Для решения кадровой проблемы в школах нужно довести ставку учителя до 5 тыс. рублей
27 августа 2004 года, 18:56
Как обстоят дела с установкой противопожарной сигнализации в школах области к новому учебному году?
24 августа прошло селекторное совещание с министром РФ по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу по проверке и пожарной безопасности в образовательных учреждения по всей России, где было отмечено, что из школ Приволжско-Уральского округа лучше всего к 1 сентября готовы образовательные учреждения Нижегородской области и Республики Чувашия.
Такой успех области связан с тем, что 1,5 года назад была разработана программа противопожарной безопасности.
В 2004 году был проведен конкурс на закупку дорогостоящего оборудования: противопожарных сигнализации и автоматических систем оповещения при пожаре и на поставщиков для обеспечения школ. Мы понимали, что у муниципалитета этих денег нет, хотя 100 млн. рублей было выделено. Оба этих конкурса позволили сэкономить порядка 18 млн. рублей. Сегодня мы продолжаем работать с госпожнадзором по приему школ к новому учебному году и реализации данной программы.
Полностью мероприятия по пожарной безопасности в школах области введены по плану и будут продолжены в следующем году. На мероприятия 2005 года запланировано 110 млн. рублей, которые будут заложены в областной бюджет. Кроме того, в рамках этой программы муниципалитет произведет замену глухих решеток на распашные, проконтролирует обеспечение подхода к противопожарным лестницам, пожарного проезда к школе и проч. На сегодняшний день около 80% из 1501 школы по этим мероприятиям уже приняты.
В этом году пожарные сигнализации будут установлены не во всех учебных заведениях, потому что программа предусмотрена на 2 года. В 2005 году мы полностью завершим все эти дорогостоящие вопросы благодаря усилиям правительства Нижегородской области и программе, которая была учреждена на Законодательном Собрании Нижегородской области.
Когда завершатся пожарные проверки?
Пожарные проверки в школах области к началу учебного года не завершатся. Первоначально на сегодняшний день уже проверено 100% школ и даны предписания комиссии. В рамках повторной проверки, контроль прошли более 80% школ. Государственная комиссия будет проверять их и третий раз. Такой контроль лишним не бывает, ведь речь идет о безопасности детей.
Сергей Васильевич, сколько новых школ будет введено в эксплуатацию в этом году?
В этом учебном году будет введено 9 общеобразовательных школ и одно профессионально-техническое училище № 88 в селе Сеченово. Две школы будут пущены в Княгининском районе, откроется школа в Ковернинском районе, которая будет пускаться поэтапно. На пуск всей школы нужно порядка 24 млн. рублей, в этом году в областном бюджете было предусмотрено 2 млн. рублей и 2 млн. из федерального бюджета. Губернатором Нижегородской области Геннадием Ходыревым поставлен вопрос о дополнительном выделении еще 2 млн. рублей на осуществление данной программы.
Также, будет пущена школа в селе Миляево (Кулебакский район). 1 сентября откроет двери большая школа в Сарове, и еще 1 школа в Уренском районе (пос.Уста), которая была закрыта по плохому техническому состоянию в прошлом году.
На осуществление данной программы из областного бюджета было предусмотрено 42 млн. рублей и 74 млн. — из федерального бюджета, которые удалось привлечь усилиями правительства по федеральной адресной инвестиционной программе РФ (ФАИП). На следующий год пусковые объекты будут продолжены, и мы будем готовиться к следующему году. По ФАИПам 2005 года мы подали заявку на более, чем 120 млн. рублей из федерального бюджета и порядка 80 млн. — из областного по пуску на следующий год и достройке ряда учреждений: школа в Ветлуге, Афонино и мн. др.
Нуждается ли Нижегородская область в дополнительном строительстве образовательных учреждений?
Есть скептики, рассуждающие, что при демографическом спаде нам не нужно строить, я могу сказать, что это дилетантская и неверная позиция. Все школы, которые строятся и уже завершены, нужны области. Нет ни одной невостребованной школы из вновь построенных. Мы обязательно будем строить и реконструировать образовательные учреждения в Нижегородской области, т. к. многие школы еще находятся в приспособленных помещениях, в которых они находится не должны. Кроме того, по госпожнадзору, следует отходить от использования деревянных школ, которых в области 212.
Каков уровень материально-технического обеспечения школ области? Какие программы реализованы к предстоящему учебному году и есть ли среди них новые?
Проблема материально-технического обеспечения школ Нижегородской области очень важна. В этом году мы вовремя вошли в федеральные программы и разработали областные.
В 2005 году продолжается программа компьютеризации наших школ. Больше чем на 60 млн. рублей мы закупили компьютеров, 552 школы в этом году получат компьютерные классы. В этом году продолжается программа по приобретению спортинвентаря, начатая в 2003 году. В этом году мы закупили спортивного оборудования на 23 млн. рублей (в прошлом году — на 16 млн. рублей). Что касается механизма оплаты, то обе эти программы работают на системе софинансирования: 50% федеральных денег, 25%- областных, и 25% — районных. Эти программы будут продолжены в дальнейшем.
С точки зрения материально-технического обеспечения, в этом году на 15 млн. рублей закуплено учебной литературы — учебников и книг для детей. Мы, конечно, понимаем, что этого мало для того, чтобы полностью обновить учебный фонд. Ежегодно для этих целей выделяется
Впервые в этом году разработана программа «Школьный автобус», бюджет которой составил 43 млн. рублей. Ни один из регионов России так масштабно в эту программу не включился. Нам это очень нужно, т. к. область переходит к работе с профильными классами, и школьный автобус на селе совершенно необходим. В рамках этого проекта будет проведен конкурс, по которому планируется закупить 1030 школьных автобуса. Мы надеемся, что в 2005 году средства на эту программу будут выделяться не только из областных и муниципальных денег, но и будет привлечено федеральное финансирование. Пока федерация отказывается от участия в данном проекте, и в этом учебном году программа не реализована.
Планирует ли Нижегородская область включиться в программу Единого государственного экзамена на 2004—2005 учебный год?
Что касается новых вопросов в учебно-воспитательной работе, могу заявить, что мы до сих пор остаемся приверженцами того, что не являемся участниками ЕГЭ. Область четко высказала свою позицию, и это поддержано Советом ректоров нашего региона.
Ни один нижегородский ВУЗ не принимает ЕГЭ, и на следующий учебный год Нижегородская область в эту программу не включена.
Область примет участие в программе ЕГЭ только в том случае, если нас заставят это сделать. Мы считаем, что ЕГЭ сужает подачу знаний и убеждены, что тестовыми проверками определить качество знаний невозможно. Программа ЕГЭ приводит к дискредитации содержания образования всех наших школ. Тестом или ЕГЭ мы проверяем конечный этап учебы ребенка в школе. Если тест пройден неудачно, то получается, что ученик учился в плохой школе, хотя на самом деле, школа — хорошая; и оказывается, заслуженный учитель, который готовил этого ребенка, — плохой.
Проверить содержание образования тестом невозможно, и мы это прекрасно понимаем. Учителю в таком случае останется только «натаскивать» на тест, а это приведет к тому, что будет сужена подача знаний, и мы уйдем от классической российской системы образования.
Не нужно каждый год тестировать учителя, нужно просто аттестовать программу, которую он преподает.
Какова ситуация с профилактикой пищевых отравлений в школах области?
Что касается акта государственной комиссии, который подписывается каждый год в каждой школе, то под ним ставят подписи все контролирующие организации, включая технический надзор и обязательную проверочную систему СЭС. От всех случаев отравлений застраховаться сложно, но могу с уверенностью заверить, что ни одна школа области не должна начать работу без утвержденного акта приема государственной комиссии.
Как обстоит дело с обеспечением областных школ молодыми специалистами? И какие меры по закреплению молодых кадров на местах приняты в Нижегородской области?
Это проблема пока остается сложной. В образовательной системе Нижегородской области старение кадров составляет 64%. Кроме того, не хватает учителей-мужчин, 90% педагогического коллектива составляют женщины. Также, ощущается нехватка преподавательского состава по физкультуре и военному делу. Несмотря на это, мы единственный регион в России, который фактически не будет иметь проблем с учителями иностранного языка на селе, потому что 5 лет назад мы ввели во всех
Наши ребята получают среднее специальное образование, после чего тот, кто едет работать на село в течение 3 лет получает возможность учиться 3 года заочно по программе «3+3» в НГЛУ за счет регионального минобразования.
Кроме того, в 2004 году планируется начать реализацию целевой программы «Молодой семье — доступное жилье на
Необходимость принятия данной Программы связана и с возможностью участия области в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002—2010 годы. Федеральная программа на сегодняшний день реализуется уже в 42 субъектах Российской Федерации, в том числе в регионах Приволжского федерального округа. Главным условием участия в ней субъектов Российской Федерации является наличие действующих региональных программ по обеспечению жильем молодых семей. С принятием программы Нижегородская область уже в 2005 году на ее реализацию получит из федерального бюджета не менее 78 млн. рублей.
Об актуальности и важности для жителей области данной программы также свидетельствует тот факт, что некоторые муниципальные образования уже разработали аналогичные проекты по обеспечению жильем молодых семей (Городецкий и Выксунский районы). На сегодняшний день свою готовность по участию в реализации программы и её совместном финансировании письменно подтвердили главы местного самоуправления шести муниципальных образований: Выксунского, Городецкого и Кстовского районов, городов Нижний Новгород, Дзержинск и Арзамас. Планируется, что в 2004 году программа начнет действовать на территории данных районов и городов Нижегородской области.
Что можно сказать о заработной плате учителям? Планируется ли ее повышение?
Проблема низкой заработной платы остается актуальной на сегодняшний день, именно поэтому в школы не идут те высококвалифицированные специалисты, которых мы бы хотели видеть. Неадекватно маленькая заработная плата не дает возможности прокормить свою семью. Решить кадровую проблему без решения данного вопроса невозможно. В ближайший год Правительство РФ, называю именно этот субъект, т. к. повысить заработную плату из местного и областного бюджета невозможно. Для решения кадровой проблемы повышать заработную плату нужно не на 20% и даже не на 50%, нужно довести ставку учителя нужно довести до 5 тыс. рублей.