ПятницаПт, 29 марта 02:10 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Чтобы быть конкурентоспособной, наша промышленность должна шире внедрять инновации»

8 февраля 2013 года, 15:55

— Владимир Валентинович, летом прошлого года Россия, наконец, официально вступила в ВТО. Какие меры приняли в связи с этим нижегородские предприятия? Кто сумел наиболее успешно подготовиться к работе в условиях глобального рынка?

— Ключевая задача нижегородских предприятий в условиях ВТО — наладить выпуск качественной и конкурентоспособной на внешних рынках продукции. ВТО — это хороший стимул роста конкурентоспособности. Поэтому основные меры, которые были приняты, касались модернизации и внедрения высокоэффективных производственных систем. При этом неоценимо полезным оказался опыт зарубежных партнеров, с которым наши компании плодотворно укрепляют деловые связи.

Так, «Группа ГАЗ» начала готовиться к ужесточению конкуренции еще до того, когда в России было принято решение об открытии рынка. Компания непрерывно работает над обновлением модельного ряда выпускаемой продукции (создание нового семейства легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT», нового семейства автобусов ПАЗ «Вектор» и др.), реализует партнерства с мировыми производителями автомобильной техники и автокомпонентов (VW, GM, Daimler и Bosal), улучшает финансовые результаты и повышает производительность труда, внедряет новые подходы к системе качества и уникальные технологические решения, инвестирует в развитие персонала. Также в 2012 году ГАЗ объявил о планах по развитию продаж и организации крупноузловой сборки автомобилей в Турции.

Эффективно взаимодействуют с иностранными инвесторами и другие нижегородские компании. Так, «Заволжский моторный завод», помимо основной своей специализации — производства двигателей внутреннего сгорания, активно ведет работу по созданию индустриального парка совместно с такими известными производителями, как «Flaig + Hommel», «LEONI» (Франция), «Trelleborg Automotive», «Knorr-Bremse» и т. д.

На площадке Группы компаний «Автокомпонент» в 2012 году состоялось торжественное открытие производства полипропиленовых труб для водоснабжения и отопления под торговой маркой Fortress. Это первый проект нового направления «Инженерные системы», которое запускается в рамках диверсификации бизнеса.

Выксунский металлургический завод прошел аудит соответствия системы менеджмента бизнеса требованиям IRIS — международного стандарта железнодорожной промышленности. Он позволит более активно продавать колеса на внешних рынках. Сейчас железнодорожные колеса производства ВМЗ поставляются более чем в 30 стран мира. За последние пять лет средний объем поставок на экспорт превысил 100 тысяч штук в год. Предприятие надеется продолжить сотрудничество с партнерами в Европе, США, Индии, Иране, Корее.

«Красный Якорь» заканчивает модернизацию производства участка мелких цепей. За счет установки к имеющемуся оборудованию современных высокопроизводительных линий производства VITARI SpA (Италия) и WAFIOS (Германия) предприятие увеличило производственные мощности по производству цепей калибров 4−16 мм более чем в два раза — до 500 тонн в месяц. Изменение производительности и совершенствование технологии производства, безусловно, позволяют предложить на экспорт более конкурентоспособную продукцию.

— Какие возможности сегодня появляются у нижегородского бизнеса для развития экспортного потенциала?

— С конца 2010 года в области функционирует система комплексной поддержки экспорта. Она подразумевает как финансовую, так и не финансовую помощь.

Так, в «Евро Инфо Корреспондентском Центре — Нижегородская область» представители бизнеса могут получить необходимые консультации и содействие в налаживании контактов с заинтересованными в сотрудничестве зарубежными компаниями. В рамках информационно-консультационной программы «Университет экспорта» проводятся семинары и другие мероприятия с участием иностранных предпринимателей.

ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области» оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в части компенсации затрат по поставкам продукции на экспорт.

В июне 2012 года наше министерство стало победителем конкурса Минэкономразвития РФ по программе поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Это позволило привлечь на условиях софинансирования (80% на 20%) средства федерального бюджета в объеме 20,6 млн рублей; при этом из областного бюджета было выделено 5,15 млн рублей.

В конечном итоге использование комплексной системы поддержки экспорта позволит удвоить объемы экспорта продукции в 2012 году, по сравнению с 2009 годом. Этот показатель по итогам 2012 года составит $ 5,46 млрд против $ 2,75 млрд в 2009 году.

— Расскажите о других механизмах поддержки промышленности, которые выработаны в области.

— С 2007 года мероприятия нашей промышленной политики, базирующейся на законе «О промышленной политике в Нижегородской области», воплощаются в жизнь в соответствии с Программой развития промышленности области. В рамках ее, в частности, оказывается финансовая поддержка в виде возмещения части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков; ее получают организации обрабатывающих производств, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, осуществляющие техническое перевооружение основных средств. Также в рамках Программы приоритетные инновационные проекты получают субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам (закон от 14 февраля 2006 года № 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности Нижегородской области»). Помимо субсидий, законом предусмотрена такая мера поддержки приоритетных инновационных проектов, как налоговые льготы.

Одним из важных направлений является поддержка предприятий легкой промышленности. Как и в случае с инновационными проектами, господдержка в виде субсидий предоставляется этим предприятиям на конкурсной основе по результатам изучения заявочных документов комиссией.

Общий объем финансирования Программы из областного бюджета в 2012 году составил 109,8 млн рублей. Господдержку получили 11 организаций, реализующих приоритетные инновационные проекты, четыре организации, осуществляющие техническое перевооружение основных средств, и 10 предприятий легкой промышленности.

В будущем году нашему министерству предстоит разработать новую Программу на пятилетний период, в которой помимо действующих следует предусмотреть новые механизмы поддержки с учетом экономических условий работы в ВТО.

— К наиболее перспективным направлениям комплексного развития региона относят кластерную модель. Насколько велика ее роль в экономике Нижегородской области?

— Кластерный подход, несомненно, позволит повысить эффективность взаимодействия всех субъектов бизнеса, органов госвласти, финансовых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений и других заинтересованных структур. Он действенен в реализации инвестиционного и инновационного потенциала, поэтому областное правительство уделяет столь пристальное внимание данному вопросу.

Фактически автомобильный кластер в Нижегородской области существует уже не одно десятилетие. Новый этап в его развитии начался в сентябре 2011 года, когда было заключено соглашение между Правительством области, холдингом «Русские машины» и «Группой ГАЗ». Оно определило принципы взаимодействия и сотрудничества предприятий и региональных властей, направленного на комплексное становление кластера в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Был сформирован Совет кластера и его рабочая группа, а также разработана программа развития. Базой для объединения всех субъектов автомобильного бизнеса стал Горьковский автомобильный завод.

Перспективы развития химической отрасли в настоящее время связаны с созданием на территории области нефтехимического кластера. Предпосылкой его создания стала реализация проекта «Строительство комплекса по производству ПВХ» компанией «РусВинил», предусматривающего производство сырья (поливинилхлорида) для более чем 20 отраслей промышленности. Это сырье должно быть максимально использовано в регионе, и областное правительство прикладывает для этого все усилия. Для эффективной работы кластера в Дзержинске создана управляющая компания «Ока-Полимер». Она готова выделять инвесторам площадки или предоставлять производственное помещение в аренду в течение нескольких дней и одновременно обеспечивать в полной мере инфраструктурой и иными услугами.

В настоящий момент важно проработать вопрос финансовой поддержки кластеров со стороны федерального центра. Для этого в апреле 2012 года подана заявка в Минэкономразвития РФ на участие в конкурсном отборе пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Программа развития нижегородского кластера в области автомобилестроения и нефтехимии вошла во вторую группу проектов. На основе пилотных программ будут подготовлены предложения по корректировке федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, чтобы обеспечить финансовую поддержку проектам кластеров. Планируется, в частности, привлечь к реализации этих программ государственные институты — ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Роснано», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.

В то же время мы понимаем, что нельзя сосредоточивать внимание исключительно на развитии кластеров: чтобы быть конкурентоспособной, наша промышленность должна шире внедрять инновации.

— В каких секторах нижегородской промышленности наиболее велика доля инновационной продукции? Какие планы существуют для наращивания этой доли?

— В абсолютном выражении по объему отгруженной инновационной продукции лидерами являются металлургическое производство (63 млрд руб.), производство автомобилей (33,3 млрд руб.), научные исследования и разработки (17,35 млрд руб.), производство кокса и нефтепродуктов (15,55 млрд руб.). Если же рассматривать показатель удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, то здесь ситуация выглядит следующим образом. На первом месте также находится металлургическое производство (55%), далее следует судостроение (46%), затем производство автомобилей (44%), производство фармацевтической продукции (42%), деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (39%).

Эти показатели значительно превышают среднеобластное значение — 16,5%, а также средний уровень по России — 6,3%. Тем не менее Стратегией развития Нижегородской области определено, что к 2020 году объем отгруженной инновационной продукции должен достичь 1 трлн рублей. Учитывая, что в 2011 году этот показатель составил 153,2 млрд рублей, речь идет о существенном наращивании объемов инноваций. Для этого мы выбрали несколько «точек роста» и планируем на их базе создать три кластера: Саровский инновационный кластер, биомедицинский и индустриальный кластеры. Рассчитываем, что к 2016 году объем инновационной продукции, произведенной в кластерах, должен увеличиться в 8,5 раза.

— Какие еще задачи стоят перед региональным министерством промышленности и инноваций в связи с вступлением России в ВТО?

— Задачи хорошо известны. Это активное внедрение инноваций, модернизация и техперевооружение производств, стимулирование потребительского спроса и расширение рынков сбыта продукции, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, сохранение и развитие кадрового потенциала всех отраслей промышленности. Замечу, что постановка этих задач продиктована не только вступлением страны в ВТО, но сегодня мы будем еще более активно работать над их решением.

Автор: Корр. Александр Михайлов



Картина дня
Рекомендуем