ЧетвергЧт, 25 апреля 14:59 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

Проделана большая работа, но много проблем еще предстоит решить

2 сентября 2004 года, 12:57

В июле 2001 года нижегородцы оказали Вам высокое доверие, избрав губернатором. Во время избирательной кампании спрашивали, какую задачу Вы перед собой ставите? Ответ был такой: «Нижегородцы должны жить достойно, люди должны получать достойную зарплату, качественное лечение, образование. Благополучие любого государства, любого региона — напрямую зависит от благополучия его граждан, от того, насколько уверенно они стоят на земле и насколько уверены в своем будущем». Так что мы имеем три года спустя?

Без излишней скромности можно сказать: сделан рывок вперед в экономике области практически по всем показателям. Основной показатель развития экономики — валовой региональный продукт (ВРП). Реальные объемы ВРП растут за последние три года темпами, опережающими средние по России. По оценке 2002 года по России внутренний валовой продукт (ВВП) составил 104, 3%, по Нижегородской области ВРП — 109%. Есть уверенность, что этот показатель будет расти. Тем более, что Президент поставил задачу к 2010 году добиться по стране двухразового увеличения ВВП.

Промышленность. Темпы роста реальных объемов промышленности области за последние три года также выше средне-российских. По итогам 2002 года индекс физических объемов (ИФО) по России составил 103,7 процента, по Нижегородской области — 106,6. В целом за 3 года рост промышленной продукции в Нижегородской области составил 12,4 процента.

Село. Объем сельскохозяйственного производства за три года увеличился на 8,4 процента. Инвестиции. Рост инвестиций в основной капитал в целом за три года составил 60 процентов после долголетнего спада. Для сравнения: по итогам 2002 года прирост инвестиций в основной капитал составил по России в среднем 2,6 процента, в Нижегородской области — 30 процентов. Тенденции развития экономики Нижегородской области позволяют надеяться, что темпы эти будут не только сохранены, но и преумножены. Мы изначально ставили перед собой задачу: добиться привлечения и освоения инвестиций не менее 20 млрд. рублей в год. В 2002 году инвестиции в основной капитал Нижегородской области составили 27,028 млрд. рублей.

Малый бизнес. На фоне среднероссийских показателей Нижегородская область среди 89 регионов РФ выглядит одной из лучших: 2 место по инвестициям в основной капитал и 4 место по занятости и объемам производства на предприятиях малого бизнеса. Об оживлении в нижегородской экономике свидетельствует интенсивный рост межрегионального и международного обмена. Внешнеторговый оборот области за последние три года вырос на 34 процента (и составляет по итогам 2002 года около 1,9 млрд. долларов США). А темпы роста экспорта в последние три года опережают среднероссийские показатели. 2001-й год: Россия — 96,7 процента, Нижегородская область — 116,6. 2002-й год: Россия — 105,2 процента, Нижегородская область — 144 процента. Все эти цифры говорят о том, что Нижегородская область становится конкурентоспособной. Это дает возможность более эффективной занятости населения, это новые рабочие места, это рост заработной платы. Экономический рост прежде всего должен работать на повышение благосостояния граждан. На это нас нацеливает Президент России Владимир Путин.

Определенные успехи должны сказаться и на уровне жизни нижегородцев. На улучшение социальной обстановки в регионе.

Наблюдается рост доходов населения. Реальные доходы нижегородцев за три года увеличились на 14,7 процента (в среднем по России в 2003 году — на 8,8 процента). По показателю среднедушевых доходов область переместилась с 33 места по России на 25. С ростом доходов увеличился розничный товарооборот — на 24 процента. По этому показателю Нижегородская область по итогам 2003 года занимает 10 место среди регионов России и 3 место в ПФО. Заметно увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата населения: в январе-апреле 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года — в 1,8 раза и составила 3972,9 рубля. Уровень регистрируемой безработицы в области в два раза ниже среднероссийского, а среди субъектов Приволжского федерального округа в Нижегородской области — самая низкая продолжительность безработицы. Таким образом, реальные сдвиги в экономике области уже сегодня отразились на уровне жизни нижегородцев. И, как результат, за три года уменьшилась доля бедных в общей численности населения: с 38,8 процента до 27,4.

Геннадий Ходырев, став губернатором, поставил перед собой задачу вывести Нижегородскую область в первую десятку по стране (в 2001-м году Нижегородская область была на 40 месте среди других регионов России!).

Сегодня мы уверенно движемся вперед. По итогам 2001 года Нижегородская область вышла с 40 на 31 место (по комплексной оценке уровня социально-экономического развития территорий России, осуществляемой Министерством экономического развития и торговли РФ), по итогам 2002 года — на 26 место.

Чего стоили Вам эти три года?

Три последних года были нелегкими. Область досталась с нищим бюджетом, с огромными долгами, со сложной ситуацией в промышленности, со снижением инвестиций в основной капитал в течение четырех лет… Плюс сложность отношений с энергетиками из-за накопленных долгов, постоянные угрозы прекращения подачи тепла, газа, света… Область находилась в состоянии выживания. Чтобы не упасть еще ниже, чтобы найти резервы роста и, в конечном счете, перейти от состояния выживания к поступательному развитию, нужна была команда управленцев, команда профессионалов. Такая команда появилась. Не сходу ее приняли, не сразу ей поверили. Но, как известно, правительств, которые устраивают всех, не бывает. У самого плохого кабинета министров всегда найдутся сторонники, а у самого хорошего — недоброжелатели. Таковы законы политической жизни. Правительство — и есть высший менеджмент области. Поэтому не случайно с самого начала был выработан своего рода Меморандум, в котором была дана реальная оценка ситуации, четко определены цели, приоритеты и действия.

Чтобы вернуть утраченные за последние годы позиции, была поставлена задача в ближайшие 4 года добиться:
— ежегодного увеличения валового регионального продукта на 7—9%;
— увеличения доходов бюджета области в сопоставимых ценах на 25%;
— роста реальных доходов населения не менее, чем на 35%, что также позволит сократить в два раза число граждан, находящихся за чертой бедности;
— создания не менее 25 тысяч новых рабочих мест;
— создания конкурентной среды в сфере содержания жилищного фонда и его обслуживания, снижения аварий и потерь ресурсов в ЖКХ;
— привлечения и освоения инвестиций не менее 20 млрд. рублей в год.
Задача была поставлена непростая. Но уже сегодня, спустя 3 года, достигнут реальный результат.

Промышленность — это фундамент Нижегородской области. Здесь занято более 37 процентов населения, промышленность обеспечивает около 52 процентов поступлений во все уровни бюджета. Поэтому именно от состояния дел в промышленности во многом зависит и уровень, и качество жизни населения нашего региона. Что сделано здесь?

По итогам 2003 года Нижегородская область поднялась с 70-го на 23 место среди регионов России по индексу физического объема промышленного производства. Наращиваются объемы производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В целом решена проблема погашения задолженности по государственному оборонному заказу, доставшейся нам в наследство: сегодня она сократилась в три раза по сравнению с 2001 годом. В результате предпринятых мер удалось увеличить объем государственного оборонного заказа. В 2003 году объем госзаказа на предприятиях Нижегородской области в среднем на 40 процентов превышает объем 2002 года.
Областное правительство намерено добиться положительных результатов от реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие российского ОПК на 2002—2006г. г.», которой предусмотрено создание вертикально-интегрированных структур, с участием ряда нижегородских предприятий промышленности обычных вооружений, радиотехнической и судостроительной промышленности.

В оборонно-промышленном комплексе области сегодня созданы интегрированные рыночные структуры:
ЗАО НПП «Радар-НН» — разработка и производство радиолокационной техники;
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», куда входят три нижегородских предприятия;
«Авиаприбор — холдинг».

Продолжается работа по формированию «Судостроительного центра вспомогательного флота».
Подписаны Соглашения о сотрудничестве со всеми пятью российскими агентствами оборонных отраслей, с ФГУП «Рособоронэкспорт». Это значительно помогло нам в решении проблемных вопросов отрасли, в продвижении проектов по федеральным целевым программам, в активизации инвестиционной и инновационной политики.

По-прежнему, много говорится о приходе на крупные предприятия нижегородского региона иногородних собственников, среди которых: группа «Сибирский алюминий», ОАО «Северсталь», НК «Лукойл» и другие. Их приход на нижегородскую землю еще раз доказывает, что наша промышленность обладает большими потенциальными возможностями. По инициативе и при участии Правительства Нижегородской области были заключены Соглашения о социальном партнерстве: между «РусПромАвто» и итальянской компанией «Ивеко». В рамках этого соглашения на площадях ОАО «ГАЗ» планируется производство коммерческих грузовых и грузопассажирских автомобилей до 3,5 тонн; между Правительством Нижегородской области и ЗАО «Объединенная металлургическая компания», между Правительством и ЗАО «Северстальгрупп» о взаимовыгодном социально-экономическом партнерстве; между Министерством путей сообщений РФ и ОАО «Выксунский металлургический завод» о поставках цельнокатанных железнодорожных колес на период до декабря 2010 года.

Нижегородцам трудно соперничать с регионами, где есть нефть, где есть газ. Они изначально благополучнее и богаче нас. Но мы богаты другим — интеллектом и промышленным потенциалом. Вот на это и делается ставка. При Правительстве Нижегородской области создан Совет по научно-технической и инновационной политике, перед которым поставлена задача по дальнейшему развитию научно-технического потенциала нижегородских промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, выбор приоритетов в промышленной политике.

Что сделано для стабилизации положения в системе АПК?

Одно из приоритетных направлений в подъеме экономики области — это сельское хозяйство. На долю агропромышленного комплекса приходится 18% общего валового производства продукции, здесь занято 130 тысяч нижегородцев.

Что мы имели три года назад?

Спад производства практически по всем показателям. Ежегодное сокращение посевных площадей и поголовья скота. Рост числа неплатежеспособных предприятий. За 10 лет машинно-тракторный парк сократился более чем в два раза. В области присутствовали десятки фирм — поставщиков техники, запчастей, средств химизации, ГСМ. Не осуществлялся контроль качества поставляемой продукции. Область недополучала десятки миллионов рублей из федерального бюджета.

Что сделано для стабилизации положения в системе АПК?

Принята Программа реструктуризации просроченной задолженности сельхозпредприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в которую вошли 360 сельхозпредприятий области. Увеличено финансирование АПК за счет средств областного бюджета. Для сравнения: в 2000 году выделено 348,1 млн. рублей, в 2002 году — 475,1 млн. рублей, в 2003 году — 601,9 млн. рублей, а в 2004 запланировано в областном бюджете — 769,9 млн. рублей. Средняя заработная плата в сельскохозяйственном производстве увеличилась с 768 рублей в 2001 году до 1967 рублей в 2003 году (или в 2,6 раза больше). Успешно реализована министерством АПК программа страхования сельхозпосевов. В 2001 году количество сельхозпредприятий, застраховавших урожай сельскохозяйственных посевов, составляло 11 процентов от общего количества, в 2003 году — 42,8. По итогам 2003 года Нижегородская область вышла на второе место в России по динамике роста страхования сельхозпредприятий. Усилена работа по дополнительному привлечению средств из федерального бюджета. Для сравнения: в 2000 году финансирование из федерального бюджета по всем направлениям составило 40,2 млн. рублей, в 2001 году — 96,3 млн. рублей, в 2002 году — 128,5 млн. рублей, в 2003 году — 201,4, а в 2004 году — планируемый лимит финансирования составляет уже 205,1 млн. рублей. В частности, лимит средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным коммерческим кредитам в 2003 году составляет 82,7 млн. рублей, что означает увеличение по сравнению с уровнем 2001 и 2002 годов на 56,6 млн. рублей. Это дало возможность получить предприятиям АПК области дополнительно более одного миллиарда рублей кредитных ресурсов. Сельхозпредприятиями области за три года приобретены по данной программе на заемные средства 190 комбайнов, 350 тракторов, другая сельскохозяйственная техника. Продолжается работа по увеличению лимита на субсидирование по долгосрочным кредитам до 19 млн. рублей. В 2002 года действует программа микрокредитования личных подсобных хозяйств и других субъектов малого предпринимательства на селе. Выдано 114 займов на общую сумму около 1,4 млн. рублей. В областном бюджете 2004 года на эти цели предусмотрено 5 млн. рублей. Сельхозпроизводителям, в основном левобережной зоны, пострадавшим от засухи в 2002 году, оказана помощь в приобретении фуражного зерна. За счет средств финансового обеспечения закупок ее получили 102 хозяйства из 14 районов области на сумму свыше 13 млн. рублей. Кредит выделен на льготных условиях под ½ ставки рефинансирования Центробанка с погашением до 1 декабря 2003 года. Общее финансирование на ликвидацию последствий стихийных бедствий районов, пострадавших от засухи 2002 года составило около 62,8 миллионов рублей. С 2003 года начата реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Мы планируем по этой программе уже в этом году достичь следующих показателей: строительство газопроводов для газификации жилья в сельской местности — 150 км, газификация квартир — 6 тысяч, строительство жилья — 10 тыс. кв. м., строительство водопроводов — 20 км. Но все эти меры останутся пустым звуком, если на селе некому будет работать. Остро стоит проблема кадров. Надо решать ее общими усилиями. Что предпринимается сейчас? Назначены ежемесячные доплаты к заработной плате 314 молодым специалистам, принятым на работу в сельхозпредприятия. В соответствии с программой «Стипендиат губернатора», в Нижегородской сельхозакадемии в настоящее время обучается по договорам 530 выпускников сельских школ за счет областного бюджета. По окончании учебы выпускники обязаны отработать на предприятиях АПК не менее 5 лет. На реализацию этой программы из областного бюджета израсходовано 2 млн. 442 тыс. рублей. С 2002 года начала действовать программа «Стипендия губернатора» и для средних специальных учебных заведений.

В течение трех лет активно развивались международные связи и контакты Нижегородской области.

За это время наш регион с рабочими и официальными визитами посетили 150 иностранных делегаций, свыше 50 послов и представителей Дипломатического Корпуса в Москве. Сначала, как признавались некоторые, приезжали, чтобы посмотреть на «красного» губернатора, понять, можно ли иметь с ним дело. Посмотрели, убедились: мужик вменяемый, команда у него профессиональная, дело иметь можно. В результате, большинство встреч заканчивались конкретными договоренностями о сотрудничестве. Что это дает нам? Повышается конкурентоспособность экономики области, открываются дополнительные рынки для экспорта продукции, создаются новые совместные предприятия, рабочие места, растут налоги в бюджет. Объем иностранных инвестиций в Нижегородскую область значительно вырос уже в 2002 году и составил 90,2 млн. долларов, что в 4,3 раза больше, чем в 2001 году. Из них в промышленность поступило 86,5 млн. долларов, то есть — 95,8 процента всех иностранных инвестиций. Лидером по количеству реализуемых проектов с иностранным участием является Борский район. В 2002 году еще четыре немецких компании объявили о намерении открыть свои предприятия в Нижегородской области: «Тропласт», «Берикап», «Йоват» и «Метро». Активно идет работа со шведской компанией «Икеа», которая планирует строительство торгового центра площадью 30 тыс. кв. м. Проектом предполагается создание новых рабочих мест на 1200 человек. Кроме того, в рамках работы над проектом создания в Нижегородской области территорий инновационного развития, ведется изучение возможности участия в проекте корпорации «Интел». В случае положительного решения, к 2005 году планируется увеличить штат сотрудников из числа нижегородцев до 1000 человек. Активно развиваются и крепнут внешнеэкономические связи Нижегородской области со странами ближнего зарубежья: Республикой Молдова, Украиной, Республикой Беларусь и другими, что также способствует укреплению экономики нашего региона.

А теперь о главном. О кошельке, т. е. о бюджете. По его наполняемости судят об экономическом потенциале региона, об уровне благосостояния его жителей, о качестве их жизни. Из этого кошелька поступают средства на развитие здравоохранения, образования, в сельское хозяйство, на строительство жилья и транспорт, на зарплату бюджетникам и помощь малообеспеченным семьям…

Да, богатый кошелек — и всем дышится легче. Бедный — затягивай пояса!

Именно поэтому все наши усилия в течение этих лет были направлены на то, чтобы пополнить бюджет. Экономика должна работать на человека. И если мы собираемся сделать регион сильным, следовательно, должны заниматься инвестициями в человека. Потому что безграмотные, голодные и больные люди не могут в принципе ничего создать.

Что сделано?

За два минувших года удалось добиться значительного роста налоговых доходов как в консолидированном, так и в областном бюджете Нижегородской области.

Приведу цифры. В 2001 году налоговые доходы консолидированного бюджета составили 13 293,3 млн. рублей, в 2002 году — 16 137,9 млн. рублей. В 2003 году — 20 649,4 млн. рублей, в 2004 году планируется собрать налоговых доходов в сумме 26 207,9 млн. рублей, что превышает фактический уровень доходов 2001 года почти в 2 раза. Хочу подчеркнуть: значительного увеличения бюджета Нижегородской области нам удалось добиться в условиях, когда приходится платить по внешним долгам, платить энергетикам, газовикам. В течение этих двух лет нам также пришлось погашать доставшиеся нам в наследство задолженности прошлых лет по заработной плате, по детским пособиям. Итак, о бюджете. Мы намерены увеличивать его ежегодно на 25 процентов. Это даст дополнительные возможности финансировать многие жизненно важные программы, строить школы, больницы, жилье.

Что удалось сделать для нижегородцев уже сейчас? Как отразились на них подъем экономики области, наполняемость областного кошелька?

Около 600 млн. рублей выделили в 2003 году на повышение заработной платы бюджетникам (в среднем — на 30%). Особой заботы о себе заслуживают дети, старые люди, инвалиды. Нам удалось значительно увеличить финансовую поддержку детей-сирот. Если в 2001 году из бюджета было выделено на эти цели 3,5 млн. рублей, то в 2003 году — уже 14,5 млн. рублей (в 4,1 раза больше). Сегодня мы не только традиционно финансируем детские дома, но и помогаем детям-сиротам обрести свое жилье за счет средств областного бюджета. К сожалению, в целом по стране растет количество беспризорных детей. Эта беда не обошла стороной и Нижегородскую область. В настоящее время у нас открыты и действуют 49 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации. В 2003 году на содержание этих учреждений направлено 90 млн. рублей (в 2001 году — 49,8 млн. рублей).

Значительно увеличено финансирование ветеранов и инвалидов. Ветеранам в бюджете Нижегородской области 2004 года мы предусмотрели средства в объеме 1336,8 млн. рублей против 629,8 млн. рублей 2001 года (в 2 раза больше). В 1,8 раза увеличены расходы на социальную защиту инвалидов (635,9 млн. рублей в 2003 году против 347,7 млн. рублей 2001 года). На развитие физкультуры и спорта в Нижегородской области в 2004 году запланированы 176,7 млн. рублей (в 2001 году — 60,2 млн. рублей), плюс около 35 млн. рублей — на содержание детско-юношеских спортивных школ, в том числе — олимпийского резерва. Правительство области значительно увеличило расходы бюджета на приобретение пассажирского транспорта: по сравнению с 2001 годом почти в 9 раз. Приобретаем мы в основном новые автобусы, а не бывшие в употреблении иномарки. Все новые автобусы направляем исключительно на социальные перевозки населения.

Кстати, в Нижегородской области в отличие от некоторых других регионов России, сохранили льготы по оплате проезда пенсионерам, студентам, школьникам, сохранена и сезонная льгота садоводам, несмотря на то, что это тяжелое бремя для бюджета области.

Область начала погашать задолженность перед энергетиками. Более миллиарда рублей составила задолженность областного и местных бюджетов в 2001 году за тепло и электроэнергию. Все помнят, как трясло область, когда энергетики предъявили ультиматум накануне зимы: или платите, или останетесь без тепла и света! Правительство Нижегородской области, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Нижновэнерго» заключили тогда Соглашение о взаимодействии по нормализации расчетов за тепловую и электроэнергию. В конце 2002 года договорились с руководством РАО «ЕЭС России» о продлении сроков реструктуризации сложившейся задолженности. В феврале 2003 года подписано дополнение к генеральному Соглашению, по которому срок погашения оставшейся задолженности на январь 2003 года продлен до конца 2006 года. Правительство области предпринимает все меры не только по выполнению обязательств областного бюджета, но и оказывает содействие районным бюджетам.

Область начала выплачивать внешние долги. Несмотря на то, что долг по Еврозайму 1997 года повис гирями на наших ногах из-за неэффективного и непродуманного размещения средств, Правительство Нижегородской области сумело в текущем году в полном объеме рассчитаться с держателями облигаций.

А если конкретно, о выполнении обязательств области по Еврозайму?

В конце марта текущего года Нижегородская область осуществила выплату 27 млн. долларов (770 млн руб.) в счёт погашения третьего транша Еврозайма. Погашение основной суммы долга осуществляется в период с 03 апреля 2003 г. по 03 апреля 2005 г. в соответствии с утвержденным графиком обслуживания долга. В 2003 году держателям еврооблигаций выплачено 57, 1 млн $, из них 47,7 млн $ по двум траншам в апреле и октябре; 9,4 млн $ — купоны. Всего до апреля 2005 г. области предстоит выплатить 50,88 долларов США, в том числе основной долг — 47,75 долларов США. 02.10.2004 предстоит оплата четвертого транша Еврозайма на сумму 25,96 млн. долларов в счёт погашения. Найденное решение по перекредитованию этой суммы задолженности позволило облегчить долговую нагрузку на бюджет и финансировать расходы принятого на 2003 год бюджета в полном объеме. О внутреннем займе добавить. В соответствии с Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» планируется (до 01.09.2004 года) разместить облигации государственного займа Нижегородской области на общую сумму 1 млрд. рублей для финансирования капитальных расходов бюджета и погашения долговых обязательств области (по еврозайму). Пакет документов, необходимых для государственной регистрации условий эмиссии в Министерстве финансов РФ, планируется предоставить 05.06.2004 года. На текущий момент проводится открытый конкурс по выбору генерального агента по размещению государственного облигационного займа Нижегородской области. Участвуют 5 банков и 1 инвестиционная компания. И в завершение, стоит коснуться социальной сферы — медицина, образование, ЖКХ и пр. Почти в два раза за три минувших года увеличились расходы на здравоохранение. Приобретено новое лечебно-диагностическое оборудование (90 млн. рублей бюджетных средств). Другой бич нашего времени — ВИЧ-инфекция. Как утверждают медики, нам удалось все-таки добиться снижения темпа роста ВИЧ-инфицированных. Благодаря приобретенному в последнее время дорогостоящему оборудованию и внедрению в связи с этим новых методов диагностики сократились сроки постановки диагноза. В Нижегородской области начала заметно снижаться младенческая смертность, опять же во многом благодаря тому, что нам удалось укрепить лечебно-диагностическую базу акушерских отделений, роддомов. На приобретение медицинского оборудования для диагностики врожденных пороков, проведения реанимации и интенсивной терапии новорожденных уже направлены 72 млн. рублей. В областном бюджете 2004 года на закупку оборудования мы предусмотрели еще 94,1 млн. рублей, в консолидированном бюджете — 160,3 млн. рублей. Закуплено дорогостоящее оборудование для областной детской клинической больницы, благодаря чему за полгода здесь проведено более 50 операций детям, которые прежде направлялись в московские клиники. Закуплен аппарат «искусственная почка», значимость которого также трудно переоценить. И что важно, мы возобновили работу на территории области санавиации, без которой экстренная помощь больным в течение нескольких лет была невозможной. У нас заметные успехи в системе образования. Школьники Нижегородской области систематически побеждают на всероссийских, окружных и международных олимпиадах. У молодежи вновь появился спрос на высшее образование. Нижегородский показатель в этом отношении выше среднероссийского (410 студентов на 10 тыс. человек по области, 327 — по России). Мы заинтересованы в том, чтобы образование оставалось доступным для всех. Число бюджетных мест в нижегородских вузах в последнее время возрастает. В 2003 году на очную форму обучения было принято на бюджетные места 9,1 тысячи человек, что на 450 человек больше, чем в 2002 г. Правительством Нижегородской области в нынешнем году принята программа «Научная смена» (2003—2006 годы), в которой предусмотрена финансовая поддержка молодежи, ориентированной на работу в научно-техническом комплексе нашего региона. На областные стипендии для аспирантов, студентов, школьников за успехи в учебе запланировано в бюджете около 2,5 млн. рублей в год. Предусмотрено финансирование молодых ученых Нижегородской области. Будем практиковать учреждение грантов для поддержки научной деятельности молодых ученых. Всего по программе из областного бюджета запланировано 32,7 млн. рублей.

Мы много сделали для того, чтобы оснастить школы современным оборудованием. С декабря 2001 года по настоящее время компьютерное оборудование получили 422 сельские школы Нижегородской области (всего — 1 035 единиц техники) на общую сумму 31,2 млн. рублей, а также 116 городских и поселковых школ (1331 единиц техники) на общую сумму 37,5 млн. рублей. В 2003 году за счет федерального бюджета были установлены абонентские приемные спутниковой станции в 203 удаленные сельские школы 47 районов Нижегородской области. В четырех образовательных учреждениях области установлено компьютерное оборудование с выходом на спутниковые каналы связи. Комплект такого оборудования позволяет осуществлять высокоскоростной доступ к сети «Интернет» и трансляцию современных образовательных программ. При поддержке Правительства Нижегородской области, компаний «ЮКОС» и «Интел» были открыты центры «Интернет-образования» на базе Нижегородского института развития образования и госуниверситета им. Лобачевского. Хочу добавить, что Нижегородская область — единственная среди регионов России, имеющая два центра «Интернет-образования». Оглядываясь назад, подводя итоги минувших лет, можно сказать: проделана большая работа. Но много проблем еще предстоит решить. Мы решим эти проблемы, потому, что знаем, как их решить. Мы будем и впредь помогать здравоохранению, образованию, культуре, спорту, поддерживать малоимущих, стариков и детей, мы предпримем все меры, чтобы поднять село с колен. Мы не только разгребаем доставшиеся нам завалы, но и закладываем прочный фундамент для подъема области. Мы строим дороги, мосты, возрождаем авиацию. Мы реализуем серьезные проекты, которые имеют надрегиональное значение. Один из них — строительство четырехполосного автомобильного моста через Волгу, совмещенного с низконапорной плотиной в районе Большого Козино. Строительство моста позволит вывести транзитный транспортный поток за пределы Нижнего Новгорода, а низконапорная плотина решит проблемы сквозного судоходства по реке Волге. Объем финансирования этого проекта составит около 10 млрд. рублей. В рамках этого проекта предусмотрена реализация программы «Волжская транспортно-терминальная система», предполагающая создание водноавтожелезнодорожного грузового терминала, что обеспечит интеграцию Нижегородской области в международные транспортные коридоры.

Мы приняли непростое решение о проведении в Нижегородской области реформы ЖКХ. Социальная справедливость в том и состоит, что богатые должны платить за себя сами, а бедным должно помогать государство. Губернатор, директор завода, бизнесмен могут заплатить — пусть платят, а вот учительнице, медсестре, библиотекарю и пенсионерке нужна поддержка государства в виде субсидий. К сожалению, не все это сразу поняли. А когда бабушкам посчитали, объяснили и убедили их, что им же лучше от реформы будет — народ пошел за субсидиями.

И мы были правы, когда приняли политическое решение платить по еврозайму. Хотя могли не платить. Но кто бы стал иметь с нами дело после этого? Какие инвесторы? Порядочность — это ценное качество не только для отдельно взятого человека, но и для целого региона.



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Внимание!
ИА «Время Н» объявляет о старте нового конкурса «Наш „Пари НН“»
Его цель — расширять знания о нижегородском футболе, углублять интерес к достижениям главного футбольного клуба города.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Валерия Горбунова — о творческом пути
Она дала интервью «Волге 24».