ЧетвергЧт, 28 марта 12:41 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

Мы приближаемся к полноценному частному управлению коммунальной сферой

18 мая 2004 года, 12:22

На вопросы корреспондента РИА «Кремль» отвечает генеральный директор НКС Азат Хамитович Аглиулин.

В чем заключается новизна модели бизнеса ОАО «РКС»?

В том, как мы совершенствуем свою модель бизнеса, мы приближаемся к полноценному частному управлению коммунальной сферой. Новое в этой модели бизнеса то, что наши действия имеют целевой характер, а договор полноценно определяет отношения партнерства между муниципалитетом и частным оператором, распределяет между ними риски. Таким образом, частный оператор — это только часть схемы взаимоотношений и из договора муниципального заказа совершенно четко понятно, что он должен делать, а что должен делать муниципалитет. От внедрения новой модели муниципального заказа в первую очередь выигрывают регионы. Договор позволяет местным властям полностью сохранить собственность на имущество коммунального сектора и контролировать динамику тарифов на весь период сотрудничества. РКС будет привлекать средства — свои и внешних инвесторов — в восстановление и развитие коммуналки, что позволит бюджетам городов направить высвободившиеся бюджетные деньги на социальные нужды. При этом РКС на основе квалифицированного менеджмента, использования новых технологий снизит аварийность, уменьшит затраты на обслуживание инфраструктуры, улучшит качество услуг.

Какие позитивные и негативные стороны имела «старая модель бизнеса» ОАО «РКС» и что, по вашему мнению, послужило причиной для перехода к «новой модели бизнеса»?

Изменение нашего бизнеса надо воспринимать не как отказ от старой модели, а как ее эволюцию. В течение почти года существования РКС велись переговоры с десятками муниципалитетов и мы систематически изучали их требования и пожелания. Новая модель позволяет лучше удовлетворить спрос наших клиентов. Например, существует масса пожеланий об обеспечении коммунального хозяйства городов оборотными средствами и инвестициями в неотложные меры по реабилитации инфраструктуры. Но по старым краткосрочным договорам, когда у нас нет уверенности за пределами 11 месяцев в перспективе дальнейшей аренды имущества, мы не можем удовлетворить этот спрос. Напомню, что арендная модель предполагает два этапа в получении долгосрочного бизнеса. Сначала краткосрочная аренда — до года, и переход к долгосрочной аренде при условии регистрации имущества. У муниципалитетов денег на регистрацию имущества нет, и переход к инвестициям оказывается невозможным. Соответственно, мы разработали нашу новую модель, у которой нет этого порока. В то же время модель — не догма, и если клиент двигается в другом направлении и мы видим, что разумно можем помочь исполнению его потребностей, мы можем применять и другие законные схемы. Например, в Свердловской области законодательство позволяет продлевать краткосрочную аренду до пяти лет, при этом существующая там экономика коммунального хозяйства позволяет реализовывать текущие улучшения инфраструктуры без привлечения существенных внешних инвестиций. Там можно оставаться в рамках арендной модели. Есть муниципалитеты, которые настаивают на создании совместных предприятий путем акционирования МУПов и расширения их капитала за счет средств частного инвестора. Это возможная схема, и если она позволяет реально улучшить качество обслуживания потребителей, то ее тоже можно применять.

Есть ли какие-либо аналоги такой модели в РФ или за рубежом?

Практика договорных отношений между компаниями и муниципалитетами по реализации инвестиций в режиме проектного управления широко распространена во всем мире. Своеобразным проектом в форме муниципального заказа выступают, например, контрактные отношения с муниципалитетами такого мирового гиганта, как французский оператор водоканалов группа «Суэц». Эта компания осуществляет оперативное управление и инвестирование водопроводно-канализационного хозяйства в крупнейших городах мира — Париже, Сиднее, Буэнос-Айресе, Индианаполисе и других.

Готовы ли Нижний Новгород и область участвовать в новой модели РКС?

Вообще-то этот вопрос не к нам, а к руководству города и области. В нашем понимании, ситуация сейчас такова: былое неприятие принципов работы РКС со стороны мэрии Нижнего Новгорода и правительства области ушло. Во-первых, потому, что нам удалось сделать властям более интересные предложения, во-вторых, потому, что они сами пришли к более глубокому пониманию того, что же им требуется.

Мы знаем, что уже продуктивно ведутся переговоры по заключению договоров муниципального заказа с администрациями некоторых городов России. Когда в Нижнем Новгороде начнется реализация новой модели бизнеса?

Де-юре, — когда мы заключим первый договор муниципального заказа. Де-факто, она уже началась — переговоры с муниципалитетами проходят очень интенсивно.

Нам известно, что ОАО «РКС» планирует принять участие в конкурсе на выбор управляющей компании МП «Нижегородский Водоканал». Чем вызван интерес НКС к Водоканалу?

Только тем, что это наиболее понятный объект бизнеса для городской администрации, и они выразили желание провести конкурс. По мнению г-на Булавинова, которому мы не можем не доверять, в Нижегородском Водоканале нет кризиса, а есть потребность в развитии. И наша задача, как мы ее видим — представить программу этого развития, подкрепленную финансированием, тем более, что ОАО «РКС» уже занимается такими проектами в шести регионах. В частности, в таком сложном городе, как Владивосток, в котором до прихода РКС вода подавалась в дома раз в двое суток, да и то на пару часов, а сейчас — каждый день.

Как вы оцениваете свои шансы на победу в тендере?

Именно в открытом конкурсе с прозрачными и честными для всех участников условиями РКС имеет наибольшие шансы на победу. Ведь мы — единственная специализированная национальная компания, имеющая хоть небольшой, но положительный опыт в управлении профильными муниципальными предприятиями. Ну, а по своему инвестиционному потенциалу мы, как минимум, не проигрываем остальным возможным участникам.

Как будет вестись работа с «Нижегородским Водоканалом» при переходе управления процессами в руки частного инвестора?

Одно можно сказать с уверенностью — никаких революций не будет. Соответственно, наша задача — создать долгосрочный договор, в рамках которого в начальные два-три года можно было бы добиться сбалансированности тарифов, норм потребления, нормирования и объемов работ, контроля качества услуг, реальной платежеспособности потребителей. Так же важно организовать нормальный бюджетный процесс в компании, сформировать оборотный капитал из расчета годовой хозяйственной деятельности и капитал из расчета потребностей на реструктуризацию компании. Одновременно можно было бы запустить предварительную инвестиционную программу в составе неотложных мероприятий по инфраструктуре, разработке технической документации долгосрочных проектов, обновлению оборудования и технологий, переподготовке персонала.

Проводился ли ОАО «РКС» анализ состояния дел ЖКХ в городе и области?

Он проводился и проводится до сих пор, но не во всей области, а в конкретных городах, с которыми мы работаем. Надо понимать, что это большая комплексная задача, которую за ограниченный период времени сделать не так-то просто. Кроме того, все исходные цифры и материалы находятся в руках властей, и без их ведома и сотрудничества мы выполнить эту работу не в силах. Так что мы полностью открыты для совместной работы со всеми муниципалитетами области.



Картина дня
Рекомендуем