ПонедельникПн, 13 мая 23:26 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,82 EUR 98,95
Важно

Расстройства аутистического спектра: что нужно знать нижегородцам об этом?

2 апреля 2020 года, 08:00

2 апреля — Международный день распространения информации о расстройствах аутистического спектра (РАС), а весь апрель — месяц информирования о РАС. Цель — обратить внимание общества на трудности, с которыми сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра. О том, как в Нижегородской области развивается система комплексной помощи детям и взрослым с РАС, читайте в материале РИА «Время Н».

Аутизм: что нужно знать нижегородцам о нем?

Расстройства аутистического спектра — это болезнь?

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это не болезнь, а расстройство развития, связанное с нарушением работы центральной нервной системы и оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.

Главное отличие болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец. Но сегодня в науке доминирует мнение о том, что РАС появляется из-за генетических причин, а значит — есть у ребенка с самого рождения. Им нельзя заболеть или заразиться. Поэтому корректно называть РАС не болезнью, а расстройством развития.

Ребенок с РАС может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования и положения. Исследования показали: каждый 59-й малыш рождается с РАС, и, по статистике, такое встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания вместе взятые.

Статистические данные о количестве людей с РАС в России пока не собирались. Первое исследование такого рода сейчас ведется в СПбГУ. Однако министерство здравоохранения согласилось с тем, что оценка распространенности РАС на 1% детской популяции (что соответствует средним показателям по миру), верна и для нашей страны.

«Распространенность расстройств аутистического спектра в различных странах мира одинакова — вне зависимости от географических, этнических, культурных и социально-экономических факторов. А статистические различия могут быть связаны с применяемыми диагностическими методами и критериями, а также уровнем осведомленности о РАС», − пояснила психиатр Майада Эльсабаг.

Каковы причины РАС? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть различные гипотезы.

Поскольку расстройство имеет сложную структуру и различные симптомы, логично предположить, что и причин возникновения много. Сейчас активно ведутся дискуссии о происхождении РАС и степени, в которой генетические факторы и факторы окружающей среды, а также их взаимодействие влияют на спектр и неоднородность когнитивных и поведенческих особенностей, наблюдаемых у детей с РАС.

«К возникновению РАС ведет огромное количество механизмов, в том числе генетических, но причины и условия их формирования еще только предстоит определить», − отметила глава научно-экспертного совета фонда «Выход» Елена Григоренко.

Точные причины расстройств аутистического спектра не обнаружены, однако в науке доминирует представление о генетической природе РАС. Уже найдено более ста генов, которые повышают риск РАС. Но специфичных для разных видов расстройств аутистического спектра генов до сих пор нет.

РАС проявляется, как правило, в трех сферах:

  • в том, как человек общается (нарушение социального взаимодействия);
  • в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или мимикой (нарушения в области коммуникации);
  • в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Проявления расстройств аутистического спектра уникальны у каждого человека. РАС часто (но не всегда) сочетается с интеллектуальными нарушениями, расстройствами моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом… Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

У значительной части людей с РАС интеллект соответствует норме, нередко у них есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики. Некоторые находят себя в искусстве благодаря необычному взгляду на мир.

Одна часть людей с РАС так и не начинает говорить и общается, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст), другая — может самостоятельно посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Однако всем им необходима поддержка, чтобы жить, полностью реализуя свои возможности.

Поэтому задача государственных структур и профильных общественных организаций — привлечь внимание к данной проблеме, построить систему поддержки людей с РАС и их семей на протяжении всей жизни, а также работать над созданием инклюзивного общества.

РАС в Нижегородской области

Статистика: официальные данные по РАС

Численность детей с установленным диагнозом РАС в Нижегородской области составляет 118 человек на 100 тысяч детского населения, что в два раза меньше, чем в среднем по России (294 человека на 100 тысяч детского населения), рассказали РИА «Время Н» в региональном министерстве социальной политики.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области на 1 января 2019 года было зафиксировано 714 случаев РАС, на 1 января 2020-го — 860.

Нижегородская концепция сопровождения людей с РАС

В Нижегородской области реализуется концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, утвержденная распоряжением регионального правительства от 11 сентября 2019 года. Ее цель — создание системы непрерывного сопровождения людей с РАС, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество.

На реализацию концепции из облбюджета предусмотрено 877,5 млн рублей, из них в 2020 году — 215,7 млн, в 2021-м — 500,1 млн, в 2022-м — 161,6 млн. За счет данных средств организуется работа ресурсных центров, обучение специалистов, приобретается оборудование для оказания услуг людям с РАС, проводится информационная кампания.

В рамках концепции создан региональный реестр организаций — поставщиков услуг людям с РАС. В него включено 361 предприятие. Он размещен на сайтах министерства социальной политики и областного центра соцпомощи семье и детям «Журавушка».

Также разработан региональный регистр людей с РАС, в который включены 860 несовершеннолетних с РАС, проживающих на территории Нижегородской области.

Во втором полугодии 2020 года планируется запустить межведомственный автоматизированный комплекс «Регистр и маршрутизация людей с РАС», который позволит вести статистический учет и проводить мониторинг реализации индивидуальных маршрутов комплексного сопровождения людей с РАС.

Система ресурсных центров в Нижегородской области

В нашем регионе создана система ресурсных центров в сфере социальной защиты, образования и здравоохранения, обеспечивающих апробацию и разработку методик по оказанию помощи людям с РАС, а также предоставление реабилитационных и абилитационных услуг.

Так, в системе соцзащиты в январе текущего года на базе областного центра соцпомощи семье и детям «Журавушка» в Нижнем Новгороде (ул. Богородского, 3/2) заработал ресурсный центр соцподдержки людей с РАС. Он проводит организационно-методическую работу по реализации следующих мероприятий: межведомственные совещания, семинары для специалистов различных ведомств, обеспечивает соцобслуживание детей с РАС.

Здесь в пилотном режиме разрабатывают маршрут сопровождения детей с РАС, родители которых заключили согласие на включение ребенка в межведомственную систему комплексного сопровождения (на сегодняшний день 11 маршрутов разработано и находится на реализации — прим. ред.).

С начала этого года на социальном обслуживании в данном центре находятся 22 ребенка с РАС и другими ментальными нарушениями. Всего в госучреждениях соцобслуживания семьи и детей услуги получают 145 детей с РАС.

В системе здравоохранения создан ресурсный центр на базе консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков в Нижнем Новгороде (пер. Чернопрудский, 4). Учреждение оказывает консультативную психологическую, психотерапевтическую, психиатрическую помощь.

В системе образования в октябре прошлого года открыт региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС (РРЦ). Он осуществляет свою деятельность на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Нижнем Новгороде (ул. Красных партизан, 8а).

РРЦ проводит консультации с логопедами, дефектологами, психологами по запросу семей (уже проконсультировано более 30 семей) и коррекционно-развивающие занятия с детьми (10 человек).

Сейчас центр оказывает услуги 52 детям. Занятия проводятся по индивидуальным программам коррекционной работы и адаптированным общеобразовательным программам дополнительного образования. Получить консультацию можно по телефону: 8 910 397 46 27.

«Особенные» дети в садиках и школах

В настоящее время в Нижегородской области организована работа по созданию условий для получения детьми с РАС образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях на базе комбинированных групп, в образовательных учреждениях — на базе ресурсных и автономных классов.

Ресурсный класс — отдельный кабинет в детском саду или школе для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по адаптированной программе и реализовывать индивидуальный план коррекции поведения со специалистами.

Он должен включать в себя три зоны: зона индивидуальных занятий (оборудована партами с перегородками, чтобы ученика как можно меньше отвлекали посторонние факторы); зона групповых занятий (здесь ученики тренируют навыки работы в группе под руководством учителя); зона сенсорной разгрузки (тут каждый ребенок с РАС может восполнить свои индивидуальные сенсорные дефициты).

«„Ресурсный класс“ — это специальная образовательная модель, которая позволяет реализовать законное право детей с аутизмом на образование в среде сверстников и создать для всех участников инклюзивного образовательного процесса условия эффективного обучения», — отметил член правления Ассоциации «Аутизм Регионы» Сергей Витрянюк.

В качестве яркого примера помощи «особенным» детям и их родителям подготовиться к школе можно привести специалистов борского центра социальной адаптации и поддержки детей и взрослых с РАС и другими нарушениями развития «ПланетА» и педагогов городской школы № 4.

Специалисты «ПланетА» сначала работали только с дошкольниками, но потом появилась возможность взаимодействия со школой № 4, где образовательный процесс для учеников с РАС организован в ресурсных классах.

Для них организовано пространство: два учебных кабинета, зал ЛФК, компьютерный и другие классы. С детьми занимаются три педагога-логопеда, три дефектолога, четыре психолога, девять тьюторов и три учителя начальных классов.

Как рассказали в областном министерстве социальной политики, с 1 сентября 2020 года в нижегородских дошкольных организациях откроется 12 новых групп для детей с РАС компенсирующей направленности.

«По первым классам выявлен запрос на разные модели организации инклюзивного образования, такие как автономный класс, ресурсный класс и индивидуальная инклюзия в Нижнем Новгороде и на Бору.

Будущие первоклассники предварительно распределены в восемь ресурсных классов во всех районах Нижнего Новгорода. Всего данной формой обучения будет охвачено 52 ребенка», — сообщили в министерстве.

Добавим, что после получения образования люди с расстройствами аутистического спектра часто нуждаются в сопровождаемом трудоустройстве. Интересно, что они могут работать на самых разных работах. В частности, из-за склонности к взаимодействию с техникой некоторые из них могут трудиться в IT-фирмах.

Если социальные навыки у человека с РАС сильно нарушены, при трудоустройстве могут возникнуть сложности. Однако существуют программы профессиональных вмешательств, которые помогают подготовить человека с РАС к работе. В России они пока не предоставляются системно, но важно, чтобы эта ситуация изменилась.

M-CHAT — онлайн-тест по выявлению РАС

В начале 2020 года на сайте министерства здравоохранения Нижегородской области запущено онлайн-тестирование по выявлению у ребенка подозрения на РАС. Информирование родителей о возможности бесплатного анкетирования в соответствии с международной системой M-CHAT (скрининговый инструмент для оценки риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет — прим. ред.) проходит на базе поликлиник.

Тестирование проводится анонимно. Любой может заполнить анкету и обратиться к психиатру для расшифровки ее результатов в консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков, который находится в Нижнем Новгороде (пер. Чернопрудский, 4, тел.: 8 (831) 430 89 50). За три месяца 2020 года в анкетировании приняли участие 6 407 детей, из них 196 отнесены к группе риска возникновения РАС, после обследования диагноз подтвердился у 20 человек.

Постановка такого диагноза — компетенция психиатра-специалиста, прошедшего специальную профподготовку. Чаще всего его ставят детям в возрасте от пяти до девяти лет, хотя оптимальный возраст выявления — от полутора до трех лет.

В случае выявления у детей признаков РАС или подтверждения диагноза, родитель подписывает согласие на включение ребенка в систему комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области. Данные заносятся в регистр людей с РАС.

Далее ресурсный центр социальной поддержки людей с РАС разрабатывает индивидуальный маршрут абилитации и реабилитации для ребенка, который предусматривает комплекс мероприятий по предоставлению услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, культуры и спорта.

Региональный центр сопровождения людей с РАС

В 2022 году в Нижнем Новгороде планируется открыть региональный центр сопровождения образования людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Выделение участка под него было одобрено советом по земельным и имущественным отношениям весной 2019 года.

Он будет располагаться напротив дома № 604 по улице Слобода Подновье в Нижегородском районе и состоять из общежития, школы на 150 человек и спортивных площадок. Общая площадь центра вместе с парковками и прочей инфраструктурой составит более 21 тысячи кв. м.

Как сообщили в министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, сейчас сметы на проектные и изыскательские работы направлены на экспертизу. После получения положительного заключения будет проведен конкурс по выбору подрядной организации на разработку проектно-сметной документации по строительству центра. Затем будет определен подрядчик, который займется возведением данного объекта (на его постройку уйдет около года — прим. ред.).

Также в прошлом году было предложено создать на базе Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) окружной методический центр, где будут анализироваться лучшие практики, направленные на помощь людям с особенностями ментального развития, для распространения опыта в регионах.

Напомним, что в октябре 2016 года в составе ПИМУ открылся центр длительной реабилитации для детей с РАС, ДЦП и задержкой психомоторного развития «Добрый сад». Здесь ребенок ежедневно находится на реабилитации, что позволяет подготовить его к школьному периоду.

В центре также оказывается консультативно-диагностическая помощь детям, обучение родителей и педагогов, проводятся научные исследования, разрабатываются новые методы лечения.

«У нас в Нижегородской области сложилась уникальная для России модель сопровождения и дальнейшей социализации детей с расстройством ментального развития, которая может быть внедрена по всей стране», — сказал тогда ректор ПИМУ Николай Карякин.

Шесть с половиной тысяч специалистов за три года

Профессиональной подготовке специалистов всех ведомств, которые оказывают помощь людям с РАС, уделяется особое внимание. В регионе проводится обучение сотрудников медицинских и образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, занятости, культуры и спорта.

В 2019 году обучение прошли 1,3 тысячи специалистов, в том числе более 600 человек — по теме «Получение образования детьми с РАС и сопровождение их семей».

В 2020-м педиатры, психиатры, логопеды, дефектологи, воспитатели, тьюторы и другие обучаются технологиям работы с людьми с РАС (DIR/FLOORTIME, АВА, РЕСS, TEACCH). В марте 46 педагогов уже прошли образовательный курс по программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС».

Для этого привлекаются не только нижегородские организации (например, ПИМУ, НИРО, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), но и Москвы и Санкт-Петербурга (центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», Московский государственный психолого-педагогический университет, Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства).

Всего за три года планируется обучить 6,5 тысяч специалистов для помощи людям с РАС.

«Зажги синим»

2 апреля как Международный день информирования о расстройствах аутистического спектра был объявлен решением ООН в 2007 году. Впервые он прошел в 2008-м и теперь проводится ежегодно в разных городах мира.

В этот день правительства и общественные организации проводят мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам людей с РАС и их семей.

«В Международный день информирования о РАС мы выступаем против дискриминации, отдаем дань разнообразию мирового сообщества и укрепляем приверженность полной инклюзии людей с расстройствами аутистического спектра», − заявил генеральный секретарь ООН Антонио Гутьеррес.

Начиная с 2005 года, 2 апреля также проходит акция «Зажги синим» (0+), когда здания, скульптуры и даже природные объекты меняют свою подсветку на синий (цвет неправительственной организации Autism Speaks, придумавшей это мероприятие, синий также является цветом индиго, особенного восприятия мира − прим. ред.). Так, синим подсвечивали, например, пирамиды в Гизе, оперный театр в Сиднее, небоскребы в Нью-Йорке…

Москва присоединилась к акции в 2013 году, а затем Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург…

В 2020 году в знак солидарности и поддержки людей с РАС будут подсвечены синим достопримечательности и Нижнего Новгорода — кремль, стадион, телебашня, ярмарка, здание бывшей фабрики «Маяк» и центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», созданный на базе родительской организации «Верас», а также и Дзержинска − дворец культуры химиков.

За восемь лет деятельности Центра поддержи семьи «Обнаженные сердца» помощь получили более 350 детей и молодых людей с нарушениями развития. На сегодняшний день в нем работают более 30 специалистов, которые оказывают бесплатные услуги для семей, воспитывающих детей с особенностями.

Центр поддержки семьи является стажировочной базой Фонда «Обнаженные сердца», где проводятся программы переподготовки специалистов из всех регионов России. Также его сотрудники стали первыми в стране мастер-тренерами международной программы Caregivers Skills Training (тренинг навыков для родителей, опекунов, тьюторов, педагогов и всех, кто взаимодействует с детьми с особенностями развития), инициированной ВОЗ.

«Важно привлечь максимум внимания к проблеме РАС. И когда синим цветом подсвечиваются главные здания города — это очень действенный способ вызвать массовый интерес. Поэтому чем больше городов и зданий будут участвовать в акции „Зажги синим“, тем больше людей узнают о тех, кто столкнулся с РАС», — подчеркнула президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова.

При этом в данной акции можно принять участие и другими способами:

  • подсветить синей лампой или гирляндой окна своей квартиры или офиса;
  • одеться в синее или надеть аксессуар и рассказать близким о РАС;
  • сфотографироваться в синем и сделать посты в соцсетях с хэштегами #зажгисиним и #2апреля.

«Для того, чтобы жизнь людей с РАС менялась к лучшему, необходимо рассказывать об особенностях таких людей, о правилах общения и проблемах, с которыми они ежедневно сталкиваются, развенчивать мифы и стереотипы, которые существуют в обществе.

Также необходимо развивать комплексную систему помощи для людей с РАС: раннее вмешательство, получение дошкольного и школьного образования, организация занятости и трудоустройства, развитие сопровождаемого проживания. Все это поможет людям с РАС чувствовать себя полноценными членами общества», — отметила председатель Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» Людмила Веко.

Также к данному дню ресурсный центр по поддержке людей с РАС провел областной конкурс творческих работ «В моей семье особенный ребенок» (0+). В нем приняли участие 75 родителей, воспитывающих детей с РАС и другими ментальными нарушениями со всей Нижегородской области.

На конкурс представлялись эссе на тему: «Чему научил меня особенный ребенок». Родители рассказали о том, какой путь им пришлось пройти, чтобы научиться понимать и принимать своего особенного ребенка. По итогам определено пятеро победителей.

Кроме того, при поддержке администрации Нижнего Новгорода распространены буклеты с мифами и фактами о расстройствах аутистического спектра, а с 30 марта на медиаэкранах города и в общественном транспорте запущен социальный ролик о людях с РАС, подготовленный фондом «Обнаженные сердца».

Другие мероприятия отменены в связи с эпидемиологической обстановкой в Нижегородской области.

Топ-5 самых частых вопросов и ответов про РАС

  • Правда ли, что мы наблюдаем эпидемию аутизма? РАС — болезнь XXI века?
  • Нет, это не так. Просто РАС как диагностическая категория — относительно новое понятие. Оно вошло в диагностическое руководство DSM-III только в 1980 году. Но это не значит, что его не было раньше, просто его принимали за другие диагнозы, чаще всего — шизофрению. Сегодня понятно, что такой подход был неверным.

    Впервые термин «аутизм», в привычном нам понимании, был употреблен в 1943 году в работе Лео Каннера и практически параллельно с этим — в 1944 году в работе Ганса Аспергера. А отдельные случаи описаний, схожих с РАС, найдены в исторических документах, датированных еще 1747 годом.

    Почему же именно сейчас таких случаев встречается больше? Рост распространенности расстройств аутистического спектра с течением времени не имеет ясных причин, но это возможно объяснить изменениями в методологии исследований, расширением диагностических и скрининговых методов, увеличением осведомленности о РАС как среди специалистов, так и среди непрофессионального сообщества.

    Убедительных научных данных, подтверждающих факт эпидемии, нет.
  • Есть ли лекарство от РАС?
  • Нет, сегодня лечение медикаментозными способами невозможно. Но это не значит, что лекарство от РАС не может появиться в ближайшие годы, потому что исследователи работают в этом направлении очень активно.

    По словам руководителя Центра нейрокогнитивных исследований Московского городского психолого-педагогического университета Татьяны Строгановой, биологическая наука начинает приближаться к пониманию механизмов возникновения РАС. На животных-моделях научились облегчать некоторые симптомы с помощью новых лекарств. Но у людей, конечно, все может быть совсем иначе, поэтому препараты, которые помогают животным, далеко не всегда действуют на людей. Тем не менее, растет число клинических испытаний этих лекарств, у части детей наступают улучшения. В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма. 10−15 лет — и появятся первые лекарства, помогающие пациентам с РАС.

  • Как вести себя с человеком с РАС?
  • Люди с расстройствами аутистического спектра очень разные, поэтому к каждому необходим индивидуальный подход.

    Есть только общие рекомендации, которые, скорее всего, пригодятся при общении с любым человеком с РАС.

    «С человеком с РАС лучше всего общаться в спокойной обстановке. Если вы видите, что он чем-то взволнован, помогите ему найти уединенное место, и дайте время на то, чтобы прийти в себя.

    Постарайтесь не трогать его и не пытайтесь переместить куда-то, если ситуация не критическая и его жизни ничего не угрожает. Помните, что у него может быть необычная реакция на прикосновение.

    У людей с РАС бывают затруднения с речью — они могут совсем не говорить или с трудом понимать обращенные слова. Вы можете использовать карточки или жесты для визуального подкрепления вашего сообщения. Говорите простыми фразами, избегайте сложных речевых конструкций. Если он не ответил сразу, повторите вопрос и сделайте паузу. Человеку с РАС может требоваться больше времени на обдумывание ответа.

    Человек с РАС может делать необычные движения: махать кистями рук, вставать на носки, издавать громкие звуки. Эти действия помогают ему успокоиться или собраться. Проявите уважение к вашему собеседнику вне зависимости от его поведения.

    Обращайтесь к человеку с РАС напрямую, не игнорируйте его и не говорите о нем в третьем лице. Если вы видите, что кто-то проявляет к нему агрессию — постарайтесь остановить это», — рассказала пресс-офицер Ассоциации «Аутизм Регионы» Екатерина Заломова.
  • Можно ли называть человека с РАС «аутист»?
  • Не стоит, это определение считается некорректным. Выражение «человек с РАС» более предпочтительно.

    Согласно памятке американского Центра по контролю за заболеваниями, язык «сначала человек» должен применяться для уважительного обращения к человеку с инвалидностью. Он подчеркивает, что в первую очередь важна личность, а не диагноз.

    Считается, что слова типа «аутист», «даун» и тому подобное связаны в общественном сознании с негативными ярлыками.
  • Родители детей с ментальными нарушениями постоянно говорят о стигматизации. Что это такое и в чем она проявляется?
  • Стигматизация — процесс восприятия других людей через призму негативных социальных ярлыков (стереотипов). Стигматизация появляется тогда, когда общество наделяет стигмой (негативным ярлыком) людей с ментальными нарушениями и их близких.

    Люди, которых подвергают стигматизации, могут испытывать чувство стыда, иметь сниженную самооценку, считать, что они не так важны, как остальные.

    Исследования показали, что люди с РАС сталкиваются со стигматизацией в различных обществах и культурах. Для родителей и близких детей с РАС также характерен процесс «самостигматизации», когда из-за риска негативного отношения окружающих они начинают избегать общественных мест, отказываются обращаться в службы, которые могут оказать помощь.

Людям с РАС можно помочь, если рано и правильно поставить диагноз и оказывать им необходимую помощь на протяжении всего жизненного пути. Причем она должна быть научно обоснованной, интенсивной и индивидуализированной.

Вопреки распространенному мифу, люди с РАС не стремятся жить в своем мире, наоборот, они заинтересованы в общении с другими, однако не имеют достаточных навыков для этого. Поэтому «особенным» людям, которые живут рядом с нами, важна наша помощь.

Формирование правильного отношения общества к проблемам и возможностям людей с РАС — важнейшая составляющая успешной реализации мероприятий концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра.

Автор: Ольга Ковалева



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Горьковская промышленность в годы Великой Отечественной войны
В 2024 году наша страна отмечает 79-летнюю годовщину Победы. Ежедневный и ежечасный бой горьковчане вели не только на фронтах, но и в цехах заводов. 37% танков, самоходок и бронемашин, 35% минометов, 24% орудий и 11% самолетов за годы войны были произведены предприятиями Горьковской области.
Общество
Нижегородцам рассказали, как сберечь здоровье органов дыхания
Существует около 30 основных факторов, способствующих возникновению хронических заболеваний респираторной системы.
Спорт
Победители конкурса «Наш „Пари НН“» получили заслуженные призы
Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.