужно соблюдать действующие градостроительные нормы.

- Почему так долго не могут принять Генплан Нижнего Новгорода?

- Потому что заказан он был очень давно, и с тех пор очень многое поменялось. Поменялась сама общественно-экономическая формация. До сих пор вносятся изменения, потому что жизнь меняется. Раньше все решало государство, теперь собственников много, и у каждого есть свое мнение - где что должно быть. Меняются и финансовые возможности региона. И вообще, Генплан должен быть «живым организмом», а не «закаменевшим». Он определяет основные направления развития города, основные тенденции - в том числе, сохранить исторический центр, создать систему городских «подцентров», чтобы «оттянуть» туда часть функций, определить размещение спальных районов, производственных зон, грамотно «разогнать» по городу транспортные потоки и т. п.

- Какие основные задачи вы сейчас ставите перед собой?

- Задача номер один - максимально использовать возможности коммуникации между властью, инвестором и проектировщиками, чтобы убеждать одних, давать ценные указания другим и ограничить каким-то образом третьих. Уже 5 лет в Нижегородской области действует Градостроительный совет при губернаторе Валерии Шанцеве, и я могу сказать, что глава региона прислушивается к мнению архитекторов.

Сегодня в федеральном законодательстве прописано максимально упростить процесс получения земли и практически не прописан процесс контроля за тем, что на ней затем происходит. Это подается как «снижение административных барьеров». Но когда снижаешь административные барьеры совсем, получается полное безобразие. Единственный путь - глубже и детальнее разрабатывать регламенты, чтобы все зависело не от воли отдельного чиновника, а было прописано заранее - какое можно построить здание, какой высоты, в каком стиле и т. д. Это долгая и кропотливая работа, но без нее не обойтись - по каждой площадке. Чтобы у инвестора не было соблазна давить на архитектора, чтобы все правила игры были четко определены заранее.

Это касается не только Нижнего Новгорода, но и других городов региона. У нас поставлена задача - во всех муниципальных образованиях до 1 января 2013 года должен быть сделать генеральный план. Вся градостроительная документация должна быть готова к этому времени.

Свою задачу я также вижу в том, чтобы максимально способствовать сохранению исторического наследия и созданию условий для нового строительства в рамках синтеза нового и старого, развития незастроенных территорий.

Главный архитектор - это не столько творец, сколько чиновник, который создает условия для того, чтобы творили и строили другие.

- В Нижнем Новгороде уже несколько лет нет главного архитектора. Недавно было объявлено, что этот пост займет Виктор Быков. Как вы относитесь к этому назначению?

- Кандидатура Виктора Филипповича Быкова на пост главного архитектора Нижнего Новгорода всегда была наиболее вероятной. Но тут есть некий нюанс. Мы, говоря «мы», я сейчас имею в виду правление Нижегородской организации Союза архитекторов, четко обозначили свою позицию руководителям города, что, по нашему мнению, в администрации города была принята не совсем верная структура в блоке, отвечающем за строительство и архитектуру. Нам так до сих пор никто и не объяснил полномочия главного архитектора города и его функции. В частности, я, уже являясь работником областного Департамента градостроительного развития, представляю себе уровень задач главного архитектора города и степень нашего взаимодействия по разделению функций. Как себе это представляют руководители города, пока неизвестно. Наверное, нам удастся скоординировать позиции.

Но сегодня Правление СА видит только одну реальную схему, которая позволяла бы действительно что-то делать: это когда главной архитектор является директором департамента градостроительного развития и архитектуры. Союз архитекторов Нижегородской области готов поддержать кандидатуру, которая будет именно директором департамента. Если будет просто назначаться главный архитектор - начальник управления, мы можем только пожелать ему успехов, но официальную поддержку можем оказать, только если будет весомым уровень его полномочий — чтобы этот человек не мог в минуту превратиться в «мальчика для битья», оказаться под огнем критики за решения, которые, в общем то, принимает не он.

- В Нижнем Новгороде намечается построить немало крупных объектов. Что сегодня наиболее актуально?

- У области и города, конечно, есть немало амбициозных планов, в том числе связанных с крупными объектами. У нас, на мой взгляд не самый удачный аэропорт, требующий развития. Нам нужно построить ряд новых зрелищных зданий: филармонию, оперный театр. Создание делового центра Нижнего - насущная проблема, чтобы разгрузить историческую часть города. Строительство технопарков в Нижнем и Сарове… В ближайшее время необходимо построить новые элементы транспортной инфраструктуры, в частности, новый мост через Волгу. Планов много, были бы возможности.

Проект, который у всех на слуху - предполагаемое строительство стадиона для Чемпионата мира по футболу. Пока место его размещения не определено. Мое личное предпочтение - Комсомольская площадь, бывшая территория завода «Новая сосна». Во-первых, там свободный участок. Во-вторых, это географически очень удачное место. Сейчас существует проект реконструкции набережной Марата - от площади Ленина до этого места будет хорошая набережная с гостиницами, кафе. Рядом там будет яхт-клуб. Было бы логично построить там стадион. Это удобнее с точки зрения использования коммуникаций. Рядом находится вокзал, не так далеко добираться до аэропорта. Кроме того, на площади Ленина будет устроена фанатская зона, где будут собираться болельщики. В-третьих, с верхней части города на стадион будет открываться очень хороший вид. Со всех точек зрения это очень хорошо. Не говоря уже о том, что по сравнению со строительством на Гребном канале, этот проект будет в два раза дешевле.

Есть еще одна площадка - в Щербинках в Ольгино, но на мой взгляд, она не устроит ФИФА. Городу нужен хороший стадион, который будет полноценно использоваться и после того, как завершится чемпионат мира. А значит, он должен быть расположен так, чтобы до него было удобно добираться. Строить же его где-то на краю города - означает обрекать его на то, что он будет вечно не заполнен. Если же строить стадион на Гребном канале, то это означает противоречить Генеральному плану, задача которого - оттянуть часть функций у центра города, облегчить нагрузку на него.

- А что будет с улицей Рождественская?

- Если власть проявит волю, что-то непременно будет. Только не за 5 лет, конечно, как было заявлено, а за более долгий период. Улица Рождественская - это наиболее сохранившаяся историческая улица Нижнего Новгорода, которая демонстрирует историческую градостроительную цельность. Идея реконструкции улицы Рождественской существует с 1983 года. Уже тогда были люди, которые предлагали профинансировать весь комплекс работ, связанных с концепцией сохранения этой улицы, придания ей какого-то особого статуса. Но задача оказалась слишком глобальной, и ее отложили. Потом эта тема возникала регулярно, но сейчас о ней заговорили особенно настойчиво. Делаются первые шаги, идет осмысление задач: то ли просто брусчаткой замостить, то ли создать туристическую зону, куда все будут ездить и любоваться ее красотой.

На самом деле, сделать что-то глобальное там нелегко. Чтобы не нарушить закон, сначала нужно провести огромную научно-исследовательскую работу. Нужно расписать по каждому дому все предметы охраны: например, главный фасад - сохраняем со старыми окнами и лепниной, задний фасад реконструируем, лестницу сохраняем, перепланировку разрешаем или запрещаем. И так по каждому зданию по всей улице. По моему мнению, потом нужно будет объявлять архитектурный конкурс, когда архитекторы на основе этих исходных данных предложат разные концепции. После этого, когда будет выбрана концепция, можно будет приступать к разработке градостроительной документации. Когда будет готова и она, можно будет приступать к проектированию отдельных зданий - путем реконструкции или реставрации или нового строительства. И только после того, как все эти здания будут запроектированы, можно будет начинать строить. Но за 5 лет все это сделать невозможно. Это не значит, что к этому не нужно стремиться.

- Главный архитектор Нижегородской области отвечает не только за Нижний Новгород, но и за другие населенные пункты. Есть у вас какое-то представление о том, как они должны выглядеть?

- Конечно, есть. Они должны быть чистыми, опрятными, благоустроенными и очень удобными для проживания.

Автор: Корр. Елена Жаркова



Картина дня
Рекомендуем