ЧетвергЧт, 25 апреля 20:28 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

Транспортное будущее области

30 апреля 2014 года, 11:31

Недавно депутаты нижегородского Законодательного собрания одобрили очередные поправки в региональный бюджет. Значительные средства — более миллиарда рублей — решено направить на госпрограмму «Развитие транспортной системы Нижегородской области». Безусловно, для нашего региона эта тема является одной из ключевых. Транспортные потоки растут из года в год, и экономика требует безотлагательного решения логистических задач. К тому же, не за горами чемпионат мира по футболу, матчи которого пройдут и в Нижнем Новгороде. Необходимо усердно трудиться по всем направлениям развития транспортной инфраструктуры.

В преддверии большого взлета

Разумеется, одна из ключевых точек логистики — авиасообщение. В последние годы поток авиапассажиров в Нижегородскую область вырос в разы. Это, в свою очередь, заставляет активнее решать вопросы реконструкции аэропорта. Губернатор Валерий Шанцев четко обозначил задачу: аэропорт должен быть комфортным и безопасным. И, надо сказать, определенные подвижки в этом направлении уже произошли. В частности, открыта новая парковка.

При этом все понимают, что новый импульс развития объект получит только когда откроется новый терминал. Работа над этим ведется давно, и вот недавно, наконец, определился генеральный подрядчик. По результатам конкурентных переговоров, которые завершились 11 апреля, лучшей признали заявку филиала чешского акционерного общества PSJ.

К началу маю стороны должны заключить договор, после чего начнется строительство. Чешской компании предстоит организовать строительную площадку, установить и подключить к сетям инженерного обеспечения временные здания и сооружения, выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы, демонтировать существующее и завезти новое оборудование, провести его испытания и т. д. Цена контракта сторонами не разглашается, хотя ранее руководство ОАО «МАНН» заявляло, что общий объем инвестиций в строительство терминала составит около 3,5 млрд рублей. Причем 1,2 млрд рублей должен выделить в 2014 году областной бюджет.

Архитектурный проект нового терминала разработало английское архитектурное бюро Hintan associates. Площадь объекта составит более 27 тысяч кв. м, пропускная способность — 1,5 млн человек в год. Терминал будет оснащен четырьмя телескопическими трапами и другим современным оборудованием. Благодаря этому, аэропорт сможет оказывать услуги пассажирам и авиакомпаниям на качественно ином уровне, став мощным стимулирующим фактором для развития экономики региона, заявил исполнительный директор «Стригино» Александр Синельников. В свою очередь директор филиала PSJ в РФ Милан Вежник отметил, что его компания «готова к реализации этого проекта на самом высоком уровне, поскольку он является одним из самых престижных в РФ».

Согласно планам ОАО «МАНН», сдать новый терминал в эксплуатацию должны к концу 2015 года.

Инвесторам наводят мосты

Развитая дорожная инфраструктура — хорошая приманка для инвесторов. Но порой эта инфраструктура не эффективна без мостов. Нижний Новгород в этом отношении — показательный пример. Неслучайно, в последнее время так много внимания уделяется строительству второго Борского моста. Объект на личном контроле губернатора. Стройка идет полным ходом… На последнем заседании Законодательного собрания решено было дополнительно направить миллиард рублей оставшихся федеральных средств на строительство этого моста. «Он очень нужен всем нижегородцам», — подчеркнул спикер парламент Евгений Лебедев.

Тем не менее, сейчас все понимают, что через Волгу нужен еще один мост. Он должен будет связать трассы кольцевого обхода Нижнего Новгорода. Проект такого моста в Подновье разработан давно. Правда, реализовать его силами одного регионального бюджета будет тяжеловато, по крайней мере, сейчас. В связи с этим в Нижегородской области вернулись к вопросу привлечения инвестора для строительства этого моста. Чтобы ускорить этот процесс, в правительстве решили изменить схему государственно-частного партнерства (ГЧП) и внесли соответствующий законопроект в региональный парламент.

Новая законодательная инициатива касается создания юридических лиц при участии собственности области, а также предусматривает возможность формирования так называемых хозяйственных партнерств. Это, по сути, новая форма юрлица, поскольку сегодня по закону создаются только ГУПы, хозяйственные общества, государственные учреждения и фонды.

По словам министра государственного имущества и земельных ресурсов области Александра Макарова, поправка в законе позволит создать коммерческую организацию в форме партнерства, которая займется реализацией проекта. Учредителем партнерства, скорее всего, станет министерство инвестиционной политики. Оно будет вносить в капитал партнерства деньги, имущество или имущественные права региона.

Помимо мининвеста, учредителем структуры станет ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (дочерняя компания Внешэкономбанка). Оно войдет в партнерство «путем внесения доработанной документации». Как заявил Александр Макаров, компанию планируется зарегистрировать летом 2014 года. Тогда же министерство и ФЦПФ сформируют уставный капитал партнерства. А еще через год на конкурсе должны выбрать частного инвестора для строительства моста. Лишь после этого область выкупит долю ФЦПФ, и он выйдет из партнерства. Далее структура будет реорганизовано в ОАО, которое займется управлением коммерческим проектом. В частности, в ее функционал войдет сбор платы за проезд по мосту.

Как считает Александр Макаров, создаваемое хозпартнерство по форме более простое юрлицо, чем акционерное общество. Таким образом, оно будет более гибко реагировать на все юридические процедуры, и это выгодно инвестору. «Такая форма наиболее комфортна для взаимодействия государства и бизнеса, которые совместно реализуют социально значимый проект, предполагающий коммерческую эксплуатацию. При создании ОАО возможна борьба капиталов и конкуренция, а при создании хозяйственного партнерства все условия прописаны и изначально понятны», — полагает депутат Законодательного собрания Михаил Гапонов.

Профильный комитет регионального парламента поддержал в двух чтениях внесение изменений в региональный закон. Теперь предстоит практическая реализация задумки.

«Строить мост начнут тогда, когда будут деньги, — пояснил председатель законодательного собрания Евгений Лебедев. — На данный момент это порядка 80 млрд рублей. В бюджете таких средств нет, и новая форма госпартнерства позволит их найти. Как только средства появятся, начнется стройка. Не думаю, что это будет быстро. Банк не альтруист: надо, чтобы деньги вернулись, поэтому стоит вопрос о том, как будет осуществляться окупаемость».

Больше скоростей

Жаркие споры сейчас разгорелись вокруг вопроса строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая должна пройти и через Нижний Новгород. По сути, технически наш город к этому уже готов: зарезервирован участок под строительство, имеется прочая необходимая инфраструктура, кадры и т. п. Вопрос опять же упирается в деньги. Нужно ли вкладывать сотни миллиардов в магистраль? И если вкладывать, то через какие населенные пункты она должна пройти?

К счастью для нашего региона, большинство представителей федеральной власти и экспертов настаивают на том, чтобы магистраль связала Москву и Казань — иными словами, прошла через Нижний Новгород.

«Разработано обоснование инвестиций, получено положительное заключение Главгосэкспертизы России, проведен аудит независимого эксперта, подготовлена конкурсная документация на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства ВСМ Москва — Казань», — отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.

По его словам, для реализации проекта выбрана организационно-правовая схема с использованием механизма концессии как одного из наиболее эффективных механизмов ГЧП. Также была разработана финансовая модель реализации проекта, подготовлен инвестиционный меморандум и предварительная инвестиционная декларация, которые были представлены в государственные органы. В настоящий момент основной задачей является организация инженерных изысканий и разработки проектной документации.

«Вопрос, связанный с формированием высокоскоростного движения в России, — это вопрос выживания для многих промышленных предприятий и очень значительной части научных учреждений. Дело в том, что ВСМ не с точки зрения потребителя, а с точки зрения тех, кто будет задействован в проекте, — прежде всего, проект наукоемкий, материалоемкий, проект, который даст работу сотням российских предприятий», — сказал вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой.

Согласно проведенным исследованиям, протяженность высокоскоростной магистрали Москва — Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50−70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, а до Казани — 1,5 часа. Ежегодный пассажиропоток на линии оценивается в 10,5 млн человек к 2020 году.

Несомненно, такая магистраль позитивно повлияет на логистическую составляющую Нижегородской области, поможет еще больше разогнать ее экономику. По оценкам экспертов, мультипликативный эффект на этапе эксплуатации ВСМ сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2019—2030 годов в размере 2,3 трлн рублей, что более чем в 2 раза превышает полную стоимость реализации проекта. В первые годы эксплуатации магистрали также произойдет значительный рост валовых региональных продуктов (ВРП). К 2025 году рост ВРП составит в Нижегородской области 39%, а к 2030 году — 76%.

В общем, ждем решения федеральных властей. В случае если оно будет положительным, РЖД уже в 2014 году сможет приступить к началу проектных изысканий, разработке документации по планировке территории и проектной документации.

От пристани до пристани

Внутри Нижнего Новгорода также назревают транспортные перемены. Давно пытаются перекроить автобусные маршруты, оптимизировав их работу. Сейчас идет разработка новой комплексной транспортной схемы. «Данная работа нацелена на то, чтобы получить достоверные данные, подтвержденные инструментально о потоках города, и они послужат основой для строения цифровой модели города. Она позволит нам заранее моделировать те ситуации, которые будут возникать при дорожном развитии. В конце 2014 года ожидаем получить предложения по изменению маршрутной сети города с тем, чтобы и следования маршрутов, и расписания соответствовали той ситуации, которая сложилась в городе», — заявил заместитель директора департамента транспорта и связи городской администрации Михаил Моделкин.

Сейчас, скажем прямо, схема выглядит как-то расплывчато. Возможно, перспективы ее станут более понятны к осени. Более же целесообразным, на наш взгляд, является проект развития речных пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде. Этот вопрос поднимался еще в прошлом году, недавно в мэрии вернулись к его рассмотрению и обозначили уже конкретные инициативы.

Так, известно, что первый маршрут будет организован между микрорайоном «Юг» Автозаводского района и речным вокзалом. В работе речного такси будут задействованы 10 единиц техники. Крейсерские суда будут ходить с интервалом в 50 минут, а суда на воздушной подушке раз в 20−25 минут. Также планируется открыть такие речные маршруты от речного вокзала до микрорайона «Мещерское озеро» и от речного вокзала на пристань «Сормово», но в этом направлении мешает организовать движение понтонная переправа.

Скорее всего, перевозки будут осуществляться судами на воздушной подушке и водометными катерами КС-110−32 на 30 мест производства Костромского судомеханического завода. К преимуществам последних относят возможность причаливания к необорудованному берегу и конкурентоспособная стоимость.

С одной стороны, в городской администрации рассчитывают, что это будут внутригородские перевозки, а не туристические, поэтому и стоимость поездки составит не более 50 рублей. С этой целью планируется предусмотреть ежегодную субсидию из городского бюджета порядка 15 млн рублей без учета затрат на приобретение подвижного состава и оборудование необходимой инфраструктуры.

С другой стороны, — проект так или иначе нацелен на туристическую привлекательность. Возможно, до масштабов речных перевозок Санкт-Петербурга Нижнему Новгороду далеко, но не будем забывать, что в 2018 году у нас пройдут матчи чемпионата мира футболу, а стадион как раз находится недалеко от реки. Нет сомнений, что этот транспорт будет востребован у туристов, которые приедут в наш город.

***

Итак, планов по развитию транспортной системы в Нижегородском регионе довольно много. Первые плоды этой работы увидим, по всей видимости, уже в 2014 году. По-настоящему же ощутить позитивные перемены сможем, наверное, года через три-четыре. Главное, не сбавлять набранных темпов.

Автор: Корр. Александр Михайлов



Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Спорт
Определены победители первого этапа конкурса «Наш «Пари НН»
Задания следующего этапа конкурса будут опубликованы 1 мая.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Валерия Горбунова — о творческом пути
Она дала интервью «Волге 24».