СубботаСб, 27 апреля 03:28 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,01 ▼-0,12 EUR 98,72 ▲0,01

«Единоборства — искусство самосовершенствования: через развитие тела идет развитие духа»

18 апреля 2017 года, 15:31

Олег Макаров — президент федерации ушу и будо Нижегородской области, первый русский инструктор всемирной организации «Будзинкан Додзё». Друг и последователь президента «Будзинкан Додзё» сэнсея Хацуми Масааки. Один из основателей каратэ в Нижегородской области. «Нижегородский ниндзя» нашел время в своем плотном графике и рассказал корреспонденту РИА «Время Н», каков был его боевой путь, что таит в себе философия восточных единоборств, и почему иногда победа — не главное.

— Олег Иванович, расскажите о своей школе «Будзинкан». Как она появилась в Нижнем Новгороде?

— Школа «Будзинкан» это всемирная организация, которую создал наследник традиций ниндзя, сэнсей, великий мастер будо, боевых искусств современности, японец — Хацуми Масааки. Штаб-квартира «Будзинкан» находится в городе Нода, родном городе сэнсея. Благодаря ему началось распространение школ ниндзя во всём мире. Это началось в 1982 году, а мне посчастливилось в 1993 году стать участником первого семинара в СНГ в Харькове, который проводил один из учеников сэнсея немец Штефан Фрёлих. Я оказался участником, поскольку у меня всегда был интерес к единоборствам и школам боевого искусства.

Моя встреча с мастером состоялась в 1995 году. Мне удалось стать участником «тайкая», то есть большого сбора поклонников боевого искусства в Англии. Там я познакомился с этим мастером, который стал моим учителем. Сам Хацуми Масааки является наследником нескольких школ ниндзюцу (искусство ниндзя) и будзюцу (боевые искусства самурайских кланов). К тому времени я уже долго занимался карате и самбо, и дзюдо, и ушу, но, поскольку я родился в семье офицера советской армии, меня всегда интересовал боевой аспект.

Моё детство проходило в гороховецких лагерях, мы играли в «войнушку», разведчиков. Единоборствами я начал заниматься с 14 лет, сначала занимался самбо на стадионе «Локомотив». Мой первый тренер — Виктор Ефимович Проценко.

Когда я занимался каратэ, на меня произвела впечатление личность человека, который впоследствии стал учителем не только в карате и ушу, но и по жизни. Это Аркадий Дмитриевич Частухин. Благодаря ему существует каратэ в Нижнем Новгороде. Хотя каратэ на нижегородчине начиналось с города Павлово, где Аркадий Дмитриевич создал первую секцию карате.

Когда он стал студентом Нижегородского университета, мои друзья обратились к нему с просьбой тренировать «оперативный комсомольский отряд» и дружинников — так была создана первая секция на базе университета. Через некоторое время в Советском союзе был «бум» карате, и ученики Аркадия Частухина создали городскую федерацию карате. Потом в России был запрет карате по соображениям идеологии, многие группы были закрыты. Остались только группы в составе центрального совета «Динамо», поскольку это структура МВД. А я продолжал заниматься и преподавать на Бору для участников ОКО Борского комитета комсомола.

Во время перестройки мы с женой Еленой создали клуб восточных единоборств «Яшма». Я преподавал ушу, дзюдо и карате и детям, и взрослым. А после знакомства с Хацуми сэнсеем я потихоньку начал переходить на рельсы школы «Будзинкан». И я понял, что нашел то, что искал.

— Каким наиболее важным вещам вы научились у сэнсея Хацуми Масааки?

— В Японии есть такое понятие «живая драгоценность». Там людей ценят еще при жизни. Вот Хацуми сэнсей является такой драгоценностью.

Когда я встретился с сэнсеем, я был очарован его личностью, обаянием. В отличие от тех, с кем я раньше имел дело, которые раздували щеки, к которым трудно было попасть, чтобы просто поговорить, он отличался человечностью. В 1996 году, на очередном тайкае, сэнсей понял, что я появился неслучайно. Я был первым русским, приехавшим на его семинары. Он понял, что у меня серьезные намерения. Он дал мне разрешение использовать эмблему «Будзинкан» для федерации, работать под эгидой его школы, проводить занятия от его имени. Клуб «Яшма» стал представителем всемирной организации «Будзинкан» в России и в Нижнем Новгороде. Еще я научился у него мягкости и доброте. Сэнсей всегда говорил: надо тренироваться так, чтобы это приносило радость.

— Единоборства — это и поражения, и победы. А какая победа в жизни для вас самая значимая?

— В 2015 году я отметил юбилей: 50-летие занятий боевыми искусствами. Победа в каратэ — это судейство. Я возглавлял судейскую коллегию. Были победы и в самбо. В ушу — это мои ученики, которые достигали побед и занимали призовые места во всесоюзных турнирах и соревнованиях. Есть такое выражение «в боевых искусствах самое главное — победа над собой и над своими слабостями». Если говорить про будо, то — это путь, который даёт возможность развиваться и реализовываться. Через развитие тела идет развитие духа. Это искусство самозащиты и в то же время — искусство саморазвития. Что касается ниндзюцу (искусство ниндзя) — то здесь «победа не главное». То есть цель ниндзюцу это выживание, а не победа. Иногда меня не очень понимают. Говорят: главное — это победа. Я отвечаю: давайте рассмотрим слово соревнования. Что такое соревнования? Приставка «со» и «ревность». А что такое ревность? Не самое лучшее качество. Спорт, как и медаль, имеет две стороны. И оборотная сторона спорта — это нечестное судейство, подставы, допинг и обман. Ну и, увы, зависть к другому спортсмену, который сильнее тебя. Так что спорт развивает и не самые лучшие качества… Поэтому, то чем я сейчас занимаюсь, не является спортом. Будо — это образ жизни.

— Олег Иванович, у вас очень много учеников. А из ваших детей кто-то следует вашему примеру? Как ваше дело передастся следующему поколению?

— Вопрос хороший. Занимающихся много, а учеников, которые идут до конца, мало. Учеником еще надо стать, заслужить это звание. Потому что у всех свои жизненные цели, социальная реализация и прочее. В японском будо есть такое понятие «ути-дэси». Это можно перевести как последователь, или «вступающий в след». Мои многие ученики уже выросли, они продолжают заниматься, поддерживают со мной добрые отношения, контакты. Кто-то в Москве, кто-то в других городах, многие стали успешными бизнесменами, отцами, главами семейств. Но тех, кто идет по моему пути, нет.

Есть надежда на то, что мой сын Аркадий станет последователем и преемником. Кстати, назван он в честь моего учителя. Аркадий — студент факультета физкультуры и спорта педагогического университета. Он занимается с детства и является обладателем черного пояса по будзинкан. Сын хороший помощник в работе с детьми, у него это неплохо получается. Дети его любят, и родителям нравится, как он проводит занятия.

— О многих восточных единоборствах россияне узнали благодаря кинематографу. А какие фильмы о восточных единоборствах вы отмечаете как наиболее удачные?

— Я люблю фильмы всемирно известного мастера, японского кинорежиссера Акиры Куросавы: «Семь самураев», «Тень воина», «Гений дзюдо». В своё время произвели большое впечатление фильмы с Брюсом Ли.

— Расскажите, какие планы на будущее у федерации Ушу и Будо и школы «Будзинкан»?

— Во-первых, с 28 по 30 апреля здесь будет всероссийский семинар, на который приедут наши коллеги из городов России и три ведущих европейских мастера, мои друзья. Испанский мастер Хуан Мануэль Серрано, финн Лаури Йоконенн и чех Любош Покорны.
Также готовимся к проведению соревнований ко Дню Победы. Мы всегда проводим соревнования, приуроченные к воинским датам, поскольку занимаемся и изучаем воинские искусства. Я приглашаю своих друзей-воинов, которые приходят в мундирах с наградами и вручают медали детям.

В начале июня в федерации мы проводим экзамены на пояса и даны. Я сам имею право присуждать даны — до четвертого включительно. У нас работает летний лагерь, где ребята проходят туристическую подготовку с элементами выживания. В июне работаем с младшими учениками, а в августе — тренировочный лагерь для взрослых

— Какой совет вы бы дали нижегородцам, собирающимся начать заниматься единоборствами?

— Нужно не собираться, а начинать. Никогда не поздно начать заниматься. Потому что это не спорт, а искусство саморазвития, самосовершенствования через практику боевых искусств. Конечно, чем раньше начать заниматься — тем лучше, потому что молодое тело более подготовлено, и лучше развивать физические качества. Кстати говоря, сам термин «будо-тайдзюцу» означает искусство тела, поэтому тело должно быть хорошо развито. Нужно развивать быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость. Если говорить про боевые искусства, то существует понятие «сингитай» (син — дух, ги — техника, тай — тело). Здесь в первую очередь идёт дух. А вообще «школа Будзинкан» можно перевести как «школа боевого» духа.

— А есть те, кому противопоказано изучать будзинкан, но не по здоровью?

— Конечно. В нашей организации существует кодекс, и он четко регламентирует: тем, у кого есть криминальное прошлое, в нашей школе нечего делать.

Автор: Корр. Игорь Криштафович, фото из архива Олега Макарова

Фоторепортаж
олег макаров УШУ 2Олег Макаров УШУ


Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Общество
24 нижегородских предприятия заключили соглашения с минздравом по оздоровлению своих работников
Реализуется региональная программа «Укрепление общественного здоровья».
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Денис Чучко — о фестивале INTERVALS
Возрастное ограничение: 6+.