ЧетвергЧт, 25 апреля 08:55 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

«Для искоренения коррупции в органах госвласти нужно повысить сознание людей»

20 апреля 2009 года, 17:47

Управление гражданской и муниципальной службы аппарата губернатора и правительства Нижегородской области провело зональный семинар с главами муниципальных районов и городских округов по вопросам реформирования и развития государственной и гражданской муниципальной службы. О том, каковы основные аспекты реформирования и какие практические моменты вызывают особые трудности у специалистов на местах, а также о мерах борьбы с коррупцией и возможностях трудоустройства в государственные учреждения рассказала начальник управления Людмила Максимычева.

— Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, каковы основные аспекты реформирования и развития государственной гражданской и муниципальной службы в Нижегородской области?

— В 2006 году была утверждена Программа развития государственной гражданской службы Нижегородской области на период 2006−2010 годов, целью которой было совершенствование и повышение эффективности государственной гражданской службы, обеспечение качественно нового уровня профессионализма государственных гражданских служащих.

В ходе реализации программы в Нижегородской области создавались условия для реформирования системы государственного управления, начали внедряться передовые методы планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих. Кроме того, существенно улучшились материально-технические условия для исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

Нужно отметить, что в последнее время широко развернулась работа по обеспечению открытости государственной гражданской службы. С этой целью проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы и включение в кадровый резерв.

Можно сказать, что сегодня процедура формирования кадрового резерва и резерва управленческих кадров в достаточной степени отработана. Много делается для внедрения эффективных методов повышения уровня профессиональной подготовки гражданских служащих, развивается система обучения и повышения квалификации. Создаются и условия для должностного роста гражданских служащих, более действенно работает система мотивации.

Еще один важный аспект развития гражданской службы, необходимый для повышения привлекательности госслужбы в глазах общества и особенно молодежи, — обеспечение правовой и социальной защиты гражданских служащих, а также расширение социальных гарантий и социальных льгот.

В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации на 2009−2013 годы, утвержденной Указом Президента РФ 10 марта 2009 года, определяются основные направления реформирования в соответствие с требованиями времени и стоящих перед государством и обществом задач.

Так, одним из ключевых направлений реформирования должно стать противодействие коррупции в системе органов власти и местного самоуправления.

Большое внимание уделяет новая программа и вопросу разграничения полномочий различных ветвей власти. В частности, речь идет об обеспечении взаимосвязи реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, а также с другими преобразованиями в сфере государственного управления. Согласно концепции, основная цель реализации программы — создание целостной системы государственной службы, обеспечивающей эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Важно также отметить, что управление государственной гражданской и муниципальной службы аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области будет строить свою работу согласно положениям принятой Федеральной программы. В настоящий момент мы готовим целый комплекс мероприятий по ее реализации. Нам предстоит большая работа, но все сделанное в данном направлении должно в конечном итоге привести к более рациональному использованию ресурсов в системе государственной гражданской службы Нижегородской области.

— Какие практические моменты, связанные с реформированием, на Ваш взгляд, вызывают наибольшие трудности у специалистов на местах?

— Определенные трудности, конечно, есть. Во-первых, пока не урегулированы отдельные вопросы прохождения государственной гражданской и муниципальной службы на федеральном уровне. В частности, это вопросы, связанные с формированием кадрового резерва, ведением реестра гражданских служащих многие другие.

Во-вторых, можно отметить недостаточно высокий профессиональный уровень муниципальных служащих, что, несомненно, сказывается на уровне исполнения ими должностных обязанностей. Кроме того, в местных бюджетах недостаточно средств на переподготовку и повышение квалификации служащих. Как правило, в структуре высшего образования муниципальных служащих преобладает экономическое социально-гуманитарное и техническое образование. Юридическое образование же образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующее направлению деятельности муниципальных органов, имеют небольшое количество муниципальных служащих.

Третья проблема — это «вымывание» кадрового потенциала. Я имею ввиду, что замена «команд» по результатам выборов глав местного самоуправления приводит к потере опытных, квалифицированных специалистов, на место которых приходят сотрудники, не имеющие необходимых знаний и навыков.

Еще один проблематичный момент — это отсутствие в муниципалитетах сформированного кадрового резерва, что не позволяет оперативно реагировать на изменения в кадровом составе муниципальной службы. Кроме того, недостаточно эффективная система мотивации труда гражданских и муниципальных служащих, отсутствие обоснованных критериев оценки профессиональной служебной деятельности, а также отсутствие оптимальных материально-технических условий для эффективного исполнения служащими своих должностных обязанностей и использование устаревших технологий, все это, несомненно, является проблемными моментами в деятельности муниципалитетов.

Важно отметить, что если на гражданской службе в настоящее время в этом направлении наблюдается большой прогресс — развивается система государственных гарантий, материального стимулирования, улучшается техническое оснащение рабочих мест, внедряются современные информационные технологии и т. д., то в органах местного самоуправления все это оставляет желать лучшего.

Наконец, еще одна проблема — формирование единой корпоративной культуры на государственной гражданской и муниципальной службе, что в рамках проведения административной реформы является важнейшим условием осуществления кадровой политики. Органы власти не могут эффективно функционировать, если сотрудники не владеют, помимо набора необходимых профессиональных умений и навыков, сводом писаных и неписаных правил, не выбирают определенного отношения к своей работе, к коллегам и посетителям, не обладают определенными психологическими и поведенческими качествами.

Кроме того, самого серьезного внимания и усилий требует разработка механизмов выявления и разрешения конфликта интересов, а также нормативного правового регулирования профессиональной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области.

— Каковы технологии и методы подготовки резерва управленческих кадров в Нижегородской области?

— Подготовка лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, включает в себя основную и дополнительную формы обучения.

Основной формой подготовки резерва является самоподготовка на основании индивидуального плана профессионального развития, разработанного сроком на один год.

К дополнительным формам подготовки относятся: повышение квалификации, переподготовка или стажировка по отдельным направлениям государственного регулирования; обучение специальным дисциплинам, необходимым для инновационного развития приоритетных направлений государственного регулирования; участие в работе коллегиальных органов; участие во внутрирегиональном и межрегиональном взаимодействии, в том числе участие в работе конференций, совещаний; взаимодействие с институтами гражданского общества; временное замещение какой-либо из должностей.

У многих может возникнуть вопрос, зачем нужно учить руководителей и кандидатов на замещение руководящих должностей. Дело в том, что работа в органах исполнительной власти, особенно на руководящих постах, требует умения максимально полно использовать все ресурсы, требует постоянного обновления профессиональных знаний и развития новых управленческих навыков. Ведь от эффективности работы руководящего состава органов госвласти решающим образом зависит развитие всей области в целом.

Конечно, в идеале любой работник, а в особенности если он занимает руководящую должность, должен повышать уровень своих профессиональных знаний. Однако, существующая реальность вносит свои коррективы, ведь руководитель не всегда располагает достаточным количеством времени, чтобы оторваться от работы. Именно с учётом специфики труда руководителей мы стараемся выбирать наиболее подходящие формы обучения. Это в первую очередь дистанционное обучение, которое расширяет свободу выбора форм, методов и времени обучения и позволяет руководителям оптимально совмещать повышение своего профессионального уровня и выполнение прямых должностных обязанностей.

Внедрение технологий дистанционного обучения в системе профессионального переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих осуществляется в Нижегородской области с 2004 года. Это уже отработанная технология и, думаем, она принесёт свои плоды и в подготовке резерва управленческих кадров Нижегородской области.

— Планируется ли в ближайшее время расширение штата в Управлении?

— В декабре 2008 года губернатором Нижегородской области был подписан Указ «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области», в связи с чем, в начале 2009 года были проведены мероприятия, направленные на сокращение численности государственных гражданских служащих и на экономию фонда оплаты труда.

В связи с этим, на управление был возложен огромный объем работы, связанной с проведением мероприятий по реформированию аппарата губернатора и правительства Нижегородской области, в частности по сокращению численности государственных гражданских служащих на 5%.

Конечно, об увеличении штата в управлении не может идти и речи, хотя функции, выполняемые управлением, увеличились. Сейчас Управление координирует деятельность органов исполнительной власти области по проведению работы в данном направлении. Также мы оказываем помощь в составлении штатных расписаний, проводим экспертизу положений о структурных подразделениях, должностных регламентов, оказываем помощь в подготовке иных документов, связанных с реорганизационными мероприятиями.

— Какие требования предъявляются к человеку, который приходит устраиваться к Вам на работу или в аппарат губернатора и правительства?

— Общие квалификационные требования к должностям гражданской службы закреплены в Законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их состав включаются требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или опыту работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам.

Надо отметить, что гражданская служба предполагает наличие у служащих знаний и навыков различного уровня. Например, должность руководителя структурного подразделения государственного органа требует от лица, ее замещающего, профессиональных знаний и навыков иного объема и качества, чем, скажем, должность консультанта или специалиста. В связи с этим, законом устанавливаются квалификационные требования к должностям гражданской службы в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Кроме того, для должностей гражданской службы всех категорий и групп должностей входит наличие высшего профессионального образования. Закон не устанавливает строгой привязки профессионального образования к специализации должностей гражданской службы, однако для замещения должностей гражданской службы, например, в аппарате губернатора и правительства, предпочтительно наличие высшего профессионального образования по специальностям «Государственное муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Документационное обеспечение управления», «Связи с общественностью», «Регионоведение», «Политология», или иным гуманитарным специальностям.

Также законодательство о государственной гражданской службе устанавливает и квалификационные требования к стажу в зависимости от группы должностей. Например, для должностей высшей, главной и ведущей групп устанавливается наличие определенного стажа государственной службы или опыта работы по специальности. Для должностей старшей и младшей групп требования к стажу не устанавливаются. Это позволяет поступить на государственную службу выпускникам вузов, получивших современное управленческое образование и имеющим определенные деловые и личностные качества.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для эффективного исполнения обязанностей по должности гражданской службы, определяются и характером задач и функций должности гражданской службы, а также местом должности в системе государственного органа.

Например, для аппарата губернатора и правительства Нижегородской области характерно наличие у человека таких умений и навыков, как: способность анализировать и обобщать информацию, умение работать с документами и применять положения в практической деятельности, умение четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение разрабатывать проекты документов по реализации функций и задач, возложенных на структурное подразделение, организаторские способности, владение стилем делового письма, и т. п. Все эти знания и навыки определяются во время прохождения конкурсных процедур.

Конкретные квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы включаются в должностной регламент гражданского служащего.

— Насколько сложно устроиться в Ваше управление? Какие меры реализуются с целью обеспечения равного доступа граждан к государственной службе?

— Поступление на службу в управление, равно как и в любой другой государственный орган, возможно только после прохождения определенных конкурсных процедур. Обязательность проведения конкурсного отбора для замещения должностей государственной гражданской службы предусмотрена законодательством.

Конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой — возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов.

Конкурс представляет собой специальную процедуру подбора кадров, которая позволяет всесторонне и объективно оценить деловые качества претендента на должность гражданской службы. Право на участие в конкурсе имеют все граждане РФ, отвечающие требованиям, установленным законом для поступления на государственную гражданскую службу.

Например, в аппарате губернатора и правительства Нижегородской области регулярно проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв. Необходимо отметить, что в последнее время возрастает интерес граждан к органам власти, к причастности решения государственных вопросов.

В процессе работы по отбору претендентов конкурсная комиссия использует самые разнообразные методы оценки: анкетирование, тестирование, индивидуальное собеседование и т. п. Необходимо отметить, что в аппарате губернатора и правительства Нижегородской области при отборе кандидатов широко применяется социально-психологическое тестирование, которое дает возможность объективно оценить волевые и личные качества кандидата, определить потенциал кандидата и его возможности на перспективу. В рамках реализации Федерального закона конкурс является одним из важнейших механизмов формирования кадрового состава государственной службы.

Вообще, дальновидные руководители уделяют большое внимание формированию кадрового резерва. Резерв также формируется по результатам проведения конкурсов и предназначен для совершенствования кадровой работы по подбору и расстановке кадрового состава государственной гражданской службы, улучшения качественного состава кадров, своевременного удовлетворения дополнительной потребности в кадрах для замещения вакантных должностей гражданской службы. В настоящее время управлением государственной гражданской и муниципальной службы аппарата губернатора и правительства Нижегородской области ведется единая информационная база данных лиц, состоящих в кадровом резерве на государственной гражданской службе Нижегородской области, которая должна способствовать формированию высокопрофессионального кадрового состава государственной гражданской службы Нижегородской области.

Информация об условиях участия в вышеуказанных конкурсах публикуется в газете «Нижегородские новости» и на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования www.government.nnov.ru в разделе «Государственная служба», подразделе «Вакансии».

— Что делается с целью профилактики коррупции в органах государственной власти?

— В органах государственной власти на сегодняшний день существуют необходимые нормативные акты, на основе которых ведётся работа по направлению «Противодействие коррупции». Это Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и закон Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».

В рамках реализации Плана противодействия коррупции, в органах исполнительной власти указом губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года создан Межведомственный координационный Совет, в состав которого вошли: руководитель аппарата губернатора и правительства Нижегородской области Анатолий Силаев, руководители силовых структур, Законодательного собрания Нижегородской области, представители Общественной палаты Нижегородской области и т. д.

Также указом губернатора Нижегородской области утверждён план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Нижегородской области. В рамках реализации данного плана подготовлен проект целевой программы «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2009−2011 годы. Разработан также проект Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов Нижегородской области и их проектов. Не остаются при этом в стороне и муниципальные органы исполнительной власти. С 10 по 20 марта текущего года проведён семинар, посвящённый теме «Противодействие коррупционным проявлениям». В государственных органах и органах местного самоуправления создаются антикоррупционные советы и комиссии.

В ходе заседания 8 апреля 2009 года межведомственного координационного совета по противодействию коррупции губернатор Валерий Шанцев отметил, что без помощи СМИ и некоммерческих организаций крайне трудно решить проблему коррупции, а в идеале, для борьбы с этим явлением нужно привлечь всех жителей области.

Необходимо отметить, что представители всех вовлечённых в данную проблему государственных органов демонстрируют неподдельный интерес к теме борьбы с коррупцией, а это очень важно для комплексного решения всей программы в целом. Невозможно искоренить коррупцию одним движением руки, нужно изменить отношение людей к этому вопросу, повысив их сознание, а это, наверное, самый важный момент во всей проблеме.

Автор: Корр. Татьяна Глушкова



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Внимание!
ИА «Время Н» объявляет о старте нового конкурса «Наш „Пари НН“»
Его цель — расширять знания о нижегородском футболе, углублять интерес к достижениям главного футбольного клуба города.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Наталья Старикова — о выставке, посвященной истории железной дороги
Она дала интервью «Волге 24».