СубботаСб, 20 апреля 01:14 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,44 ▼-0,65 EUR 99,58 ▼-0,95

«Если человек дает Богу место в своей жизни, то у него все ладится»

14 сентября 2016 года, 14:01

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука».

10 лет назад в одном из интервью этот человек, едва вступив в новую должность, сказал: «То, как я сегодня пытаюсь работать, можно сопоставить со стоянием на цыпочках». А сейчас он входит в десятку самых влиятельных людей региона и пользуется наибольшим доверием нижегородцев. У нас в гостях митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка Георгий, здравствуйте. Неужели и впрямь поначалу приходилось стоять на цыпочках?

— Действительно, то послушание, которое я получил — назначение в Нижний Новгород — для меня было очень необычным, поскольку я прожил 16 лет в монастыре в Троице-Сергиевой лавре, где другие условия жизни, другие задачи. Приходилось трудиться даже по двадцать часов в сутки. И молитва, и богослужение, и общение с людьми, и восстановление наших храмов, обителей… Но с помощью Божией мы смогли пройти этап становления и сегодня имеем результаты жизни на Нижегородской земле, которые нас радуют.

— В одном интервью о Вас говорили, что митрополит — это и священник, и администратор, и церковный дипломат. Вам не кажется, что администратор и священник — это противоположные функции? В то время как священник учит смирению, управленец должен постоянно преодолевать обстоятельства.

— Действительно, совмещать эти послушания довольно-таки непросто. Конечно же, нам никак не обойтись в нашей пастырской деятельности без молитвы: молитвы домашней, молитвы соборной в храме, божественной литургии. В этом смысле душа тут не восстанавливается. Ты сталкиваешься во внешнем мире с проблемами жизни и, прежде всего, с человеческими страстями, с немощами — это и гордыня, и зависть, и злоба, которые здесь же соседствуют с добротой, лаской, вниманием. Поэтому когда ты несешь свое послушание и все понимаешь, тогда у тебя появляются силы это преодолевать. Это очень важно, потому что это придает утешение и силы прощать людям их немощи и слабости.

— В начале февраля 2015 года общественность обсуждала скандал, связанный со священниками Санкт-петербургской епархии, которые выложили в социальных сетях фотографии, на которых они позировали с пивом. При этом в этих же социальных сетях много примеров, как религиозные люди распространяют позитивную информацию об иконах, молитвах, храмах. Кто-то говорит, что социальные сети дают новые возможности для просвещения, а другие — что они разрушают устои церкви. Вы в этом споре на какой стороне?

— Социальные сети — это инструмент для быстрого получения информации. Однако в них очень много человеческих страстей. Люди выливают свои эмоции, впечатления, и ты пытаешься принимать их за правду, за источник позитивной и объективной информации. Но создатель этой информации зачастую не такой. Поэтому если есть потребность читать человеческие страсти, то это один вопрос. Мы как священники часто совершаем таинство исповеди, и регулярно слышим о человеческих грехах, проблемах, страстях, и поверьте, у нас нет потребности узнавать еще раз об этих болезнях души человеческой. Мы это совершаем по делу духовного служения.

Другой вопрос, что это формат общения людей, и можно разговаривать на духовные и на житейские темы. Люди заводят новые знакомства, общаются. Это такой мир общения, который сегодня существует. Очень важно, чтобы формат электронного общения не заменил у людей общения личного. Этой проблемы сегодня мы, может быть, до конца не осознаем, но надеюсь, что в ближайшее время поймем, что это такой инструмент, с которым надо быть очень осторожным и внимательным.

— Вы сами не собираетесь завести страничку в «Фейсбуке», например?

— Знаете, иногда появляются такие мысли — есть в этом некоторая потребность, но дело в том, что там надо проводить достаточно большое количество времени, а если поручить вести мою страничку помощнику, то она получится слишком искусственной. А поскольку надо оставлять время на молитву и на общение со своей паствой, заниматься административными делами, иметь попечения о многих вопросах образования, культуры, восстановлении храмов и монастырей, то времени на страницу не хватит. А в сутках 24 часа. Если мы почувствуем острую необходимость и посчитаем, что это принесет большую пользу, чем мои остальные заботы, тогда придется что-то отложить и заняться социальными сетями. Но пока я такой необходимости не чувствую.

— В России много необычных храмов. В Екатеринбурге церковь открыли в простой хрущевке, в селе Костомарово Воронежской области создан монастырь в скале, а в Нижнем Новгороде находится самый известный в стране храм-вагон. Не кажется ли вам, что храм должен быть традиционной архитектурной формы, или православные смело могут прийти и в такое необычное место?

— Здесь есть несколько форматов. Прежде всего, я вспоминаю катакомбную церковь, первые века христианства, когда в пещерах устраивались храмы, и только там могли устраивать богослужения. Затем, когда христианство стало развиваться по миру, появилась храмовая архитектура. Она бывает различной формы, у нас даже есть русская архитектура храмового зодчества. Что касается храма в вагоне, то это временный храм. Когда община собирается строить большой храм, но уже есть потребность молиться и получать духовное кормление, это используется как временный вариант.

С другой стороны, я был сам частником и руководителем проекта храма-вагона на колесах на железной дороге. Мы построили два таких храма для Московской железной дороги и для Новосибирской. Когда я был в Троице-Сергиевой лавре на послушании, у меня была такая задача, и мы ее успешно осуществили. Это храм для миссионерства, для далеких полустанков, куда нет возможности часто прибыть священнику. Также у нас есть миссионерские автомобили-храмы, которые используются в воинских частях. Поэтому разные форматы служения подразумевают различные формы храмов.

— В августе этого года на праздновании 25-летия второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх подчеркнул святость Дивеевской земли. Он поблагодарил и вас, и главу региона Валерия Шанцева за возрождение Дивеева и заботу о русских святынях, а также отметил ваше активное участие в добрых преобразованиях. Со стороны заметно, что губернатор действительно много помогает церкви — содействует открытию новых храмов, участвует в мероприятиях митрополии, но не делает ли это церковь, которая должна быть автономной, зависимой от государства?

— Давайте прежде всего скажем, что церковь — это же люди, граждане нашей страны и региона. Это сотни тысяч и миллионы людей. Неужели власть должна стоять в стороне от забот и попечения об них? А второй момент: стране сейчас нужен образ и духовные скрепы. Это очень серьезная тема, на которую нужно разговаривать и в образовании, и в культуре, и в истории, и в социальных сетях. Возьмем такой момент, который нас очень беспокоил в девяностые годы — стало ослабевать отношение к образу Великой Отечественной войны. Слава Богу, сейчас акция «Бессмертный полк» показывает, что эта победа для нас нужна и важна. Ведь были люди, которые говорили, что, может быть, мы и не выиграли войну. Если мы не будем заниматься нравственным воспитанием и духовным самосознанием, эта проблема может очень больно нас ударить. А церковь является носительницей традиций Святой Руси и Великой России, поэтому наше взаимодействие, и общение, и соработничество требуют больших усилий. В лице губернатора Валерия Шанцева, в лице его помощников и правительства мы встречаем большую поддержку, внимание и взаимопонимание. Традиционно считается, что эта помощь заключается в восстановлении храма, но это глубокое заблуждение. Мы общаемся и с министерством социальной политики, с министерством образования, с министерством внутренней политики, с министерством культуры, с управлением охраны объектов культурного наследия. Мы охватываем много сфер. Даже такое великое дело было, когда в рамках Великого поста в театре оперы и балета мы сделали постановку «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона. Получился очень глубокий спектакль — это же, в том числе, знакомство с христианской культурой, с нашими традициями. Это очень важно.

— Вы много ездите по области и видите, как живут люди. 18 сентября — выборы. Кому верить в те моменты, когда со всех сторон звучат разные политические лозунги, призывы и обещания?

— Президенту страны Владимиру Путину. Поскольку я по образованию немного историк, я вам хочу сказать, что нам очень повезло, что у нас в стране такой президент. И история государства российского говорит о том, что если правитель слаб, то страдает весь народ, вся страна. Может на десятилетия, а может на столетия. В двадцатом веке 91-й год — трагедия страны нашей, это в том числе следствие слабости правителя. Поэтому дай Господи нам, чтобы глава государства был крепким и мужественным, заботящимся о своем народе, о стране. То, что мы и видим. Поэтому надо делать выбор в ту сторону, которую поддерживает президент.

— Вы знаете, столько разных обещаний со всех сторон — и бесплатный транспорт, и повышение пенсии в десять раз. Как тут не поверить?

— Ну, слова как вода — что с них возьмешь? Вспомним девяностые годы, когда люди упражнялись в обличениях и в обещаниях, а в результате дошло до того, что по полгода не платили зарплаты и пенсии. Об этом мы часто забываем и, честно говоря, не ценим того, что сегодня сделано. Даже если говорить по Нижнему Новгороду или по области — вот метро в верхней части города, оно же было не всегда. Или такой грандиозный проект, как мост через Волгу — 50−70 лет не строилось такое серьезное сооружение! Это же колоссальный труд. И таких вопросов можно перечислять множество — ремонт поликлиник, строительство детских садов. Конечно же, возникает еще больше других проблем и вопросов, но здесь нам требуется терпение и мудрость, чтобы не поддаться «лжедмитриям», как в смутное время, временщикам, которые много говорят и многое обещают, но ничего не делают. Поэтому и актуальны слова Евангелия — «По плодам узнаете их».

— Рубрика «На острие» — самые острые вопросы нижегородцев. Николай Сергеевич из Богородского района задает следующий вопрос: «Слышал из новостей, что нижегородская епархия планирует восстановить усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье. Не станет ли от этого хуже? Ведь это уникальный комплекс, и к реставрации нужно подходить очень серьезно. Не лучше ли сделать из него музей?»

— Может быть и лучше. Братья и сестры, берите, делайте, что вам мешает? Мы занялись этим многотрудным делом не по нужде, что нам не хватает каких-то помещений, мест. Вот есть возможность, давайте вместе с вами это место возьмем и будем им пользоваться. Прежде всего, конечно, меня интересует храм Воскресения Христова, который сегодня находится в полуразрушенном состоянии. И мы будем принимать меры и усилия к тому, чтобы его не просто сохранить, а возродить. Второй момент: тот опыт, который сегодня есть у Нижегородской епархии, уникален в плане сохранения исторического наследия. Это и научная работа, и проектные мастерские, и целый свод мастеров, которые имеют опыт восстановления полуразрушенных сооружений. Поэтому и к нам, и лично ко мне обращаются многие миряне, в том числе глава Богородского района со словами, что есть такая усадьба, она соседствует с Дудиным монастырем, который мы, слава Богу, успешно возродили. Он попросил нас помочь и в этом деле. Не сразу я согласился, потому что это еще одна забота. Но потом я почитал литературу, поговорил со многими людьми, и понял, что это очень интересное, если не уникальное место на Нижегородской земле с точки зрения ее истории и местоположения.

Как всегда возник вопрос о материальных и финансовых затратах, у нас же нет источников финансирования — мы все храмы и монастыри восстанавливаем на пожертвования. И вот, имея столько опыта и специалистов, если Господь благословит, это дело тоже потихоньку начнет сдвигаться. Так что прошу всех, кому дорого это дело, найти возможность в нем поучаствовать. Кто словом, кто рабочими руками, кто материально. Будем очень рады, потому что всеми нами движет любовь к родине, любовь к своим местам. Если не мы сохраним, кто будет сохранять? Мы очень часто привыкли давать кому-то задания или критиковать, сегодня есть, как я называю их, «новые большевики». Мы 18-й год прошлого века прошли, когда было много критики, претензий, и священников стали называть попами, ворами, обманщиками. Потом их расстреляли, храмы взорвали. Кому от этого лучше стало? Никому. Поэтому сегодня время собирать камни и много трудиться, чтобы богоукрашать свою землю. Если Господь даст нам силы и возможности, мы совместными усилиями сохраним красивейший уголок Нижегородской земли для наших детей и внуков, для будущих поколений. Ведь нельзя же допускать, чтобы такие красивые места стирались с лица земли. Вот, собственно говоря, эта забота движет нами, и не более того.

— Елизавета Чернова из Дзержинска спрашивает: «В последнее время часто стали строить храмы около учебных заведений. Например, у нас в Дзержинске около политеха строится часовня. Студенты шутят, что там надо молиться перед сдачей экзаменов. Шутки шутками, а неужели молиться эффективнее, чем учить лекции? Зачем вообще храмы около вузов?

— Вы знаете, одно другому не мешает — и учиться, и молиться. Мы такие храмы созидаем по просьбам и профессорского состава, и родителей, и многих студентов. И у нас есть яркий пример — это храм мученицы Татьяны в МГУ, где есть колоссальная потребность в этом храме. Поэтому я надеюсь, что молитва будет помогать студентам получать более глубокие знания. Не оценки, а знания. Это не значит, что, не прочитав книжку, но помолившись, ты будешь иметь знания. Но согласитесь, когда приходит мир в душе и согласие, тогда легче усваиваются многие знания. Поэтому, думаю, что это будет только помогать нашим детям, нашей молодежи становиться профессионалами в любой профессии.

— А что вам помогало в школе экзамены сдавать?

— Прежде всего, икона Божией Матери «Прибавление ума», которая у меня всегда стояла на тумбочке, когда я был студентом в духовной семинарии и в духовной академии. Это также усердие, ежедневный труд, в результате которого через некоторое время ты настаиваешься в знаниях. Сначала, когда я получал многие знания и заучивал много текстов наизусть, все в голове сумбурно, все не складывается, ты многие вопросы не можешь сформулировать, иногда появляется смущение, сомнение — вроде учишь, учишь, а ничего толком и не знаешь. Но как нам говорили наши профессора, наши духовники — не беспокойтесь об этом, должно пройти три, четыре, пять лет и все у вас встанет на свои места. Я хочу сказать, что я очень рад, что я им поверил и не бросил заниматься образованием. Это касается как специальных предметов, таких как догматика, литургика, так и общих предметов, например, история государства Российского, знание языков не только новых, но и древних — нам это было необходимо во время изучения богословия. И, собственно говоря, это дает потом общий формат глубокого, хорошего образования и жизненного опыта.

— Я помню формулу успеха, которую вы писали раньше — «Кто знает предел своих способностей, тот не знает поражения». Часто привожу ее в пример своим коллегам. Поменялось ли ваше отношение к успеху с годами?

— Нет, ни в коем случае. Это одна из фундаментальных вещей в жизни. В чем она заключается? Если у тебя что-то не получается, ты смиряйся и терпи. А если к тебе пришла удача, ты не превозносись и не гордись. Важно ощущение и понимание, что не только тобою делаются дела, а очень многими людьми, а прежде всего потому, что Господь дает нам благословение. Поэтому если человек дает Богу место в своей жизни, то у него все строится, ладится, и получается настоящий успех. Действительно, тот человек, который знает предел своим способностям, не знает поражений. Я бы добавил к этому еще и слова апостола Павла «Обстоятельства не отменяют обязательств». Надо быть всегда человеком предельно ответственным: если ты взял обязательство, то никакие обстоятельства не могут их отменить.

— Редакторский коллектив нашей программы подготовил для вас испытание. Если Вы его преодолеете, то книга «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях» будет Вашей, если ответите неправильно, то Вам достанется книга «Скупые годы» о подростках в годы Великой отечественной войны. А вопрос следующий: у болгар, большинство из которых православные, есть обычай особенным способом желать на Пасху счастья. Что они делают? Вариантов ответа четыре: они сбрасывают глиняные горшки из окон, кидаются пасхальными яйцами, обливают друг друга молоком, надевают на голову блины. Какой из этих вариантов правильный?

— Ну, мне по христианской традиции кажется, что они бросаются яйцами.

— Думаете, они делают так же, как у нас?

— Ну, может быть по-другому как-то.

— А почему вам кажется, что они не обливают друг друга молоком?

— Я не могу представить себе до конца, что такое происходит.

— Надевают на голову блины?

— Не знаком с такой традицией.

— Сбрасывают глиняные горшки из окон?

— А это уже как-то опасно.

— Ладно, сейчас мы узнаем, правильный ли у вас вариант ответа. Болгары на Пасху делают огромное количество глиняных изделий, чаще всего горшков, которые принято сбрасывать в тот же день с верхних этажей домов на землю: это знаменует победу добра над злом. При этом каждый прохожий может взять с собой глиняный осколок — на счастье. А Вам достаются «Скупые годы». Спасибо Вам за участие в программе. Я передаю вам вопросы нижегородцев, на которые мы не успели ответить в рамках эфира. И спасибо Вам за Ваши труды на Нижегородской земле, за то, что мы можем не только увидеть воочию те храмы, которые у нас сейчас есть, но и увидеть, как восстанавливается культура, и самое главное — что все большее количество людей приобщаются к церкви и добру.

— Спасибо, всего доброго.

Автор: Корр. Сергей Мочалов

Фоторепортаж
митрополит без галстукамитрополит без галстука 2


Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».