ВторникВт, 19 марта 05:33 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,98 ▲0,11 EUR 100,24 ▲0,27

«Я с детства был неравнодушен к обуви, и сейчас создаю на ее основе арт-объекты»

22 октября 2012 года, 10:19

— Рустам, как родилась идея использовать обувь как арт-объект? Почему именно обувь?

— Я с детства был неравнодушен к обуви. Обувь живет не только жизнью утилитарного назначения — у каждой модели есть своя история. В своих скульптурах, которые я создаю на основе обуви, я использую декоративно-прикладные техники разных стран и народов, так что моя обувь вбирает в себя обширную географию.

Я не только специализируюсь на обуви как арт-объекте, но и делаю обувь, которую можно носить, а не только ею любоваться. Это восстановление русских традиционных техник пошива обуви вручную. Также у меня есть концептуальные модели прет-а-порте — в частности, «Принцесса на горошине», которые создаются как своего рода промышленный образец и могут затем использоваться в производстве.

Кстати, меня интересует не только обувь. С 2007 года мы делаем концептуальные наручные часы — с петродворцовым часовым заводом «Ракета». Это тоже дизайн и искусство.

— Здесь представлены 4 модели. Расскажите о каждой их них.

— Эти четыре модели — все, что осталось из моих работ в России. Все остальные находятся в частных коллекциях за рубежом. Здесь можно увидеть модели «Принцесса на горошине», «Образ новой эпохи», свадебную модель «Сирин» и авангардную модель «Индукция супрематизма». Все эти работы абсолютно разные и по внутреннему содержанию, и по форме.

«Образ новой эпохи» — это нашумевшая модель, вокруг которой возникает немало дискуссий. Многие, глядя на каблучок, думают, что это богоматерь. На самом деле это скорбящая матрешка, которая олицетворяет нашу культуру. Есть здесь и профиль ортодоксального здания, купол которого венчает денежный знак: это говорит о том, что религия в отдельных случаях стала как институт маркетинга. А гвозди, которые пронизывают подошву, — это образ Христа, ведь каждый из нас проносит свою жизнь сквозь какие-то тернии. «Образ новой эпохи», мне кажется, наиболее полно раскрывает сегодняшний день, то, что сейчас происходит с людьми и обществом.

«Принцесса на горошине» — это, скорее, промобразец, который демонстрирует новизну форм колодки. В дальнейшем планируется изготовление ограниченной серии обуви- в пределах 100 пар.

Авангардная модель «Индукция супрематизма» — это очень интересная работа, над которой я трудился вместе с нижегородским художником Геннадием Урлиным из творческого объединения «Черный пруд». Это очень любопытный художник, одна из ярких жемчужин и в нашей области, и в России — человек, который бережно несет традиции русского авангарда. У его работ философское содержание, и я считаю, что это очень глубокий мастер.

В свадебной модели «Сирин» представлено много вышивальных техник: это и японское плетение шнура кумихимо, и нижегородский гипюр, и вышивка «ришелье», и вышивка крестом. «Сирин» символизирует некий переход из одного состояния в другое: белый цвет — цвет чистоты. На одном из каблуков изображена красная птица Сирин, которая символизирует непорочность.

К сожалению, здесь не представлена пара, которая выполнена в фаянсе. В обуви я широко использую самые разные техники: и ковка по металлу, и фарфор, и литье, и цианотипия. У нас есть фотографы, которые работают в старой технике, и я это тоже применяю в обуви. Я часто привлекаю к работе тех или иных мастеров, когда вижу, что мы совместно можем сделать нечто интересное. Я никогда не использую в работе что-то уже готовое: наша работа — это всегда некий синтез, творческий плод совместной деятельности. Например, в модели «Принцесса на горошине» абсолютно вся фурнитура — это работа, которую мы делаем вместе с ювелиром: я даю какие-то посылы, и уже совместно мы делаем эскизы, какие-то наработки. Это сложный творческий процесс.

— Вы сказали, что в России остались всего 4 пары обуви, изготовленной Вами. А сколько всего Вы придумали моделей?

— Около 50 пар. Это не быстрый процесс. Например, я до сих пор делаю одну из работ, которую начал 7 лет назад. Это, конечно, не означает, что я над ней постоянно корплю — работа «варится в своем соку», дозревает. Как правило, в одной паре обуви синтезировано несколько прикладных техник, и поэтому если две техники мы нашли, то третью мы порой ищем достаточно долго. И она может всплыть неожиданно. А работа пока терпеливо ждет своего мастера…

В 2002 году на одной из выставок во Франции я познакомился с очень интересным коллекционером, у которого фамильная обувная фабрика и есть частная галерея. Мы стали работать вместе, и с тех пор мои работы стали уходить за границу. Сейчас практически все мои работы находятся в частных иностранных коллекциях. У нас в стране, к сожалению, к подобному роду творчества относятся настороженно — мне кажется, у нас вообще не любят эксперименты. Поэтому мои работы больше востребованы за рубежом. И эти модели, я думаю, тоже будут вывезены за пределы России.

— Тяжело расставаться со своими работами?

— Нет, если ты понимаешь, что твои работы не будут пылиться где-то, а будет продолжать жить и дарить радость людям. Когда ты знаешь, что твое произведение попало в нужное место, ты испытываешь удовлетворение. Каждому художнику хочется, чтобы его работы приносили визуальное и эстетическое наслаждение.

— Вы делаете обувь на заказ? И кто может себе позволить такие чудо-туфельки?

— Да, я делаю обувь на заказ. Это недешевое удовольствие. И дело тут не в моих амбициях. По своей трудоемкости это очень кропотливый и долгий процесс- начиная от замеров, разработки эскиза модели, пошива пробника работ, так как обувь нужно обязательно мерить, чтобы достичь максимального комфорта. В процессе работы происходит регулярная подгонка колодки, подбирается цветовая гамма. То, что мы делаем на заказ — это обувь, адаптированная под городскую среду. Ее можно носить. Но она очень неординарная и сделана с использованием оригинальных техник: если применяется работа ювелира, то это могут быть горячие эмали, обувь может быть украшена вышивкой или чем-то еще… Сложность заключается в том, что когда ты делаешь арт-объект, ты не привязан к каким-то рамкам. А когда делаешь обувь на заказ, ты уже не можешь позволить себе ошибиться. Здесь мало быть художником, нужно уметь еще грамотно вписывать свои идеи в удобство. Получается, что нужно еще быть и хорошим сапожником. Я работаю с Александром Кисловым — мастером старой формации, который до сих пор использует классический процесс пошива обуви из натуральной кожи. Естественно, все нюансы мы вместе обсуждаем, консультируем друг друга.

— Какая она — обувь вашей мечты?

— Задумок очень много. Одну из них мы с моим другом — программистом Алексеем Соловьевым придумали в 2000-х годах. Пока эта обувь существует только в теории — на бумаге. Это обувь, которая изготавливается на основе современных технологий. На ее поверхности мы можем видеть различные изображения и информацию, закачивая ее с помощью голосовой команды. Это своеобразный GPS-навигатор на ботинках, где отражается и маршрут, и ближайшая аптека или пункт общественного питания, и т. п. Проект интересный, но пока финансово непреодолимый. Но впоследствии, я надеюсь, он будет реализован и станет той самой обувью мечты.

Справка

Рустам Адюков родился в 1976 году в г. Нижний Тагил. В 1978 году семья Адюковых переезжает в г. Дзержинск Нижегородской области. В 1992 году заканчивает дзержинскую художественную школу. В 1998 г. завершает многолетнюю работу над первой концептуальной коллекцией обуви. В 2002 г. лауреат премии «MOSSHOES» в номинации АВАНГАРД (г. Москва). В 2005, 2006 г. г. I место — Международная выставка обуви и аксессуаров MIDEC (Париж, Франция). 2006 г. международная выставка обуви и аксессуаров GDS (Дюссельдорф, Германия) — представлен журналом «Shoesreport» как креативный российский дизайнер. 2006 г. член жюри Международной выставки обуви MIDEC (Париж, Франция). В 2007 году удостоен национальной премии Франции «ESCARPIN DE CRISTAL» («Хрустальный башмачок»). Участник Российских и международных выставок. Общественный деятель. Кавалер ордена «Мужество».

Автор: Корр. Елена Жаркова

Фоторепортаж
туфли 2туфли 3туфли 4туфли 5туфли 6туфли


Картина дня
Рекомендуем
Общество
Елена Тихомолова: «От гепатита С избавиться легче, чем от вредных привычек»
Сегодня инфекция излечима на 100%.
Экономика
Глеб Никитин обозначил перспективы развития Нижегородского региона
В центре внимание — вопросы семьи.
Общество
Султан Хацуков: «Главный ресурс МЧС России — это человеческая жизнь»
О медицинском и психологическом обеспечении личного состава МЧС России рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС, полковник Султан Мухадинович Хацуков.
Культура
Сергей Блохин — о своем творческом пути и любимых ролях
Он дал интервью «Волге 24».