ЧетвергЧт, 28 марта 23:01 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

«Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области — это четкая и слаженная команда»

12 августа 2008 года, 13:34

8 августа 2008 года исполнилось 3 года со дня вступления Валерия Шанцева на должность Губернатора Нижегородской области. Как в регионе реализуется кадровая политика при нынешнем Губернаторе корреспонденту РИА «Время Н» рассказала начальник управления кадров и государственной службы аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области Людмила Максимычева.

— Людмила Александровна, скажите, как в целом строится кадровая работа в аппарате? Чем занимается Ваше управление?

— Должна, прежде всего, пояснить, что одним из ключевых элементов государственного управления России является реформирование государственной службы. Основной задачей реформирования является организация работы с кадрами, реализация единой кадровой политики и формирование кадрового состава органов государственной власти.

В Нижегородской области утверждена программа развития государственной гражданской службы на 2006−2010 гг., которая предполагает реформирование системы государственного управления, совершенствование и повышение эффективности государственной гражданской службы, обеспечение качественно нового уровня профессионализма государственных гражданских служащих.

Объем работы кадровых служб по реализации кадровой политики очень велик, он насчитывает более 30 направлений. Основными направлениями являются обеспечение открытости государственной гражданской службы, разумное сочетание процессов обновления и сохранения оптимального численного и качественного состава, а также применение эффективных методов работы с квалифицированными кадрами, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки гражданских служащих, развитие системы повышения их квалификации и еще многое другое. Инструмент реализации кадровой политики — современные кадровые технологии, которые предполагают проведение открытых конкурсов на замещение вакантных должностей. В настоящее время конкурсы проводятся во всех органах государственной власти. С приходом Валерия Шанцева проведено более 220 конкурсов, ведь 95% вакантных должностей замещается именно в конкурсном порядке.

Формирование кадрового резерва — это вторая функция нашего управления. У нас разработано положение о кадровом резерве на государственном уровне. По итогам 2007 года на 80% должностей у нас сформирован кадровый резерв.

Один раз в 3 года мы проводим аттестацию гражданских служащих. Для присвоения классных чинов организуем проведение квалификационных экзаменов и обеспечиваем обучение.

В 2007 году по различным программам повысили свою квалификацию 590 гражданских служащих, дополнительное обучение получили 553 гражданских служащих. В 2008 году планируется реализация пилотного проекта обучения гражданских служащих по Президентской программе подготовки управленческих кадров народного хозяйства.

— Что в Вашей работе является самым сложным?

— Мы привыкли делать свою работу быстро, оперативно решать по любому направлению деятельности любую задачу. Сложность одна — проведение конкурсов на замещение вакантных должностей. В органах исполнительной власти такие вакансии образуются довольно-таки редко, но бывают. В аппарате работает около 30% молодежи до 25 лет: они молодые, женятся, выходят замуж, уходят в декрет. Для замещения вакансий организуются конкурсы. Процедура эта длительная. Много времени уходит на подготовку конкурсной документации. Целый месяц информация располагается на сайте, в газетах, в это время собираем документы, а затем проходят конкурсные процедуры: анкетирование, тестирование, изучение рефератов и стратегических программ, собеседования и т. д. На проведение конкурса уходит 1,5—2 месяца. Объем работы очень большой, а компетентные сотрудники нужны быстрее.

— Сколько человек работает в Вашем управлении? Как они справляются с такими нагрузками?

— Проблемами кадров должны заниматься профессионалы, умеющие хорошо ориентироваться как в законодательстве, так и выполнять любую аналитическую работу. Работа в органах исполнительной власти и у нас в управлении кадров требует владения многопрофильными специальными знаниями — юридическими, педагогическими, психологическими, а также умениями и навыками в области современных кадровых технологий.

Всего в органах исполнительной власти работает 4,5 тысячи человек, в аппарате Губернатора и Правительства — 525 человек, в нашем управлении — 41 человек. Все они очень загружены. Но работой довольны все.

В 2007 году мы проводили опрос среди государственных гражданских служащих всех органов власти, согласно результатам которого 96% сотрудников довольны своей зарплатой и условиями работы, анкеты были анонимными, каждый мог написать, что угодно.

— Людмила Александровна, в связи с тем, что Вы рассказали, планируется ли у вас расширение штата в ближайшее время?

— Скорее всего, что нет. Работы много, но 41 человек управления кадров — это вполне достаточно. В нашем управлении жесткие требования, не каждый выдерживает нагрузки, но у нас сплоченный коллектив, я бы даже сказала - команда, как и в целом весь аппарат Правительства. Случайные люди есть везде, но они быстро уходят.

— Какие требования предъявляются к человеку, который приходит устраиваться к Вам на работу или в аппарат Губернатора и Правительства?

— Образование должно быть, непременно, высшее для 4-х групп должностей и на руководящую должность стаж не менее 5 лет, и только младшая группа должностей может иметь среднее или средне-специальное образование без требования к стажу. Мы, конечно, порадовались, что сейчас вышел Указ Президента РФ о том, что не будут предъявляться требования к стажу к старшей группе должностей. Выпускники ВУЗов приходят устраиваться на государственную гражданскую службу, естественно, не имея стажа работы. Они 5 лет учились, а мы их можем принять по законодательству, которое действует сегодня, только на должности младшей группы. А с учетом изменения законодательства, наниматель-работодатель сможет их назначить главными, ведущими специалистами. Это здорово. Сейчас мы будем приводить в соответствие с федеральным законодательством нормативные акты Нижегородской области по данному вопросу.

— Как Вы мотивируете своих работников?

— Во-первых, у нас для работников предусмотрен оклад, надбавки за выслугу лет, за секретность, за стаж работы, за классный чин. Кроме того, ежемесячно выплачиваются премии. Каждый квартал руководители всех подразделений подводят итоги, выделяется определенная сумма на мотивацию государственных гражданских служащих, где с учетом вклада интенсивности труда каждый руководитель поощряет своих подчиненных. Кроме того, сотрудники органов исполнительной власти области, а также нашего управления награждаются почетными дипломами, грамотами, благодарственными письмами Губернатора. У нас действует система медицинского обслуживания, разработан проект положения о санаторно-курортном лечении сотрудников органов исполнительной власти Нижегородской области. Кроме того, сложилась практика ежегодного проведения конкурсов «Лучший государственный гражданский служащий», «Лучший муниципальный служащий». Немаловажный факт — это охрана труда, забота о здоровье сотрудников. В этом плане мы тоже много работаем.

— Есть ли среди госслужащих аппарата Правительства люди с учеными степенями?

—  Да, конечно, есть. Команда, сформированная Валерием Шанцевым, — это высокопрофессиональная, грамотная команда. В аппарате работает 3 доктора наук и 71 кандидат наук в различных областях знаний. Это руководители: Вице-губернатор Виктор Клочай, заместитель Губернатора Сергей Потапов, заместитель Губернатора Ирина Живихина, министр здравоохранения Александр Карцевский, первый заместитель министра здравоохранения Ирина Переслегина, министр строительства Владимир Челомин, заместители министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Владимир Макарычев, Александр Абрамов и многие другие.
В аппарате очень много людей имеют по два образования, а если кто имеет одно, стремится получить второе по специальности «Государственное и муниципальное управление». Никто их не заставляет, они сами для себя так решили.

— В одном из нижегородских СМИ была опубликована странная информация о том, что люди, работающие в Вашем управлении, недовольны своей зарплатой. Прокомментируйте это, пожалуйста.

— Я не знаю, кто мог пожаловаться на низкую зарплату, потому что с приходом Валерия Шанцева денежное содержание каждого государственного служащего увеличилось. До этого были вообще мизерные зарплаты, а сейчас делается все, чтобы за достойную работу люди получали достойное вознаграждение. Если человек работает по ненормированному рабочему дню, то он не только получает дополнительный отпуск за работу вне графика, но и надбавку за особый режим работы.

Но всегда в любом коллективе находится 1−2% людей, у которых деньги на первом плане, а потом все остальное. Самое главное — нужно работать, а потом уже думать о вознаграждении за свой труд. Под лежачий камень вода не течет. Заработная плата в бизнесе намного выше, чем на государственной гражданской службе. Это так. Но правильно говорят, что хорошо там, где нас нет. У нас мотивация труда налажена в полном объеме. А с приходом Валерия Шанцева только слепой не может видеть, что все изменилось в лучшую сторону. Были такие примеры, когда люди от нас уходили в бизнес, потом возвращались. К нам в управление кадров все время тянутся люди, несмотря на то, что работы очень много, работа рутинная и не для каждого интересна. Молодежь с легкой жизненной позицией иногда ищет, где попроще, где больше свободного времени, где, не работая, можно получать много денег. Из управления кадров и государственной службы за 3 года никто не уволился. Это говорит о том, что коллектив управления кадров сформирован и укомплектован профессиональными, работоспособными сотрудниками, что позволяет мне, как руководителю, гордиться этим.

— По каким критериям отбирается претендент на руководящую должность?

— Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Речь идет о том, что на гражданской службе должны находиться лица, имеющие необходимую для полноценного исполнения должностных обязанностей профессиональную квалификацию. В этих целях законодательством установлены общие квалификационные требования к должностям гражданской службы, а именно:
к уровню профессионального образования (с учетом категории и группы должностей гражданской службы);
к стажу государственной гражданкой службы или стажу (опыту) работы по специальности;
к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Конкретизация квалификационных требований к соответствующим должностям гражданской службы, учрежденным в конкретных государственных органах, отражается в должностных регламентах.

— Является ли этот набор критериев стандартным для всех ведомств или он как-то отличается?

— Федеральным законодательством установлены единые требования к замещению должности гражданской службы, которые обязательны для применения всеми государственными органами.

— Дмитрий Медведев посетовал на дефицит профессиональных кадров. Существует ли такой дефицит в госорганах Нижегородской области?

— На должности государственной гражданской службы дефицита профессиональных кадров в Нижегородской области не существует. У нас ведется единая база данных кадрового резерва органов исполнительной власти, которая сформирована на основании конкурсов. Надо отметить, что в конкурсах на включение в кадровый резерв участвуют и граждане, и госслужащие, уже зарекомендовавшие себя, имеющие опыт и, самое главное, — желание работать. Сейчас в резерве около тысячи претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Из такого количества, конечно, можно выбрать достойнейшего. Данными резерва могут пользоваться все органы исполнительной власти области.

По сравнению с 2005 годом доля лиц с высшим профессиональным образованием выросла с 91 до 95% (по РФ — 82%). Все больше приходит на государственную службу специалистов с современным управленческим образованием. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что реализации принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих уделяется большое внимание.

Автор: Корр. Светлана Лабутина



Картина дня
Рекомендуем