ЧетвергЧт, 25 апреля 07:48 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

Валерий Шанцев: помогать людям — самая лучшая профессия

18 февраля 2014 года, 11:29

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев - фигура, не нуждающаяся в пиаре или самопиаре. Человек всю жизнь посвятил работе с людьми, поставив на службу профессии «помогать людям» весь свой опыт, знания и умения. Результаты его работы как главы Нижегородской области говорят сами за себя: за это время резко увеличились бюджетные показатели региона, область демонстрирует высокую динамику развития. - Задел сделан большой, планов громадьё. Мне нравится работать в Нижегородской области, я считаю её родной, вложил в неё много сил, - поделился Валерий Павлинович, предваряя нашу беседу.

МАЛАЯ РОДИНА

- Валерий Павлинович, на своём персональном сайте Вы написали: «Я живу на Нижегородской земле с 2005 года. За эти годы я сроднился с ней, искренне полюбил её культуру, историю, людей, которые живут здесь. Нижегородская область стала для меня и моей семьи родной» Но, как известно, Вы родом из Сусанино, Костромской области. Когда в последний раз были на родине?

- Последний раз был на родине восемь лет назад - до того, как стал губернатором. Первое время у меня не было возможности куда-то отлучаться. В Москве, когда проработал уже девять лет, вторую половину своего вице-мэрства я каждый год там бывал. Думаю, в этом году съезжу.

- Вы поедете на родину или к родным?

- Родных там уже не осталось. Езжу просто на родину. У меня там много знакомых, я почётный гражданин села Сусанино. Помог реставрировать родовую церковь Романовых в селе Домнино, отремонтировать школу, в которой учатся 800 детишек, помог им построить детский дом, возродить производство на фабрике головных уборов, на молокозаводе, на лекарственном производстве. Когда мы молоды, мы так не чувствуем привязанности к малой родине. Тем более что у меня эта малая родина случайная: мои мама и отец уже жили и работали в Москве, когда я должен был родиться. И мама вдруг решила, что рожать она должна в селе Сусанино. Моя старшая сестра в 1941 году родилась именно там. И вот мама поехала туда, к бабушке моей, в 1947 году, и там меня благополучно родила. Кроме того, в послевоенные годы в Москве было непросто: голодно, родители немного зарабатывали. А у бабушки была и корова, и овцы, поэтому я там до школьного возраста так и остался. До сих пор помню и оладушки, и сливки - этот вкус как-то остался в памяти.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

- Однажды Вы сказали, что в Вашем домашнем холодильнике - продукты только Нижегородской губернии.

- Любая территория - будь то страна, область или город - в сегодняшних наших условиях живёт от дела. Насколько развит бизнес, настолько развивается и область, потому что основные налоги, которые дают доходы региону, - это налог на доходы физических лиц, то есть тех, кто работает, налог на прибыль работающих предприятий - там, где работают люди, и налог на имущество предприятий. Вот три налога, которые составляют более 90 процентов этого дохода. Если не будешь заниматься развитием экономики, созданием новых рабочих мест, не будешь поднимать уровень их прибыльности, то ничего не будет. Сельское хозяйство вызывало у меня наибольшую тревогу, потому что я всю жизнь работал в городе. Мой хороший учитель и друг, который был на моей инаугурации, Минтимер Шарипович Шаймиев, предупредил меня, что больше всего придётся работать по сельскому хозяйству. Я поездил по области, посмотрел, побеседовал с людьми. Полный упадок. Даже плиты с дорог в животноводческом комплексе в 2005 году продавали, чтобы платить зарплату. Я этого, как нормальный человек, терпеть не мог - область кормить надо. Исхожу из того, что наиболее свежая продукция - это продукция собственного производства. И наиболее безопасная - она же.

У нас есть закон о продовольственной безопасности области, который мы сами разработали и который обязывает нас обеспечить - и по количеству, и по качеству - безопасность населения, что бы ни случилось. Сегодня мы себя полностью обеспечиваем зерном - и продовольственным, и фуражным, овощами, картофелем, молоком и молочными продуктами. И задача трёх лет - полностью обеспечить себя мясом и мясопродуктами. Я инициировал такой проект, который у нас реализуется, - «Покупай нижегородское». Меня часто критикуют антимонопольные службы, что я создаю нездоровую конкуренцию: приоритет и в рекламе, и в своих выступлениях отдаю нижегородской продукции. Странный выпад. Представьте себе: вот я выхожу на улицу и говорю вам: «Покупай рязанское».

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

- Нижегородская область в нынешнем, 2014-м, году отмечает своё 300-летие. Со времён Петра I губернию лишь раз возглавлял нижегородец. Все остальные губернаторы были приезжими.

- Это исторический факт. Область была образована указом Петра I в. 1714 году. 26 января 2014-го мы празднуем трёх сотлетие Нижегородской области. 6 февраля по новому стилю будет ровно 300 лет, как Пётр написал: «Нижегородской губернии быть особо». С 1714-го по 1917-й, до революции, императорами было назначено 39 генерал-губернаторов. То есть, в среднем, каждый работал по 5 лет. Некоторые служили и меньше года, а некоторые - и по 15 лет. Самым успешным был Николай Михайлович Баранов. Он проработал 15 лет: с 1882-го по 1897-й. При нём на Нижегородской ярмарке была проведена в 1896 году Всероссийская промышленно- художественная выставка - самая крупная выставка в Европе ХIХ века. Это был очень хороший проект, российского уровня. Даже сегодня это был бы федеральный проект. Среди 39 генерал-губернаторов, действительно, был только один уроженец Нижегородской губернии - Фёдор Анненков. Он проработал 8 месяцев и был отстранён в связи с отсутствием результатов. На самом деле, был даже такой указ, что местных губернаторами назначать нельзя, потому что они связаны какими-то знакомствами, обязательствами. А когда приходит человек со стороны, из другой области, то у него нет никаких обязательств, никаких знакомств - он сразу начинает работать на результат.

- Заметно, что Вы довольно бережно относитесь к местным кадрам. С собой из Москвы привезли не очень многих.

- А почему местные кадры нужно убирать и других назначать? Если не опираться на местные кадры, то ничего не сделаешь. Это я твёрдо понимал. Тем более что из Москвы серьёзных людей, с хорошим потенциалом и с хорошими возможностями, увезти в Нижний Новгород крайне сложно. То есть желающих бросить всё в Москве и поехать за Шанцевым в Нижний Новгород я мало знал. Поэтому я пригласил с собой людей на те должности, которые помогали бы мне, прежде всего, трудиться. Они не определяют какие-то направления, они являются аппаратными работниками, к которым я привык, с которыми долгое время работал. Они строят документооборот, систему исполнительской дисциплины. А вот заместители губернаторов, министры должны быть выращены, прежде всего, из элиты, из тех людей, которые пользуются авторитетом и зарекомендовали себя как профессионалы на местном уровне. Какая-то часть была из московских людей, но не очень большая - среди замгубернаторов, среди министров. Потом ещё и ротация произошла, системная, которая сегодня привела к тому, что основа тех людей, которые работают в правительстве, в администрации, - нижегородцы. Но для того, чтобы это сделать, мне нужно было сначала их узнать.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЫЧАГ

- Валерий Павлинович, скажите: как поднять производство? Для многих непосвящённых это загадка. В советское время делалось так: принять решение на госуровне, выделив на него деньги, ресурсы, поставив под ружьё вузы Как поднять производство сегодня, когда оно стало, по сути, частным?

- Дело в том, что я здесь нахожусь в довольно выигрышном положении, потому что работал руководителем территории и в советское время, и сейчас. И я могу сказать: это иллюзия, что в советское время назначают руководителя района или города, и он всё может. Вот сказал он комсомольцам - они побежали, сказал директорам заводов - они тоже забегали. Ничего подобного. С директорами особенно крупных предприятий в советское время было очень трудно решать какие-то вопросы. Каждый из них имел существенный вес и мог напрямую мимо тебя пройти и решить массу вопросов. Поэтому всегда, и в советское время, нужно было: первое - желание что-то делать, второе - характер. Потому что власть никто на блюдечке не преподносил, её нужно было всегда брать. И если ты хочешь, ты её берёшь и пользуешься ею для того, чтобы решать проблемы людей. Для меня, например, чем выше власть, тем больше возможностей.

В сегодняшнее время возможностей для того, чтобы развивать территорию, у первого лица, руководителя, и у его единомышленников гораздо больше. Нет никаких сдерживающих факторов, постановлений ЦК и Совмина, которые нужны для того, чтобы что-то построить Вот я, например, был председателем исполкома, и мне нужно было построить Дворец пионеров, он стоит более 3 миллионов рублей. Для того чтобы его построить, нужно было постановление ЦК и Совмина - и пять лет, чтобы этот документ получить. В результате я Дворец пионеров построил. Нарисовали стоимость в 2 миллиона 999 тысяч рублей. Потом на каком-то заводе люстры нашли, где-то занавеси сделали Сейчас он называется Дворец творчества молодёжи - и до сих пор работает. Но для этого нужно было хотеть это сделать. Сегодня все вопросы такого плана я решаю сам: что, когда и как строить. И сам несу ответственность. Что касается возможностей первого лица, то их тоже много: ни одно предприятие сегодня не может решить ни одного крупного вопроса без правительства области. Земля, энергоресурсы, рабочая сила - это всё то, чем мы занимаемся. Плюс к этому мы имеем ещё целый ряд законов области. Например, закон об инвестиционной политике, закон о промышленной политике, закон о государственно-частном партнёрстве. Таких законов, которые развивают экономику, очень много.

ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА

- У Вас есть приёмные часы. С какими вопросами к Вам идут люди?

- Личный приём населения я не веду. Это бесперспективно. Я должен обеспечить систему, чтобы каждому человеку, у которого есть какие-то проблемы, решали эти проблемы. Вот приму я какую-то часть, но ведь три миллиона человек населения я не смогу принять. Таким образом я создал бы неравные условия: кого-то принимаю, решаем этот вопрос, - а кто-то, значит, лишился этой очерёдности. Поэтому у меня нет личного приёма населения. Этим занимаются мои подчинённые - в зависимости от отрасли, которую они ведут. Я в основном принимаю руководителей организаций, предприятий, которые что-то хотят у нас сделать, построить, решить какие-то вопросы с тем, чтобы сократить сроки принятия этих решений, с тем, чтобы устранить преграды, административные барьеры, как сейчас модно говорить.

- Значит, Вы создаёте систему, которая должна безотказно функционировать и не зависеть от того, кто сидит в кресле губернатора?

- Каждый человек привык по-своему строить свою работу. В 2005 году я столкнулся с целым рядом явлений в Нижегородской области, которые натолкнули меня на мысль, что системы-то и нет. Сижу дома - и мне в 21 час звонят и говорят, что половина Автозаводского района без электроэнергии. Начинаю заниматься этим вопросом. Оказывается, свет погас в два часа дня. Говорят, что завтра утром придёт аварийная бригада и начнёт ремонт. Я допускаю такую ситуацию, понимаю, что ночь без света мы переживём. Но ведь отключена сигнализация в магазинах, банках, темно на улицах, нет света в подъездах. Это же благодать для преступного элемента. Звоню в милицию. Говорят, что первый раз об этом слышат. Кроме того, говорят, что если бы они и знали, то что они могли бы сделать? Говорю: увеличить количество патрульных машин, чтобы обеспечить аварийной территории безопасность. Другая проблема - аварийно отключили отопление. Это не значит, что просто должна приехать аварийная бригада. Нужно понять, на какой срок отключили, нужно сливать теплоносители в детском саду, в школе, решать, привозить какие-то обогревательные приборы или нет, нужно выселять людей, обеспечивать питанием или не нужно. Должна работать система, которая имеет ответ на критическую ситуацию во всех её проявлениях. Я ведь не могу вмешаться в эту ситуацию и в ручном режиме решать проблему. Зачем тогда все службы и руководители на местах? Это и называется - система. Она должна безотказно функционировать без моего вмешательства. Но есть ещё одна проблема, о которой не всегда думают или знают.

Меня часто спрашивают: какая разница между Москвой и Нижним Новгородом? В Москве - 10 миллионов постоянно живущего населения. Бюджет - триллион 400 миллиардов рублей в год. Это доходы. В Нижнем и Нижегородской области - 3 с половиной миллиона человек населения (в 3 раза меньше), а бюджет - 140 миллиардов рублей (в 10 раз меньше). Восемь лет назад был бюджет в 34 миллиарда. Вот если бы у меня был бюджет в три раза больше, чем сейчас, я бы мог два бюджета направить на развитие области. Через пять лет область никто бы не узнал. В этом самая главная причина. Она не в том, что люди - чиновники - не хотят это сделать, они не могут этого сделать. И когда чиновник из тысячи вопросов выбирает один и решает этот вопрос, то можно его хвалить сколько угодно. Но оставшиеся вопросы, если их валом задать, никогда он не решит. Поэтому здесь вся ситуация связана с возможностями нашей страны. Мы не находимся ещё на такой стадии развития, чтобы народу власть не была нужна.

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

- Один из Ваших предшественников на посту губернатора обещал всех чиновников пересадить на патриотичные «Волги». Как Вы относитесь к таким решениям?

- Я к этому отношусь очень просто. Если мы сегодня способны выпустить в эксплуатацию конкурентоспособный, надёжный, комфортабельный и нормальный по цене автомобиль-то, конечно, чиновники должны на нём ездить. А если мне дадут автомобиль, под которым мой водитель и вся моя служба будут больше лежать, чем я буду на нём ездить, - мне такой автомобиль, даже если он трижды отечественный, не нужен. Можно Президенту сделать один или два автомобиля, но выпустить сотни тысяч автомобилей хороших Это нужно иметь хорошую конструкцию, хорошую технологию, хороший завод. У нас они были? Нет. Да мы себе никогда задачу не ставили выпускать хорошие автомобили. У нас в очереди на наши «Москвичи» и «Лады» записывались на десять лет вперёд, и мы считали, что других автомобилей и не надо. В это время остальной мир делал такие автомобили, которые нам и не снились. А когда мы рынок открыли, наши «Москвичи» и «Жигули» не выдержали конкуренции. И «Волги» не выдержали конкуренции.

Мы сейчас на ГАЗе работаем по лёгкому коммерческому грузовику. Создали инженерный центр, он находится в Нижнем Новгороде. Есть первые модели, которые полностью разработали в этом центре, - это «Газель-Бизнес» и «Газель-Next». Сегодня это автомобили, которые могут на равных конкурировать с зарубежными аналогами. У нас сейчас поставлен на производство - временно, я считаю, - Mercedes Sprinter. Мы получили оборудование, технологию. В инженерном центре разработаем собственную модель и сможем поставить на эту технологию. То же самое делаем сейчас в модельном ряде легковых автомобилей. Сняли с конвейера «Волгу». Поставили на производство Volkswagen, Skoda, Chevrolet и начинаем выпускать комплектующие. Идея здесь какая? Мы представляем территорию ГАЗа и осуществляем контрактную сборку. Это работа по полному циклу: сварка, окраска, сборка, регулировка. Когда нам инвестор Volkswagen или Chevrolet даёт оборудование, свою технологию безвозмездно, то оборудование и технология остаются у нас. Мы производим автомобили и отдаём их на реализацию, то есть продаём их этой фирме. Но у нас остаётся высокая квалификация рабочих кадров, ведь мы должны обеспечить такой же уровень качества, как на иностранных заводах. Иначе мы не продадим этот автомобиль. И мы, безусловно, через какое-то время поставим автомобили собственного производства на конвейер. Но только это будут автомобили, на которых приятно будет ездить.

- Один из приоритетных для области видов транспорта - метро.

- Метро не я начал строить в Нижнем Новгороде: ещё в 1987 году закончили строительство 13-й станции метро в Заречной части. И метро функционировало. Естественно, встал вопрос: почему оно не прибыльное? Да потому что оно было построено в селитебной зоне, где люди только жили, а на работу они все ходили пешком. (Селитебная зона (селитебная территория) - часть населённого пункта, предназначенная исключительно для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений. Допускается размещение отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон. Селитебная территория содержит пути внутригородского сообщения, а также места общественного пользования - улицы, площади, бульвары, парки и скверы. Таким образом, селитебная зона - это среда непроизводственной деятельности населения). Все жилые дома строили вокруг крупных производств. Поэтому пассажиропоток был ниже возможностей метро приблизительно в два-три раза.

Город состоит из двух частей - Заречной и Нагорной. Административный центр, вся сфера торговли, вся сфера культуры находятся в Нагорной части. Это как в Москве - Центральный округ и периферийные округа. Поэтому у людей в Нагорной части было и рабочих мест больше, и вся сфера отдыха, культуры, торговли - всё там. Для перемещения использовались наземный транспорт и личный транспорт, что приводило к жутким пробкам. Поэтому было принято решение строить опорную станцию метро в Нагорной части. Но вмешалась политика: начали строить метромост, но после 100 метров бросили, потому что в Нагорной части нужно было три дерева спилить, а против них стояли с пикетами: «Нельзя пилить. Экологии - ущерб!». А какой ущерб приносит отсутствие современного, развитого, мобильного транспорта - это не считалось. Когда я пришёл, я понял, что решение принято правильное, поскольку помимо станции метро строился и мост для наземного транспорта. Это должно было поднять экономику и дать людям нормально перемещаться, вовремя попадать на работу. Мы потратили на это дело около 20 миллиардов рублей, построили станцию «Горьковскую». Что характерно, она соединилась со станцией «Московская». Пассажиропоток увеличился в три раза. На каждой станции в Заречной части стало садиться в три раза больше народу. Раньше нужно было добираться 2 часа из Автозаводского района в Нижегородский. Сейчас на метро - 22 минуты. В любую погоду. Были и другие приоритетные проекты, которые разработали до меня: это Южный обход. Нижний Новгород - единственный город-миллионник, который не имеет ни окружной дороги, ни объездов. Южный обход начали строить ещё в советский период и за 12 лет построили всего 16 километров. Мы же вторую очередь - 15 с половиной километров - построили всего за два года. Сейчас строим третью очередь. К 2015 году её закончим, потом построим четвёртую очередь, и тогда выведем весь коммерческий транспорт за пределы Нижнего Новгорода, по шестиполосной дороге.

Спроектировали мост в Подновье, который через Волгу соединяет трассу М7 с северным направлением, идущим на Киров. То есть с востока можно будет попасть на север, не въезжая в город. В настоящее время у нас на 300 километров единственный мост - Борский, который построен в 1965 году. Параллельно ему сейчас стали строить ещё один мост. Введём его в 2016 году. Он будет двухполосным. Развязки тоже делаем: и на левом берегу, и на правом. В наши планы входит сделать кольцо вокруг города: Южный обход и Северный обход. Тогда весь коммерческий транспорт уйдёт туда.

Ещё один вид транспорта - подвесная канатная дорога. Раньше на общественном транспорте через Борский мост ездили полтора часа, теперь по канатке путь занимает 12 минут. Мы не тратили на это бюджетных денег, а сделали концессию с французской фирмой. Они сейчас хотят ещё две такие канатки построить, уже через Оку.

ИНВЕСТИЦИИ

- Москва и Санкт-Петербург - признанные центры экономики и культуры страны. Нижний Новгород - крупный, но зачастую совершенно не известный за рубежом город на территории России. Как сюда привлечь инвестора?

- Когда я только пришёл в Нижего родскую область, мои близкие друзья спрашивали: а чего это меня так далеко загнали, аж за Урал? Такие вот познания были о Нижнем Новгороде. И за рубежом интересовались: где это, что это? По моей инициативе мы приняли участие в соревновании с другими городами мира по «чудесам света». Организовывала его Ассоциация культурных столиц мира, их офис находится в Париже. Мы победили, дипломы получили наш Кремль, два храма и два современных здания. Приехал генеральный секретарь - француз вручать нам эти дипломы. И говорит, что когда он в Барселоне вручал награды, так они не знают даже, что это за город такой - Нижний Новгород — с ними соревновался. Я ему потом сказал, в чём разница между Барселоной и Нижним Новгородом: у нас никто не спрашивает, где Барселона находится. Наши знают. Нужно было снять стресс незнания. Ведь когда человек не знает, куда он придёт, не знает ни истоков, ни истории, ни людей, не знает о том, какой климат существует, какая есть политика инвестиционная у администрации, - он, естественно, этого будет бояться. К сожалению, в начале 2000-х годов все иностранные и российские инвесторы считали, что бизнес в России можно строить только в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. А чуть дальше в сторону - там уже медведи.

Мы, действительно, построили очень серьёзную систему. Создали Инвестиционный совет, Министерство инвестиционной политики, приняли несколько законов, которые давали льготы, объясняли права инвесторов и права администрации, их обязанности. Сделали работу в режиме «одного окна». У нас инвестору не надо никуда ходить: есть окно на первом этаже в Кремле в административном здании, куда ты обезличенно, по определённой форме подаёшь заявку на свой инвестиционный проект. Через 10 дней попадаешь на Инвестиционный совет: рассматривается твой бизнес-план, и тебе говорят, нужен региону этот проект или не нужен, будет он для нас приоритетным или не будет. А дальше мы все согласования проводим сами. После этого красную папочку с правоустанавливающими документами я лично вручаю инвестору: начинай проектировать и строй. Это прозрачно, понятно, и никакой коррупции не возникает, потому что твой вопрос обсуждали все, кто принимает решение, все согласующие организации - пожарные, СЭС, газ, электроэнергия, канализация, вода. Самый сложный вопрос, по нашему регламенту, должен быть решён в течение 104 дней. Это если есть обременения, права третьих лиц и так далее. У меня есть Совет иностранных инвесторов, Совет российских инвесторов. Я регулярно с ними встречаюсь. Работаю с Ассоциацией иностранных фирм. У нас создан институт почётных консулов государств, который работает с целью понимать, есть ли трудности для иностранцев в ведении бизнеса. По последним рейтингам мы входим в пятёрку лучших городов России по возможностям ведения бизнеса. Когда я пришёл в Нижний, наш уровень коррупции оценивался третьим местом из 83 регионов. Сейчас мы на 64 место «скатились».

- С другими областями дружите?

- У нас очень тесные дружеские отношения с Приволжским федеральным округом. Мы часто встречаемся, обмениваемся мнениями. Раньше я всегда очень тесно работал с Шаймиевым, сейчас - с Миннихановым. С Оренбургом у меня сейчас неплохие отношения, с Юрием Александровичем Бергом, с Никитой Белых из Кировской области. Да со всеми, собственно. С Рустэмом Закиевичем Хамитовым из Башкирии нормальные отношения. В Калугу я ездил к Анатолию Дмитриевичу Артамонову - смотрел, как у него там организовано. Он раньше начал заниматься вопросами формирования инвестиционного поля, чем я.

- Множество хороших работающих законов на областном уровне - не повод принять такие же на уровне федеральном?

- На самом деле, мы имеем право законодательной инициативы. В определённых случаях мы им пользуемся. Но не всегда можно принять решение на основе нашего опыта - условия у регионов разные. Например, софинансирование по федеральным программам. Один регион может себе это позволить, а другой не самодостаточен, ему и на текущую жизнь не хватает.

- 300-летие области, видимо, будет громким праздником?

- 2014 год будет годом Нижегородской области. У нас пройдёт много мероприятий, но самое ключевое состоится в сентябре. Это ярмарка всех наших районов, праздник на нашей главной площади, где будет и концерт, и смотр творческих сил. Мы хотим сделать всё своими силами. Показать, как мы сохранили национальную культуру в целом и национальную культуру наших малых народностей.

ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ

- Вам удаётся найти немного времени для себя?

- Свободное время есть. Я слишком давно работаю, чтобы ставить себе задачу круглосуточно трудиться. Да это и неэффективно, потому что когда ты остаёшься один, а все уже ушли домой, можешь сколько угодно рассказывать, что ты там пахал, но на самом деле - отдыхал. Я очень люблю спорт: большой теннис, футбол, хоккей. Люблю играть в бильярд, люблю рыбалку, что мне на Нижегородской земле удаётся делать чаще, чем в Москве. Люблю охоту.

Когда все вместе в Москве жили, больше времени проводил с семьёй. Сейчас мы живём с супругой, а дети уже взрослые, у них свои дети. Они в Москве живут. У нас есть традиция - встречать Новый год вместе. На праздники они все приезжают к нам.

- Валерий Павлинович, у Вас есть свой блог в Интернете. Вы его сами ведёте или Вам помогают?

- Я сам веду свой блог. Когда создавал его, конечно, пользовался услугами специалистов. Сейчас стараюсь туда заглядывать утром и вечером, чтобы ответить на вопросы. Вопросов, которые раздражают, мало. Сначала у меня была премодерация, но сейчас я её отменил. Поначалу я боялся, что начнут хамить, но потом убедился, что хамства как такового нет, - больше пользы, чем негатива. Я очень много даю поручений по тому, что читаю на своей страничке.

По материалам Общественно-политического журнала «Мужская работа» 47/ 2014



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Внимание!
ИА «Время Н» объявляет о старте нового конкурса «Наш „Пари НН“»
Его цель — расширять знания о нижегородском футболе, углублять интерес к достижениям главного футбольного клуба города.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Наталья Старикова — о выставке, посвященной истории железной дороги
Она дала интервью «Волге 24».