ПонедельникПн, 6 мая 01:28 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,69 EUR 98,56

«Каждый из нас имеет некий специфический знак качества»

23 мая 2012 года, 12:50

— К 75-летию изостудии и Дворца на днях была открыта выставка в Доме архитектора. Это проект, который полностью принадлежит выпускникам и преподавателям ИЗО-студии. Что для вас особенно ценно в этом проекте?

Любовь Куликова: Выставка посвящена 75-летию Дворца детского творчества им. В.П.Чкалова и ИЗО-студии, как старейшего коллектива Дворца. Во многом ИЗО-студия развивалась благодаря Инне Степановне Соловьёвой и Владимиру Алексеевичу Сергееву. Они проработали здесь более 35 лет. ИЗО-студия много лет гордо несёт звание «Образцовый коллектив». Это звание мы подтверждаем снова и снова. Во многом мы проводим такую работу не для себя, не для поддержания статуса. А потому, что мы-воспитанники студии Владимира Сергеева и Инны Соловьёвой и этим хотим показать наше уважение к ним. Эта выставка-своеобразная дань памяти, почёта, уважения нашим учителям-Владимиру Алексеевичу и Инне Степановне, ушедших из жизни в 2011 году.

Марианна Шаронова: ИЗО-студия Дворца творчества — это сплочённый коллектив преподавателей, выпускников и учеников, организовавших выставку по собственной инициативе. Ученики изостудии являются победителями многочисленных всесоюзных, общероссийских и международных конкурсов. Выставка будет размещаться на двух этажах. На втором этаже Дома Архитектора будут представлены работы Заслуженных учителей России, художников, супругов Инны Соловьёвой и Владимира Сергеева, а также выпускников изостудии разных лет. На третьем этаже будут представлены работы детей, занимающихся в изостудии в настоящее время.
В этой выставке удалось собрать воедино очень разноплановые, разножанровые работы. Архитектурные планшеты и чертежи будут соседствовать с нежными акварелями и яркой живописью, эскизами кукол и театральных костюмов. Сами костюмы, разработанные Натальей Беловой-ныне главным художником Театра Драмы, будут использоваться в спектакле Театра Драмы, который пройдёт в тот день. К сожалению, нет возможности выставить авторские куклы Анны Руновской, так как для них необходимы специальные витрины, куда бы не попадала влага и пыль. Выпускники изостудии очень помогают с организацией выставки.

Любовь Куликова: К сожалению, не все выпускники изостудии смогут принять участие в выставке, многие живут в других городах и странах. Многие выпускники, не имеющие возможности лично присутствовать на выставке, присылают свои работы. В этом году мы выставляем коллективные работы выпускников прошлых лет. Я думаю, всем будет интересно увидеть свою работу по прошествии многих лет. Оценить свой вклад в коллективное творчество, а заодно и подумать о том, сколько внесли в их судьбу их педагоги-Владимир Алексеевич и Инна Степановна.

Ольга Басова: На предстоящую выставку собраны работы выпускников разных поколений. Мы никогда не встречались лично, так как обучались в разное время. И когда увиделись сейчас при подготовке к выставке, то заметили, что каждый из нас имеет на себе некий знак качества. Причём неважно, занимался ты у Владимира Алексеевича или у Инны Степановны. Это был незабываемый тандем двух людей, чьи пламенные сердца зарождали огоньки творчества в своих учениках. Вместе они создали уникальную школу, непохожую на стандартные по всей стране, написали авторскую программу «Искусство видеть мир», которая является значимым научным и философским трудом.

— Данная выставка уже не первый ваш некоммерческий проект. В прошлом году была проведена выставка Владимира Сергеева…

Марианна Шаронова: В 2011 году я организовывала выставку работ Владимира Алексеевича, и по роковому стечению обстоятельств, Инна Степановна умерла именно в день и час открытия выставки-12 мая в 18:00. Очень много людей посетило выставку. Написано очень много тёплых слов в книге отзывов. Но было несколько не очень лестных отзывов в адрес организаторов выставки с претензией, почему работы такого замечательного художника выставляются посмертно. Дело в том, что Владимир Алексеевич при жизни сам не хотел устраивать выставку своих работ. Он писал для себя. И даже для нас, его учеников, его работы были открытием. Как их много, насколько они яркие и выразительные. По-моему, собственным престижем и всеобщим признанием Владимир Алексеевич и Инна Степановна были озабочены меньше всего. Они ставили любовь к детям, к студии выше собственной карьеры.
Ольга Басова: На выставке представлено более 50 работ Владимира Сергеева. Владимир Алексеевич смог реализовать себя как талантливый живописец, выходил на общеевропейский уровень в оформлении книг, является дипломантом всесоюзных книжных выставок. Это мастер русского пейзажа, тонко чувствующий красоту природы. Его пейзажи полны неизъяснимой печали как сама душа русской природы. Особое место в его творчестве занимает натюрморт и портрет. Уникальна евангельская серия пастельных работ, где трагизм находит наибольшее выражение. Трагедия и надежда. В каждой работе найдена та мера условности, которая позволяет добиваться предельной выраженности чувств. Живопись пронизана светом, пространство наполнено воздухом. Инна Степановна — великолепный художник-график. Ее сохранившиеся работы впервые представлены на выставке в Нижнем Новгороде. Она оформляла книги, создала серию уникальных гравюр. Инна Степановна тонко чувствовала натуру и умело находила форму и ритм для выражения. Она могла быть интуитивным и прозорливым художником одновременно, а главное, смелым, импульсивным. Ее индивидуальность проявлялась во всем. Как художник, Инна Степановна во многом раскрылась и в детях, в их творческих работах, направляя каждого идти своим путем, избегая повторов и однообразия. Большая заслуга художника-педагога в том, чтобы работы учеников были разными, и каждый нашел свою выразительность, проявив искренность, без которой невозможно настоящее искусство.
Инна Степановна — воплощение искренности в искусстве и в детях — своих учениках, которым выпала счастливая возможность прикоснуться к этому удивительному источнику мудрости, добра, выразительности, искренности, творчества.

— Что изменилось в работе ИЗО-студии и Дворца с момента, когда вы там учились? Что в худшую, а что в лучшую сторону?

Любовь Куликова: К нашему большому сожалению, не стало в живых наших замечательных педагогов, и сейчас мы понимаем, какой могучей опорой и поддержкой они были для нас. Этот педагогический тандем был просто чудом и подарком свыше для всех учеников. Свой педагогический и художественный опыт они смогли обобщить так, что он стал основой специальной программы «Искусство видеть мир», по которой мы сейчас продолжаем работать. Наши педагоги всегда были в курсе самых передовых направлений в искусстве. Изостудию как-то посетила с экскурсией делегация из Германии. Они присутствовали на занятии и очень удивились, увидев, что Инна Степановна использует некоторые методики в графике и рисовании схожие с теми, что применяются у них, в Германии. Инна Соловьёва разработала методику преподавания соотнесения цветов для детей 4−5 лет. Малышам она в доступной форме давала информацию, какую в обычной школе осваивают дети в 10−12 лет. Это была великий и мудрый педагог.
Изостудия всегда чем-то напоминала экспериментальную площадку. Сюда, на всеобщее изучение приносили новые материалы, карандаши, бумагу, вместе изучали их и рассматривали. На родительских собраниях Инна Степановна давала родителям понюхать карандаши и объясняла, что хорошие карандаши и пахнут совсем по-другому. Родители слушали её, нюхали карандаши и соглашались: «Да, действительно так».

— Для многих выпускников ИЗО-студия была и есть второй дом. В чем это выражалось?

Любовь Куликова: Ощущение семьи безусловно присутствовало. У Инны Степановны и Владимира Алексеевича был некий семейный подряд, они все силы отдавали ИЗО-студии. И к нам относились, можно сказать, как к своим родным детям. Прошло много лет с тех пор, как мы закончили учёбу в изостудии, но даже сейчас, встречаясь с выпускниками, остаётся ощущение единой семьи, только дети уже выросли. И спустя много лет эти дети встречаются на равных, независимо от возраста, нынешнего положения и жизненного опыта. Всех объединяет эта студия, эти прекрасные педагоги, которые нас воспитали. Нельзя сказать, что Инна Степановна и Владимир Алексеевич заменили наших родителей-они были на равных. А зачастую папы и мамы даже ревновали нас к педагогам. Инна Степановна помнила всех своих выпускников независимо от того, когда человек закончил студию-вчера или 30 лет назад. Она видела человека и сразу вспоминала его имя, говорила, что имя человека для неё как музыкальное произведение, ему соответствует определённый образ. И к каждому человеку у неё был неподдельный интерес-что нового расскажет, чем сокровенным поделится. Выпускники приходили не только для того, чтобы повидать Инну Степановну, но и обязательно поделиться успехами и неудачами и она всегда проявляла участие в судьбе каждого. К ней обращались как к родному человеку.

— Как Владимир Сергеев и Инна Соловьёва поощряли за успехи и ругали ли за неудачи?

Любовь Куликова: Инна Степановна никогда не говорила: «Ты неправильно нарисовал». Она говорила: «Ты неправильно понял, почувствовал».

Марианна Шаронова: Во времена моего детства учителя разговаривали с учениками только приказным, менторским тоном и не терпели никаких возражений. В ИЗО-студии всё было с точностью наоборот. Ко всем студийцам от пяти до 17-ти лет относились как ко взрослым людям. В каждом маленьком человеке виделась индивидуальность. Это очень притягивало, в изостудию хотелось бежать всегда. Наши любимые педагоги никогда не повышали голос на детей, не унижали даже словом. Они верили в учеников и это давало силы для преодоления особо трудных моментов в жизни.

— Данная выставка уже не первый ваш некоммерческий проект. Какие ещё проекты? Какие планы?

Марианна Шаронова: Организаторский опыт у нас уже есть, не хватает только финансирования. Хотелось бы ежегодно проводить какие-то мероприятия. Планируем выпустить каталог работ Владимира Сергеева и Инны Соловьёвой в печатном и электронном виде, каталог выставки с полной информацией об участниках (биография, список работ, награды). Хотим создать архив изостудии-есть очень много интересных фотографий выпускников, фото наших педагогов в молодости.
Ещё один мой некоммерческий проект-ансамбль старинной музыки «Гальярда», который активно участвует в мероприятиях ИЗО-студии и Дворца творчества. Мы постоянно участвуем в международных конкурсах в Европе, в прошлом году на конкурсе в Чехии заняли первое место, поэтому в этом году поедем на льготных условиях. Поскольку инструменты, на которых играют участники ансамбля, уникальны, и подчас единственные в городе, поездки в Европу нам просто необходимы для поддержания нынешнего высокого уровня. Только в Европе проходят мастер-классы для наших музыкантов. Хотелось бы привлечь внимание города к нашему ансамблю, поскольку вся работа по организации поездок и финансированию их лежит на моих плечах и плечах нашего художественного руководителя — Анны Бабушкиной.

— Кто из известных людей начинал обучаться во Дворце?

Ольга Басова: Более двухсот учеников после окончания изостудии продолжили художественное образование и стали успешны в своей профессиональной деятельности. Михаил Дуцев-преподаватель Архитектурного факультета Строительного университета, Ася Феоктистова-известный художник-реставратор, Владимир Цирков возглавляет секцию реставраторов в Союзе Художников, Андрей Михайлов-главный художник театра «Вера», Наталья Белова — главный художник Нижегородского театра Драмы, Сергей Накоряков-трубач с мировым именем. Кстати, на решение играть на трубе, в большой степени повлияла Инна Степановна. Сергей совмещал занятия в изостудии с обучением в музыкальной школе по классу фортепиано, но после трагической случайности, получил травму спины и долго лежал в больнице. Инна Степановна навещала его и как-то в разговоре с мамой Сергея обратила её внимание, что у мальчика есть способности к игре на трубе. Этот разговор стал для Сергея Накорякова судьбоносным и сейчас он-признанный лучший солирующий трубач мира.

— Чем в свой юбилей ИЗО-студия и Дворец могут гордиться?

Любовь Куликова: ИЗО-студия заняла первое место в конкурсе «Коллектив года» среди коллективов нашего Дворца. В настоящее время проходит ретроспективная выставка наших работ"День патриотизма" в кинотеатре «Орлёнок».

Ольга Басова: ИЗО-студия с Владимиром Алексеевичем и Инной Степановной вышла на очень высокий уровень. Принимали участие в международных конкурсах в Японии, странах Евразии, Чехии и т. д. В 2011 году ученик Владимира Алексеевича представлял свою работу на конкурс детского рисунка в честь детей, погибших в Великой Отечественной войне, в Чехии, в городе Лидица. Предварительный отбор там очень огромный-буквально миллионы работ со всего света. И наш студиец получил на этом конкурсе Почётную грамоту-для нас это очень большая награда. Представители нашего Дворца детского творчества побеждают в этом конкурсе два года подряд.

— Что в жизни дали годы учёбы в ИЗО-студии в личном и профессиональном планах?

Любовь Куликова: Очень много людей прошло через ИЗО-студию. Каждый учебный год набираем 200 детей, конечно, некоторая часть отсеивается, но основной костяк остаётся. У нас во Дворце ИЗО-студия является неким гигантским магнитом, который притягивает к себе людей и помогает раскрыть свой внутренний творческий потенциал. И совсем не обязательно, станешь ты художником или нет. Формируется некое творческое видение жизни, особое отношение ко всему, подход с точки зрения прекрасного.
Марианна Шаронова: ИЗО- студия открыла во мне творческое видение жизни. В моей судьбе был период поиска новой работы и знакомые предложили попробовать с полиграфии. Как только я зашла в типографию и ощутила запах краски, увидела макеты, рулоны бумаги, во мне поднялось что-то очень знакомое и родное, что-то из далёкого детства. Я вспомнила, как в изостудии мы работали с матрицами, делали линогравюры (гравюры высокой печати) и связала свою жизнь с полиграфией на 12 лет. Причём, работала там весьма успешно. Заказчики, приходившие в типографию, часто обращались ко мне за советом по поводу эстетического вида продукции, просили продумать новый стиль, композицию. Во многих организациях к этому подходили формально, а я ко всему старалась относиться оригинально, творчески. И я считаю, такое видение жизни мне дал Дворец. И не только мне, но и тысяче других выпускников.

Автор: Корр. Ольга Плакунова



Картина дня
Рекомендуем