ПятницаПт, 29 марта 08:29 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Корзеев: для современных детей навык работы с информации важнее, чем школьнику из середины нулевых

6 октября 2020 года, 14:23

Корзеев: для современных детей навык работы с информации важнее, чем школьнику из середины нулевых

Руководитель региональных образовательных проектов Яндекс. Учебник Артем Корзеев рассказал РИА «Время Н», как изменилась профессия учителя за последнее десятилетие и что сегодня нужно уметь и знать учителю, чтобы чувствовать себя успешным.

- Почему знаний в предмете и любви к детям недостаточно, чтобы быть успешным учителем?

— Я, скорее, согласен с этим тезисом. Дело в том, что доступ к информации сегодня есть у всех за счет развития технологий: нет проблем с тем, чтобы что-то найти, узнать, прочитать и так далее. И это логично, что учитель перестал быть носителем уникальных знаний. Но эти знания нужно уметь добывать, проверять, применять — поэтому на первый план выходит навык поиска информации.

Детей необходимо учить обращаться с информацией, ориентироваться в ее бесконечном потоке. И в этом контексте выступают вперёд те самые гибкие навыки. Мы начинаем говорить о том, что педагог — это тот, кто должен прежде всего не учить, а помогать детям учиться учиться. Иными словами, быть наставником в образовательном процессе. Педагог обладает обширными знаниями, большим опытом работы с информацией и уровнем развития в работе с такими навыками, и его задачей становится развитие таких навыков у детей.

— Без этого современным детям никак, да?

— Сложно сказать. Конечно, всегда есть возможность учить по старинке. Вопрос в том, что, кажется, мы сильно потеряем или в качестве образования, или в умении детей адаптироваться к регулярно меняющемуся миру. Если мы научим их чему-то, «высеченному в граните», это может стать неактуальным через 2−3 года.

— Каких навыков массово не хватает современным учителям?

— Это сложный вопрос. В марте мы проводили Интенсив «Я Учитель»: учителям было предложено продиагностировать себя по шести видам компетенций: умению анализировать свои действия, ориентации на результат, сотрудничеству с коллегами, развитию учеников, индивидуальному подходу и атмосфере в классе. Это шесть значимых гибких навыков, которые сейчас кажутся актуальными для педагогов — их выявил известный ученый Джон Хетти. И оказалось, что некоторые из этих компетенций действительно требуют дополнительного внимания.

Мы точно можем сказать, что, допустим, навык анализа своих действий у учителей средней и старшей школы развит лучше, чем у учителей начальной школы. Зато те же самые учителя начальной школы более ориентированы на развитие своих учеников и на реализацию индивидуального подхода в обучении.

— Много ли учителей из Нижегородской области приняли участие в мартовском Интенсиве?

— Да, достаточно. В Интенсиве приняли участие 4458 учителей Нижегородской области: из них 1350 учителей начальной школы, 2635 учителей средней и старшей школы и 473 — преподаватели дополнительного образования.

В результате мы увидели, что у учителей начальной школы по сравнению с учителями средней и старшей школы сильнее развито умение реализовывать индивидуальный подход в обучении, а также компетенция сотрудничества с коллегами. Интересно, что ориентация на результат и развитие учеников и в той, и в другой категории учителей имеют одинаковый процент. И немного отличается от средней картины по стране.

— Вы запускаете новый интенсив «Я Учитель». Чем он будет отличаться от предыдущего?

— С 5 октября по 5 ноября пройдет второй интенсив «Я Учитель». Помимо шкал, которые уже были, добавлены еще три. В частности, педагоги смогут проверить свои цифровые компетенции — актуальность этой шкалы связана в том числе с опытом дистанционного обучения и тем, что для многих оно оказалось непростым испытанием. После дистанта важно узнать, на каком уровне развития находятся цифровые навыки у учителей: степень «подкованности» учителей варьируется от умения завести ссылку в Zoom до способности полностью выстроить образовательный процесс в цифровом образовательном ресурсе. Кажется, что это действительно важно и интересно.

Вторая шкала, которую мы добавили — это эмоциональное выгорание педагога. Об этой проблеме тоже говорят много и часто. Учителя, к большому сожалению, сейчас невероятно перегружены, у них большой объем административной работы, из-за которого остается меньше времени на детей. Возникает профессиональное выгорание. В рамках интенсива мы предлагаем определить, насколько педагог близок к эмоциональному выгоранию, и дать рекомендации по тому, как его профилактировать.

И третья шкала — это умение учителя развивать функциональную грамотность. В 2021 году нас всех ждёт исследование PISA, которое замеряет уровень развития функциональной грамотности у школьников. Мы обратили внимание, что сейчас появляется очень много заданий на оценку функциональной грамотности, но очень мало заданий на ее развитие. Мы хотим помочь учителям понять, насколько они умеют формировать функциональную грамотность, и помочь научиться развивать ее у школьников.

Эта шкала в Интенсиве является частью другого проекта Яндекс. Учебника, который называется «Марафон по функциональной грамотности». Туда мы приглашаем педагогов на этапе Интенсива. По итогам диагностики педагогам будет предложено пройти обучающий курс, подтянуть теорию по развитию функциональной грамотности, а дальше в рамках Марафона мы приглашаем всех учителей начальной школы в сервис «Яндекс.Учебник», где будет возможность заняться практикой. Внутри Марафона будут задания именно на развитие функциональной грамотности.

— Что на ваш взгляд сегодня лучше всего развивает гибкие навыки у современных детей и подростков?

— Один из самых популярных способов развития гибких навыков у современных детей и подростков — это всевозможная проектная деятельность. Она помогает развивать гибкие навыки, в том числе сотрудничество с коллегами. Навык ориентации на результат при проектной деятельности также быстрее «прокачивается». Проект — это всегда что-то завершенное, имеющее сроки и конкретную цель.

— Современные дети и дети 10 лет назад: в отношении гибких навыков их компетенции как-то поменялись?

— Я могу опираться здесь только на свои ощущения. Когда я только окончил школу, никто осознанно не обсуждал необходимость формировать у детей гибкие навыки. Они формировались больше в университете или даже на работе. Сейчас к развитию гибких навыков подходят более осознанно, разрабатываются новые инструменты и так далее. Мир очень сильно изменился за последние 10 лет: интернет теперь есть повсеместно, и современного школьника сложно представить без него. Поэтому для нынешних детей навык работы с информацией в том огромном массивном потоке, который существует сейчас, важнее, чем, допустим, школьнику середины нулевых.



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем