ЧетвергЧт, 18 апреля 13:21 16+
Сейчас  °C
USD$ 94,32 ▲0,25 EUR 100,28 ▲0,35

Усадьба Рукавишниковых: обратная сторона купеческой монеты

22 июля 2010 года, 11:00 Тема: Усадьба Рукавишникова  

Внимательны ли мы к нашему городу? Часто ли задерживаем взгляд на том или ином здании, задумываемся о том, что изменится в Нижнем Новгороде с появлением нового гипермаркета, суперсовременного офисного центра? Интерьер комнаты может повлиять на настроение, мысли человека. Стоит ли говорить о том, что улицы, на которых мы проводим значительное время своей жизни, определяют наше сознание едва ли не в большей степени, чем наши квартиры и дома. Так, множество книг и стихов, посвященных Санкт-Петербургу, рассказывает о городе свободных художников, поэтов и призраков представителей царской династии. Нижний Новгород известен, прежде всего, как купеческий город с большими достижениями в торговле и промышленном производстве. В то же время города Поволжья имеют репутацию красивых, по-особому просторных провинциальных городов, где ход жизни тесно связан с величием и простотой главной российской реки. При совмещении этих двух ликов Нижнего (тихий город на Волге и центр региона с развивающейся промышленностью) можно оценить многообразие нашей жизни, суетной и деловой и, в то же время, полной русской провинциальной поэзии.

Обратная сторона купеческого характера: свобода в желаниях; постоянное стремление к прекрасному, как венцу собственного богатства, неведение чувства меры, — все это отразилось в удивительном памятнике архитектуры конца 19-ого века доме-усадьбе купцов Рукавишниковых. Он был приобретен купцом первой гильдии Михаилом Рукавишниковым в конце 1860-х годов. В то время дом еще был двухэтажным и являлся примером постройки, выполненной в стиле позднего классицизма. Сын Михаила Григорьевича Сергей Михайлович Рукавишников, пригласив известного нижегородского архитектора Петра Семеновича Бойцова и санкт-петербургского скульптора Михаила Осиповича Микешина, превратил дом в настоящий дворец, выполненный в стиле барокко. Расположенный на Верхневолжской набережной, дом должен был служить предметом восхищения гостей и жителей города.

В советские времена, став краеведческим музеем, дом ушел в тень, затаился. С этим сложным и причудливым организмом блюстители суровой коммунистической морали обращались без уважения. История восстановления дома-усадьбы затянулась на десятилетия. В 90-е вопрос реконструкции закрытого музея повис в воздухе. Команда нижегородцев во главе с директором НГИАМЗ Вениамином Архангельским при поддержке губернатора и правительства области в течение последних нескольких лет совершила настоящий подвиг: главное здание усадьбы восстановили по немногочисленным документальным источникам практически в первозданном виде. Это еще один случай, когда вдохновение и энтузиазм людей, принадлежащих к сфере культуры, в союзе с властью дают удивительный результат. Причем, его не оценишь количеством затраченных денег, усилий реставраторов или прочих хлопот. Значение воскрешения дома будет заметно, когда его просторные коридоры заполнят гости усадьбы. Тогда станет ясно, что город преобразился с возвращением этого архитектурного памятника.

Нельзя сказать, что дом-дворец осиротел и стал богатым, но пустым музеем с одинокими холодными залами. Его до сих пор населяют лепные полубоги. Атланты, кариатиды, ангелы — все это современные жители дома Рукавишниковых. Стиль барокко предполагает эклектику комбинаций мифических образов, символизирует взаимосвязь, бесконечное взаимопроникновение жизни и смерти. Посетитель такого «музея» чувствует себя здесь, как в храме искусства, в центре круговорота эпох, человеческих жизней и мыслей. Это особая форма свободы в интерьере. Человек, поднимающийся по величественной мраморной лестнице под сводами, символизирующими небеса, может позволить себе любые чувства и слова удивления. Для нас такая роскошь под стать роскоши этого удивительного здания, ее мы редко можем себе позволить.

Сын Сергея Рукавишникова, известный русский поэт и прозаик Иван Рукавишников описывает дом-дворец в автобиографическом романе «Проклятый род» как «могучий, грузно-стройный»: «Где мрамор виден, то мрамор тот настоящий и в вершок толщиною, не как теперь на заграничный манер пилят, словно картонные листы. Колонну каменную глаз видит, верь, рукой не пробуй — не зазвенит, не пустая. И в капитель колонны той верь: бронза, не картон золоченый. И в бронзе той меди и олова, сколько в старых списках сказано…». Жить, по словам автора, в таком доме бесприютно. Это не дом, а знак купеческой силы. Может быть, только сегодня усадьба Рукавишниковых заживет светлой и праздничной жизнью, заживет самостоятельно. Сейчас дом вошел в период особой, свойственной только архитектуре зрелости. И эта новая жизнь дома-усадьбы будет проходить на наших глазах.

Автор: Корр. Алексей Романов



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».