СубботаСб, 26 сентября 21:39 16+
Сейчас +12 °C Ночью +10…+12
USD$ 76,82 ▼-0,36 EUR 89,66 ▼-0,32

Коронавирус стал двигателем прогресса для образовательной системы

2 сентября 2020 года, 11:20

Стало известно, как учителя и ученики Нижнего Новгорода справились с дистанционным обучением.

Коронавирус стал двигателем прогресса для образовательной системы

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на российскую систему образования. О проблемах и перспективах дистанционного обучения РИА «Время Н» рассказала заведующая кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования Татьяна Канянина.

— Татьяна Ивановна, с какими проблемами столкнулся регион при переходе на дистанционное обучение?

— Мы столкнулись с недостаточным уровнем квалификации учителей в области цифровых технологий. Люди, которые у нас учились и которые начали работать с цифровыми технологиями несколько лет назад, достаточно легко вошли в дистант. Во-первых, они сразу выбрали удобную электронную школу и работали с ней. Во-вторых, многие использовали офис Яндекс или офис Гугл для коммуникации с детьми. Многие учителя достаточно легко вошли в дистант и организовали всю эту работу.

Больше проблем было с выбором средств коммуникации. Кроме Skype у нас никто ничего не знал. Хотя у нас в НИРО, например, есть профессиональный вебинар про Adobe Connect, и он идет от нашей организации. Но в связи с дистанционным обучением педагоги начали смотреть разные средства коммуникации. И потом очень хорошо то, что многие сервисы открыли у себя вот такие комнаты для видеосвязи: Учи.ру, МЭШ и другие. В начальной школе Яндекс. Учебник очень хорошо воспринимался педагогами, люди работали с удовольствием. Я, единственное, пожалела, что мы не организовали вовремя обмен мнениями, но это из-за перегруженности. Такая рубрика будет чуть позже.

Дистанционное обучение, конечно, намного тяжелее вести, чем очное. Потому что дистанционный контакт — это намного больше ответственности, подготовки, продумывания. Как провести, как достучаться до ребенка, как объяснить материал. И хорошо, что многие учителя понимают, как хорошо в этом иметь надежного электронного помощника, онлайн-школу, которая не заменяет тебя, а поможет тебе. Помогает, потому что все дети разные, одни понимают, когда им просто рассказывают, другие глазами должны увидеть объяснение материала, третьим нужно несколько раз повторить, а урок уже закончился… И вот онлайн школу можно включить, смотреть еще раз задание решить, разобрать, подумать. Поэтому здесь вот в данном случае, когда здесь такое партнерство школы и учителя — это, конечно, очень хорошо.

— Какие сервисы вы рекомендовали использовать в регионе?

— В начале мы предложили несколько способов организации дистанционного обучения. Первый, самый простой — через moodle, когда школа регистрируется в системе, и все учителя там размещают свои курсы. У нас есть пример такой школы — причем, сельской. Еще один вариант — работа через Дневник.ру: там можно создать свой отдельный курс для каждого класса, работать с детьми. По всем направлениям мы рекомендовали платформы электронных школ: Яндекс. Учебнгик, Учи.ру, РЭШ — всего семь. Мы посмотрели какими школами у нас пользуются педагоги, ну и те школы, в которых мы работаем, заключен контракт. Все школы в тот период работали бесплатно. Наша задача состояла в том, чтобы электронные школы связать с образовательным процессом. Поэтому мы в НИРО, например, просмотрели электронные школы на предмет соответствия учебникам четвертой четверти. 4-я четверть каждого учебного курса была просмотрена и соединена с электронной школой. И эти рекомендации мы направили в школы. Кроме того, у нас была организована, горячая линия: на моей кафедре, например, по работе с электронными школами.

Нашим учителям понравилось работать с Яндекс. Учебником и с Учи.ру. Прежде всего, потому что контент бесплатный. Сервисы очень отличаются по стилю: у Учи.ру более веселые и игровые задания, а в Яндекс. Учебнике — в более серьезном стиле. Вот это мне импонирует. Потому что есть дети, которым хочется больше такого вот интерактива веселого, развлекательного, но ведь есть и педагоги, и дети, которые идут ближе к академическому стилю. Особенно это касается лицеев и гимназий. Помимо того, в Яндекс. Учебнике пошли уже и задания для ребят постарше: для 7 класса информатика, например, и задания такого более академического стиля — это хорошо. Хочется сказать, что сама система Яндекс вызывает доверие как образовательный партнер.

Дистанционное обучение, конечно, намного тяжелее вести, чем очное. Потому что дистанционный контакт — это намного больше ответственности, подготовки, продумывания. Как провести, как достучаться до ребенка, как объяснить материал. И хорошо, что многие учителя понимают, как хорошо в этом иметь надежного электронного помощника, онлайн-школу, которая не заменяет тебя, а поможет тебе. Помогает, потому что все дети разные, одни понимают, когда им просто рассказывают, другие глазами должны увидеть объяснение материала, третьим нужно несколько раз повторить, а урок уже закончился… И вот онлайн школу можно включить, смотреть еще раз задание решить, разобрать, подумать. Поэтому здесь вот в данном случае, когда здесь такое партнерство школы и учителя — это, конечно, очень хорошо.

— Как вы думаете, каковы перспективы работы с инструментами дистанционного обучения?

— Вы знаете, при всем отрицательном воздействии коронавируса, он сыграл определенную роль в педагогической деятельности. Люди волей-неволей окунулись в цифровизацию. Пандемия подтолкнула людей к активному использованию цифровых технологий, погружению в них. И те педагоги, которые действительно отнеслись к этому серьезно, которые организовали дистанционно обучение правильно: выбрали платформу, электронную школу, средства коммуникации и смогли успешно закончитьучебный год — большие молодцы, и таких большинство. Они будут продолжать работать с этими инструментами так или иначе. Но, к сожалению, есть педагоги, которые вообще не прикасались, например, к таким средствам коммуникации, как Zoom, Skype или российские сервисы. Этим педагогам хуже — и я боюсь, что новый учебный год они тоже начнут традиционно.

Я считаю, что ситуация с коронавирусом стала своего рода двигателем прогресса для образовательной системы. Сейчас и самые прогрессивные педагоги и те, кто раньше только собирался осваиваться в мире цифры, точно будут использовать очно-дистанционные варианты Они будут вести занятия очно с большим интересом и любовью, как и раньше, но обязательно оставят дистанционный формат. Конечно, год мы начнем очно, сентябрь мы будем учиться очно. А вот что дальше… Пока никто не знает. Нам нужно время хотя бы для того, чтобы подготовить детей к использованию дистанционных технологий. Особенно это касается первых классов, пятых классов. То есть, есть много проблем, но учебный год надо начинать обязательно очно.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Происшествия
Стала известна подробная информация по убийству 9-летней Леры Пазухиной
Тело ребенка со следами насильственной смерти обнаружили в поселке Неклюдово.
Важно
Теперь продажа единственного жилья, находящегося в собственности три года, освобождается от уплаты налога
Нововведения касаются не только квартир, но и земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками.
Общество
Нижегородцы хотят видеть в «Швейцарии» обзорные площадки и спортобъекты
По инициативе Общественного совета по благоустройству парка проведен соцопрос.
Эксклюзив
Ольга Краснова — о работе нижегородских ЗАГСов в карантин
Руководитель ГУ ЗАГС Нижегородской области дала интервью телеканалу «Время Н».