Губернатор Нижегородской области придает большое значение здравоохранению и понимает наши проблемы
2 августа 2004 года, 11:28
На вопросы корреспондента РИА «Кремль» ответил министр здравоохранения Нижегородской области Юрий Павлов.
Юрий Викторович, вы проработали в должности министра здравоохранения менее двух недель. Как вы оцениваете ситуацию в сфере здравоохранения Нижегородской области?
Обстановку в областном здравоохранении целесообразно оценивать в ракурсе ситуации в здравоохранении вообще в России. Надо сказать, что здравоохранение в Нижегородской области находится далеко не на последнем месте в стране. Нижегородская область — активно развивающийся промышленный регион, — в последние годы начала очень серьезно заниматься проблемами здравоохранения, — отсюда и результат. Не случайно министерство здравоохранения и социального развития России выбрало именно Нижегородскую область для проведения экспериментов в области финансирования здравоохранения — выбрало потому, что система обязательного медицинского страхования в Нижегородской области наиболее оптимально отвечает условиям функционирования по сравнению с другими областями. Сегодня мы получаем существенное дополнительное финансирование из пенсионного фонда помимо других источников. К слову, на прошлой неделе комиссия министерства здравоохранения и социального развития высоко оценила работу областного министерства здравоохранения и территориального фонда обязательного медицинского страхования в сфере охраны здоровья.
Насколько сильно отличается ситуация в Нижегородской области и Санкт-Петербурге?
В целом, лечебные учреждения Санкт-Петербурга живут более обеспеченно, чем нецентральные учреждения Нижегородской области, однако, в последние годы Нижегородская область быстрыми шагами развивает систему здравоохранения. В Санкт-Петербурге в этом плане сложилась чрезвычайно сложная обстановка; принят целый ряд решений, которые поставили финансирование здравоохранения в крайне тяжелую ситуацию, хотя до этого она, наверное, была лучше, чем в Нижегородской области. Сейчас сравнивать очень сложно, во всяком случае, экспериментальный проект, о котором мы уже говорили, в Нижегородской области работает с 2003 года, а в Санкт-Петербурге его ещё только пытаются запустить. Это указывает на то, что система финансирования системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области является одной из самых передовых.
Юрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о вашей работе в Санкт-Петербурге?
Я родился и вырос в Петербурге, и, можно сказать, провел всю сознательную жизнь в петербургской медицине. Закончил институт, потом был оставлен ординатором на кафедре госпитальной терапии, затем меня пригласили работать в поликлинику, через два года я стал главным врачом и работал в этой должности восемь лет. Затем меня пригласили участвовать в организации многопрофильной больницы, этот огромный комплекс на 1210 коек мы запустили в 1985 году, и до 1997 года я работал его главным врачом. Следующие 2,5 года я работал в должности председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, после чего опять вернулся в свою больницу, где работал до настоящего времени. Когда Геннадий Максимович Ходырев пригласил меня работать в областном министерстве здравоохранения, я не мог не откликнуться, — мне это показалось интересным, потому что он придает очень большое значение службе здравоохранения и хорошо понимает наши проблемы. А при наличии доброй воли и поддержки губернатора можно сделать очень многое — далеко не во всех регионах губернаторы поворачиваются лицом к проблемам здравоохранения.
Как складывается Ваше взаимодействие с руководством области, как Вы оцените работу нижегородского Правительства?
Вообще я считаю нижегородское Правительство достаточно крепким коллективом; пока сложно давать
Вы уже решили, чему будут отданы приоритеты в программе совершенствования и развития областной медицины?
Приоритеты, в
Юрий Викторович, что вы намерены сделать в ближайший год и какие у вас стратегические цели относительно Нижегородской области?
Сейчас я подробно занимаюсь изучением состояния здравоохранения, изучаю нормативные документы, материалы, планы и, наверное, потом мы будем выходить на Правительство с предложениями о путях развития здравоохранения региона, о создании
Относительно планов на ближайший год: есть вещи, которые требуют немедленного решения. С января следующего года нас ждет чрезвычайно сложная ситуация в связи с резким уменьшением размера единого социального налога, он снижается с 3,6% до 2,8%, причем «федеральная составляющая» увеличивается с 0,2% до 0,8%. Таким образом, если региону раньше оставалось 3,4%, то будет оставаться лишь 2%. Это финансовый провал, который будет требовать эффективных финансовых и организационных мер; необходимо четко продумать, как мы будем выходить из этой ситуации, чтобы не снизить уровень оказания медицинской помощи в условиях финансовой недостаточности. Это чрезвычайно сложная проблема, которая потребует комплексного решения.
Согласно прогнозам, в текущем и 2005 году ожидается подъем рождаемости в стране. Планируются ли какие-то мероприятия в поддержку повышения рождаемости в Нижегородской области?
Министерство здравоохранения непрерывно работает в сфере охраны здоровья матери и ребенка, в частности разработана и принята целевая программа «Здоровый ребенок в Нижегородской области». Но надо помнить, что рождаемость — процесс с выраженным социальным аспектом. Зависит он, в основном, от условий жизни и от социального уровня общества. Обычно рождаемость повышается, когда повышаются доходы граждан, когда более доступным становится приобретение жилья, когда есть возможность в молодом возрасте получить кредит на создание условий для развития семьи, когда государство стимулирует рождение ребенка финансовыми инструментами. Рождаемость — социальный фактор, а здравоохранение призвано создать медицинское «обеспечение». Не решив социальный аспект демографической проблемы, её невозможно решить в целом.
Есть ли у Вас какие-то интересные разработки, которые Вы планируете реализовать в нашей области?
Мне представляется очень интересным насыщение центральных районных больниц современными медицинскими технологиями: эндоскопическими методиками, эндовидеохирургическими методиками. Отдаленность учреждений значительная, большинство экстренных операций делается не в областных, а в центральных районных больницах. Как правило, областная больница лечит либо осложнения, либо оказывает отсроченную, быть может, даже запоздалую помощь по экстренным показаниям. Основная тяжесть экстренной помощи сегодня перенесена на районный этап, в районах есть хорошие хирурги, но условий для оказания высокотехнологичной медицинской помощи сегодня нет. Я думаю, что очень полезно было бы составление программы развития высокотехнологичных видов медицинской помощи в ЦРБ, если они готовы к этому. Если в ЦРБ есть специалисты, если главы администраций поддержат это и пойдут на софинансирование таких программ, я думаю, что это очень перспективно.
Как отразится рассматриваемый сейчас Госдумой закон о монетизации льгот, что будет сделано в Нижнем Новгороде, чтобы для нижегородцев это стало не слишком болезненным?
У нас был на эту тему разговор с исполнительным директором Федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Сегодня в стране готовится к выпуску целый ряд законов, которые будут касаться, в первую очередь, льготных категорий граждан. В федеральном бюджете на 2005 год выделено 170 млрд. рублей для финансирования этих льгот. Из 170 миллиардов 100 отпускаются для увеличения пенсий тем категориям граждан, которые откажутся вообще от социального пакета льгот. 53 млрд. будет выделено на льготное лекарственное обеспечение, получается приблизительно 300 рублей на человека. Это точно такая же сумма, какая выделяется сегодня из всех источников в Нижегородской области. 6 млрд. рублей выделяется на покрытие льготы проезда в транспорте и 11 млрд. рублей — на санаторно-курортное лечение. Сколько из этих денег достанется конкретно жителям Нижегородской области — будет зависеть от того, какие мы примем нормативы по финансированию системы обязательного медицинского страхования по финансированию принятой программы гарантий оказания помощи в системе обязательного медицинского страхования в учреждениях Нижегородской области. На следующий год будет работать система софинансирования: чем больше будет выделять бюджет Нижегородской области, тем больше денег будет приходить из федерального центра на эти нужды. Эту работу нам предстоит сделать до конца текущего года.
Я не думаю, что такое изменение отрицательно скажется на сегодняшнем положении дел, теоретически мы должны получить средств никак не меньше.
Каково Ваше отношение к добровольному медицинскому страхованию. Правильно это, по Вашему мнению, или нет?
Я считаю, что добровольное медицинское страхование — это единственный вид цивилизованного медицинского страхования. Человек, чтобы получить высококачественную дорогую медицинскую помощь, должен, начав работать, сразу отчислять в страховую компанию деньги на свою медицинскую страховку. Тогда он может претендовать в конце жизни, например, на сложнейшую и очень дорогую онкологическую операцию, на протезирование или еще на
По мнению Президента России, которое прозвучало в обращении к Федеральному Собранию, преобразования в системе здравоохранения «не дают каких- либо значимых результатов». Когда, по Вашему мнению, можно будет увидеть результаты?
Есть нормы, которые установлены всемирной организацией здравоохранения. Цивилизованной в области охраны здоровья считается страна, которая тратит на охрану здоровья от 6 до 12% национального валового продукта. Наша страна тратит на охрану здоровья около
Недофинансирование сегодня — проблема номер один, хотя есть и внутренние проблемы, проблемы рационального использования средств, реструктуризации коечного фонда, проблемы интенсификации работы. Все они завязаны в единый клубок: нельзя интенсифицировать работу, не перейдя на новые технологии, где время пребывания больных в стационаре уменьшается в