ВторникВт, 14 мая 07:46 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,63 ▼-0,19 EUR 98,85 ▼-0,10

Анатолий Белый: в русской поэзии огромные неисчерпаемые пласты, которые нужно донести до наших детей

29 марта 2019 года, 16:35

В интервью РИА «Время Н» известный российский актер театра и кино Анатолий Белый рассказал о своем проекте «Кинопоэзия», о русской лирике и современной поэзии, а также о взаимодействии с фестивалем «Горький fest».

Анатолий Белый: в русской поэзии огромные неисчерпаемые пласты, которые нужно донести до наших детей

Фото из личного архива Анатолия Белого

− Анатолий, здравствуйте! «Кинопоэзия» была задумана в 2016 году, она прошла путь от youtube-проекта до кинематографа. Расскажите, как пришла идея создания?

— Как появилась идея создать проект «Кинопоэзия»? Одному Богу известно, как приходят идеи в головы людей. Вот она пришла — и все. Очень люблю поэзию и занимаюсь ею, поэтому в какой-то момент осознал, что поэтический мини-фильм как жанр имеет право на постоянное существование в пространстве.

Отмечу, что когда затевал «Кинопоэзию», не думал про youtube-проект, даже не подозревал, во что это выльется, мне просто захотелось это делать.

Потом уже в процессе работы над проектом стало понятно, что задуманное превращается в какое-то большое движение. Постепенно друг за другом все формировалось, и сейчас я вижу, что из просто идеи создания жанра поэтического мини-фильма на постоянной основе вырос проект с большими перспективами.

Тем не менее, всегда говорю о том, что люди должны заниматься своим делом и дилетантизма я не люблю. Как идейный вдохновитель этого проекта, понимаю, что должна быть профессиональная команда, состоящая из продюсеров, режиссеров, PR- и SMM-специалистов, дизайнеров и так далее, которые могли бы мне помогать и помогают в развитии проекта в дальнейшем.

− В выходные нижегородцы смогут окунуться в мир «Кинопоэзии». Они увидят два блока короткометражных фильмов «От войны до наших дней» и сборник мини-фильмов на стихотворения поэтов Серебряного века «Но кто мы и откуда». Сами формировали список произведений, которые туда вошли?

— Что касается кино-сборников, которые идут в прокате, составлял их действительно я, основываясь на том контенте, который у нас есть на сегодняшний день. Пришла идея объединить альманахи по эпохам: один — Золотой век, два — поэты Серебряного века и один — стихотворения авторов XX века. Я опирался на хронологию, и, исходя из этого, составил эти кино-сборники.

− Как у вас вообще строится этот процесс?

— Когда у меня появляется какая-то тема или какой-то автор, я предлагаю режиссеру на выбор стихотворения, из которых он выбирает то, что ему нравится, на что у него рождается свой кинообраз, что очень важно. Затем режиссер пишет сценарий, мы его дорабатываем, запускаем в работу, а потом уже сообща решаем, какой актер мог бы прочитать то или иное стихотворение. Вот таким образом строится наша работа.

− В проекте заняты Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Максим Виторган, Мария Миронова, Агния Кузнецова… Как вам удалось собрать такой состав?

— К моему великому счастью «Кинопоэзия» на сегодняшний день пользуется уважением среди моих коллег. Все те, кто участвовал в «Кинопоэзии», — мои друзья и знакомые, те люди, которые почувствовали, что могут что-то сделать для этого проекта.

Очень благодарен им, что откликнулись в свое время на участие в этом проекте, потому что он совершенно некоммерческий, он — про культуру и просвещение. Подчеркиваю, что у нас не киностудия, которая обладает миллионами, у нас нет государственной поддержки на сегодняшний день, поэтому все это основывается только на уважении, любви и дружбе.

− Поэтический мини-фильм − как жанр. В нем много пространства для идей?

− Я этим занимаюсь, потому что мне нравится, это вдохновляет и дает мне силы. Понимаю, что занимаюсь каким-то полезным и нужным делом, которое еще и приносит удовольствие.

Пространство для идей — огромное, как неисчерпаема русская поэзия, так и неисчерпаема кинопоэзия в своих форматах и ключах к раскрытию того или иного автора и его стихотворения. Это — Космос.

− За два с половиной года существования проекта мини-фильмы из цикла «Кинопоэзия» приняли участие в различных международных кинофестивалях, в том числе и в «Горький fest», который проходит в Нижнем Новгороде. Планируйте ли вы посетить фестиваль и в этом году?

− За два с половиной года существования проекта мы посетили шесть международных кинофестивалей, один из которых в Лос-Анджелесе и пять — в нашей стране.

Действительно, в прошлом году мы посотрудничали с организаторами «Горький fest», но это был пробный шар. Далеко не все, что было запланировано, было достигнуто. Мы уже говорили с генеральным продюсером фестиваля Оксаной Михеевой о том, что если в дальнейшем интегрировать «Кинопоэзию» в «Горький fest», надо делать это немного по-другому. Мы планируем двигаться дальше, потому что и Оксана Михеева, и Михаил Пореченков, президент этого кинофестиваля, — мои друзья и знакомые, и сотрудничество «Кинопоэзии» и «Горький fest» обязательно будет продолжаться.

В ближайшее время надо всем нам подумать, как это сделать, чтобы это было обоюдно интересно, полезно и развивалось и дальше.

В этом году в планах у нас с Оксаной Михеевой провести открытую дискуссию по поводу «Кинопоэзии» с местными режиссерами, творческими единицами, людьми, которым это интересно, которые хотят работать в этом жанре. Мне интересно услышать, что про этот жанр думают нижегородские представители творческих профессий.

Также, наверняка, обязательно сделаем какой-то очередной показ.

− Нет ли у вас планах сделать цикл «Кинопоэзии» на произведения зарубежных авторов?

— Проект на сегодняшний день охватывает только русскую поэзию. У нас огромные неисчерпаемые пласты, которые нам нужно донести до наших детей, — это самое главное. Зарубежные авторы не входят в планы «Кинопоэзии» вообще, а представление русской поэзии в жанре проекта за рубежом это, конечно же, планируется.

− Как, по-вашему, у нас обстоят дела с современной поэзией. Кого читаете, кто вам интересен?

— Обстоят дела с современной поэзией у нас прекрасно. Только, к сожалению, нет того моста, который соединяет современную поэзию с современными людьми. Она находится где-то отдельно, и люди то же, они занимаются чем-то другим, пытаясь удовлетворить свои какие-то материальные потребности, нежели духовные. Считаю, что современная поэзия в стране находится сейчас в ударе, так как очень много замечательных авторов. Надеюсь, что «Кинопоэзия» в дальнейшем послужит этим мостиком между современными поэтами и современным русским человеком в России.

Я читаю, скажу вам честно, не так много, как хотелось бы. Наверное, мне близок ушедший от нас настоящий человек-поэт Борис Рыжий, а также мне нравятся стихи Веры Полозковой, Алексея Шмелева, Влада Маленко, Александра Антипова, Марии Рупасовой, перечислять можно бесконечно.

Вообще произведения поэтов XXI века уже интегрированы в проект «Кинопоэзия»: есть два фильма по стихотворениям Али Кудряшевой и Федора Сваровского.

− Могут ли ваши мини-фильмы использоваться на уроках в школах? Привлекать таким образом подрастающее поколение к литературе?

− Наш проект «Кинопоэзия» называется просветительский и образовательный, поэтому образовательный вектор, несомненно, будет разрабатываться. Конечно же, кинопоэзия как современный инструмент изучения русского языка в школах должна быть, это мое глубокое убеждение. Мы движемся в этом направлении.

− В День защиты детей «Кинопоэзия» и Благотворительный фонд Константина Хабенского проводили в соцсетях акцию: дети прочли стихи Барто, Асадова и Полозковой. Планируются ли подобные мероприятия в будущем?

− Конечно, планируются, потому что наш проект в благотворительных целях может эффективно работать, и это доказал прошлый год. Была акция на 1 июня, затем мы сделали благотворительный цикл с Московским зоопарком. Скоро эти фильмы мы выложим у себя на канале в Youtube.

В благотворительных целях был сделан мини-цикл, куда вошли четыре стихотворения, в которых участвовали четыре учредителя детских фондов — Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Егор Бероев. На основе этих четырех фильмов мы сделали большой благотворительный концерт в поддержку этих фондов, поэтому «Кинопоэзия» как благотворительность, конечно же, может быть использована, и мы будем продолжать это делать.

− О работе в большом кино. Расскажите, над какими образами сейчас работаете? Каких театральных постановок с вашим участием стоит ждать в этом году?

— Я сейчас плотно занят в театре, в кино — пока пауза. Выпустил в этом сезоне в родном театре — Московском художественном театре им. А.П. Чехова — спектакль «Сережа» в постановке Дмитрия Крымова по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Я сыграл Каренина.

Сейчас репетирую в МХТ пьесу М.А. Булгакова «Бег» в постановке Сергея Женовача.

В июне в Государственном театре наций у меня планируется репетиция спектакля «Дядя Ваня» в постановке французского режиссера Стефана Брауншвейга. У меня получилось такое театральное полугодие.

Есть планы сниматься в кино, но это уже на осень этого года.

− Спасибо за интересную беседу. Желаем дальнейших творческих успехов!

Автор: Дмитрий Ларионов



Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Нижегородцам рассказали, как сберечь здоровье органов дыхания
Существует около 30 основных факторов, способствующих возникновению хронических заболеваний респираторной системы.
Спорт
Победители конкурса «Наш „Пари НН“» получили заслуженные призы
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.