ЧетвергЧт, 28 марта 21:50 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

Мария Савельева — о гражданско-патриотическом воспитании

7 февраля 2020 года, 15:42

Мария Савельев — о гражданско-патриотическом воспитании

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Санаторная школа-интернат №5 Нижнего Новгорода одним из ключевых направлений воспитательной работы определила для себя гражданско-патриотическое воспитание. Об этой работе РИА «Время Н» рассказала учитель истории, руководитель школьного Музея Боевой славы Мария Сергеевна Савельева.

— Что можно сказать о формировании чувства патриотизма у современных школьников?

— Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья.

Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своей семьи невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растёт вместе с человеком. А начинается оно с понимания и уважения своих родных. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. Современные ребята мало что знают о Великой Отечественной войне, но нельзя даже предположить, что подвиг освободителей забудется совсем, ведь события той далёкой войны так или иначе связаны с историей каждой семьи.

— Что положено в основу патриотического воспитания в школе-интернате №5?

— Центром гражданско-патриотического воспитания у нас является школьный Музей Боевой славы. Он был открыт в 1975 году к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Я руковожу музеем с 2007 года. На его базе от детского дворца творчества им. В.П.Чкалова работает краеведческий клуб «Журавлик».

Я считаю, что особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам. Объектом изучения школьников становится родная школа, традиции национальной культуры, история города, страны. Сочетание урочной и внеурочной формы работы позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края. Наиболее интересны детям занятия с музейным предметом — ребенок соприкасается с целой эпохой. Предметная среда музея сама по себе позволяет воспринимать полученные знания эмоционально.

— По каким образовательным программам и как проводится обучение?

— Работа проводится на основе разработанной мною программы «Мы достойная смена твоя, герой!» Срок ее реализации — 6 лет. Базой, как уже говорилось, является школьный музей. Каждый класс в начале учебного года получает маршрутный лист с поисковым заданием на учебный год. Так, например в 2018 году учащимся 8 и 9 классов было дано поисковое задание — посетить родственников солдата Шлыкова А.А., который раньше считался без вести пропавшим и подготовить презентацию о нем. Результатом данной поисковой работы стала подготовка экскурсии «Ради жизни на Земле». 9-классники Зияр Мамедов и Анна Емелина заняли 1 место в городском конкурсе экскурсоводов «Умея честно Родине служить — Ленинград жив».

Ребята участвуют в социальных проектах «Ветеран живущий рядом», в школе организовываются конкурсы строя и песни, концерты для ветеранов, конкурсы рисунков и т. д. Учащиеся школы — постоянные участники всех районных и городских конкурсов.

Сейчас в школе ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей осуществляется в школьном ученическом самоуправлении, работе клуба «Журавлик», в правовых конкурсах знаний: «По страницам Конвенции о правах ребенка», «Знатоки Конституции», в диспутах «Что я могу сделать для своей страны», «Отечества достойный сын».

— В чем залог успеха в работе?

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом. В каждого ребенка надо верить.

Залог успеха во внеурочной работе заключается в том, что вместе работают ученик-педагог-родитель. Возьмем, например, выставку «Истории обычных вещей». На заседании Совета музея каждый класс получает задание. Так, 5- 6 классы будут подготовить доклады и рефераты из истории появления вещи. Учащиеся 7−8 классов готовят презентации на основе собранного материала, а затем уже 9 класс под руководством старшего воспитателя Натальи Анатольевны Яворской и руководителя музея готовят текст экскурсии и общую презентацию. Когда она готова, выбираем экскурсоводов на заседании Совета музея. По завершении этой предварительной работы начинается прием экспонатов на временное хранение в наш школьный музей. В оформлении выставки принимают участие и учителя технологии и изобразительного искусства.

— Расскажите о патриотическом воспитании в проектной деятельности.

— Давайте для примера возьмем проект «Победа ковалась не только на фронте, победа ковалась в тылу». Он посвящён проблеме осмысления учащимися духовного наследия Великой Отечественной войны. Ключевой проблемой, раскрываемой проектом, является ответ на вопрос: какой вклад внесли члены семьи каждого обучающегося в победу в Великой Отечественной войне?

Младший школьный возраст — это начальный этап патриотического воспитания. Именно в это время необходимо вызвать интерес учащихся к прошлому и настоящему своего края, вызвать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги своих прадедушек и прабабушек.

В силу своего возраста дети не умеют пока самостоятельно вести исследовательскую и поисковую работу. За помощью они обращаются к родителям. И героическое прошлое предков становится пространством сближения детей и взрослых.

— Как еще работа в клубе «Журавлик» влияет на развитие школьников?

— Коллектив детей у нас очень дружный и веселый. Благоприятная атмосфера в объединении способствует раскрытию индивидуальных и творческих способностей воспитанников. Совместное празднование дней рождений, Нового года, мероприятия с родителями и традиционные чаепития создают уютный микроклимат, позволяющий чувствовать детям себя свободно и комфортно. Общение в коллективе помогает им преодолевать свои страхи и комплексы. Участие в общегородских акциях формирует гражданскую позицию юного нижегородца, а мероприятия посвященные ВОВ помогают учащимся осознать героическое прошлое нашего района города и страны.

При таком подходе город может превратиться для воспитанников кружка в развивающую среду, благодаря которой нижегородец в течение всей жизни сможет открывать для себя новые стороны жизни Нижнего Новгорода, расширять свой кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода.



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем