ВторникВт, 14 мая 15:31 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,63 ▼-0,19 EUR 98,85 ▼-0,10

«Единственный способ побороть страхи — идти им навстречу»

6 октября 2015 года, 12:35

- Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука».
Этот человек ежегодно выходит на сцену 250 раз, 100 раз в году садится в самолет, треть расстояния до Луны - 120 тысяч км проезжает на автомобилях, автобусах и поездах. У нас в гостях российский шоумен, основатель и продюсер популярнейших в мире хоровых коллективов Михаил Турецкий.

Михаил Борисович, здравствуйте.

- Хорошо вы меня представили. Мне понравилось. Романтично. Не обыденно.

- Тысячи километров, миллионы поклонников. А на нормальную жизнь время остается?

- Я считаю, что это и есть наша жизнь, и она, я считаю, счастливая - нам действительно по - настоящему повезло. Мы занимаемся любимым делом, нас везде ждут, и нам есть что сказать. И это - здорово.

- О требованиях Ваших коллег-звезд к гостиницам ходят легенды. Например, одна американская певица требует, чтобы сантехника в ее номере была с золотыми кранами и ручками. Вы тоже на обычную нержавейку не соглашаетесь?

- Мне кажется, что это ньюсмейкеры придумывают для того, чтобы удивить свою аудиторию и поднимать рейтинг своих изданий. На самом деле у нас очень такие скромные функциональные требования. Конечно, помещение должно быть по возможности комфортным и удобным. Нам много приходится ездить, мы не спим ночами и должны быть в хорошей форме, чтобы прийти к людям не уставшими после дороги. Хорошо бы гостиница была нормальной, питание приличное, потому что если ты уезжаешь из дома - это другая вода, другая еда.

- В 22 года, после появления дочери, чтобы прокормить семью нашему герою пришлось работать сразу на четырех работах: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем, а также заниматься с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос». То время с четырьмя работами с ужасом не вспоминаете?

- Мне кажется - лучшее время в моей жизни, человек должен быть занят. Мне было крайне интересно в таких разных сферах функционировать. После этого такой кругозор становится жизненный, ты умеешь договориться с любым человеком на земном шаре. С разными людьми я мог находить общий язык - с водителем-экспедитором, который привез колбасу, с религиозным человеком, со студентом. Это мне по жизни дальше помогало. Потом в зоне некомфорта мы развиваемся и становимся сильнее. Я о тех годах ностальгирую, это здорово. Тогда в магазине у нас было такое общение, такие люди приезжали туда - у всех была своя история, они ей щедро делились с ночным директором.

- Вас впору назвать везунчиком. Однако мало кто знает, что Ваша первая супруга погибла в автокатастрофе, и Вы остались один на руках с пятилетней дочерью. Что дало силы пережить такую боль и словно фениксу - восстать из пепла?

- Мне кажется, во-первых, в юности боль, легче переживается, чем в зрелые годы, мы более сильные, выносливость есть. Но я очень тяжело переживал, помогла мне работа. Через месяц после похорон мне предложили создать свой коллектив - хор московской синагоги. Это произошло как по расписанию, такой божественный план, прописанный сценарий, я даже не понимаю, как это пришло. Это состояние - ностальгическое, угнетённое, грустное - помогало, оно было созвучно этой музыке. Музыка была очень своеобразная, специфическая, в духовной еврейской музыке очень много трагизма, много бунта. Я с этого начинал в 1989 году, рождение коллектива произошло в 1990 году, когда мы первый раз появились на публике - в Калининграде, Петербурге, Светлогорске. Оттуда берет начало хор Турецкого. Это состояние на многое меня сподвигло в тот момент. Сейчас это прошлая жизнь, очень всё было давно, 25 лет прошло с той поры.

- Работа исцеляет?

- Мне кажется, работа, которая для тебя органична и которую ты делаешь с удовольствием - формирует тебя как личность. Даже не исцеляет, а просто тебя делает тем, кто ты есть.

- В репертуаре Вашего коллектива более 400 произведений. Есть среди них даже такое экзотическое как справочник «Желтые страницы». У нас есть запись того номера.

- Это не произведение, это обычный стёб. Была передача «Хорошие шутки» и ведущий передачи пошутил, что хор Турецкого споёт все, что шевелится. Я говорю: «Да, мы можем спеть всё, что вы хотите». - «Ну, а справочник можете спеть?». И они нашли страницу 609-ю, второй абзац сверху, там была реклама французской стоматологии, и мы начали изобретать. Я когда-то передовицу газеты «Правда» ставил на пианино, и мог её саккомпанировать себе - как песню спеть. Это креативность, такой искромётный талант артистов помогает с этой ситуацией справиться. Между прочим, аудитория упала вся под кресла, мы действительно с этой задачей справились. Но это не произведение, это шутки. Хорошие шутки. Иногда музыканты шутят.

- Тогда Вы не просто рассмешили публику, а довели зрителей до слез. А сегодня не побоялись бы оскорбить чувства верующих, учитывая, что эта же мелодия поется на службах в Русской православной церкви?

- При желании можно перевернуть всё, что угодно. Можно докопаться, что-то услышать. Если мы сейчас начнём культурологическую беседу, то я вам докажу, что эти вещи не имеют друг к другу никакого отношения.

- 1 сентября в Нижнем был большой праздник в новом уникальном формате народного караоке, где нижегородцы тоже стали участниками представления, спев вместе с хором любимые песни. Скажите, Вам не кажется, что иногда публика на концертах отжигает больше самих артистов на сцене?

- Если публика отжигает лучше тебя, значит тебе пора в тираж. Ты всё равно должен заряжать свою публику особой энергией, если есть отдача, значит, артист справляется.

На «Празднике песни» в Нижнем Новгороде люди поностальгировали, и романтическое было настроение, и даже всплакнули. Но были моменты, когда человек практически взлетает над площадью Минина и Пожарского. Вообще народное караоке всех заряжает особой энергией, я заметил. Первым на это откликнулся Ижевск, потом Красноярск, Выборг, Екатеринбург гигантскую аудиторию собрал, даже специальный мостик через реку нам сделали. У них обычно праздник проходит отдельно от народа: народ, потом река и уже сама сцена. Я сказал, что это невозможно, мы должны ходить и общаться с людьми. Нам построили «мостик Турецкого», он до сих пор там сохранен. Для нас очень важен прямой контакт. Я прошу, чтобы люди к нам были близко, тогда мы обмениваемся с ними невероятной энергией и поем вместе. Это особый формат, такого раньше не было.

В Прибалтике просто собирали хоровые коллективы - самодеятельные и профессиональные, а здесь приходят просто люди, которые любят свой город, свою страну, наполненные чувством любви к своей Родине, патриотизмом и счастьем, что у нас великая Россия и великая культура. Почему бы не прийти? Вход свободный!

Мы когда говорили с Валерием Павлиновичем, была тонкая мысль: задача власти - сделать счастливее свой народ. Мне она понравилась, и это как раз здесь реализуется. Власти нам помогли сделать этот праздник, это целиком и полностью их поддержка и инициатива. В других городах у нас есть партнеры в развитии, а здесь есть только администрация области. Этот праздник произошел, и я думаю, он был еще более успешным, чем в Красноярском крае.

- В Японии многие компании, борясь за здоровье сотрудников, ввели штрафы за переработку и задержку на рабочем месте. Работникам, засиживающимся в офисах после 20:00 грозят беседы с руководством фирмы, штрафы, а со злостными нарушителями будет разбираться министерство труда. А Вы за переработку не штрафуете или, наоборот, поощряете?

- Вы знаете, иногда не полезно слишком долго находится на рабочем месте. Я не наказываю за это - мы же Россия, а не Япония. Но мозги надо проветривать. Кстати, в той же Японии пять рабочих дней человек трудится на производстве, а шестой день сидит и думает, что бы такого хорошего сделать для производства, это день отдыха и размышлений. Седьмой день посвящён семье. Я думаю, что идея хорошая, люди должны форматно отдыхать от работы. Тогда они лучше работают, это 100%. За этим надо следить и выгонять из офиса работников, если они пересиживают. Или ругать их - почему вы не справились? Вы 10 часов работаете, почему вы не сделали свою работу за 7 часов?

- Наш герой начал петь, когда еще толком не умел говорить. Однако его первые профессиональные занятия музыкой закончились спустя всего 4 месяца - преподаватель сказал, что у Михаила Турецкого - будущего народного артиста, нет ни капли таланта. Как после такого диагноза отважились просить родителей записать Вас в музыкальную школу?

- И на камнях растут деревья. Очень важно, чтобы педагог смог зацепить ученика. Это был неплохой педагог, но он хотел от шестилетнего ребёнка включения и максимального трудолюбия. Нужно зацепить, заинтриговать, и тогда ученик сам начинает с этой горы спускаться. Мне было лень раскатывать нотную грамоту - басовый ключ, скрипичный ключ, в шесть лет это очень тяжело, и я не хотел. Мама перестала меня водить к педагогу, но пианино было и не давало покоя. Я удивлял всех тем, что без всякой музыкальной грамоты я мог себе саккомпанировать любую взрослую песню в 7-8 лет.

Мой старший брат приводил меня в свою комнату в нашей коммунальной квартире, где собиралась компания из Московского авиационного института. Такие девочки были симпатичные, мне уже в семь лет хотелось проникнуть в эту атмосферу. Но меня туда пускали только как заказного артиста. Я вставал на стул, он играл на гитаре, я пел песню «Сиреневый туман». После этого моему брату уже не надо было за девушками долго ухаживать, он был уже фаворитом, потому что девушки были в состоянии мурашкового восторга от пения семилетнего ребенка, который пел взрослый репертуар.

Я чувствовал, что есть во мне магия, сила и надо учиться профессионально. И тут дядя двоюродный помог: в 11 лет меня уже взяли в хоровое училище Свешникова. Я, кстати, был 1 сентября на 70-летии Нижегородской капеллы, окунулся в эту атмосферу, сказал напутственные слова: «Дорогие дети, поверьте, что музыкант может быть счастливым и уверенным в завтрашнем дне человеком. Учитесь хорошо». Я как раз оказался в такой атмосфере - хоровое училище, очень серьезный труд, потом «гнесинка», отличие, диплом, аспирантура и максимальное музыкальное образование, которое мне в жизни реально помогает. Спасибо советской музыкальной школе.

- Все родители мечтают точно определить склонности и таланты ребенка. А в глубокой древности наши предки пользовались очень простым способом для определения способностей у ребенка. Давайте посмотрим - сработает ли он! Перед Вами на столе лежат монеты, книга, оружие, правда, игрушечное, а также карандаши. Что Вам хочется взять руки?

- Карандаши. Пистолет - это гангстерская линия, книга - тоже не совсем про меня.

- Когда ребенку исполнялось 6 месяцев, наши предки раскладывали перед ним такие же предметы. Наблюдая, к чему первому потянется малыш, родители определяли его природу:

монеты - бизнесмен;
книга - ученый;
игрушечное оружие - военный;
карандаши - творческая личность.

Таким образом выяснялись способности и таланты ребенка.

- Я там, где я есть. Отлично, значит «ошиблись дверью« - это не про меня. Это, кстати, очень важный момент. Когда мой дядя двоюродный Рудольф Баршай пришел к нам в гости и отец показал ему меня, я уже отставал. Мне было уже 11 лет, а учатся серьёзно музыке дети с 7, тут очень важным было правильно принять решение. Он позвонил директору хорового училища и сказал ему фразу, которая меня заинтриговала: «Геннадий Петрович, посмотрите внимательно!». То есть, не надо его брать учиться, потому что я вам позвонил, не заталкивайте ребенка не в свою дверь, не делайте его несчастным. Иногда мы по блату запихиваем себя не туда, куда надо. Потому что очень важно ребенка правильно сориентировать. Это идиотская система, когда говорят: «Ну, ты получи диплом, а там посмотришь, чем будешь заниматься». Это такая ошибка, такой неверный вектор движения!

- Некоторые занимаются любимым делом, а потом вдруг появляется к нему отвращение. Что делать в этом случае?

- Человек создан для счастья. Если то, чем он занимается, ему не приносит счастья, он должен переосмыслить свою жизнь. Насиловать себя невозможно - это неврозы. Надо всё-таки стараться, чтобы то, чем ты по жизни занимаешься, хотя бы тебя не угнетало. Идеальная формула - это когда-то, чем человек занимается, приносит ему радость или он испытывает кураж - это путь к обеспеченной жизни. Если основная мотивация не кураж, а зарабатывание - не получается, тогда это преступление. Именно состоятельными в профессии становятся только те, кто работает ради куража. Тогда приходят деньги.

- У вас был период, когда был кураж, а деньги пошли потом?

- Всегда, в принципе, было успешно. Были непростые лет пять, потом я уже точно понимал, что когда-то обеспечу себе и своим артистам тот уровень жизни, который позволит нам без стыда смотреть в глаза собственным семьям. Это было принципиально. Я понимал, что в какой-то определенный момент эта профессия начнет нас кормить достойно. Это произошло.

Рубрика «На острие», самые острые вопросы нижегородцев.
Екатерина Шурганова, Нижегородский район

- Недавно читала у Отара Кушанашвили, что у звезд чуть ли не в контракте прописано, что они не должны петь на концертах вживую, а только под фонограмму. Ну, это и понятно, так бы остались только Лещенко, да Кобзон. Но почему ничего не делается, чтобы не процветала певческая мафия?

- Я, честно говоря, шокирован. Артисты, которые хотят быть на сцене долго, должны себя заставить петь живём, потому что это мышца, которая просто дряхлеет и слабеет, если ты под себя просто рот открываешь. Ты в этот момент не можешь вложить душу. То есть, ты записал звук где-то на студии 5-10 лет назад, и вот эта запись вдруг от тебя сейчас исходит - это стена между тобой и аудиторией. Если ты артист с микрофоном, ты несешь какой-то месседж, послание аудитории - это только живой звук, других вариантов здесь не может быть. Исключается. Тогда это не любовь, это разговор о любви.

- Кстати говоря, о безвкусице и пошлости современных песен. 1 сентября Вы встретились с губернатором Валерием Шанцевым и исполнили вместе «Сормовскую лирическую». Не подумываете включить ее в свой репертуар?

- Меня удивляет, что Валерий Павлинович не рожден в Нижегородской области, а знает все шесть куплетов этой песни. Несколько лет назад я вытащил его из зала, и он меня удивил - шесть куплетов «Сормовской лирической». В 2005 году я пришел в караоке в Нижнем Новгороде, заказал с компанией «Сормовскую лирическую» и удивил население. Они говорят: «Ничего себе! У нас такая песня есть?» Есть жители в Нижнем Новгороде, которые такую песню не знают, это грустно. Но после концерта 1 сентября ее узнали все нижегородцы, потому что мы её спели с губернатором.

Марина Севостьянова, менеджер
- Я стесняюсь выступать на публике, а так случилась, что новая должность обязывает раз в неделю проводить большое собрание на 20 человек. Подруга дала такой совет: «А ты представь, что они все голые. Сразу полегчает». Как-то пока не легчает. А что делаете Вы, чтобы публики не бояться?

- Когда я боялся играть экзамен на фортепиано лет в 13, тоже кто-то из друзей говорил: «представь, что это капустное поле, а не люди», мне тоже это не помогло. Единственный способ побороть свои страхи - идти им навстречу. Марине очень рекомендую использовать любую возможность выступать перед аудиторией, говорить что-то - скандалить в ресторане, в самолете разговаривать с народом. Пришли, допустим, регистрироваться на рейс, спросите: «Друзья, а вы куда летите? А мы вместе летим? А вы в бизнес-классе?».

Сначала я тоже преодолевал большие сложности, я же не актер, а дирижер. Дирижер - человек, который спиной обычно к аудитории, он в музыке весь, он только с оркестром должен разговаривать, а тут я развернулся и разговариваю с народом. Чем больше я разговаривал с народом, тем мне это казалось легче. Ораторская история - это ведь очень сложно. Есть невероятный человек, без рук и ног - Ник его зовут, он гениальнейший оратор. Он вышел в свет и не стесняется того, что он инвалид. Он какой-то гений! Он постоянно об этом разговаривает, стал таким мега оратором, что он сегодня может баллотироваться на любую должность. Отчего? Практика. Он всё время рассказывает о своей жизни, потому что это всех интересует. Вот Марина тоже должна общаться и идти навстречу своим страхам.

- А вы помните свое первое публичное выступление? Было что-то такое, что стыдно сейчас вспоминать?

- Я помню, когда я в 1995-97 годах сам организовывал свои шоу, когда это из дирижерского и хорового невостребованного жанра превращалось в то, что называется арт-группа, делал это всё в США, на английском языке - мне реально было тяжело.

У меня произношение было неплохое, но нужно было реагировать на ситуацию не заученными текстами, в этот момент испытываешь реально дикое напряжение. Когда появилось в театре эстрады «Вокальное шоу Михаила Турецкого», тоже сидел режиссер в зале и говорил: «Ты сегодня со сцены нес такую чушь!», но из-за того, что это гениально с точки зрения профессии и исполнительского мастерства - эту чушь тебе все прощали. Конечно, это чуть-чуть комплексует, но заставляет работать над собой. И дальше я преодолевал, преодолевал, а сегодня я разговариваю с аудиторией, и для меня это очень органично. Я хочу разговаривать с народом, чем больше народа - тем мне легче разговаривать.

- А Вы не хотите просто посидеть и помолчать часок - другой?

- Я обожаю это состояние. И хочу, и молчу. В самолете, например.

Я как солдат в некоторых частях своего тела и своего мозга, где-то через «не хочу», через «не могу» я включаю «хочу» и «могу», и искренне в это верю. У нас нагрузка неимоверная, каждый день выступления, для живого организма это иногда непросто. Но, в основном, включается мое жизнелюбие, человеколюбие, интерес к тому, чем я занимаюсь. Это как в бассейн - надо войти, сложно сделать первый тяжелый шаг - вода может быть холодной, не хочется, потом начинаешь плавать, и становится хорошо. Вырабатывается эндорфин. Вот так же - не хочу разговаривать, но собеседник интересный, и счастлив, что поговорил. Иногда не хочется куда-то заходить, но приходишь, а там столько добра, любви и счастья, что оттуда уходишь окрыленный. Ты им что-то отдал, а они тебе вернули в три раза больше. Надо делать добро - тогда к тебе возвращается.

Алена Карзоева, Нижний Новгород
- Я была очень удивлена, когда узнала Ваш возраст, Вы прямо сказать, на свои 50 не выглядите. Скажите, секрет в какой-то специальной диете, что Вы из США привезли, сыроедении или отказе от мяса?

- Никакой диеты нет, и отказа от мяса. Мало того, я вообще делаю всё, что вредно, кроме курения и алкоголя. Почему вы думаете, что всё, что вредно, это запретно? Например, есть на ночь, не спать ночь? Это же вредно. Я постоянно ем на ночь. Не регулярно. Что дадут, то и ем. Шесть - восемь раз в месяц у меня есть какие-либо занятия. Либо это гимнастика, либо пилатес, либо лыжи или велосипед.

Я скажу так: во-первых папа, который прожил 97 лет - участник прорыва Ленинградской блокады, был жизнелюб. Он 900 дней в окопах ел муку - это невероятное жизнелюбие. Мама моя, кстати, связана с Горьким. Когда ей было 17, она из Москвы приехала сюда работать медицинской сестрой в госпиталь. То есть это люди, которых все, что не убивает, делает сильнее. Они в меня это заложили. Я всё - таки продукт советского времени. Жизнелюбие и генетика, от этого никуда не денешься.

Если действующему артисту Зельдину 100 лет, а он до сих пор на сцену выходит, то 50 - возраст не такой критичный. Полад Бюль - Бюль оглы - ему 70 лет, он на сцену вышел, выглядел мальчиком, даже Ширвинд с Кобзоном выглядели молодыми мужчинами у Зельдина на концерте, а Домогаров - просто студент МХАТа, он мой ровесник, выпорхнул с букетом цветов. Всё. Произошла переоценка ценностей. Я раньше думал, что полтинник - это многовато уже, надо о душе подумать, а теперь нет! Ещё чувствую, что нет. Надо быть в строю.

- Вы очень долгое время жили в 14-метровой комнате в коммунальной квартире. А сегодня у Вас большой красивый дом. Правда проектированием строительством которого руководила жена! Разве стройка - это не мужская работа?

- Сегодня многие профессии перекочевывают от пола к полу. Потом, что такое строила сама? Она не строитель, она наняла правильных людей. Я не задерживал платежи, моя была такая официальная функция. Она приехала из Америки в Россию на ПМЖ, всё её становление было в США. Когда мы с ней познакомились, он уже построила дом собственный, который спроектировала и обставила. У неё к этому есть предрасположенности - дизайнерские мысли и «железная» рука, она может скрутить бригаду очень легко и заставить их хорошо работать. У неё есть предрасположенность к тому, чтобы построить коллектив, который должен свою работу сделать. Она знает законы, правила и слова волшебные на разных языках.

- Какая Ваша формула успеха?

- Вы знаете, «ни дня без строчки» есть у поэта, у меня «каждый день постараться наполнить максимальным смыслом». Даже если ты отдыхаешь - чтобы отдых был осмыслен, отдых - это переключение деятельности. В основном это связано с природой, горные лыжи, иногда мне удается летом позагорать на море 5-6 дней. Но я при этом сажусь на велосипед, путешествую в маленькие исторические города, что-нибудь новое узнаю. Мне очень нравится путешествовать по нашей стране. Оказаться в Витебске, в музее Шагала, приехать на Алтай - это вообще что-то такое я пережил стресс. Алтай, Алтайский край, Телецкое озеро, гора Белокуриха - на вертолете полетать вокруг. Слава Богу, есть друзья, которые тебе покажут эту красоту за свой счет, потому что вертолет - дорого, а они тебя покатают. Иркутск, Байкал, Дальний Восток, Камчатка, гейзеры, Сахалин - столько мест, жизни не хватает. Это и есть отдых - сменить деятельность. И там не петь. В трусах и в каске, в кедах, можно не пить, можно пить. Я не зависимый от алкоголя человек. Я могу взять и сигарету покурить, а потом три месяца этого не делать. У меня нет никакой зависимости ни от чего. Я считаю, что всё человек может делать, но в меру, это не должно вызывать привычку. Когда ты от чего-то зависишь - это тревожный сигнал.

- Шоу-бизнес часто сравнивают с корзинкой пауков, жаб и змей. Какое из определений Вам ближе?

- В шоу бизнесе есть вполне адекватные люди, их много. Они умные, работоспособные, талантливые, трудолюбивые, положительные и позитивные.

Я не могу сказать, что мы часть шоу-бизнеса, мы своим путем всегда шли. У нас эстрада на консерваторском уровне, получается, что мы замешаны в разных жанрах. Наш стратегический инвестор - это наша аудитория, у нас никогда не было продюсера - был артист, и было его продвижение в народ. Лет 10-12 прошло, пока нас узнали в стране и начали адекватно воспринимать. Бог миловал, ни в каких паучьих, бычьих, тараканьих бегах я не принимал участия, рад этому безмерно, что не завишу от того, что происходит. Иногда просят прокомментировать какой-то конфликт, а я даже не знаю, что происходит и где правда. У меня своя дорога. Естественно, какие-то законы шоу-бизнеса работают, мы обращаемся к людям по организации концертов, но точно у нас своя дорога. И мы не часть российского шоу-бизнеса.

- А змей не боитесь?

- Если она наносит смертоносный укус - боюсь, а если уж в лесу, то нет.

- С помощью чего заклинатель змей заставляет кобру танцевать?

  • Звуков
  • Движений дудочки
  • Гипноза глазами
  • Ничего из перечисленного, танцует сама

- Думаю, сама танцует.

- Как Вы к проигрышу относитесь?

- Отлично.

- Переживаете?

- Не очень.

- Очковая змея из рода кобр абсолютно глуха к звукам дудочки. Со стороны может показаться, что змея как будто танцует, двигаясь в такт мелодии заклинателя змей. На самом деле она просто следует движениям дудочки, а также реагирует на вибрацию, которую создаёт заклинатель постукиванием ноги. Кстати, жизни индийских мастеров этой профессии во время представления ничего не угрожает - весь яд из зубов кобры удаляется заранее.

У вас неправильный ответ. Зато все поверят, что у нас абсолютно искренняя и честная программа.

- Так и есть.

- Спасибо, что вы нашли возможность побывать в Нижнем Новгороде. Я передаю вам вопросы нижегородцев. Успехов Вам, радуйте публику, нижегородцев, создавайте эмоции, настроение и ощущение счастья.

Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:50, субботам в 22:30 и по воскресеньям в 05:00.

Автор: Корр.Дмитрий Ларионов



Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Наталья Савицкая рассказала, как не стать жертвой «молчаливого убийцы»
Из-за высокого артериального давления случается 19% смертей в мире.
Спорт
Победители конкурса «Наш „Пари НН“» получили заслуженные призы
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.