ПятницаПт, 29 марта 16:22 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Во всех странах резко увеличивается интерес к высшему образованию

20 апреля 2007 года, 11:27

О преобразованиях в системе высшего образования, об успехах и проблемах коллектива ННГУ и о подготовке лидеров рассказал Вице-президент Российского Союза ректоров, председатель Совета ректоров ПФО, ректор Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью нашему корреспонденту.

— Какие изменения происходят сейчас в системе образования?

— Жизнь ВУЗов в России стала другой. Она и во всем мире быстро меняется. Я только что был в Лиссабоне, на Конгрессе Европейской Ассоциации Университетов (The European University Association), в которую входит ННГУ. Конгресс проходил в преддверие встречи министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию. Встреча пройдет в мае, в Лондоне. Университеты собирались в Лиссабоне для предварительного обсуждения документов, которые там будут приняты. На встрече с сорокаминутным докладом выступил Хосе-Мануэль Барозу, председатель Европейской комиссии. Председатель национальной Ассоциации образования Соединенных Штатов тоже представил большой доклад. Из этих и других выступлений следовало, что во всех странах происходят существенные изменения в системе образования. И в этих изменениях очень много общих закономерностей. Во-первых, во всех странах осознают новые технологические условия в мире и необходимость инновационной деятельности, чтобы экономика была конкурентоспособной. А для внедрения новых технологий нужны и новые кадры.
Во всех странах резко увеличивается интерес к высшему образованию. Потому что даже профессии, которые раньше считались рабочими, сегодня требуют высшего образования. Например, тот же сварщик работает не с отдельным электродом, а со сложной машиной, которая действует в шесть раз быстрее. Управляет ею, по сути, инженер, хотя по своему определению он по-прежнему рабочий. Поэтому и возникла концепция массового высшего образования. Это не подготовка преподавателей для вузов или исследователей для Академии наук. Работа в практической, а не научной сфере сегодня требует новых знаний. Это не означает массовое образование как противовес элитному. Бакалавр — это уровень, достаточный для массового образования.

— Другая жизненная реалия: в связи с ростом массового образования государство не готово финансировать всех. Оно говорит, что вы повышаете собственную конкурентоспособность, вкладываетесь в рост своего человеческого капитала, поэтому платите за себя сами. Во всем мире падает бюджетное финансирование ВУЗов. В России тенденции те же самые. Просто мы в расчете на душу населения беднее, чем страны Запада. Поэтому у нас ситуация острее, а процессы те же самые.
Что же происходит в вузах в связи с этим?

— Положение ВУЗов, которые чего-то ждут, ухудшается. У них изнашивается оборудование, разрушаются здания, стареет преподавательский корпус. Понятие старения тоже нужно понимать особо. Дело не в том, что человеку 60−65 или 70 лет. Такой преподаватель только лучше, чем молодые, знает свой предмет, свой участок работы. Но возникают новые направления деятельности. И люди в возрасте их обычно уже не осваивают. Осваивают те, кто вырос вместе с этими направлениями. Значит, если вы хотите, чтобы у вас что-то новое появлялось, у вас должны быть молодые преподаватели. В новых условиях вузам приходится динамично отвечать на изменяющуюся реальность. И в России большая группа университетов, которые успешно справляются с этой задачей. К этой группе я отношу и ННГУ. Мы добились того, что у нас средний возраст преподавателей 45 лет: в последние годы он не рос, а снижался за счет привлечения большого числа молодых людей. Для этого в университете есть аспирантура — более тысячи человек. Да, кто-то уходит в другие сферы деятельности, а кто-то остается в университете, и таким людям мы даем возможность заработать. По совместительству они могут выполнять работу на контрактной основе. Итак, первая задача — это снижение возраста. Вторая — освоение новых направлений. Третья — нужно оборудование.

— Расскажите об участии университета в нацпроекте «Образование»

— На деньги, которые вузы могут заработать сами, современное оборудование купить нельзя. Суммы измеряются в миллионах рублей за единицу — как минимум! Настоящее оборудование приближается по цене к миллиону долларов за единицу. Просто так такие деньги ВУЗам никто не даст. Государство объявило приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого есть подпроект «Инновационные образовательные программы ВУЗов». На конкурсной основе можно было получить денежные средства. В 2006 году ННГУ участвовал в конкурсе, и в числе 17 ВУЗов России вошел в число его победителей. Мы уже реализовали первую половину двухлетней программы. Нам дали 544 миллиона рублей. В соответствии с условиями конкурса, университет вложил свои 140 миллионов. Это очень большая сумма, которую нужно было заработать. В прошлом году мы успешно справились со всеми обязательствами. Использование средств, полученных по конкурсу, очень строго контролируется государством. Это сложный самостоятельный мир. Мы его освоили. И как результат нашей успешной работы — нам дали по этой программе еще 134 миллиона на создание Центра наноиндустрии. Это уникальные электронные технологии. Это еще элемент развития университета.

— Как Вы относитесь к происходящему на наших глазах процессу объединения ВУЗов с промышленными предприятиями?

— В современном мире, в том числе в России, чтобы ВУЗу, скажем, Нижегородскому университету получить оборудование, базы практики, дополнительные средства, ему нужно объединиться с промышленностью, Российской академией наук, отраслевой наукой. Их интерес заключается в том, что они получат квалифицированные кадры. Им нужны хорошие специалисты. Поэтому они готовы помогать ВУЗам на договорной основе готовить таких специалистов. Интеграция сегодня — это стратегическое направление развития. Конечно, проще быть самостоятельным хуторком. Но хуторок будет нищим. Ты его хозяин, но только очень бедный. А если интегрироваться, надо считаться с другими, взаимодействовать, договариваться. Это сложно, но экономически очень эффективно. Есть давно доказанный и наукой, и практикой тезис: любая система развивается быстрее своих частей. Хочешь ускорить развитие — стань частью системы. Да, это уже потеря своей автономности. Ты теперь не хозяин, ты — часть системы, но зато быстрее развиваешься. И это новая культура, нужны другие навыки. Этому надо учиться. Мы потратили много лет на формирование такой культуры в коллективе ВУЗа. И это обеспечивает нам более быстрое развитие. Мы опубликовали много работ по вопросам современного управления в ВУЗе. У нас есть административная система, так как у нас свыше 30 тысяч студентов, за которых надо отвечать. Эти функции выполняет административная система. Но для того, чтобы идти вперед и активнее реагировать на изменения жизни, у нас есть и горизонтальная система управления, пересекающаяся с административной вертикально. Это нововведение. И здесь единицей управления является проект. У нас реализуется целый ряд самых разных проектов, у каждого из которых есть свой менеджер. На тему управления проектами ННГУ выполнил ряд международных грантовых проектов с участием университетов других стан и на деньги Европейской комиссии.

— Для чего нужны инновационные технологии в образовательном процессе?

— Меняется жизнь, и университет перестраивается, тогда выпускники, которые выйдут в жизнь, должны владеть этой новой культурой со студенческой скамьи. Поэтому мы вносим инновации в образовательный процесс — для того, чтобы люди не просто получили знания, но и опыт жизни в коллективе, опыт руководства, навыки переговоров, развили свои коммуникационные способности. Ведь чтобы были возможны сложные схемы организации жизни, нужны ответственные люди, слово которых стоит многого. Если слово теряет свою значимость, сложные формы организации становятся невозможны и экономическая эффективность падает. Очень важно суметь сохранить сложные формы взаимодействия и не потерять их эффективность. И вот надо готовить кадры, которые умеют так работать. Я бы отметил проект, который мы реализуем по предложению полпреда Президента РФ в ПФО Александра Коновалова. Это Малая академия государственного управления — МАГУ. Это 150 студентов — лидеров, отобранных во всех ВУЗах нашего города. На базе нашего университета они дополнительно учатся в этой академии. Им читали лекции губернатор, полпред, командующий внутренними войсками, заместитель генерального прокурора. Они были на мастер-классах в городской думе, в законодательном собрании и многих других организациях. Это новая форма обучения — подготовка лидеров.

— Откуда поступают деньги на реализацию этого проекта?

— В бюджете типичного российского ВУЗа государственные средства составляют одну треть. Конечно, в этот конкретный год, когда мы выиграли национальный проект, ситуация в ННГУ иная. А так — две трети средств надо заработать. И от платного обучения столько не получишь. Надо вести исследования для промышленности на коммерческой основе. Надо выигрывать гранты, развивать международную деятельность. Создавать краткосрочные программы обучения, для тех, кто хочет осуществить профессиональную переподготовку. Это сложный управленческий механизм, это риск: сегодня такая программа востребована, а завтра? То есть это опять формирование новых подходов к управлению. Чтобы содержать ВУЗ, надо развивать много разных видов деятельности, а разное всегда означает сложное. Новое поколение студентов надо готовить к решению сложных управленческих задач, потому что главное — это люди, их умение организовывать отношения.

— Какую роль Вы отводите традициям?

— Люди не очень откликаются на лозунги. Особенно по мере развития общества. Но люди всегда реагируют на яркий пример других. Причем не только живущих ныне, но и уже ушедших. О выдающихся людях нужно рассказывать. И мы проводим в университете очень большую работу по сохранению памяти. Через музей университета, через газету. Это было когда-то утрачено, но вот уже десять лет мы ведем эту работу. Постепенно складывается новое понимание прошлого, роли людей в истории. Если наши предки смогли, то чем мы хуже? Нижегородская земля очень богата талантами. И это не только Кулибин. Мы же по сути родина российской радиолокации. Прекрасные приборы — гиротроны, которые делают фирмы, связанные с нашим ИПФ РАНом — 80 процентов русских гиротронов в мире. И таких примеров много. Важно не растерять то, что имеем. Чтобы новое поколение нижегородцев выросло с такими же амбициями. А трудности будут всегда. Простых времен не бывает. И нужно работать, всеми силами развивая науку и промышленность.

Интервью записала корреспондент Елена Борисова.



Картина дня
Рекомендуем