ЧетвергЧт, 25 апреля 22:59 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

От производителя — к потребителю. Как торговые сети помогают программе импортозамещения?

22 апреля 2016 года, 15:09

Плюсы отказа от импорта

Проблема необходимости импортозамещения в ряде отраслей неоднократно поднималась в отечественной промышленности и ранее, однако от слов к делу власти перешли только два года назад. Отказавшись от импорта продовольствия из основных европейских государств, наша страна практически в одночасье осталась без таких ставших уже привычными российским покупателям продуктов, как польские яблоки, голландские сыры и норвежская рыба. Однако торговым сетям удалось смягчить потребительский шок. Именно они мгновенно переориентировались на аналогичную продукцию производителей из других стран, а власти страны запустили программу импортозамещения, поставив целью сельскому хозяйству обеспечить магазинные полки продуктами российского производства.

При этом в жизни большинства агропредприятий страны начался новый этап — многие компании стали наращивать объемы производства продукции и отлаживать разработку и запуск новых продуктов питания. В секторы сельского хозяйства и пищевой промышленности потекли инвестиции, стартовал процесс оздоровления отрасли.

В ближайшем будущем, по оценкам экспертов, этот процесс коснется легкой промышленности, а также производителей товаров народного потребления.

Импортозамещение в Нижегородской области

В Нижегородской области процесс импортозамещения стартовал еще до введения экономических санкций. Достижение уровня самообеспечения по основным продуктам питания было одной из главных целей развития региона. И хотя этот процесс не нашел существенного отражения на структуре экономики промышленного региона, он заметно сказался на увеличении доходов нижегородских сельхозтоваропроизводителей и областного бюджета, а также сделал продукты питания более доступными для нижегородцев. По данным областного минсельхоза, только в 2015 году нижегородские предприятия пищевой промышленности получили около 13 млрд рублей дополнительных доходов за счет увеличения сбыта собственной продукции.

Тенденцию резкого роста активности сельхозтоваропроизводителей отмечают и в крупных торговых сетях. Так специалисты X5 Retail Group на днях объявили об увеличении количества поставщиков и производителей Волго-Вятского дивизиона, в состав которого входят Нижегородская, Владимирская, Ивановская и Кировская области, а также республики Коми, Мордовия, Чувашия и Марий-Эл. В дивизионе появилось около 50 новых местных поставщиков. Самыми активными в 2015 году стали производители Нижегородской области, где с X5 начали сотрудничество 18 партнеров. Всего же в регионах присутствия у компании появилось более 800 новых поставщиков за 2015 год.

По итогам 2015 года доля местных производителей в ассортименте торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» в перечисленных регионах увеличилась до 25%, а общая доля отечественной продукции в ассортименте этих торговых сетей превысила 90 процентов.

Власти нашего региона прикладывают максимум усилий для того, чтобы обеспечить самые комфортные условия для работы бизнеса в агропромышленном секторе, в области действует программа государственной поддержки фермеров.

В 2015 году в Нижегородской области господдержку на развитие фермерского хозяйства и субсидии на бытовое обустройство на селе получили 34 начинающих фермера; поддержку на расширение фермерского хозяйства — 17 семейных животноводческих ферм. Всего на поддержку этих 51 фермерских хозяйств в 2015 году было направлено более 83 млн рублей.

Фермеры и торговые сети — время для диалога

Сотрудничество с крупными торговыми сетями, как X5 Retail Group, выводит нижегородские агропромышленные предприятия на новый уровень даже в таких сферах как новые технологии в делопроизводстве, развитии и маркетинга. Так, по словам начальника отдела продаж компании «Сыр в масле» Александра Шильникова, после начала партнерских отношений с торговой сетью «Пятерочка» на предприятии появился электронный документооборот и дополнительные меры контроля документов и качества готовой продукции. Впрочем, на это даже не потребовалось дополнительных затрат — на компьютеры была установлено новая программа, а персонал прошел необходимое обучение — в итоги сократились расходы на принтер.

«Сейчас мы поставляем в универсамы «Пятерочка» пельмени «Покровские» и «Радонежские». Стали делать промо-акции — тоже новое для нас. У магазинов большой трафик, универсамы позволяют продавать хорошие объемы. Благодаря «Пятёрочке» наш бренд стали узнавать на рынке. Мы планируем расширить ассортимент продукции и наладить производство и поставки вареников, шницелей, котлет. Планируем как можно чаще участвовать в промо-акциях и дальше развиваться, зайти в «Перекресток» и «Карусель», — рассказывает Александр Шильников.

В Нижегородской области регулярно проводятся закупочные сессии, в рамках которых производители продукции и торговые сети заключают контракты на поставку продукции.

В министерстве сельского хозяйства региона отмечают, что с 2005 года доля продуктов питания нижегородского производства на торговых площадках региона по ряду позиций увеличилась с 20% до 70%. Это позволяет сдерживать рост цен на продовольственные товары.

По итогам 2015 года уровень продовольственной инфляции в Нижегородской области ниже, чем в среднем по России. В целом по стране он составил 14%, а в нашей области — только 11,9%. Это связано с тем, что на продуктовые цены влияет уровень собственного производства сельхозпродукции в Нижегородской области: цепочка от местного производителя до местного магазина короче, чем путь привозных продуктов, что позволяет сокращать издержки. Например, максимальное снижение цен в 2015 году зафиксировано на овощную группу — капусту, картофель, морковь и лук.

Ритейлеры помогают найти короткую дорогу к покупателю

Чтобы положить свою продукцию на полки таких торговых сетей, как «Пятерочка», «Перекресток» или «Карусель», фермерам, сельхозпредприятиям и компаниям пищевой промышленности, приходится изучать и осваивать новые правила работы. В этом им помогает деловой форум «Диалог X5», в рамках которой региональные производители получают необходимые консультации по всем ключевым вопросам взаимодействия с торговыми сетями — стандартам контроля качества продукции, требованиям к перевозке и хранению.

По словам директора Волго-Вятского дивизиона торговой сети «Пятерочка» Дмитрия Груданова, к поставщикам продукции в торговую сеть предъявляются самые высокие требования по качеству, и эти требования касаются каждого из более чем шести тысяч партнеров торговой сети.

«Для нас самым важным было и остается, чтобы наш покупатель остался доволен процессом похода в магазин и приобретенными у нас товарами, и, конечно, чтобы он вернулся к нам впоследствии. Сегодня, благодаря наличию и развитию федеральных торговых сетей российские региональные производители получают возможность реализации своей продукции в едином торговом пространстве, а потребители получают широкий ассортимент качественной продукции. Все это становится возможным благодаря стремительному развитию современной торговли с ее логистической инфраструктурой и прочими возможностями. Стремление к сотрудничеству с федеральными торговыми сетями со стороны региональных производителей является также важным мотивирующим фактором для повышения качества и конкурентоспособности региональной продукции, поскольку торговые сети предъявляют очень высокие требования к качеству и узнаваемости продукции. Но в итоге на полках покупатели видят только самые качественные и свежие продукты», — подчеркивает Дмитрий Груданов.

Программа импортозамещения в сельском хозяйстве и ее активная поддержка со стороны крупных торговых сетей создала возможности для расширения отечественного агропромышленного производства, и в первую очередь — развития перерабатывающих предприятий. По оценкам экономистов на сегодняшний день потенциал импортозамещения использован еще не всеми отраслями сельского хозяйства, поэтому дальнейшее тесное сотрудничество производителей продовольствия и ритейлеров в ближайшие годы, при условии продления импортозамещения, приведет к еще более значимым успехам.

Автор: Корр. Сергей Мочалов

Фоторепортаж
12


Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Спорт
Определены победители первого этапа конкурса «Наш «Пари НН»
Задания следующего этапа конкурса будут опубликованы 1 мая.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Валерия Горбунова — о творческом пути
Она дала интервью «Волге 24».