ВторникВт, 19 марта 07:29 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,98 ▲0,11 EUR 100,24 ▲0,27
Важно

Расстройства аутистического спектра: что нужно знать нижегородцам об этом?

2 апреля 2020 года, 08:00

2 апреля — Международный день распространения информации о расстройствах аутистического спектра (РАС), а весь апрель — месяц информирования о РАС. Цель — обратить внимание общества на трудности, с которыми сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра. О том, как в Нижегородской области развивается система комплексной помощи детям и взрослым с РАС, читайте в материале РИА «Время Н».

Аутизм: что нужно знать нижегородцам о нем?

Расстройства аутистического спектра — это болезнь?

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это не болезнь, а расстройство развития, связанное с нарушением работы центральной нервной системы и оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.

Главное отличие болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец. Но сегодня в науке доминирует мнение о том, что РАС появляется из-за генетических причин, а значит — есть у ребенка с самого рождения. Им нельзя заболеть или заразиться. Поэтому корректно называть РАС не болезнью, а расстройством развития.

Ребенок с РАС может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования и положения. Исследования показали: каждый 59-й малыш рождается с РАС, и, по статистике, такое встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания вместе взятые.

Статистические данные о количестве людей с РАС в России пока не собирались. Первое исследование такого рода сейчас ведется в СПбГУ. Однако министерство здравоохранения согласилось с тем, что оценка распространенности РАС на 1% детской популяции (что соответствует средним показателям по миру), верна и для нашей страны.

«Распространенность расстройств аутистического спектра в различных странах мира одинакова — вне зависимости от географических, этнических, культурных и социально-экономических факторов. А статистические различия могут быть связаны с применяемыми диагностическими методами и критериями, а также уровнем осведомленности о РАС», − пояснила психиатр Майада Эльсабаг.

Каковы причины РАС? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть различные гипотезы.

Поскольку расстройство имеет сложную структуру и различные симптомы, логично предположить, что и причин возникновения много. Сейчас активно ведутся дискуссии о происхождении РАС и степени, в которой генетические факторы и факторы окружающей среды, а также их взаимодействие влияют на спектр и неоднородность когнитивных и поведенческих особенностей, наблюдаемых у детей с РАС.

«К возникновению РАС ведет огромное количество механизмов, в том числе генетических, но причины и условия их формирования еще только предстоит определить», − отметила глава научно-экспертного совета фонда «Выход» Елена Григоренко.

Точные причины расстройств аутистического спектра не обнаружены, однако в науке доминирует представление о генетической природе РАС. Уже найдено более ста генов, которые повышают риск РАС. Но специфичных для разных видов расстройств аутистического спектра генов до сих пор нет.

РАС проявляется, как правило, в трех сферах:

  • в том, как человек общается (нарушение социального взаимодействия);
  • в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или мимикой (нарушения в области коммуникации);
  • в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Проявления расстройств аутистического спектра уникальны у каждого человека. РАС часто (но не всегда) сочетается с интеллектуальными нарушениями, расстройствами моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом… Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

У значительной части людей с РАС интеллект соответствует норме, нередко у них есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики. Некоторые находят себя в искусстве благодаря необычному взгляду на мир.

Одна часть людей с РАС так и не начинает говорить и общается, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст), другая — может самостоятельно посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Однако всем им необходима поддержка, чтобы жить, полностью реализуя свои возможности.

Поэтому задача государственных структур и профильных общественных организаций — привлечь внимание к данной проблеме, построить систему поддержки людей с РАС и их семей на протяжении всей жизни, а также работать над созданием инклюзивного общества.

РАС в Нижегородской области

Статистика: официальные данные по РАС

Численность детей с установленным диагнозом РАС в Нижегородской области составляет 118 человек на 100 тысяч детского населения, что в два раза меньше, чем в среднем по России (294 человека на 100 тысяч детского населения), рассказали РИА «Время Н» в региональном министерстве социальной политики.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области на 1 января 2019 года было зафиксировано 714 случаев РАС, на 1 января 2020-го — 860.

Нижегородская концепция сопровождения людей с РАС

В Нижегородской области реализуется концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, утвержденная распоряжением регионального правительства от 11 сентября 2019 года. Ее цель — создание системы непрерывного сопровождения людей с РАС, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество.

На реализацию концепции из облбюджета предусмотрено 877,5 млн рублей, из них в 2020 году — 215,7 млн, в 2021-м — 500,1 млн, в 2022-м — 161,6 млн. За счет данных средств организуется работа ресурсных центров, обучение специалистов, приобретается оборудование для оказания услуг людям с РАС, проводится информационная кампания.

В рамках концепции создан региональный реестр организаций — поставщиков услуг людям с РАС. В него включено 361 предприятие. Он размещен на сайтах министерства социальной политики и областного центра соцпомощи семье и детям «Журавушка».

Также разработан региональный регистр людей с РАС, в который включены 860 несовершеннолетних с РАС, проживающих на территории Нижегородской области.

Во втором полугодии 2020 года планируется запустить межведомственный автоматизированный комплекс «Регистр и маршрутизация людей с РАС», который позволит вести статистический учет и проводить мониторинг реализации индивидуальных маршрутов комплексного сопровождения людей с РАС.

Система ресурсных центров в Нижегородской области

В нашем регионе создана система ресурсных центров в сфере социальной защиты, образования и здравоохранения, обеспечивающих апробацию и разработку методик по оказанию помощи людям с РАС, а также предоставление реабилитационных и абилитационных услуг.

Так, в системе соцзащиты в январе текущего года на базе областного центра соцпомощи семье и детям «Журавушка» в Нижнем Новгороде (ул. Богородского, 3/2) заработал ресурсный центр соцподдержки людей с РАС. Он проводит организационно-методическую работу по реализации следующих мероприятий: межведомственные совещания, семинары для специалистов различных ведомств, обеспечивает соцобслуживание детей с РАС.

Здесь в пилотном режиме разрабатывают маршрут сопровождения детей с РАС, родители которых заключили согласие на включение ребенка в межведомственную систему комплексного сопровождения (на сегодняшний день 11 маршрутов разработано и находится на реализации — прим. ред.).

С начала этого года на социальном обслуживании в данном центре находятся 22 ребенка с РАС и другими ментальными нарушениями. Всего в госучреждениях соцобслуживания семьи и детей услуги получают 145 детей с РАС.

В системе здравоохранения создан ресурсный центр на базе консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков в Нижнем Новгороде (пер. Чернопрудский, 4). Учреждение оказывает консультативную психологическую, психотерапевтическую, психиатрическую помощь.

В системе образования в октябре прошлого года открыт региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС (РРЦ). Он осуществляет свою деятельность на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Нижнем Новгороде (ул. Красных партизан, 8а).

РРЦ проводит консультации с логопедами, дефектологами, психологами по запросу семей (уже проконсультировано более 30 семей) и коррекционно-развивающие занятия с детьми (10 человек).

Сейчас центр оказывает услуги 52 детям. Занятия проводятся по индивидуальным программам коррекционной работы и адаптированным общеобразовательным программам дополнительного образования. Получить консультацию можно по телефону: 8 910 397 46 27.

«Особенные» дети в садиках и школах

В настоящее время в Нижегородской области организована работа по созданию условий для получения детьми с РАС образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях на базе комбинированных групп, в образовательных учреждениях — на базе ресурсных и автономных классов.

Ресурсный класс — отдельный кабинет в детском саду или школе для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по адаптированной программе и реализовывать индивидуальный план коррекции поведения со специалистами.

Он должен включать в себя три зоны: зона индивидуальных занятий (оборудована партами с перегородками, чтобы ученика как можно меньше отвлекали посторонние факторы); зона групповых занятий (здесь ученики тренируют навыки работы в группе под руководством учителя); зона сенсорной разгрузки (тут каждый ребенок с РАС может восполнить свои индивидуальные сенсорные дефициты).

«„Ресурсный класс“ — это специальная образовательная модель, которая позволяет реализовать законное право детей с аутизмом на образование в среде сверстников и создать для всех участников инклюзивного образовательного процесса условия эффективного обучения», — отметил член правления Ассоциации «Аутизм Регионы» Сергей Витрянюк.

В качестве яркого примера помощи «особенным» детям и их родителям подготовиться к школе можно привести специалистов борского центра социальной адаптации и поддержки детей и взрослых с РАС и другими нарушениями развития «ПланетА» и педагогов городской школы № 4.

Специалисты «ПланетА» сначала работали только с дошкольниками, но потом появилась возможность взаимодействия со школой № 4, где образовательный процесс для учеников с РАС организован в ресурсных классах.

Для них организовано пространство: два учебных кабинета, зал ЛФК, компьютерный и другие классы. С детьми занимаются три педагога-логопеда, три дефектолога, четыре психолога, девять тьюторов и три учителя начальных классов.

Как рассказали в областном министерстве социальной политики, с 1 сентября 2020 года в нижегородских дошкольных организациях откроется 12 новых групп для детей с РАС компенсирующей направленности.

«По первым классам выявлен запрос на разные модели организации инклюзивного образования, такие как автономный класс, ресурсный класс и индивидуальная инклюзия в Нижнем Новгороде и на Бору.

Будущие первоклассники предварительно распределены в восемь ресурсных классов во всех районах Нижнего Новгорода. Всего данной формой обучения будет охвачено 52 ребенка», — сообщили в министерстве.

Добавим, что после получения образования люди с расстройствами аутистического спектра часто нуждаются в сопровождаемом трудоустройстве. Интересно, что они могут работать на самых разных работах. В частности, из-за склонности к взаимодействию с техникой некоторые из них могут трудиться в IT-фирмах.

Если социальные навыки у человека с РАС сильно нарушены, при трудоустройстве могут возникнуть сложности. Однако существуют программы профессиональных вмешательств, которые помогают подготовить человека с РАС к работе. В России они пока не предоставляются системно, но важно, чтобы эта ситуация изменилась.

M-CHAT — онлайн-тест по выявлению РАС

В начале 2020 года на сайте министерства здравоохранения Нижегородской области запущено онлайн-тестирование по выявлению у ребенка подозрения на РАС. Информирование родителей о возможности бесплатного анкетирования в соответствии с международной системой M-CHAT (скрининговый инструмент для оценки риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет — прим. ред.) проходит на базе поликлиник.

Тестирование проводится анонимно. Любой может заполнить анкету и обратиться к психиатру для расшифровки ее результатов в консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков, который находится в Нижнем Новгороде (пер. Чернопрудский, 4, тел.: 8 (831) 430 89 50). За три месяца 2020 года в анкетировании приняли участие 6 407 детей, из них 196 отнесены к группе риска возникновения РАС, после обследования диагноз подтвердился у 20 человек.

Постановка такого диагноза — компетенция психиатра-специалиста, прошедшего специальную профподготовку. Чаще всего его ставят детям в возрасте от пяти до девяти лет, хотя оптимальный возраст выявления — от полутора до трех лет.

В случае выявления у детей признаков РАС или подтверждения диагноза, родитель подписывает согласие на включение ребенка в систему комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области. Данные заносятся в регистр людей с РАС.

Далее ресурсный центр социальной поддержки людей с РАС разрабатывает индивидуальный маршрут абилитации и реабилитации для ребенка, который предусматривает комплекс мероприятий по предоставлению услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, культуры и спорта.

Региональный центр сопровождения людей с РАС

В 2022 году в Нижнем Новгороде планируется открыть региональный центр сопровождения образования людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Выделение участка под него было одобрено советом по земельным и имущественным отношениям весной 2019 года.

Он будет располагаться напротив дома № 604 по улице Слобода Подновье в Нижегородском районе и состоять из общежития, школы на 150 человек и спортивных площадок. Общая площадь центра вместе с парковками и прочей инфраструктурой составит более 21 тысячи кв. м.

Как сообщили в министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, сейчас сметы на проектные и изыскательские работы направлены на экспертизу. После получения положительного заключения будет проведен конкурс по выбору подрядной организации на разработку проектно-сметной документации по строительству центра. Затем будет определен подрядчик, который займется возведением данного объекта (на его постройку уйдет около года — прим. ред.).

Также в прошлом году было предложено создать на базе Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) окружной методический центр, где будут анализироваться лучшие практики, направленные на помощь людям с особенностями ментального развития, для распространения опыта в регионах.

Напомним, что в октябре 2016 года в составе ПИМУ открылся центр длительной реабилитации для детей с РАС, ДЦП и задержкой психомоторного развития «Добрый сад». Здесь ребенок ежедневно находится на реабилитации, что позволяет подготовить его к школьному периоду.

В центре также оказывается консультативно-диагностическая помощь детям, обучение родителей и педагогов, проводятся научные исследования, разрабатываются новые методы лечения.

«У нас в Нижегородской области сложилась уникальная для России модель сопровождения и дальнейшей социализации детей с расстройством ментального развития, которая может быть внедрена по всей стране», — сказал тогда ректор ПИМУ Николай Карякин.

Шесть с половиной тысяч специалистов за три года

Профессиональной подготовке специалистов всех ведомств, которые оказывают помощь людям с РАС, уделяется особое внимание. В регионе проводится обучение сотрудников медицинских и образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, занятости, культуры и спорта.

В 2019 году обучение прошли 1,3 тысячи специалистов, в том числе более 600 человек — по теме «Получение образования детьми с РАС и сопровождение их семей».

В 2020-м педиатры, психиатры, логопеды, дефектологи, воспитатели, тьюторы и другие обучаются технологиям работы с людьми с РАС (DIR/FLOORTIME, АВА, РЕСS, TEACCH). В марте 46 педагогов уже прошли образовательный курс по программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС».

Для этого привлекаются не только нижегородские организации (например, ПИМУ, НИРО, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), но и Москвы и Санкт-Петербурга (центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», Московский государственный психолого-педагогический университет, Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства).

Всего за три года планируется обучить 6,5 тысяч специалистов для помощи людям с РАС.

«Зажги синим»

2 апреля как Международный день информирования о расстройствах аутистического спектра был объявлен решением ООН в 2007 году. Впервые он прошел в 2008-м и теперь проводится ежегодно в разных городах мира.

В этот день правительства и общественные организации проводят мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам людей с РАС и их семей.

«В Международный день информирования о РАС мы выступаем против дискриминации, отдаем дань разнообразию мирового сообщества и укрепляем приверженность полной инклюзии людей с расстройствами аутистического спектра», − заявил генеральный секретарь ООН Антонио Гутьеррес.

Начиная с 2005 года, 2 апреля также проходит акция «Зажги синим» (0+), когда здания, скульптуры и даже природные объекты меняют свою подсветку на синий (цвет неправительственной организации Autism Speaks, придумавшей это мероприятие, синий также является цветом индиго, особенного восприятия мира − прим. ред.). Так, синим подсвечивали, например, пирамиды в Гизе, оперный театр в Сиднее, небоскребы в Нью-Йорке…

Москва присоединилась к акции в 2013 году, а затем Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург…

В 2020 году в знак солидарности и поддержки людей с РАС будут подсвечены синим достопримечательности и Нижнего Новгорода — кремль, стадион, телебашня, ярмарка, здание бывшей фабрики «Маяк» и центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», созданный на базе родительской организации «Верас», а также и Дзержинска − дворец культуры химиков.

За восемь лет деятельности Центра поддержи семьи «Обнаженные сердца» помощь получили более 350 детей и молодых людей с нарушениями развития. На сегодняшний день в нем работают более 30 специалистов, которые оказывают бесплатные услуги для семей, воспитывающих детей с особенностями.

Центр поддержки семьи является стажировочной базой Фонда «Обнаженные сердца», где проводятся программы переподготовки специалистов из всех регионов России. Также его сотрудники стали первыми в стране мастер-тренерами международной программы Caregivers Skills Training (тренинг навыков для родителей, опекунов, тьюторов, педагогов и всех, кто взаимодействует с детьми с особенностями развития), инициированной ВОЗ.

«Важно привлечь максимум внимания к проблеме РАС. И когда синим цветом подсвечиваются главные здания города — это очень действенный способ вызвать массовый интерес. Поэтому чем больше городов и зданий будут участвовать в акции „Зажги синим“, тем больше людей узнают о тех, кто столкнулся с РАС», — подчеркнула президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова.

При этом в данной акции можно принять участие и другими способами:

  • подсветить синей лампой или гирляндой окна своей квартиры или офиса;
  • одеться в синее или надеть аксессуар и рассказать близким о РАС;
  • сфотографироваться в синем и сделать посты в соцсетях с хэштегами #зажгисиним и #2апреля.

«Для того, чтобы жизнь людей с РАС менялась к лучшему, необходимо рассказывать об особенностях таких людей, о правилах общения и проблемах, с которыми они ежедневно сталкиваются, развенчивать мифы и стереотипы, которые существуют в обществе.

Также необходимо развивать комплексную систему помощи для людей с РАС: раннее вмешательство, получение дошкольного и школьного образования, организация занятости и трудоустройства, развитие сопровождаемого проживания. Все это поможет людям с РАС чувствовать себя полноценными членами общества», — отметила председатель Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» Людмила Веко.

Также к данному дню ресурсный центр по поддержке людей с РАС провел областной конкурс творческих работ «В моей семье особенный ребенок» (0+). В нем приняли участие 75 родителей, воспитывающих детей с РАС и другими ментальными нарушениями со всей Нижегородской области.

На конкурс представлялись эссе на тему: «Чему научил меня особенный ребенок». Родители рассказали о том, какой путь им пришлось пройти, чтобы научиться понимать и принимать своего особенного ребенка. По итогам определено пятеро победителей.

Кроме того, при поддержке администрации Нижнего Новгорода распространены буклеты с мифами и фактами о расстройствах аутистического спектра, а с 30 марта на медиаэкранах города и в общественном транспорте запущен социальный ролик о людях с РАС, подготовленный фондом «Обнаженные сердца».

Другие мероприятия отменены в связи с эпидемиологической обстановкой в Нижегородской области.

Топ-5 самых частых вопросов и ответов про РАС

  • Правда ли, что мы наблюдаем эпидемию аутизма? РАС — болезнь XXI века?
  • Нет, это не так. Просто РАС как диагностическая категория — относительно новое понятие. Оно вошло в диагностическое руководство DSM-III только в 1980 году. Но это не значит, что его не было раньше, просто его принимали за другие диагнозы, чаще всего — шизофрению. Сегодня понятно, что такой подход был неверным.

    Впервые термин «аутизм», в привычном нам понимании, был употреблен в 1943 году в работе Лео Каннера и практически параллельно с этим — в 1944 году в работе Ганса Аспергера. А отдельные случаи описаний, схожих с РАС, найдены в исторических документах, датированных еще 1747 годом.

    Почему же именно сейчас таких случаев встречается больше? Рост распространенности расстройств аутистического спектра с течением времени не имеет ясных причин, но это возможно объяснить изменениями в методологии исследований, расширением диагностических и скрининговых методов, увеличением осведомленности о РАС как среди специалистов, так и среди непрофессионального сообщества.

    Убедительных научных данных, подтверждающих факт эпидемии, нет.
  • Есть ли лекарство от РАС?
  • Нет, сегодня лечение медикаментозными способами невозможно. Но это не значит, что лекарство от РАС не может появиться в ближайшие годы, потому что исследователи работают в этом направлении очень активно.

    По словам руководителя Центра нейрокогнитивных исследований Московского городского психолого-педагогического университета Татьяны Строгановой, биологическая наука начинает приближаться к пониманию механизмов возникновения РАС. На животных-моделях научились облегчать некоторые симптомы с помощью новых лекарств. Но у людей, конечно, все может быть совсем иначе, поэтому препараты, которые помогают животным, далеко не всегда действуют на людей. Тем не менее, растет число клинических испытаний этих лекарств, у части детей наступают улучшения. В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма. 10−15 лет — и появятся первые лекарства, помогающие пациентам с РАС.

  • Как вести себя с человеком с РАС?
  • Люди с расстройствами аутистического спектра очень разные, поэтому к каждому необходим индивидуальный подход.

    Есть только общие рекомендации, которые, скорее всего, пригодятся при общении с любым человеком с РАС.

    «С человеком с РАС лучше всего общаться в спокойной обстановке. Если вы видите, что он чем-то взволнован, помогите ему найти уединенное место, и дайте время на то, чтобы прийти в себя.

    Постарайтесь не трогать его и не пытайтесь переместить куда-то, если ситуация не критическая и его жизни ничего не угрожает. Помните, что у него может быть необычная реакция на прикосновение.

    У людей с РАС бывают затруднения с речью — они могут совсем не говорить или с трудом понимать обращенные слова. Вы можете использовать карточки или жесты для визуального подкрепления вашего сообщения. Говорите простыми фразами, избегайте сложных речевых конструкций. Если он не ответил сразу, повторите вопрос и сделайте паузу. Человеку с РАС может требоваться больше времени на обдумывание ответа.

    Человек с РАС может делать необычные движения: махать кистями рук, вставать на носки, издавать громкие звуки. Эти действия помогают ему успокоиться или собраться. Проявите уважение к вашему собеседнику вне зависимости от его поведения.

    Обращайтесь к человеку с РАС напрямую, не игнорируйте его и не говорите о нем в третьем лице. Если вы видите, что кто-то проявляет к нему агрессию — постарайтесь остановить это», — рассказала пресс-офицер Ассоциации «Аутизм Регионы» Екатерина Заломова.
  • Можно ли называть человека с РАС «аутист»?
  • Не стоит, это определение считается некорректным. Выражение «человек с РАС» более предпочтительно.

    Согласно памятке американского Центра по контролю за заболеваниями, язык «сначала человек» должен применяться для уважительного обращения к человеку с инвалидностью. Он подчеркивает, что в первую очередь важна личность, а не диагноз.

    Считается, что слова типа «аутист», «даун» и тому подобное связаны в общественном сознании с негативными ярлыками.
  • Родители детей с ментальными нарушениями постоянно говорят о стигматизации. Что это такое и в чем она проявляется?
  • Стигматизация — процесс восприятия других людей через призму негативных социальных ярлыков (стереотипов). Стигматизация появляется тогда, когда общество наделяет стигмой (негативным ярлыком) людей с ментальными нарушениями и их близких.

    Люди, которых подвергают стигматизации, могут испытывать чувство стыда, иметь сниженную самооценку, считать, что они не так важны, как остальные.

    Исследования показали, что люди с РАС сталкиваются со стигматизацией в различных обществах и культурах. Для родителей и близких детей с РАС также характерен процесс «самостигматизации», когда из-за риска негативного отношения окружающих они начинают избегать общественных мест, отказываются обращаться в службы, которые могут оказать помощь.

Людям с РАС можно помочь, если рано и правильно поставить диагноз и оказывать им необходимую помощь на протяжении всего жизненного пути. Причем она должна быть научно обоснованной, интенсивной и индивидуализированной.

Вопреки распространенному мифу, люди с РАС не стремятся жить в своем мире, наоборот, они заинтересованы в общении с другими, однако не имеют достаточных навыков для этого. Поэтому «особенным» людям, которые живут рядом с нами, важна наша помощь.

Формирование правильного отношения общества к проблемам и возможностям людей с РАС — важнейшая составляющая успешной реализации мероприятий концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра.

Автор: Ольга Ковалева



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Елена Тихомолова: «От гепатита С избавиться легче, чем от вредных привычек»
Сегодня инфекция излечима на 100%.
Экономика
Глеб Никитин обозначил перспективы развития Нижегородского региона
В центре внимание — вопросы семьи.
Общество
Султан Хацуков: «Главный ресурс МЧС России — это человеческая жизнь»
О медицинском и психологическом обеспечении личного состава МЧС России рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС, полковник Султан Мухадинович Хацуков.
Культура
Сергей Блохин — о своем творческом пути и любимых ролях
Он дал интервью «Волге 24».