ПонедельникПн, 14 июля 08:15 16+
Сейчас  °C
USD$ 77,89 EUR 91,12

«Я с детства был неравнодушен к обуви, и сейчас создаю на ее основе арт-объекты»

22 октября 2012 года, 10:19

— Рустам, как родилась идея использовать обувь как арт-объект? Почему именно обувь?

— Я с детства был неравнодушен к обуви. Обувь живет не только жизнью утилитарного назначения — у каждой модели есть своя история. В своих скульптурах, которые я создаю на основе обуви, я использую декоративно-прикладные техники разных стран и народов, так что моя обувь вбирает в себя обширную географию.

Я не только специализируюсь на обуви как арт-объекте, но и делаю обувь, которую можно носить, а не только ею любоваться. Это восстановление русских традиционных техник пошива обуви вручную. Также у меня есть концептуальные модели прет-а-порте — в частности, «Принцесса на горошине», которые создаются как своего рода промышленный образец и могут затем использоваться в производстве.

Кстати, меня интересует не только обувь. С 2007 года мы делаем концептуальные наручные часы — с петродворцовым часовым заводом «Ракета». Это тоже дизайн и искусство.

— Здесь представлены 4 модели. Расскажите о каждой их них.

— Эти четыре модели — все, что осталось из моих работ в России. Все остальные находятся в частных коллекциях за рубежом. Здесь можно увидеть модели «Принцесса на горошине», «Образ новой эпохи», свадебную модель «Сирин» и авангардную модель «Индукция супрематизма». Все эти работы абсолютно разные и по внутреннему содержанию, и по форме.

«Образ новой эпохи» — это нашумевшая модель, вокруг которой возникает немало дискуссий. Многие, глядя на каблучок, думают, что это богоматерь. На самом деле это скорбящая матрешка, которая олицетворяет нашу культуру. Есть здесь и профиль ортодоксального здания, купол которого венчает денежный знак: это говорит о том, что религия в отдельных случаях стала как институт маркетинга. А гвозди, которые пронизывают подошву, — это образ Христа, ведь каждый из нас проносит свою жизнь сквозь какие-то тернии. «Образ новой эпохи», мне кажется, наиболее полно раскрывает сегодняшний день, то, что сейчас происходит с людьми и обществом.

«Принцесса на горошине» — это, скорее, промобразец, который демонстрирует новизну форм колодки. В дальнейшем планируется изготовление ограниченной серии обуви- в пределах 100 пар.

Авангардная модель «Индукция супрематизма» — это очень интересная работа, над которой я трудился вместе с нижегородским художником Геннадием Урлиным из творческого объединения «Черный пруд». Это очень любопытный художник, одна из ярких жемчужин и в нашей области, и в России — человек, который бережно несет традиции русского авангарда. У его работ философское содержание, и я считаю, что это очень глубокий мастер.

В свадебной модели «Сирин» представлено много вышивальных техник: это и японское плетение шнура кумихимо, и нижегородский гипюр, и вышивка «ришелье», и вышивка крестом. «Сирин» символизирует некий переход из одного состояния в другое: белый цвет — цвет чистоты. На одном из каблуков изображена красная птица Сирин, которая символизирует непорочность.

К сожалению, здесь не представлена пара, которая выполнена в фаянсе. В обуви я широко использую самые разные техники: и ковка по металлу, и фарфор, и литье, и цианотипия. У нас есть фотографы, которые работают в старой технике, и я это тоже применяю в обуви. Я часто привлекаю к работе тех или иных мастеров, когда вижу, что мы совместно можем сделать нечто интересное. Я никогда не использую в работе что-то уже готовое: наша работа — это всегда некий синтез, творческий плод совместной деятельности. Например, в модели «Принцесса на горошине» абсолютно вся фурнитура — это работа, которую мы делаем вместе с ювелиром: я даю какие-то посылы, и уже совместно мы делаем эскизы, какие-то наработки. Это сложный творческий процесс.

— Вы сказали, что в России остались всего 4 пары обуви, изготовленной Вами. А сколько всего Вы придумали моделей?

— Около 50 пар. Это не быстрый процесс. Например, я до сих пор делаю одну из работ, которую начал 7 лет назад. Это, конечно, не означает, что я над ней постоянно корплю — работа «варится в своем соку», дозревает. Как правило, в одной паре обуви синтезировано несколько прикладных техник, и поэтому если две техники мы нашли, то третью мы порой ищем достаточно долго. И она может всплыть неожиданно. А работа пока терпеливо ждет своего мастера…

В 2002 году на одной из выставок во Франции я познакомился с очень интересным коллекционером, у которого фамильная обувная фабрика и есть частная галерея. Мы стали работать вместе, и с тех пор мои работы стали уходить за границу. Сейчас практически все мои работы находятся в частных иностранных коллекциях. У нас в стране, к сожалению, к подобному роду творчества относятся настороженно — мне кажется, у нас вообще не любят эксперименты. Поэтому мои работы больше востребованы за рубежом. И эти модели, я думаю, тоже будут вывезены за пределы России.

— Тяжело расставаться со своими работами?

— Нет, если ты понимаешь, что твои работы не будут пылиться где-то, а будет продолжать жить и дарить радость людям. Когда ты знаешь, что твое произведение попало в нужное место, ты испытываешь удовлетворение. Каждому художнику хочется, чтобы его работы приносили визуальное и эстетическое наслаждение.

— Вы делаете обувь на заказ? И кто может себе позволить такие чудо-туфельки?

— Да, я делаю обувь на заказ. Это недешевое удовольствие. И дело тут не в моих амбициях. По своей трудоемкости это очень кропотливый и долгий процесс- начиная от замеров, разработки эскиза модели, пошива пробника работ, так как обувь нужно обязательно мерить, чтобы достичь максимального комфорта. В процессе работы происходит регулярная подгонка колодки, подбирается цветовая гамма. То, что мы делаем на заказ — это обувь, адаптированная под городскую среду. Ее можно носить. Но она очень неординарная и сделана с использованием оригинальных техник: если применяется работа ювелира, то это могут быть горячие эмали, обувь может быть украшена вышивкой или чем-то еще… Сложность заключается в том, что когда ты делаешь арт-объект, ты не привязан к каким-то рамкам. А когда делаешь обувь на заказ, ты уже не можешь позволить себе ошибиться. Здесь мало быть художником, нужно уметь еще грамотно вписывать свои идеи в удобство. Получается, что нужно еще быть и хорошим сапожником. Я работаю с Александром Кисловым — мастером старой формации, который до сих пор использует классический процесс пошива обуви из натуральной кожи. Естественно, все нюансы мы вместе обсуждаем, консультируем друг друга.

— Какая она — обувь вашей мечты?

— Задумок очень много. Одну из них мы с моим другом — программистом Алексеем Соловьевым придумали в 2000-х годах. Пока эта обувь существует только в теории — на бумаге. Это обувь, которая изготавливается на основе современных технологий. На ее поверхности мы можем видеть различные изображения и информацию, закачивая ее с помощью голосовой команды. Это своеобразный GPS-навигатор на ботинках, где отражается и маршрут, и ближайшая аптека или пункт общественного питания, и т. п. Проект интересный, но пока финансово непреодолимый. Но впоследствии, я надеюсь, он будет реализован и станет той самой обувью мечты.

Справка

Рустам Адюков родился в 1976 году в г. Нижний Тагил. В 1978 году семья Адюковых переезжает в г. Дзержинск Нижегородской области. В 1992 году заканчивает дзержинскую художественную школу. В 1998 г. завершает многолетнюю работу над первой концептуальной коллекцией обуви. В 2002 г. лауреат премии «MOSSHOES» в номинации АВАНГАРД (г. Москва). В 2005, 2006 г. г. I место — Международная выставка обуви и аксессуаров MIDEC (Париж, Франция). 2006 г. международная выставка обуви и аксессуаров GDS (Дюссельдорф, Германия) — представлен журналом «Shoesreport» как креативный российский дизайнер. 2006 г. член жюри Международной выставки обуви MIDEC (Париж, Франция). В 2007 году удостоен национальной премии Франции «ESCARPIN DE CRISTAL» («Хрустальный башмачок»). Участник Российских и международных выставок. Общественный деятель. Кавалер ордена «Мужество».

Автор: Корр. Елена Жаркова

Фоторепортаж
туфли 2туфли 3туфли 4туфли 5туфли 6туфли
Картина дня
Рекомендуем
Экономика
Нижний Новгород привлекает туристов гостеприимными отелями
Как менялся облик гостиничной индустрии города.
Эксклюзив
Очень искусственный, но не очень интеллект
ИИ отправил [несуществующий] нижегородский трамвай №9 в микрорайон «Цветы» на Московском шоссе.
Губерния
Названы лучшие ягодные места Нижегородской области летом
Нижегородская область — настоящий рай для любителей ягодного сбора.
Общество
Комиссар Рекс на пенсии: история полицейской собаки, которая нашла свой дом
10-летний отставник Джонни обрел любящую семью и проживает свою лучшую жизнь.