«Меня окружает много хорошей молодежи»
2 февраля 2009 года, 17:56
Выпускница Нижегородской консерватории им. Глинки, композитор, лауреат всероссийских и международного конкурсов Ольга Шайдуллина в 2006 году стала арт-директором киноцентра «Рекорд», в 2008 году — музыкальным руководителем ТЮЗа, кроме того, она участвует в электронно-акустическом проекте «Сирены». О своей разноплановой деятельности О. Шайдуллина рассказала корреспонденту РИА «Время Н».
— С 2006 года вы являетесь арт-директором «Рекорда». Насколько нам известно, перед вами была поставлена задача вернуть массового зрителя. На ваш взгляд, почему раньше «массового зрителя» не было?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поднимать всю историю киноцентра, которая, кстати, была воссоздана в фильме нижегородского режиссера Алексея Успенского к юбилею «Рекорда». И там как раз рассказано про четыре основных вехи. Первая — это открытие и процветание киноцентра, вторая — военное время, третья — послевоенное время, когда приходилось бороться за киноцентр «Рекорд», когда отстаивали его право на существование. Только благодаря энтузиазму сотрудников, в том числе бывшему директору Людмиле Садовской, была удержана позиция этого здания именно как «Рекорда». И четвертый этап — это уже современное время. Что касается массового зрителя, то я думаю, что это коснулось не только нашего киноцентра. Если помните, то 15 лет назад киноиндустрия в России переживала не лучшие времена, поэтому и «Рекорд», как одно из государственных учреждений, на себе все это хорошо ощутил.
— Что изменилось в киноцентре с 2006 года?
— Многое. У истории «Рекорда», как и у любой истории, которая развивается по спирали, сейчас очередная «загогулина», которую он описывает. Ведь сейчас он функционирует не только как кинотеатр, а как центр с представлением в нем различных видов искусств: это и выставки, и рок — концерты, и джазовые концерты, концерты электронной музыки, экспериментальные проекты, проекты на синтезе искусств — например, здесь выступал театр пластики. Кроме того, тут регулярно проходят литературные вечера. Киноцентр сейчас развивает многослойность, многоуровневость и многоплановость.
— Значит, зрителей в «Рекорде» стало больше?
— Безусловно. Раньше у нас были «провальные» проекты, на которых мы не то, что не окупались, а уходили «в минус», хотя по качеству эти проекты были очень хорошие. Сейчас, слава богу, зритель нас поддерживает и мы, как правило, работаем достаточно успешно.
У нас есть зрители, которые ходят на все, потому что они киноцентру доверяют, и можно сказать, что здесь уже образовалась некая клубная тусовка. Есть зрители, которые предпочитают мероприятия, связанные именно с кинопоказом — будь то фестивальные показы, ретроспективы или анимация. Есть публика, которая приходит к нам только на вечеринки. Это молодежная публика, которая знает промоутеров, работающих у нас. В целом аудитория совершенно разная, но большинство людей, которые к нам приходят, ориентированы на что-то новое.
Мы стараемся не то, чтобы образовывать людей, но пытаемся дать пищу для размышления. Мы можем дать то, чем в Нижнем Новгороде не занимается, к сожалению, ни одно учреждение. Например, где у нас в городе можно послушать современную экспериментальную музыку? Или увидеть фестивальные анимационные показы? Кроме того, у нас идут киноциклы. Они тоже имеют свою аудиторию. Циклы идут с разной степенью популярности, но к нам действительно можно придти и посмотреть фильмы, которые не увидишь ни в одном кинотеатре. К примеру, у нас очень хорошо идет цикл «Гений искусства в кинематографе». Он рассчитан на год и идет два раза в месяц. Цикл рассказывает о великих людях, связанных с разными видами искусства.
— Сейчас у вас стали часто проходить фестивали анимации. С чем это связано?
— Это связано с тем, что сам формат анимации начал возрождаться, и по миру начали проводить значимые события. Если раньше это было локально, то сейчас это все очень актуально, и, естественно, мы получили возможность проводить такие фестивали. То же самое и с короткометражными фильмами — они ведь только последние пять лет начали набирать такие обороты, и наши авторы начали уже занимать престижные места на международной арене. А раз у этих работ есть свой зритель, то кто-то должен их показывать.
— Какие еще проекты хотелось бы реализовать в стенах киноцентра? Есть какие-то задумки, планы, мечты?
— Что касается киноцентра, то сейчас, слава богу, пока все мечты осуществляются. Ведь все равно нужно исходить из уровня площадки. Например, когда немецкий центр будет привозить хип-хоп — спектакль, мы понимаем, что его на нашей площадке мы принять не сможем, и они будут выступать в ТЮЗе. А вообще, хотелось бы, чтобы на базе «Рекорда» возникали собственные проекты, как, например, проект «БАХ XXL». Это продукт, который был выпущен проектом «Сирены», в котором я участвую, и немецким ви-джеем. Хотелось бы, чтобы к нам приходило много талантливых людей. Любую талантливую искорку мы всегда стараемся так или иначе здесь удержать.
— Как давно вы сотрудничаете с нижегородским ТЮЗом?
— В ТЮЗе я работаю около полугода. Меня пригласили как композитора — написать музыку к детскому спектаклю «Поход в Угри-ла-брек» по пьесе Томаса Тидхольма. Это спектакль-путешествие. Он рассчитан всего на 40 человек, и зрители путешествуют по театру во время спектакля. То есть начинается все на сцене, а во второй части дети ходят по театру, по гримеркам, по подвальным помещениям театра… Вот после этого спектакля меня и пригласили на должность музыкального руководителя и ТЮЗа, и музыкального курса ГИТИСАа при ТЮЗе.
— Над чем сейчас идет работа в ТЮЗе?
— Сейчас грандиозные планы и у главного режиссера ТЮЗа Владимира Золотаря, и вообще у театра: в театре идет работа над спектаклем «Король Лир», где я выступаю в качестве композитора. И директор театра обещал дать даже струнный оркестр. И даже если музыка этого оркестра будет в записи, то это все равно будет лучше, чем сэмплированные фонограммы, которые давят на уши. В «Бременских музыкантах» я уже посадила рок-группу на сцену, и сейчас все смеются: «Значит, сначала было четыре человека, теперь ей подавай шестнадцать!». Так что помечтать об оркестре на сцене можно. Премьера этого спектакля запланирована на 15 мая.
— За полгода вы уже можете оценить плюсы и минусы работы в ТЮЗе?
— Одни сплошные плюсы! Я все-таки 20 лет училась на музыканта и наконец-таки имею счастье работать именно по своей профессии, где же здесь могут быть минусы? Кроме этого, театр дает неповторимое ощущения свободы, потому что я свободна в подходе к пьесе — по крайней мере, с теми режиссерами, с которыми я работала. Каждый спектакль дает возможность для расширения кругозора. Например, я бы в жизни не стала слушать такое количество русского народного фольклора, если бы мы не ставили спектакль «Ночные пляски». Но, когда я месяц его слушала, я поняла, что это интересно, открыла для себя какие-то новые направления.
— Ваши экспериментальные инициативы находят там свое применение?
— Ну, я пока еще там не «зверствую», но парочка задумок у меня есть, так что, я думаю, что все еще впереди. Но сейчас пока главное для меня в ТЮЗе, это работа над «Королем лир».
— Какие планы сейчас у вашего проекта «Сирены»?
— Мы сейчас беремся за озвучивание фильма немецкого кинорежиссера Эрнста Любича. Эту работу нам заказал Гете-институт. На данный момент мы выбираем из трех его фильмов. Это будет большая работа, потому что немые фильмы Любича — это достаточно академические комедии, снятые в жанре того времени. С одной стороны это интересно, а с другой - мы не знаем, с какой стороны подступиться. Но для творчества это нормально, когда возникают трудности. Премьера этого фильма, я думаю, будет не раньше лета, так как надо будет написать и отрепетировать два часа музыки.
— На ваш взгляд, что сейчас положительно, а что отрицательно влияет на молодежь?
— Не знаю, меня окружает очень много хорошей молодежи, а что на них влияет — я не знаю. Та молодежь, которая считается нехорошей, мне не интересна, на все плохое я не обращаю внимания.
Автор: Корр. Ирина Козлова