ПонедельникПн, 13 мая 22:44 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,82 EUR 98,95

Борис Кучер: «Цыганка сказала Губанову — будешь жить недолго, но о тебе будут помнить»

2 июля 2020 года, 12:55

Нижегородский художник Борис Кучер рассказал РИА «Время Н» о дружбе с поэтом Леонидом Губановым и о первых выступлениях смогистов, а также поделился воспоминаниями московской юности в кругу поэтов.

Борис Кучер: «Цыганка сказала Губанову — будешь жить недолго, но о тебе будут помнить»

Фото: Алексей Гладышев

Леонид Губанов — один из важнейших поэтов второй половины ХХ века. Его творчество только в наши дни выходит из пыльных государственных и частных архивов. Можно быть уверенным, что пройдет еще несколько десятилетий — и его стихи прочно войдут в народное сознание, как до этого вошли стихи Бродского и Рубцова или Лимонова и Кузнецова. Мы решили поговорить с нижегородским художником Борисом Кучером, который дружил с Губановым и был одним из членов самого молодого общества гениев (СМОГ).

— Как произошло ваше знакомство со смогистами?

— Это в «Строгановке». Первый или второй курс — я уже не помню. Москва. Станция метро «Сокол». Общежитие. Вдруг кто-то приходит и говорит: «Ребята, завтра в Суриковском институте будет уникальное событие! Приходите туда!» Замечу, что часть нас, ребят приехавших с Украины, поступила в Суриковский, часть — в «Строгановку». Информация, что называется, проверенная. Говорят: «Все туда! Будут поэты!» А это уже оттепель хрущевская. Сталина развенчали; кандалы, цепи сняли. Свобода! И мы рванули в Суриковский. Едем на метро. Заходим в зал. Там битком народу — студентов-суриковцев. Мы скромно садимся. Находим наших друзей. Ждем.

Вскоре появляется группа ребят: Леня Губанов — такой коренастый, симпатичный подросток, губастый. Потом — Кублановский, Алейников и еще разные ребята. Человек десять в общей сложности. Они выходят на сцену.

— Это было, разумеется, официальное мероприятие.

— Да, заявка была официальная. Суриковский институт разрешил его. И ребята начали читать стихи. А я учился в Симферополе, у меня был учитель (он сам из Прибалтики, закончил в Вильнюсе художественную академию и стажировался во Франции) — не только художник, но и поэт. И он нас приучал к поэзии, к другим видам искусства. Но поэзия была какая? Блок, Брюсов; Есенин был под запретом, но мы его находили. То есть все более-менее официальное. Мы были воспитаны на этом.

И что вы думаете? Когда смогисты вышли и начали выдавать свои стихи вперемешку с Мандельштамом, Цветаевой, Ахматовой, это был шок! Это было настолько неожиданно! И из всех выделялся Леня Губанов. Но — вдруг появляется человек — выходит на сцену: «Я тре-бу-ю прекратить это бе-зо-бра-зи-е!» То ли сотрудник КГБ, то ли черт его знает. Человек в штатском. Он все прекратил.

— Что случилось после такого выступления?

— Поэтов под зад пинком — и до свидания! Всех разогнали. Мы стоим на улице. Ребята из «Строгановки», поэты. И суриковцы утешают всех. И тогда кто-то из наших сказал: «Ребята, не отчаивайтесь! Сейчас возьмем вина, поедем в нашу общагу; у нас в „Строгановке“ все по-другому и нет таких паразитов!»

Мы берем портвейн, еще какие-то дешевые напитки. Денег же нет ни у кого. Поехали на «Сокол». Пришли. Тетка на вахте сидела — пропустила. Сели. Напитки, закуска — все дешевенькое. Ну и пацаны начали выдавать стихи. Мои друзья поэты и художники с Украины не особо были развиты в художественном плане. Но я-то уже был подкован.

СМОГ в общежитии Строгановского училища в 1965 г. В верхнем левом углу — В. Войтенко, «боксирует» Б. Кучер, его обнял Л. Губанов. Фото Леонида Курило.

— Каким был Губанов тогда?

— Губанов — мальчишка совсем, молоденький, маленький, такой пацаненок, губошлеп. И такое выдавал! Рвал на себе свитер, когда читал. У него губищи были — я вот сейчас прокручиваю и понимаю — Андрея Вознесенского напоминал. Мы тогда напились портвейна, договорились встречаться, общаться и дружить.

— Другие выступления СМОГа вы помните?

— Была встреча у памятника Маяковскому в Москве. Потом они организовали выставку в библиотеке. Ленчик окончил художественную школу при Третьяковке, рисовал хорошо, выставлялся тоже. Мы тащили наброски, рисунки, картины, развешивали все это на стенах. А поэты читали стихи: Алейников такой лирик, Кублановский спокойный, протяжный. Другие поэты были. Но Леня… это самородок! Пульсирующий заряд. Это темперамент! Читал и рвал на себе майку!

Москва. Площадь Маяковского, 1966 г. (vk.com/the old moscow)

— Расскажите про внимание КГБ.

— Я сейчас анализирую: что мы могли? Мы же простые студенты. Нас вызвал декан, который срок мотал от Сталина, автор проекта Волго-Донского канала — Леонид Поляков — и сказал: «Ребята, прекращайте все это дело. Учиться давайте. У вас нестыковка началась. Мы монументалисты, у нас кропотливый труд, нам нужно вдумчивое отношение, надо изучать анатомию, работать над моделями, в тишине, как Леонардо да Винчи. А тут — рвут на себе свитер».

— В КГБ, если правильно понимаю, вас вызывали.

— У нас за «Строгановкой» был свой отдел КГБ. Вызвали и туда. Сидит молодой парень, образованнейший. И начинает нас вербовать: чтобы мы писали и доносили. Я спрашиваю его: «Какого рожна?» — «А какого рожна смогистов „Голос Америки“ цитирует? Они подрывают советскую государственность». И все в таком духе.

Начал мне рассказывать про разведку, про романтику этой работы, про Зорге. Я ему говорю: при чем тут смогисты? При чем тут Леня Губанов? Они патриоты России. Я сам из Севастополя. Я патриот на двести процентов! Вы знаете, что такое Севастополь? Я же там после войны жил. Из Владивостока семья прилетела. Мой отец служил на тральщике — это небольшой кораблик, который мины вылавливает. По городу водили отряды нацистов. Вот они ходят-бродят, просят воды-хлеба. А мы воспитаны были. Патриоты! Там везде «За Родину!» и «За Сталина!» на всех домах написано, на дотах. Везде! Я оттуда. Так воспитан. И вот приехал в Москву учиться, а тут начинаются такие дела. А он, сотрудник, сидит, голову чешет — ответить нечего.

Тусовались, пока могли тусоваться. Леня несколько раз приходил в «Строгановку». А я его встретить не мог. Сердце от этого разрывалось. Но декан меня предупредил: или видишься со смогистами и вылетаешь, или заканчиваешь институт. Кублановского вышвырнули из МГУ, Алейников ночевал по подъездам. Все быстро рассыпалось, раскудахталось, разлетелось.

— Была история с поездкой к Бродскому в Ленинград. Что-либо помните об этом?

— Мы метались по Москве: там, сям, пятое, десятое. И вдруг решили ехать к Бродскому в Питер. Ломанули на вокзал. Вдесятером. Художники и поэты. Мы только вышли на Московском вокзале — и к нам подбежала цыганка, начала гадать. Что мне нагадала, все оказалось правдой. Все! И Лене всю судьбу предсказала. Она сказала: «Среди вас вот этот вот парень — очаг вашей компании. Это пульсар. Вы вокруг него все. Но у него судьба трагическая. Он будет жить недолго, но о нем будут помнить. По природе своей в нем заложена гениальность. Но система его уничтожит».

Леонид Губанов. Весна 1976 г. Фотосессия Владимира Сычева.

Пришли к какому-то переводчику, другу Бродского. И Леня там такой скандал устроил! Он обвинял собравшихся, что они сволочи и подонки, что они подстраиваются. Помните, у Лени были строчки: «И опускаются до НЭПа талантливые подлецы». Мы оттуда сорвались — и прямо на вокзал. В Москву! Всю дорогу ругались, матюкались и пили дешевое вино.

— Что вас поражало в этих людях?

— Поэты совсем молодые были. Кублановский, Алейников. Но выделялся, конечно, Леня Губанов. Он сидел в библиотеках, он «рыл», добирался до каких-то архивов. И этот малый был патриотом России настолько, что сейчас мне трудно сказать, кто бы себе бы взрезал вены за Россию? Кто?

Но Леню сгубили вот эти ребята-эстрадники: Женя Евтушенко виноват, Вознесенский виноват. Другие, которые не обращали должного внимания. Хотя Женя опубликовал отрывок из «Полины», а дальше ему сказали: «Прекращай с этими мальчишками возиться». Кто-то, уже не вспомнить, писал: «Мальчики, падкие на всякие скандальчики». Такая история.

Мы все-таки к академии были ближе, к изучению анатомии, к высокому, к Леонардо да Винчи, а он как бы был с Музой, понимаете? У него очень талантливые работы. И я уверен, если б не эта система, Леня был бы должным образом замечен.

И вся эта игра с психушками — они же прятались таким образом от системы — изображали из себя сумасшедших, чтобы их не уничтожили, чтобы можно было заниматься творчеством.

— Как профессионал, что можете сказать о картинах и набросках Губанова?

— А картины его и почеркушки его — для тех, кто понимает — на мой взгляд, должны стоить миллионы. Если б у меня были деньги, я б скупил бы все; открыл бы галерею. У Лени все подлинное, настоящее.

— Был период, когда в вашей компании находился Эдуард Лимонов.

— Лимончик в нашей компании тоже мелькал. И в общаге на «Соколе», и в прочих местах. Вокруг Леньки целый отряд был. Он же зажигалка. Пульсар. В его компании мелькала и — грех сказать! — Наташа Светлова (впоследствии супруга писателя Александра Солженицына — прим.ред). Она была девчушка, красотка и недотрога. И Эдик там — высокий такой, розовый и с кудряшками, как девчонка.

Фотография из архива Анатолия Брусиловского (vk.com/mir_limonova)

— Есть момент или случай, о котором вы сегодня жалеете?

— Сижу в общежитии. Вдруг шум и гам. У меня комната на втором этаже. Подхожу к окну. А внизу мечется Леня, кричит: «Пустите меня!» А вахтерша — цербер; большая — в три обхвата — ни в какую. Не пускает. А я…

За это мучает совесть.

Справка

Леонид Губанов — русский поэт (20 июля 1946—8 сентября 1983). Создатель неофициального литературного объединения СМОГ. Один из ярчайших авторов отечественного андеграунда, в СССР при жизни за исключением самиздата практически не публиковался.

Художник и живописец Борис Кучер родился в 1940 году в Приморье. Жил в Севастополе. С 1964 по 1969 год учился в Московской художественно-промышленной академии имени Строганова. Был членом литературного объединения СМОГ, которое было создано в 1965 году молодыми поэтами Леонидом Губановым, Владимиром Алейниковым и Юрием Кублановским. Начинал как андеграудный художник. В 1973 году переехал в город Горький. Работает в стилях арьергард, гиперреализм и пуантилизм. Живет в Нижнем Новгороде.

Автор: Дмитрий Ларионов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Нижегородцам рассказали, как сберечь здоровье органов дыхания
Существует около 30 основных факторов, способствующих возникновению хронических заболеваний респираторной системы.
Спорт
Победители конкурса «Наш „Пари НН“» получили заслуженные призы
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.